На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 179 подписчиков

Свежие комментарии

Великие истории любви. Евгения Филонова и в жизни была Снегурочкой...

Это невероятная история. История жизни, история любви... история зеркального отображения роли...

Грустная сказка «Снегурочка». И грустной оказалась судьба актрисы, которая ее сыграла, — Евгении Филоновой: она «растаяла» в 42 года.
Ее называли одной из самых красивых советских актрис, но она сыграла всего 5 ролей в кино и около 20 – в театре. Ее самой известной и единственной главной ролью была Снегурочка в одноименном фильме-сказке. Евгения Филонова во многом повторила судьбу своей героини: она была такой же хрупкой и «нездешней» и так же «растаяла», не сумев найти своего места в мире, который был к ней слишком жесток. И кто бы мог подумать, что Женя в каком-то смысле повторит судьбу Снегурочки...

Совпадения начались с момента ее рождения: она родилась в 1946 г. в Москве на Ордынке – по соседству с домом, в котором когда-то жил Александр Островский, автор «Снегурочки». Из ее окна хорошо было видно, как возле театра его имени прогуливается нарядная публика в ожидании спектакля.

Сказочная героиня

Сама Женя не могла похвастать нарядами: семья жила бедно, послевоенное время мало кому позволяло наряжаться. Может быть, детские воспоминания о красивом мире театра и побудили девушку отнести документы в театральное училище имени Щукина. К удивлению родителей, ее сразу приняли. Но разве могло быть иначе? Нежная, женственная, с точеными чертами лица, с огромными глазами и милой улыбкой, Женя мгновенно покорила приемную комиссию: они увидели в ней настоящую сказочную героиню.

Была одета хуже всех

Годы учебы пролетели незаметно, ей все давалось легко. Еще во время учебы ее называли одной из первых красавиц. Ее сестра Людмила говорила о ней: «Она была такая красивая. С самого детства. Беленькая, очень женственная. Она не могла не нравиться, и жизнь ее просто должна была сложиться счастливо»
А после выпускного Евгения получила приглашение сниматься в сказке «Снегурочка»: ее выбрал сам Павел Кадочников, известный режиссер. И, несмотря на неопытность, молодая актриса великолепно справилась с задачей. Чистая, добрая, верная Снегурочка — это ведь и была она сама, Женя.Правда, съемочные дни омрачало для нее одно обстоятельство: девушка была хуже всех одета и стеснялась переодеваться при актрисах. Возвращаясь домой, она повторяла маме: «Ты бы видела, какие платья они носят... А какие у них комбинации!».

Все мужчины — у ее ног

Но даже скромная одежда не могла приглушить удивительную красоту Евгении. На съемках все внимание принадлежало только ей. И актеры, и технические работники, и даже местные жители старались лишний раз оказаться рядом, чем-то помочь, порадовать. Огромный, как медведь, Борис Химичев, игравший Мизгиря, каждое утро поднимался ни свет, ни заря, чтобы принести «Снегурочке» свежее молоко из соседней деревни.

Не взяли на кинофестиваль

После премьеры фильм стал очень популярным, актеров даже отправили за границу, на кинофестиваль. Казалось, Женя должна быть номером первым в списке делегации. Но... ее оставили дома. Вместо Жени поехала другая актриса — Ирина Губанова, которая играла ее соперницу Купаву. Просто Женя не умела настоять на своем, защитить себя, терялась перед нахальством и несправедливостью. Как рассказывала журналистам ее сестра Людмила,Ее сестра говорила: «Наша Женя не умела выбивать себе место под солнцем. Нам казалось, что она и не обижалась ни на кого никогда. Такая легкая, воздушная. Все веселится, шутит... С ней так всем хорошо и легко было».

Легкий характер, мягкая улыбка на лице... Тем, кто знал Евгению, казалось: она вообще ни на кого никогда не обижается. Просто не умеет: принимает все как должное. С ней рядом всем было легко и хорошо.

