Символом моральной деградации власти при последнем русском императоре стал старец Григорий Распутин. Некритичное доверие царской семьи к скандальному прозорливцу вызывало недоумение и возмущение у сановников и публики. Но ещё до появления при дворе Распутина царь благосклонно относился к сомнительным личностям. Среди них встречались похожие на «святого чёрта» колдуны, гипнотизёры, предсказатели и многие другие шарлатаны.
Блаженные из народа
И сам император, и его жена Александра Фёдоровна отличались набожностью и почтительным отношением к православию. Долгие годы они ждали рождения наследника, но на свет появлялись только дочери. Ощущение злого рока усилило религиозные воззрения и без того впечатлительных супругов. Поэтому при дворе стали появляться разные юродивые и блаженные, которые могли «предсказать будущее» – то бишь, появление на свет мальчика.Николай II и его дочери
Почтение к странным людям из народа внешне вписывалось в церковную традицию. Одной из таких деятельниц была матушка Матрона-Босоножка. Так её прозвали за привычку ходить босиком по улице, даже в зимнее время года. Её нашли в петербургских трущобах и привезли в Царское Село, где она убеждённо уверяла императорскую чету, что им удастся родить наследника.
Бывшего солдата Василия Ткаченко родом с Кубани тоже называли Босоногим – он прославился странническим образом жизни в монашеской рясе и с посохом, увенчанным крестом. К блаженной Прасковье, или Паше Саровской Николай II с женой ездили на поклон сами в Серафимо-Дивеевский монастырь Нижегородской губернии.Василий Ткаченко и Паша Саровская
Перед императором и императрицей бывали и более «юродивые» лица. Однажды им представили слабоумного Митьку Колябу. Он был инвалидом от рождения: хромым, глухим и с культями вместо рук. Внятно говорить Коляба не мог, изъясняясь криками и другими бессвязными звуками. Естественно, никакого очевидного пророчества во время встречи он не произнёс.
Страдающую приступами эпилепсии Дарью Осипову привёл ко двору флигель-адъютант Александр Орлов – как говорили, она помогала женщинам в своей родной деревне справляться с болезнями. Положительного впечатления на императрицу она не произвела, поскольку вела себя слишком странно: выкрикивала много проклятий и почти что впадала в транс. Тем не менее, именно во время её пребывания в Царском Селе у Александры Фёдоровны родился мальчик – царевич Алексей.Возможно, если бы царевич Алексей не болел неизлечимой гемофилией, Распутин не получил бы столь большого влияния на престол…
Политические интриганы
Близость к трону позволяла фаворитам в ряде случаев влиять на политику. Пожалуй, самым умеренным приближённым «мистиком» Николая II был врач тибетской медицины Жамсаран Бадмаев, родом из Бурятии. В ходе своей карьеры он стал Петром Александровичем Бадмаевым и дорос до действительного статского советника.
Кстати, и тибетская медицина, при всей своей спорности, внушала определённое доверие. Лечение доктора Бадмаева помогало многим пациентам, в том числе царевичу Алексею и известному священнику Иоанну Кронштадтскому. Так что шарлатаном Бадмаева назвать сложно.Пётр, он же Жамсаран Бадмаев
По слухам, доктор мог входить в тибетское мистическое общество «Зелёный дракон» (им потом интересовались увлечённые мистикой нацисты) – а через Бадмаева туда могли попасть Распутин и даже императрица Александра Фёдоровна. Доказать эти слухи трудно, однако именно благодаря близости ко двору Бадмаев пытался убедить власть в том, что Тибет нужно присоединить к России. К сильному влиянию доктор не стремился, ограничиваясь частной врачебной практикой. Это позволило ему сохранить и положение, и жизнь – в сравнении с тем же Распутиным.
А вот метеоролог Николай Демчинский слишком резко воспользовался доверием царя. Николай Демчинский
Это сейчас метеорология считается наукой, а в то время прогнозы погоды казались чем-то мистическим, словно астрологией. Отсюда и любознательность императора. Демчинский написал царю письмо, в котором просил осуществить реформы в пользу общества: «Картина будущего России давно уже обрисовалась в моей голове и, как мне кажется, картина единственно возможного её благополучного существования». Это рвение не было оценено, и Демчинский потерял влияние.
