На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

"Даная" Рембранта

На протяжении веков непременным условием всякого путешествия считалось посещение местных достопримечательностей. Среди них музеям отводилась особая роль. Разве можно было вернуться из Парижа, не увидев Лувр? Или покинуть Санкт-Петербург и не заглянуть в Эрмитаж? Слово “музей” происходит от греческого museion – “храм муз”. Музами называли прекрасных спутниц Аполлона, покровительниц наук и искусств. Поэтому неудивительно, что собрания редкостей, произведений искусства и природных раритетов со временем стали именовать музеями. Музеи собирают, хранят, изучают и показывают посетителям памятники искусства, естественной истории, материальной и духовной культуры. В них часто находятся коллекции редчайших документов и книги. Крупные музеи снаряжают научные экспедиции, устраивают выставки, на которых демонстрируют сокровища из своих запасников и новые поступления. 

Наряду с музеями-гигантами, такими, как Эрмитаж или Метрополитен, существуют маленькие краеведческие, этнографические музеи или просто собрания курьёзных вещей, например Музей самоваров в Туле или Музей утюгов в Переславле-Залесском. Музеи бывают самых разных профилей: искусствоведческие, исторические, технические, естественно-научные, литературные…

Среди крупных, прославленных собраний важное место занимают художественные музеи, в которых сосредоточены коллекции скульптуры и живописи: Лувр, Прадо, Метрополитен, Уффици, Ватикан, Эрмитаж:Новый Эрмитаж.  Миллионная ул. (1852, худ. Садовников). Фото Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС.  7-го декабря 2019 года Государственный Эрмитаж отметил свою 255-ю годовщину. В честь юбилея вход сделали бесплатным. Тысячи петербуржцев, стар и млад, гости Северной столицы пришли, чтобы отметить праздник вместе с музеем. Для этого им пришлось отстоять в очереди несколько часов.

Эрмитаж – один из тех музеев, что могут быть названы универсальными. Его богатство – это не только памятники мировой культуры и произведения искусства, но и комплекс великолепных зданий, которые помнят, многих выдающихся людей, - зданий, над возведением и оформлением которых работали лучшие архитекторы России. Кроме того, коллекции Эрмитажа – своего рода памятник собирательства XVIII-XXI столетий, свидетельство перемен в художественных вкусах и культурных интересах тех, кто занимался их формированием.

В 1762 год была учреждена должность библиотекаря – с этого времени ведёт свою историю библиотека Эрмитажа, для которой императрица купила собрания книг философов-просветителей Вольтера и Дидро (библиотеку Вольтера, кроме самого философа, прочитали Екатерина Великая и… Пушкин А. С.).

История художественной коллекции Эрмитажа начинается в 1764 году, когда в Петербург в уплату контрибуции (316 тыс. гульденов) русской казне прибыло собрание картин (317 единиц), составленное берлинским негоциантом И. Гоцковским для прусского короля Фридриха Великого. Король не смог приобрести картины из-за финансовых трудностей после окончания войны (Семилетней). Именно эти работы главным образом голландских и фламандских мастеров (к числу лучших среди них относятся “Гуляки” Яна Стена, “Портрет молодого человека с перчаткой” Франса Хальса) стали основой картинной галереи Екатерины Великой. Впоследствии императрица покупала одно собрание за другим, нередко принадлежавших к числу лучших в Европе. Так, в 1769 году у внуков канцлера Саксонии графа Брюля за 150 тыс. гульденов была куплена коллекция картин в 600 полотен; в 1772 году, уже у наследников парижского банкира Пьера КрозА была выкуплена  его коллекция (около 400 полотен); в 1779 году у наследника британского премьера Уолпола купили 198 картин. 

Итак, в Эрмитаже были блестяще представлены не только особенно любимые коллекционерами XVIII века фламандская и голландская школы живописи (работы Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, etc), но и работы итальянских и французских живописцев. В Риме купили произведения лидера классицизма П. Батони, одно из них – “Святое Семейство” приобрёл, путешествуя по Европе граф Северный (его высочество Павел Петрович вместе с супругой инкогнито путешествовали по Европе) в подарок своей маме. В Эрмитаж попадали произведения и художников, чьё творчество было проверено временем, и работы современных мастеров.Малый Эрмитаж. 