Роли в театре — только для «сговорчивых»

В 1968 году, после окончания училища, 22-летнюю Филонову приняли на работу в Московский театр имени Гоголя. Поначалу ей доставалось немало ролей – правда, преимущественно это были роли второго плана. Она никогда не участвовала в закулисных интригах, не умела просить, не хотела добиваться главных ролей любой ценой. И это привело к конфликту с главным режиссером театра.
И здесь девушке пришлось столкнуться с самой неприглядной стороной артистической жизни. В театре лучшие роли доставались тем, кто мастерски умел плести интриги и добиваться своего. Женя ничего этого не умела — и оставалась в стороне. Когда же начались откровенные домогательства главного режиссера, это стало для нее болезненным шоком. В театре были актрисы, которые легко соглашались на связь с «главным». Им и доставались главные роли. Для Жени подобное было недопустимым. Она была мягкая и добрая, но в то же время с чувством собственного достоинства. Конечно, никто не стал ее принуждать насильно: у режиссера и без нее был целый «гарем». Но Филонова с тех пор оказалась у него в черном списке: никаких главных ролей, только второстепенные. Актриса Эллия Суханова рассказывала: «На самом деле она была очень ранимой. Просто старалась никого собой не беспокоить и этого не показывать. А проблем у нее накопилось много. У нас был режиссер тогда, Главный. Он делал Жене определенные предложения, да и не только ей. Были те, кто соглашался, – эти имели все. А Женя отказалась. Ради карьеры?! Это было ниже ее достоинства. Конечно, насильно никто никого не принуждал, но, понимаете, у любой женщины-актрисы рано или поздно наступает такой возраст, когда ролей становится все меньше, а конкуренция все больше... И вот как только подошел этот критический возраст, Главный отправил нас «на конкурс» – фактически уволил. За то, что мы, дескать, больше не соответствуем нужному образу! Женя опять опустила руки и покорилась судьбе. А я пошла жаловаться в Управление культуры! Я ничего не боялась и знала свои права. И что бы вы думали, такие тогда были времена – нас тут же восстановили. Но для нервов, разумеется, все эти встряски даром не прошли».
Век актрис короток. Играть лирических героинь можно лишь до определенного возраста. А потом уходит юность, свежесть, появляются новые красавицы, моложе и привлекательнее...

Не стала бороться

Дождавшись удобного момента, главный режиссер «ушел» Филонову. Сделано это было даже элегантно — ее отправили на конкурс, победить в котором она априори не могла из-за возраста. Фактически это следовало понимать, как увольнение. И снова нежная Снегурочка не стала бороться за свои права. Другие, попавшие под увольнение вместе с ней, не стали молчать, а пошли в Управление культуры. И их восстановили! А Женя — просто тихо промолчала. В ней не было той напористости, амбициозности, которая помогает пробиваться в жизни.

Снегурочка на утренниках и почтальон

Все ее близкие говорили о том, что у актрисы был очень мягкий характер, ей были чужды амбициозность, тщеславие и напористость. Возможно, и по этой причине она не получала ролей в кино, ее больше не приглашали — просто позабыли. А она не напоминала о себе, не обивала пороги киностудий, не упрашивала режиссеров снимать ее. Чтобы заработать, проводила новогодние утренники для ребятишек — конечно же, как Снегурочка. Даже почту разносила, когда становилось совсем туго с деньгами.

Холодная любовь

Вы скажете — неужели она так и осталась одна? В свое время у нее было много поклонников, за ней ухаживал Александр Збруев и иностранец, имени которого она не называла, но избранником актрисы стал телевизионный режиссер Евгений Хохлов. Он безумно любил ее, а она лишь позволяла себя любить, оставаясь, как Снегурочка, холодной и терпеливой. Может быть, в ней тогда просто еще не проснулась женщина? И лишь спустя 13 лет, когда их брак распался, Женя поняла: она тоже любит своего Жеку, просто прежде этого не понимала. Но было уже поздно: он женился на другой. Этот развод стал для нее болью, она все больше уходила в себя, бледнела и худела. У Евгении осталась дочь Марина. Больше актриса не выходила замуж.

Их называли Женя и Жека. Поженились, когда она была на втором курсе Щуки, а он - на последнем.