Европейские мистики
Мистические учения могли приходить в Россию из просвещённой Европы. Одним из таких авторитетных медиумов в конце XIX века был француз Незье Филипп. «Мастер Филипп», как его называли, с молодых лет мог исцелять молитвой, а потом и вовсе занимался всем подряд: гипнозом, сеансами спиритизма и, конечно, предсказаниями будущего. Всё это объединялось в целое учение мартинизма. На словах мартинизм говорил о молитве и спасении души в духе христианства, а на деле был прибежищем для мистических практик всех сортов.
До царской семьи дошли слухи о популярности Филиппа и даже рассказ о том, что он якобы вызвал молнию после спора с католическим священником. Николай и Александра Романовы стали искать встречи с популярным оккультистом, и тот в разговоре предрёк рождение царевича. После этого он ещё несколько раз предугадывал гибель Российской империи и царской семьи. Неизвестно, каким бы было его дальнейшее влияние на императора, если бы в 1905 году он не умер.Мастер Филипп
Зато его соратник по ордену мартинистов Папюс продолжил контакты французских мистиков с русским царём.Жерар Анкосс (Папюс)
Новый шарлатан был представлен ко двору великим князем Николаем Михайловичем, который познакомился и подружился с Папюсом во Франции. Императорская семья была поражена способностями Папюса, он в России не остался, а посетил страну во второй раз лишь в 1905 году, по приглашению царя. Именно в этот свой приезд Папюс вызвал дух Александра III, посоветовавшего Николаю безжалостно подавлять революцию. В то же время именно Папюс сильно способствовал развитию мартинизма в России (были открыты ложи ордена, переводились книги, издавался официальный журнал мартинистов на русском языке).
Последнее посещение России выпало на 1906 год, однако позже Папюс поддерживал отношения с царской семьей при помощи переписки. Длилось это по крайне мере до 1915 года. Одно из его писем к Александре содержало предостережение от относительно Григория Распутина, как злом демоне. По словам Папюса, Распутин был чем-то наподобие ящика Пандоры, содержащим в себе все зло и пороки русского народа.Приезжие европейцы не стремились заполучить раболепное доверие императора. А многие простонародные старцы были слишком необразованными и недальновидными. Распутин соединил в себе образ «истинно народного» предсказателя, хитрый ум и сильные амбиции. Его появление при дворе затмит славу всех других шарлатанов.
Необходимо отметить, что несмотря на такое увлечение оккультизмом и спиритизмом, Николай и Александра были глубоко верующими людьми. Они постоянно посещали по воскресеньям церковные службы, придерживались строгих постов. Император был фаталистом, и очень часто писал о том, что полагается на Божью волю в периоды потрясений.
В то время, когда происходило отделение церкви и государства, увлечение императора сверхъестественным выглядело немного странно, но в то же время оно в полной мере соответствовало духу народа, сочетавшему в себе православную веру и практики, которые с точки зрения христианской морали никак нельзя истолковать положительно.
Впрочем, Россия была далеко не единственной страной, в которой соседствовали оккультизм и религия. Но российский царь Николай II на фоне всех монархов того времени выделялся свое наивной верой в то, что можно назвать «культом иррациональности». Он был пережитком прошлого, чей стиль жизни и точка зрения полностью противоречили экономическим и социальным реалиям его времени.
Император свято верил в особое предназначение Святой Руси. Он даже советовался в духом своего отца, которого вызвал некромант, и с ностальгией вспоминал «великое прошлое». Промышленный капитализм, который начинал набирать обороты, социальная мобильность, новые технологии, всевозрастающая роль национальных меньшинств – все это никак не могло уложиться в ту упорядоченную картину мира, которая была создана предшественниками Николая. Поэтому все императорские причуды с магами, проповедниками и «божьими людьми», уверены историки, можно объяснить не стремлением отказаться в век модернизации от доводов разума, а лишь ностальгией за безвозвратно ушедшим прошлым.
https://kulturologia.ru/blogs/200918/40577/
http://tainy.net/54662-temnye-sily-pomoshhniki-nikolaya-ii.h...
Свежие комментарии