На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

Библейские картины Айвазовского

Великий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты — иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия.

Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

Сотворение мира

Сотворение мира. Хаос. И. К. Айвазовский. 1889 г. Холст, масло, 54×76. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме — имя «ночь». Настал вечер, настало утро — первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро — второй день» (Книга Бытия, 1:1–8).Но есть еще и такой вариант. Сотворение мира. Иван Айвазовский. 1864 г. Холст, масло. 196×233. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Военно-морской флот СССР и РоссииСотворение мира. Хаос. И. К. Айвазовский. 1889 г. Холст, масло, 54x76. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Сотворение мира. Хаос

За границу, в Италию, АЙВАЗОВСКИЙ поехал в 1840 году. Первым его итальянским городом стала Венеция. Здесь на острове святого Лазаря жил его старший брат Габриэл, занимавший видное положение в конгрегации мхитаристов. Это религиозное братство, существующее и поныне, основал в начале XVIII века армянский просветитель Мхитар Себастаци, сделавший его центром по изучению национальной истории и культуры, чтобы ознакомить с ними европейцев. Это была «маленькая Армения» близ Венеции. В богатой библиотеке конгрегации, художник читал средневековые армянские манускрипты, украшенные красочными миниатюрами. Только здесь, в Италии, молодой художник впервые хорошо познакомился и проникся культурой и историей своего многострадального народа, рассеянного по всему свету. После, он не раз в своей жизни будет приезжать на остров святого Лазаря.
Италия, ее природа, искусство стали для него образцом красоты. Он работал с огромным воодушевлением и создал около пятидесяти больших картин. И Италия ответила ему взаимностью. Его выставки вызвали большой фурор. Особенного восторга удостоилась картина «Хаос. Сотворение мира» , навеянная стихом из Книги Бытия:
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие, I, 2)
На полотне с необычайной выразительностью передан мрак, постепенно вытесняемый светом. Николай Гоголь, с которым Айвазовский познакомился в Италии, писал ему: «Твой «Хаос» вызвал в Ватикане хаос» . Папа Григорий XVI пожелал купить картину. Но Айвазовский ему ее подарил.
В начале XX века папа Леон XIII подарил полотно армянской конгрегации мхитаристов в Венеции. Там она и находится по сей день.

Всемирный потоп

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).

Айвазовского не прошел мимо и главного "морского" сюжета Библии - всемирного потопа. В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины "Всемирный потоп", и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины Всемирный потоп написан им в 1864 году и находится в собрании Русского музея. Картина попала в собрание Русского музея, потому что ее в свое время высокого оценили два императора Александр II и Александр III. Первый из них приобрел ее на выставке в Академии художеств для Эрмитажа, а второй передал в собрание созданного им Русского музея.


Сошествие Ноя с горы Арарат

Сошествие Ноя с горы Арарат. Иван Айвазовский. 1870-е. Холст, масло. Музей Армянской патриархии, Стамбул Родон

«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи — и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы — все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19).Сошествие Ноя с Арарата. Иван Айвазовский. 1889 г. Холст, масло. Национальная галерея Армении, Ереван, АрменияСошествие Ноя с Арарата. Иван Айвазовский. 1897 г. Рисунок выполнен для книги «Братская помощь в Турции армянам» (составитель Г. Джаншиев)


Переход евреев через Красное море

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).


Хождение по водам

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32).Есть несколько вариантов. "Хождение Христа по водам" - был один из любимых сюжетов Айвазовского, к которому художник в течение жизни возвращался не один раз (кстати, один из вариантов этой картины Айвазовский подарил св.Иоанну Кронштадтскому).

Предательство Иуды

Крещение

Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Мой скромный список не претендует на полноту, но достаточен для знакомства с творчеством Айвазовского в жанре Библейской живописи. Конечно, сейчас уже невозможно увидеть те многие картины, судьба которых остаётся неизвестной, или наоборот, известно, что они потеряны навсегда. Поэтому любой список будет всегда оставаться неполным. Часто только благодаря людям, не оставшимся равнодушными, мы можем сейчас любоваться произведениями искусства прошлого. Так происходило и с картинами Айвазовского. Вот судьба картины “Сошествие Ноя с Арарата”, подаренной новонахичеванской школе. Шла гражданская война, школа была превращена в казарму, ее попеременно занимали то красные, то белые. Картиной закрыли пролом в двери, потом она исчезла. Ее похитил (а точнее спас) Мартирос Сарьян, бывший ученик этой школы. В 1921 году вместе с другими собранными им произведениями армянского искусства Сарьян привез “Сошествие Ноя” в Ереван.Две картины. Крещение армянского народа иБогоматерь с младенцем

Неоднократно будучи в Константинополе, Иван Константинович тесно общался с армянской общиной и духовенством этого города. Впоследствии он написал несколько картин на Библейские темы для церквей в Турции. К нему также часто обращались и с вопросами о строительстве и благоустройстве храмов. Хотя Айвазовский не был архитектором, он откликался на просьбы и проектировал культовые сооружения. В Матеадаране (Институт древних рукописей расположенный в Ереване) сохранился документ – письмо попечителя церквей и монастырей Таврической губернии от 4 января 1846 года католикосу всех армян Нерсесу Аштаракеци: «Получил от господина Айвазовского созданный им план церкви Святого Геворга. Имею честь вручить его Вам, Ваше Преосвященство, и просить от имени армянской общины Феодосии познакомиться с ним и возвратить с распоряжением о начале строительства этой же весной….Питаю надежду на то, что до отъезда господина Айвазовского, им будет выполнен проект церкви в Карасубазаре» (Белогорск). Известно, что в Крыму по чертежам Айвазовского построено несколько храмов и часовен. В Феодосийской галерее хранятся чертежи одной из армянских церквей, созданные рукой художника. Подобные проекты он осуществлял и впоследствии. Благоустройство и художественное оформление культовых сооружений тоже входило в сферу деятельности Айвазовского. Иван Константинович отдал много сил реконструкции одного из древнейших памятников армянской архитектуры – феодосийского храма Святого Саркиса.
Апостолы Павел и Петр и Хождение по водам.
На общественные средства были произведены реставрационные работы, а художественное оформление церкви осуществил сам Айвазовский. В подарок храму он написал несколько картин на Библейские темы, в том числе «Образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду» (нынешнее местонахождение неизвестно). Об этом свидетельствовала надпись на мраморной доске, с внутренней стороны стены: «Храм Св. Саркиса восстановлен из руин с божественным умением в 1888 году усердием и старанием верховного архимандрита Хорена Степаняна, которому содействовал художник Айвазовский, армянской национальности, даривший великолепные картины благочестивому армянскому народу Феодосии», (памятная доска не сохранилась).Тайная вечеря
Моление о чаше.
Айвазовский создал ряд портретов религиозных деятелей, как своих современников, так и исторических персонажей связанных с христианством. Можно ещё добавить, что свои произведения для культовых сооружений художник отдавал в подарок.Феодосийская картинная галерея.

https://www.culture.ru/materials/127247/bibleiskie-kartiny-a...

https://gallerix.ru/album/aivazovsky

https://soborno.ru/viewtopic.php?t=3089

Картина дня

наверх