На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владислав Петряев
    Сознание человека так многопланово, так изменчиво и в тоже время так ностальгично к прошлому, что часто трудно дать о...История создания ...
  • Светлана Митленко
    Когда он был на взлете, то тоже прошел мимо меня. Гораздо позже в силу своей профессии я о нем узнала. И тоже никак. ...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Тут мы с Вами очень похожи. Бардовские песни и мне нравятся, так же как и городской романс, и шансон. Но Северный име...От одесского жули...

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.10

 
 
Продолжим наше знакомство с московскими архитектурными памятниками прекрасной эпохи модерна. В этот раз наш маршрут пролегает в лабиринте переулков между Новым Арбатом и Никитскими улицами, начинаясь у площади Арбатских ворот и заканчиваясь на Садовом кольце. Сегодня на пути нам встретятся как знаменитые шедевры известных архитекторов, являющиеся своего рода визитными карточками столичного модерна, так и малоизвестные доходные дома, спрятанные в арбатских двориках, и также оформленные в традициях этого изящного и живописного стиля. Посмотрим на златокудрых красавиц, неведомых духов и демонов и самых разнообразных представителей фауны, а также полюбуемся превосходными по своей красоте цветами и растениями, без которых модерн просто немыслим.
 
35. Поварская улица, дом 10, строение 1 - Доходный дом В.А. Бобринской
 
Доходный дом В.А. Бобринской. Фасад со стороны Поварской улицы (в прошлом главный).
 
Шестиэтажный доходный дом в начале Поварской улицы был построен в 1910 году на месте снесенных строений. Заказчиками строительства были граф Павел Алексеевич Бобринский с супругой Варварой Александровной. По существовавшей традиции оформления недвижимого имущества на жен дом был записан на Варвару Александровну, поэтому сегодня он известен как доходный дом В.А. Бобринской.
 
Автором проекта здания был известный московский архитектор Ольгерд Густавович Пиотрович. О нем уже упоминалось и в некоторых наших прогулках. Он был младшим братом тройки братьев архитекторов и известен как самый плодовитый в Москве строитель доходных домов среднего класса. С творчеством этого талантливого архитектора нам еще предстоит встретиться в рамках сегодняшней экскурсии и следующей. Что, в общем-то, не удивительно, ведь среди его многочисленных работ множество образцов стиля модерн.
Доходный дом В.А. Бобринской. Фасад со стороны двора, объединивший боковые фасады двух старых корпусов домовладения. Ныне здесь располагается главный вход в здание, оформленный в современном стиле.
 
Стоит сразу сказать, что существующее ныне сооружение серьезно отличается в плане от созданного в 1910 году. До реконструкции 1990-х годов здание состояло из двух корпусов, стоящих один за другим и разделенных примерно 20 метрами. Первый корпус – тот, что выходит фасадом на Поварскую. Второй – параллельно ему, в глубине двора. Остается не выясненным, были ли каким-либо образом соединены друг с другом эти два корпуса или они представляли собой полностью изолированные друг от друга строения. После реконструкции два здания были объединены, пространство между ними застроено, надстроен мансардный этаж. А со стороны боковых фасадов двух старых корпусов организован главный вход в новое здание, сегодня он выполнен в современном стиле, с применением сплошного остекления. Две в прошлом боковые стены разных корпусов составили единый центральный фасад реконструированной постройки и были оформлены аналогично лицевому фасаду, выполненному О.Г. Пиотровичем, с полным воссозданием лепных элементов по имеющимся образцам. Воздержимся от комментариев в отношении выполненной реконструкции. Рассмотрим лишь фасад, созданный самим О.Г. Пиотровичем, т.е. тот, что выходит на Поварскую улицу.
Доходный дом В.А. Бобринской. Детали оформления крыши и фасада на уровне верхних этажей.
 
В доме на Поварской легко угадывается характерный авторский почерк О.Г. Пиотровича, прослеживающийся во всех его творениях в стиле модерн. Это все то же сочетание сплошной облицовки стен керамической плиткой «кабанчик» и обильного лепного декорирования фасадов. Весь декор выполнен в спокойных тонах: кремового цвета матовая керамика и светло-зеленая, с легким оттенком болотной воды лепнина.
 