Екатерина Вторая, не считая себя знатоком живописи, опиралась на мнение наиболее авторитетных ценителей. Среди них были великий философ Д. Дидро, энциклопедист Гримм Ф.-М., скульптор Фальконе Э.-М., русские дипломаты и тонкие ценители искусства Д. А. Голицын и А. И. Мусин-Пушкин, знаток римских древностей И.-Ф. Рейфенштайн, через которого, в частности, был сделан заказ на выполнение копии с росписей Лоджий Рафаэля, что в Ватикане. Страстная любительница резных камней, императрица приобретала многие коллекции гемм, а среди них – одну из лучших в мире, принадлежащую герцогу Орлеанскому. В её собрании имелись не только работы античных мастеров, но и геммы, созданные её современниками. По заказам Екатерины Алексеевны работали крупнейшие современные камнерезы, в том числе братья Браун из Англии (почти половина созданного ими хранится в Эрмитаже). Сначала все приобретения размещались в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже (от фр. ermitage - "место уединения").В 1814 мадам Богарне подарила русскому императору камею Гонзага; в этом же, 1814 году, в Амстердаме было приобретено собрание английского финансиста Кузвельта, положившее начало испанской живописи в Эрмитаже. В 1815 году тридцать восемь картин из собраний Жозефины Богарне Александр Павлович выкупил у наследников экс-императрицы Франции. В 1850 году картинная галерея герцога Барбариго пополнила собрание Эрмитажа шедеврами позднего Тициана, венецианского живописца. Важным событием стало появление в Эрмитаже картин русских художников (при создании Русского музея им. Александра Третьего их передали туда).

Во второй половине XIX века сложилась восточная коллекция Эрмитажа. После Египетского похода Наполеона в Европе возник интерес к Древнему Египту. Из Царскосельского арсенала передали в музей большое собрание восточного оружия, а купленная в Париже в 1885 году коллекция русского собирателя Базилевского А. П. включала в себя многочисленные работы восточных мастеров.

Это вкратце история собрания. Но мы рассмотрим один шедевр Рембранта.

ДАНАЯ.  Предчувствие любовного свидания — скучная и избитая тема, решил Рембрандт, все женщины в этот момент одинаковы. А вот после свидания… После в них можно разглядеть что-то интересное и настоящее..."Данаю" Рембрандт писал не для продажи, а для своего дома. Она оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества. На время следы картины теряются. Лишь в XVIII веке "Даная" обнаруживается у знаменитого французского коллекционера, банкира Пьера КрозА. В 1772 году была приобретена Екатериной Великой для Эрмитажа у наследников скончавшегося КрозА. 

Сюжет о проникновении Зевса в башню, где в заточении находилась Даная, был популярен среди европейских живописцев XVI–XVII веков. Они изображали царевну возлежащей на постели под дождем из золотых монет - такой вид принял Зевс, пленённый красотой эллинки. Родную дочь в башню посадил царь Акрисий: так он пытался избежать предсказанной гибели от руки внука. Но Даная родила Персея от Зевса. Разъярённый Акрисий приказал замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Ящик выловили рыбаки, пророчество оракула сбылось спустя годы: во время спортивных состязаний Персей неудачно метнул диск и убил деда.
“Даная” (1636–1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна предшественников (название картины стало известно из описи имущества художника 1656 года). Главное - отсутствует золотой ливень, поэтому в течение XIX - первой половины ХХ веков искусствоведы вели жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной персонаж, например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса. Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел Мессалину, жену римского императора Клавдия, известную распутством и жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в противоречие с символами, изображёнными на картине, но этому не придавали значения. Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины (вероятно, 1636 года), на котором золотой дождь присутствовал! В окончательном варианте на его месте художник изобразил золотое свечение. Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки.

По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда бог уже покидает спальню царевны: стихия прошла, осталось сияние. Не похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а тёплая, домашняя. Немецкий искусствовед Карл Нёйман заметил по этому поводу: “Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта”.1 ДАНАЯ. Как показала рентгеновская съёмка, вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Живот непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой, толстые ноги... Согласитесь, фигура Данаи далека от совершенства в нашем понимании, жителей XXI века.

2 ЖЕСТ РУКИ. На первом варианте ”Данаи” рука царевны была опущена вниз, как будто царевна зовет любовника, проникшего к ней в чертог. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте, - Даная прощается с возлюбленным.

3 ЗОЛОТОЕ СИЯНИЕ - так художник обозначил присутствие Зевса (Юпитера) на картине.

4 ЭРОТ (Амур). Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику - царь Олимпа к ней не вернулся.

5 БЕЛАЯ НЕ СМЯТАЯ ПОСТЕЛЬ символизирует непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без потери девственности.

6 ЖЕМЧУЖНЫЙ БРАСЛЕТ. Жемчуг считался украшением богини любви Афродиты (Венеры).

