На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Остальные строения и памятники Александро-Невской Лавры

Продолжим прогулку по Александро-Невской Лавре. Сначала схема строений

1. Троицкий собор Александро-Невской лавры (Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы).
2. Фёдоровский корпус (братский).
3. Исидоровская церковь.
4. Фёдоровская церковь.
5. Южный (Семинарский) корпус.
6. Юго-Западная (Библиотечная) башня.
7. Митрополичий корпус.
8. Северо-Западная (Ризничная) башня.
9. Северный (Просфорный) корпус.
10. Благовещенская – Александро-Невская церковь.
11. Церковь Сошествия Святого Духа (духовно-просветительский центр «Святодуховский»).
12. Духовской корпус (братский).

Стрелочкой показан вход в Александро-невскую Лавру через Благовещенские воротаВ 1725 г. по другую сторону строящегося главного собора начали строительство последних трех уступов главной линии, повторяющих композицию и всю структуру Духовского корпуса по проекту арх. Т.Швертфегера.
В 1730 г. строительство было прекращено и возобновлено лишь в 1741 г. Строительство вел арх. Пьетро-Антонио Трезини. Ему приходилось учитывать, что работы проводились в уже начатом ансамбле. В конечном итоге Трезини точно повторил структуру Духовского корпуса, внеся лишь большую пластичность в декоративное оформление фасадов, применив полуколонну на фоне плоских пилястр. Эта деталь добавила живописность и эффектность ясным и четким объемам уступов, законченных к 1748 г.Двухэтажную церковь, симметричную Благовещенской заложили 9 августа 1745 г. В 1755-1761 гг. по проекту арх. М. Д. Расторгуева к ней пристроили лестницу.

В июне 1766 г. архиепископ Гавриил обратился к Екатерине II с ходатайством о разрешении монастырской братии переселиться в новопостроенные каменные келии, освятить церкви в флигеле в симметрию с теми в которых совершается служба (Благовещенская и Александро-Невская), а для этого поставить в них иконостасы - в верхнюю Феодоровскую, имеющийся при Священном Синоде Кенигсбергский иконостас, а в нижнюю Злотоустовскую поставить готовый, а если такового нет, изготовить новый. Это было сделано и в феврале 1767 г. церкви были готовы к освящению. Иконостас Златоустовской церкви был написан в 1766 г. «находящемся при Святейшем Правительствующем Синоде живописцем» Алекеем Антроповым, он же и раскрашивал иконостас. Было написано 18 образов. Кроме того Антроповым были написаны в нижнюю церковь местный образ св. Иоанна Златоуста, а в алтарь - Господа Савоафа. В верхнюю церковь Антропов написал местный образ св. благоверного князя Феодора Новгородского. Обе церкви были освящены в 1770 г. Федоровский корпус в первом флигеле имел в верхнем этаже 13 покоев, во втором флигеле – 14, в третьем в нижнем этаже – 2. Рефетория сквозная в два аппартамента. Во всех трех линиях галерея.

В 1840 г. был переделан иконостас и сделана роспись храма в Феодоровской церкви. Работы были завершены в 1842 г. 17 сентября церковь была вновь освящена во имя св. Николая Мирликийского. На горнем месте было изображено сказание 4-й главы Апокалипсиса,, на потолке храма – всевидящее око, окруженное четырьмя рядами херувимос. По стенам храма была сделана роспись из евангельских событий и изображения святых. В этом храме были размещены иконы, написанные академиком Антонелли в 1820-1821 гг. для Духовской церкви.С 1840 г. стали переделывать и иконостас в Златоустовской церкви. Церковь вновь была освящена в 1842 г. уже во имя св. Феодора Новгородского. В алтарь была помещена икона Уверение Фомы, написанная Антонелли в 1821 г. для Духовской церкви.

В 1867 г. было произведено обновление Феодоровской церкви: были переделаны Царские врата и иконостас.

Еще с 1806 г. в нижнем храме начали проводить захоронения. Здесь были погребены грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге, а так же граф С. Г. Строганов. Эти захоронения не сохранились.

5 октября 1889 г. по представлению Духовного Собора, митрополитом была разрешена постройка усыпальницы-палатки для погребений при Феодоровской церкви по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова. Ее размер 14 на 10 сажень (1 сажень - 2,1336 м), на 167 двухъярусных могильных мест. Ввиду обширности сооружения было решено палатку устроить церковью. Храм освятили во имя прп. Исидора Палусиота, чин освящения совершил 6 октября 1891 г. митрополит Исидор. В этой церкви было произведено более 150 захоронений, в большинстве архиереев и и церковных деятелей. Здесь же были похоронены математик И. А. Вышеградский, писатель князь В. П. Мещерский.С октября 1930 г. Феодоровская церковь не действовала, но окончательно была закрыта постановлением Президиума Ленсовета от 2 сентября 1931 г., спустя три месяца закрыли и Исидоровскую церковь. В здании устроили гараж. Прах митрополитов Исидора и Палладия перенесли на Никольское кладбище, остальные захоронения уничтожили.