Фасад дома плоский, практически лишен выступающих элементов. Лишь центральная часть его выделена незначительно выступающими пилястрами, облицованными, как и основанная масса стены, «кабанчиком». Образованная таким образом вертикаль подчеркнута и в силуэте карниза – выступающим над ним аттиком. Нижний и верхний этажи визуально отделены от остальных. Нижний оштукатурен, рустован и ограничен тонким ленточным фризом с растительным орнаментом, верхний покрыт гладкой штукатуркой и отделен от нижней части здания выступающим карнизом, поддерживаемым небольшими лепными кронштейнами.
Доходный дом В.А. Бобринской. Детали лепного декора надоконных панно.
 
Оконные проемы прорезают фасад ритмически однообразно. Живость композиции придают многочисленные надоконные панно. На каждом этаже они имеют индивидуальный рельефный рисунок. Над окнами второго этажа – лавровый венок с миниатюрными розетками и жезлом, украшенным раскидистыми листьями каких-то растений. Над третьим этажом – женские маскароны на фоне веероподобных пальметт и флоральных завитков. Над четвертым – изгибающиеся молодые побеги остролиста в небольших арочных нишах. Над пятым – картуши с замысловатым растительным обрамлением.
Доходный дом В.А. Бобринской. Мужской маскарон в замковом камне наличника окна первого этажа.
 
Окна первого этажа оформлены в несколько иной манере. Они убраны наличниками с оригинальными замковыми камнями, на которых вылеплены бородатые мужские маскароны. Верхний же этаж украшен композициями из нескольких тонких скульптурных пилястр, имеющих завершения в виде небольших листьев и цветков.
Доходный дом В.А. Бобринской. Оформление 2 и 3 этажей.
 
Карниз здания сделан с большим выносом за плоскость стены. Под ним можно увидеть еще один декоративный элемент - тонкий лепной архитектурный облом, протянувшийся вдоль всего фасада. Над карнизом установлена изящная фигурная металлическая решетка.
Облик дома, на первый взгляд, весьма обычен. Кто-то, вполне возможно, равнодушно пройдет мимо, не обратив на него никакого внимания. Но для человека с наметанным взглядом, привыкшего смотреть по сторонам и замечать детали, он станет настоящей находкой, рядом с которой грех не остановиться и не рассмотреть все в подробностях. Таков он – московский модерн бывших доходных зданий. Раскрывается не всем и не сразу.
 
В разное время в доме проживали многие известные личности, среди них экономико-географ Николай Баранский, лауреат Ленинской и Сталинской премий биолог Константин Скрябин, народный артист и театральный режиссер Алексей Попов со своим сыном Андреем, пошедшим по стопам отца и впоследствии тоже ставшим знаменитым актером, режиссером и педагогом.

В настоящее время здание принадлежит ЗАО «Элит-Холдинг», в нем располагается бизнес-центр «Поварская Плаза».
 
36. Поварская улица, дом 24, строение 1 - Особняк М.С. Саарбекова
 
Особняк М.С. Саарбекова на Поварской улице.
 
Ранее на месте особняка стоял небольшой дом, принадлежавший некой пожилой особе В. М. Лаухиной, капитанской дочери. Его с 1828 по 1829 год снимала бабушка М.Ю. Лермонтова - Е. А. Арсеньева, - она жила здесь со своим 14-летним внуком, будущим великим поэтом, и его другом Давыдовым. Именно в этом доме Лермонтов написал свою первую поэму «Индианка» и приступил к изданию рукописного журнала «Утренняя заря». После того, как к жильцам присоединился П. П. Шан-Гирей с сыном Акимом, маленький дом стал тесен, и Арсеньева с внуком перебралась в соседний дом № 26.
 
Современный особняк построен в 1899-1900 годах на месте снесенного дома В.М. Лаухиной. Заказчиком его строительства являлся купец первой гильдии, почетный потомственный гражданин, владелец химического предприятия на Владимирском шоссе, за Рогожской заставой – Моисей Семенович Саарбеков. Проект особняка он заказал разработать архитектурному бюро Льва Николаевича Кекушева.
 
Первоначальный план дома, поданный на утверждение в Московскую городскую управу, был подписан архитектором С.С. Шуцманом, ближайшим помощником Кекушева. Вероятно, именно Шуцман его и разработал. Однако план, в соответствии с которым особняк впоследствии был построен, отличается от первоначальных чертежей и эскизов. Видимо, проект изменялся Кекушевым в процессе работы, и особняк приобрел столь характерные для кекушевского стиля черты. Принято считать, что авторство итогового плана принадлежит Л.Н. Кекушеву, при участии С.С. Шуцмана.
 