7 БРАСЛЕТ С КОРАЛЛАМИ на руке царевны указывает на будущего сына Данаи - Персея, которого она родит от Зевса. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра.

8 ИЗУМРУДНОЕ КОЛЬЦО - ещё один символ невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством.

9 СНЯТЫЕ ТУФЛИ символизируют женскую покорность.

10 ОРЛИНЫЕ ГОЛОВЫ на ножках кровати. Орёл считался спутником и символом Зевса.

11 СЛУЖАНКА выполняла в истории с Данаей роль сводни. Она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не положенный чепец, а тёмный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете).

12 КЛЮЧИ в руках служанки — это и указание на непосредственные обязанности дворни, ведущей хозяйство, и одновременно символ мужского начала (как замок символ женского) — еще один намёк на сводничество.

13 КОШЕЛЕК — символ божественной милости. В него служанка собрала монеты, которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса.

Долгие годы украшала знаменитая картина стены Эрмитажа, пока15 июня 1985 года не случилось несчастье. В этот день житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис подошёл к "Данае" и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Казалось, что бесценное полотно Рембрандта потеряно навсегда. Спасать шедевр бросились мгновенно, промывая полотно водой. Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. В результате около 30% авторского письма было утрачено безвозвратно.
Но благодаря мастерству реставраторов (реставрация длилась более 12 лет) картину удалось не только спасти, но и разгадать многие загадки.В 1997 г. шедевр вернулся в «Эрмитаж», на этот раз под бронированным стеклом. Хотя реставраторам удалось восстановить картину, многие ценители искусства говорят: «Даная» умерла. В ней больше нет чувств художника». Бронюс Майгис о своем поступке никогда не жалел. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).Великий Рембрандт родился в семье состоятельного владельца мельницы в голландском городе Лейден. Он закончил Латинскую школу при местном университете, затем в 1620 году поступил в этот же университет. Но занятия мало увлекали юношу, мечтавшего стать художником. Поэтому в 1621 году он уходит из универа и становится учеником местного живописца Якоба ван Сваненбюрха.

В 1624-1625 годах совершенствовался под руководством Петера Ластмана в Амстердаме. В 1625 оду возвратился в родной Лейден, и открыл собственную мастерскую. В это время у Рембрандта появляется и свой ученик – известный впоследствии художник Херард Доу. В это же время он пишет много портретов своих домочадцев – матери, отца и многочисленных сестёр, а также свои автопортреты. Уже в этот период художник уделяет особое внимание освещению и передачи духовных переживаний своих моделей. Молодой Рембрандт любит наряжать их в различные одежды, драпировать в красивые ткани, великолепно предавая их фактуру и цвет.

В 1632 году, уже основавшись в Амстердаме, ван Рейн написал “Урок анатомии доктора Тульпа”. Эта картина принесла ему признание и славу. Однако, не смотря на славу, он одержим одной мыслью – усовершенствовать собственное мастерство. Часто его изыскания вызывают недовольство заказчиков, например, “Ночной дозор” (я о нем писала). При этом Рембрандт теряет материально, но не оставляет своих поисков.

1634 – женитьба на дочери юриста, бургомистра города Леуварден Саскии ван Эйленбюрх. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов, ученики. Живописец часто пишет свою жену, “Флора. 1634”, “Автопортрет с Саскией на коленях, 1639”. Но счастье – дама капризная (fortuna non penis, in mano non recipi): в 1642 году Саския ушла в мир иной, оставив мужу четырёх детей, из которых до совершеннолетия дожил Титус. Позже художник сошёлся с соблазнительной нянькой Титуса.

Моральная подавленность и страсть к коллекционированию постепенно привели ван Рейна к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов заказчиков, увлекшихся тщательно прописанной светлой живописью. Живописец же, никогда не уступавший вкусам публики, интересовался контрастами света и тени, сосредотачивая свет в одной точке и оставляя остальные части полотна в полутени и тени. Заказов становилось всё меньше и меньше. Его новая женщина, Хендрикье Стоффельс и сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли всё хуже и хуже. В 1656 году Рембрандт обанкротился, и в течение следующих двух лет дом и имущество художника были проданы за долги.

1663 – умерла Хендрикье Стоффельс. Не смотря ни на что, художник продолжал работать. В эти особенно тяжёлые годы он создаёт ряд замечательных работ, поражающие внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности. Современники  холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось более двухсот лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокий психологизм его творчества, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имён. 

https://obiskusstve.com/1896435544815306816/po-zalam-ermitazha-danaya/

https://kulturologia.ru/blogs/060316/28700/

http://www.arthistory.ru/rembrant.htm

Картина дня

наверх