- Я был патологически влюблён, как и многие в училище: Женю называли второй по красоте актрисой после Насти Вертинской.- рассказал в интервью бывший муж Евгений. - Меня хватали за рукава, за штаны: «Ты что, с ума сошёл?!» Понимали, что рано или поздно наш брак будет обречён - сложно выдержать разлуки и расставания, безденежье в актёрских браках… Если говорить начистоту, любовь была с моей стороны - как говорится, один любит, другой позволяет любить. Так вот, Женя позволяла…

- Она не стала звездой, как сейчас принято говорить, - просто получила после фильма имя, - продолжает Евгений Фёдорович. - Да, были и письма, и узнавали на улице, но Жене было не до этого: нужно было крутиться, устраивать свою жизнь в театре. И во время съёмок она не «звездила», так как прекрасно понимала, что это временно, что закончится фильм - и она пойдёт бегать в массовке театра имени Гоголя. Так и получилось.

- Почему? Да элементарная нищета! Ей просто не в чем было поехать на «Мосфильм»! Хотя предложений было много. Но мы жили едва ли не впроголодь, я вместе с Сашкой Пороховщиковым чистил по ночам снег с крыши Театра сатиры, где мы оба тогда служили, за 5 рублей, а моя актёрская ставка тогда была 4,50… А в кино как? Один раз отказался, другой, а в третий раз уже не позвонят. Она это понимала, но была слишком мягким, ненастойчивым, неамбициозным человеком. В ней не было напористости и дерзости провинциалок - Женя была с Ордынки, коренная москвичка. Из-за этого же не оказалось и больших ролей в театре - её уделом были роли второго плана. Она не кусала, не била жизнь…

По воспоминаниям дочери: «Мама была красавицей-актрисой с полным отсутствием тщеславия и даже каких-либо человеческих амбиций. Каждый год во время зимних каникул она работала на ёлках - детских представлениях во Дворцах культуры. Играла Снегурочку. Один раз роль Снегурочки была кем-то ангажирована - предложили Бабу-ягу. Опять - играла с восторгом. Материальная сторона жизни её, казалось, тоже волновала не сильно. Жили, как и все в советское время, бедно. Люди тащили с работы всё что можно, воровали кто где мог. Она только шутила: «Жаль, что в театре нечего украсть, кроме туалетной бумаги!»

«Я не помню маму плачущей или жалующейся до самого последнего дня. Порхала как бабочка. Как бабочка к огню… Личная жизнь мамы - абсолютный слепок со «Снегурочки» Островского. Лель, который женится на другой, Мизгирь, который умирает в конце пьесы. Оба, как говорят англичане, let her down, не смогли дать ей счастья из-за своего эгоизма. Почему Снегурочка умирает от любви? Наверное, потому, что она неземная женщина и земная любовь с её страстями - слишком тяжёлая ноша для неё. Но даже мгновение этой любви было дороже всего».

Она растаяла, как Снегурочка...

А скоро нагрянула еще одна беда — в груди 40-летней Жени развилась опухоль. Ее прооперировали, но, видимо, было уже слишком поздно. После операции актриса прожила чуть больше года. Она ушла 30 декабря, чуть-чуть не дожив до Нового года. Попросила открыть форточку, чтобы видеть, как кружатся снежинки. А когда родные снова вошли в комнату — уже не дышала. Дочь Марина, рассказывая о маме, всегда говорилаДочь Евгении Филоновой Марина говорила о ней: «Мама не играла Снегурочку – она и была ею. Бесстрастной. Не от мира сего, вернее, не от мира Берендеев. … Мама была хрупкая. Мне нравится английское слово «fragile» – так пишут на коробках с хрусталём. Мне бы очень хотелось, чтобы Женя-Снегурочка улыбалась с экрана людям под Новый год и напоминала о том, как дорого стоит любовь и какие мы все хрупкие».
Каждый год, в разгар новогодних веселых праздников, грустную сказку «Снегурочка» нам показывают по телевизору. И мы снова и снова вспоминаем: любовь надо ценить и беречь, ведь она такая красивая и такая хрупкая.

https://www.goodhouse.ru/family_and_children/fun/kak-evgeniy...

https://kulturologia.ru/blogs/050718/39579/

https://aif.ru/culture/person/sudba_snegurochki_evgeniya_fil...

Картина дня

наверх