Законченный в 1900 году, дом Саарбекова стал вторым по счету особняком в стиле модерн в Москве. Первым был особняк О.А. Листа, тоже выстроенный Кекушевым (о нем уже был рассказ в третьей части цикла). Если особняк Листа располагался на просторном садовом участке и был обыгран архитектором как трехмерная структура, то особняк Саарбекова оказался зажат между соседними доходными домами в плотной уличной застройке, поэтому таких широких пространственных возможностей автору не предоставил. Однако Кекушев сумел с присущей ему фантазией и вниманием к деталям преодолеть вынужденную плоскостность и простоту сооружения, создав выразительную пластику фасада и превосходно прорисовав отделку в стиле модерн.
Особняк М.С. Саарбекова. Аттик.
 
Стена здания облицована светло-кремовой керамической плиткой «кабанчик», ставшей своего рода визитной карточкой московского модерна. Рельефность однообразной плоскости фасада сообщают крупные скульптурные обрамления окон, входной группы и арочного проема, а также значительный вынос металлической кровли здания, имитирующий собой козырек. Асимметричность фасада подчеркнута в силуэте высоким аттиком. Он украшен миниатюрными нишами сложной формы, арочными окошками-бойницами и сильно выступающими пилястрами, свисающими с прямоугольных пилонов, на которых раньше, возможно, возвышались вазоны.
Особняк М.С. Саарбекова. Арки входа в особняк (слева) и сквозного проезда во двор (справа).
 
Ведущая тема фасада особняка, как и во многих других творениях Кекушева, - мотив арки-ниши. Четко вычерченные, упругие арки можно обнаружить буквально на каждом квадратном метре фасадной плоскости. Глубокие оконные проемы, вход в дом, сквозной проезд во двор, их сложные скульптурные обрамления, декоративные ниши – все это в той или иной мере повторяет контур арки.
Особняк М.С. Саарбекова. Окна первого и второго этажа.
Особняк М.С. Саарбекова. Окно над арочным проездом во двор.
 
Весь рельефный декор как бы слит в единую скульптурную массу. Одни детали пластично перетекают в другие. Декоративные элементы в основном массивны, они подчеркивают и укрупняют отдельные части особняка, визуально кажущегося достаточно компактным, особенно в сравнении с возвышающимися по сторонам от него доходными домами. Это придает ему респектабельности и основательности. К сожалению, утрачена оригинальная асимметричная композиция входного проема. Сегодня вход закрыт обычной деревянной рамой с симметричными дверными полотнищами. Ранее же его арка была поделена на три разные по размеру и форме ячейки: два окна и дверной проем, разделенные широкими каменными перемычками, выполненными в тех же «текучих» чертах, что и основной архитектурный декор.
Особняк М.С. Саарбекова. Фото 1930-х годов. Еще цела скульптурная асиммертичная композиция входной арки.
Особняк М.С. Саарбекова. Декоративное оформление главного окна.
Особняк М.С. Саарбекова. Декоративная колонка.
 
Особенно детализировано декоративное оформление главного, самого большого по размеру окна над входом. Его проем фланкируют небольшие колонки с очень необычными капителями и основаниями, украшенными рельефными изображениями прихотливо изогнутых листьев каких-то растений. Надоконный декор представлен большим, скругленной формы сандриком в виде фронтона. В его тимпане – необычной формы ниши, напоминающие изображения не то наполненных мешков, не то стеклянных банок. Свод фронтона очень замысловато раскрепован. Лепнина здесь настолько детализирована, многослойна, что больше похожа на резьбу по камню. Переплет окна снаружи украшен небольшой ордерной колонкой – такой же прием был применен Кекушевым и в оформлении особняка О.А. Листа.
Особняк М.С. Саарбекова. Рельефное панно.
 
Еще один элемент декорирования фасада здания – рельефные панно в простенках между окнами второго этажа. Их не сразу можно заметить, т.к. они выполнены практически в том же оттенке, что и облицовка стены, но приметив, невозможно не изумиться тонкости и изящности их проработки: линии рисунка как будто вырезаны в камне. Многочисленные окружности и дуги образуют сложную композицию геометрических фигур, перекрестья которых украшены звездами.
М.С. Саарбеков по завершении строительства особняка сразу поселился в нем, и здесь же он разместил контору своего завода.
 