Постановлением Ленсовета от 2 сентября 1931 г. Феодоровская церковь была передана в ведение Володарского райсовета, помещение церкви занимало общежитие фабрики «Рабочий». С 1931 до начала 2000 г. в здании Исидоровского храма находился ЦНИИ «Прометей».В Феодоровском (нижнем) храме в ходе реставрации в бетонном полу бывшей дворницкой была обнаружена могила Я. В. Ростовцева - основного разработчика крестьянской реформы 1861 г.С 1996 года началось возвращение епархии корпусов и зданий лавры. В 2012 в корпус и храм реставрировались – были восстановлены фасады и проезд. Крупнейшие восстановительные работы были проведены в 2013 году к 300-летию монастыря. Реставрация Феодоровской церкви завершилась в 2017 году.В реставрации интерьеров, длившейся более 10 лет, участвовали специалисты Русского музея, Эрмитажа и Академии художеств. В нижнем храме работы продолжаются.

Одним из самых значительных сооружений является Митрополичий корпус (Архиерейский дом), построенный по проекту Михаила Расторгуева в стиле барокко в середине XVIII века.фото 2018

Архиерейский или Митополичий дом строится на западной линии монастыря в 1756-1758 гг. по проекту М. Д. Расторгуева. Первоначально это было двухэтажное здание, соединенное одноэтажными крыльями с угловыми башнями. Юго-западная и северо-западная угловые башни, возведенные в 1772 – 1774 гг., повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей.Архиерейские покои имели два этажа, в первом сделан был в середине проезд и по обе стороны проезда 10 покоев. Во втором этаже 10 покоев и зал. В архиерейском новом доме устроена была церковь «Всех святых». В описи 20 августа 1768 г. церковь значится: «крестовая в доме архиерейском Всех святых». В описи 1860 г. указывалось, что эта церковь была расположена «в юго-восточном углу дома, вверху на хорах, в той малой комнате, которая ныне служит книгохранилищем». Она была «мала, тесна, низка», при том со входом с южной стороны. По сообщениям историков церковь Всех святых в доме митрополита была освящена в 1767 г.

В 1819 г. была произведена надстройка митрополичьего дома, в надстроенную часть была перенесена крестовая церковь. Освящена она была 3 ноября 1819 г. во имя св. архистратига Михаила и прочих бесплотных сил небесных. Ее размеры тоже были невелики: длина 7,5 сажень, ширина 4, а высота не достигала 4 аршин (1 сажень - 2,1336 м, 1 аршин - 0,7112 м)Западный фасад

В апреле 1860 г. было принято решение ввиду тесноты крестовой церкви и митрополичьего помещения, лишенного комнат для служащих при митрополите, пристроить к митрополичьему дому с западной стороны новый двухэтажный флигель. Проект был составлен архитектором Брандтом. В августе в Петербург прибыл новый митрополит Исидор и застал в своем доме работы по переустройству церкви. Митрополит в следующем году предложил Духовному Собору новый план надстройки второго этажа с обеих сторон митрополичьих покоев на одноэтажном монастырском здании, составленный архитектором Горностаевым. В своем проекте надстройки второго этажа обеих крыльев Митрополичьего корпуса он использовал приемы и стилистические особенности, присущие архитектуре старых Архиерейских палат, поэтому современный облик зданий, сохранил во многом художественную выразительность прежних монастырских строений. В марте 1861 г. испрошено было высочайшее соизволение на «перестройку флигелей митрополичьего дома с помещением в одном из них церкви». По указанию митрополита приступили к сооружению надстройки для церкви « с правой стороны дома, то есть с южной». 16 июня была произведена закладка церкви.Иконостас церкви был написан художником Саввой Постемским. Весной 1863 г. был поставлен на церкви крест, пожертвованный Ф. А. Верховцевым. Потолки и стены по рисункам академика Солнцева были расписаны академиком Титовым. Над Царскими вратами была помещена копия иконы Успения Богоматери в Киево-Печерской лавре. Так же был устроен придел св. Тихона Задонского. Главная церковь была освящена митрополитом 23 июня, а придел 13 августа, в день открытия мощей св. Тихона. Церковь имела размеры 7 на 9 сажень.В 1880-х гг. был заложен широкий сквозной проезд в центе Митрополичьего дома - на его месте устроили вестибюль. Значительно раньше были заложены проезды в боковых корпусах.В 1896 г. Духовный Собор решил приступить к осуществлению второй половины плана надстройки на западной линии, утвержденного еще в 161 г. При этом решено было трапезу перестроить в большой двусветный зал и на хорах устроить церковь. Работы были произведены на средства Лавры. Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Палладия была освящена митрополитом Палладием 23 марта 1897 г. фото 1995 года