После революции 1917 года особняк был национализирован и отдан под размещение посольства Литвы. С 1922 по 1939 год чрезвычайным полномочным послом Литвы в СССР был поэт Юргис Балтрушайтис, он жил и работал в этом доме, о чем напоминает установленная на фасаде мемориальная доска в его честь. После вхождения Литвы в состав СССР в особняке обосновалось представительство Литовской ССР. Сегодня в здании находится Культурный центр посольства Литвы «Дом Юргиса Балтрушайтиса», информационный центр по туризму Литвы в России и представительства нескольких литовских компаний. В 2009 году бывший особняк М.С. Саарбекова признан объектом регионального значения и принят под государственную охрану.
 
3) Улица Большая Молчановка, дом 12, строение 1 - Лечебница доктора Н. М. Кишкина.
 
Лечебница доктора Н.М. Кишкина на Большой Молчановке.
 
Четырехэтажный кирпичный дом на улице Большая Молчановка, 12, строение 1 построен в 1910 году архитектором Карлом Александровичем Грейнертом для доктора Николая Михайловича Кишкина.
К.А. Грейнерт не входил в число модных московских архитекторов, что, впрочем, не помешало ему преуспеть на почве проектирования и строительства и оставить столице несколько интересных доходных домов, особняков и зданий, построенных по заказу различных учреждений.
 
Н.М. Кишкин – известный в Москве врач-физиотерапевт, основатель и директор одной из первых в столице физиотерапевтических лечебниц. Именно для своей новой клиники он на собственные средства задумал построить здание на Большой Молчановке.
План постройки предполагал совмещение двух функций: доходного дома и лечебницы. Первый и второй этажи были отведены под электро- и водолечебницу, на остальных располагались квартиры. Всего в здании насчитывалось восемь квартир.
 
Грейнерт выполнил проект в стиле позднего рационалистического модерна. Это вполне соответствовало как общим тенденциям архитектуры того времени, переосмыслявшей и видоизменявшей модный и немного вычурный стиль, так и функциональному назначению здания.
Лечебница Н.М. Кишкина.
 
Композиция фасада асимметрична. Главный вход в здание находится слева. Парадная лестница в целях рационального использования пространства вынесена к передней части здания и для лучшей освещенности оформлена большим эркером с крупными окнами. На уровне второго этажа по всей длине фасада расположены в ряд шесть эркеров поменьше. Вероятнее всего, они были созданы для максимального освещения процедурных кабинетов лечебницы. В правой части здания находится арочный проезд во внутренний двор. По центру фасада на третьем и четвертом этажах имеются балкончики: с одним и с двумя выходами.
Лечебница Н.М. Кишкина. Детали главного фасада: эркеры, балкончики, аттик.
Основная масса поверхностей стен лицевого фасада облицована матовой керамической плиткой «кабанчик» светло-коричневого оттенка. К сожалению, несмотря на проводившуюся в 1990-е годы реконструкцию здания, плитка находится не в лучшем виде. Значительная часть керамики потемнела и выглядит довольно неопрятно. Часть стены и малые эркеры гладко оштукатурены и выкрашены в желтый цвет. Над главным входом располагается декоративное рельефное панно с изображением картуша, обрамленного листьями. На эркерах второго этажа красуются панно поменьше, тоже с рисунками растительной тематики. Арочный проезд во двор закрыт металлическими решетчатыми воротами.
Лечебница Н.М. Кишкина. Решетка арочного въезда во внутренний двор.
Лечебница Н.М. Кишкина. Фотография 1987 года. Здание еще 4-этажное, с небольшой деревянной пристройкой на крыше. Пристройка утрачена при рекончтрукции 1990-х годов.
 
Изначально здание было четырехэтажным. На крыше, по центру, существовала небольшая деревянная пристройка, а по бокам возвышались симметричные аттики. В 1990-х годах при проведении реконструкции дом был надстроен мансардным этажом. При этом неплохо выполнен центральный аттик с большим овальным окном и оформлен карниз над остальными, прямоугольными, окнами. Но в целом надстройка за счет своей гладкой штукатурки и более светлого цвета стен не слишком гармонирует с обликом дома.
Лечебница Н.М. Кишкина. Скульптурное панно с картушем над входом в здание.
 
Созданная доктором Н.М. Кишкиным лечебница стала одним из немногих центров физиотерапевтической практики в России начала XX века. Физиотерапевтическое направление медицинской помощи населению в конце XIX столетия и в первые десятилетия XX века развивалось практически исключительно за счет частных инвестиций и инициатив. И заслуга Н.М. Кишкина в деле становления этой области медицины просто неоценима.
 
Судьба самого доктора Кишкина очень непроста. Помимо медицины, он всерьез был увлечен политикой, являлся одним из лидеров кадетской партии и в 1917 году стал комиссаром Временного правительства в Москве. Жизнь изрядно помотала его: многочисленные аресты, суды, ссылка… Кадетское прошлое не раз «аукнулось» ему с приходом к власти большевиков. Однако в начале 1920-х годов, после возвращения Н.М. Кишкина в Москву из ссылки, нарком Н.А. Семашко, зная его как специалиста высочайшей категории, предложил ему работу в курортном отделе Наркомздрава. Кишкин ответил согласием и до самой своей смерти в 1930-м году трудился на этом поприще на благо теперь уже советской медицины. Россию он не покинул, несмотря на имевшиеся для этого возможности и перспективы куда более благополучной жизни за рубежом. Николай Михайлович внес огромный вклад в развитие санаторно-курортного дела и массового физкультурно-оздоровительного движения.Участники Государственного совещания П. Н. Милюков, Н. М. Кишкин и А. И. Шингарев
 
В бывшем здании лечебницы Н.М. Кишкина с 40-х по 70-е годы находилась детская поликлиника, с 1975-1977 года – женская консультация. Жилая часть дома была отдана под коммунальные квартиры, небольшой мезонин – под мастерскую художника. Сегодня в здании располагаются многочисленные офисы фирм.
 
38. Улица Большая Молчановка, дом 15 - Доходный дом В.А. Чижова.
Доходный дом В.А. Чижова на Большой Молчановке.
 
Этот угловой дом на Большой Молчановке прежде выходил одним из своих лицевых фасадов на Серебряный переулок, часть которого, по эту сторону Нового Арбата, ныне не существует. Теперь же задний его фасад обращен на Новый Арбат, откуда здание выглядит совершенно безликим и унылым. Это вводит в заблуждение тамошних прохожих, которые и не подозревают, что оно может представлять какую-то архитектурную ценность. А между тем, облик дома очень даже интересен и выразителен. Но открывается этот секрет только тем, кому посчастливится забрести с шумного проспекта на Большую Молчановку.
Доходный дом В.А. Чижова. Фасад со стороны Большой Молчановке. Оформление главного входа в здание и парадной лестницы.
 
Дом был возведен как доходный в 1903 году архитектором Н. Семеновым для В.А. Чижова. Общая композиция его спокойна и уравновешенна. Главный вход в здание располагается со стороны фасада, протянувшегося вдоль Большой Молчановки. Угол подчеркнут прямоугольным, сильно выступающим эркером в два этажа. Силуэт акцентирован тремя фигурными аттиками с овальными чердачными окошками, возвышающимися над сильно вынесенным карнизом.
Доходный дом В.А. Чижова. Фасад со стороны Большой Молчановке. Рельефный фриз с гусями.
 
Своеобразие внешнему облику дома придает модерновый декор. Самый оригинальный его элемент – рельефный фриз над окнами третьего этажа. Он изображает… гусей, разгуливающих на болоте среди цветущих кувшинок и камышей.
Доходный дом В.А. Чижова. Угловой аттик и балкон над эркером.
 
Угловая часть дома тоже украшена лепниной: выход на балкончик над эркером щедро обрамлен растительностью, вероятно, тоже болотной. А под эркером, на его свесе, можно обнаружить припасенную для самых наблюдательных рельефную завитушку.
Доходный дом В.А. Чижова. Скульптурные кронштейны эркера и рельефная композиция между ними.
 
Обращает на себя внимание контрастирующая с зеленым цветом стен красная керамика с вкраплениями черно-белых изразцов. Она протянулась неширокой лентой вдоль всей лицевой части дома, под карнизом. Небольшими керамическими панно украшены и белоснежные лопатки в простенках между окнами второго и третьего этажей, отмечающие места раскреповки фасадов.
 
Окна дома имеют разную форму и размер. Тут и традиционные прямоугольные окна, и большие квадратные, и арочные, и овальные, и даже сдвоенные. Все они убраны белыми скульптурными наличниками, повторяющими их силуэт. Но особенно красиво арочное окно высотой в два этажа, освещающее парадную лестницу. У него фигурные, типично модерновые переплеты.
Предыдущие части:

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.1

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.2

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.4.

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.5

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.6

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.7

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.8

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.9

Картина дня

наверх