Митрорполичий корпус в советское время был занят учреждениями.Митрополичий корпус, вид из внутреннего двора. Небольшой треугольный фронтон на высоком фасаде отмечает место Успенской домовой церкви.Митрополичий корпус. На заднем плане трапезная, где была Покровская домовая церковь

Позади Митрополичьего дома, к западу от монастыря, находился обширный регулярный сад с павильонами. Начало работ по созданию сада относится к 1720-м годам. К концу XVIII века он занимал территорию, значительно большую, чем теперь. В течение XIX и в начале XX веков в связи с ростом города территория сада сократилась и ограничилась излучиной реки Монастырки.

Просфорный корпус

- арх. Расторгуев М. Д.Просфорный корпусПросфорный корпус

Северо-Западная башня - Ризница

Здание старой ризницы Александро-Невской лавры, перестроенное в 1904-1910 гг. архитектором Л. П. Шишко для размещения в нем новых келий и исторического музея (именуемого также "церковно-археологическим музеем" и "древлехранилищем", представляет довольно редкий пример почти буквального воспроизведения образцов культового зодчества австийского барокко 1700-1720-х гг., в частности монастырских построек Л. Гильденбрандта и Я. Прандтауера, охарактеризованных В. Я. Курбатовым в качестве прототипа церквей и дворцов Ф.-Б. Растрелли.

Семинарский корпус - южная граница монастырского кареФото 2007 годаАрхитектор Расторгуев М. Д.Слева направо: Семинарский корпус с хранилищем древних рукописей, архивом и библиотекой, Библиотечная (юго-западная) башня, Митрополичий корпус. 8 июля 2011 годаСеминарский корпус 13 августа 2017 года

Северный фасад: Просфорный (Северный) корпус с Ризничной (Северо-Западной) башней. На преднем плане р. Монастырка.

Памятники

Памятник 2 000 лет от Рождества Христова. Напротив Свято-Троицкого собора расположился этот семиметровый монумент скульптора Э. П. Соловьевой.

18 апреля в 2001 году он торжественно освещен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископом Кронштадтским Назарием.

Памятник «За веру Христову пострадавшим».

В зимний день памяти Св. благоверного князя Алекандра Невского, 6 декабря в 2005 году на территории сада во дворе лавры был открыт и освящен монумент также работы Э. П. Соловьевой в виде креста, вписанного в круг. Он символизирует спасение через жертву Христа.

Поклонный крест в митрополичьем саду.

Памятник установлен 12 сентября в 2013 году в Митрополичьем саду в честь знаменательного события 2009 года — восстановления прерванной некогда в силу политических и идеологических причин связи между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Теперь, по словам владыки Марка, обе наши русские церкви совместно стоят перед престолом Божьим. Это также работа Э. П. Соловьевой.

Рельефное панно Св. князя Александра Невского. Открыто 12 сентября 2013 года при отмечании 300-летия лавры.

Это бронзовое панно находится на стене Просфорного корпуса.

Мемориальная доска в Митрополичьем корпусе лавры, на месте смертельного ранения, полученного 19 января в 1918 году священномучеником Петром Скипетровым. Киот с Коневской иконой Богоматери. Освещен 10 июля в 2015 году. Этот двухметровый каменный киот был выполнен в мастерской лавры под руководством изографа, реставратора Д. Г. Мироненко. Располагается он на заднем дворе монастыря. Вокруг киота оборудовано место отдыха для паломников с декоративным водоемом и беседками.

Музей Александро-Невской лавры

У монастыря есть свой музей, который был создан по благословению наместника епископа Назария. Он расположен в помещении лаврской ризницы.Экспозиция содержит в себе экспонаты, повествующие о трёхвековой истории обители. Макет Лавры в музее

Фотографии и документы, иконы, священнические облачения, церковная утварь и многое другое предстанет взгляду посетителей.

http://www.citywalls.ru/house5137.html

http://www.citywalls.ru/house5124.html

http://www.citywalls.ru/house5125.html

http://www.citywalls.ru/house5123.html

http://www.citywalls.ru/house26410.html

http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/aleksandro-nevsk...

Картина дня

наверх