На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Жизнь и творчество Константина Васильева ч.1

Продолжим знакомиться с художниками-славянистами. Сегодня познакомимся с Константином Васильевым.

Константин Алексеевич Васильев — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.
Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.
В первой части темы коснемся его жизни и помотрим на его творчество, а во второй познакомимся или вспомним его работы, освещающие скандинавские и славянские темы.

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе (Адыгейская АО), во время оккупации.

Отец Константина Васильева Алексей Алексеевич во время Гражданской войны служил мотоциклистом в чапаевской дивизии, возил на своём мотоцикле самого Чапаева, но жил отдельно от штаба, что и спасло его в отличие от легендарного комдива от гибели. Вот такая история!
Перед Великой Отечественной войной он жил и работал в Майкопе. Когда немецкие войска подошли к Майкопу, Алексей Алексеевич ушёл в партизаны, оставив в городе беременную жену. Не сладко жилось в оккупации Клавдии Пармёновне, жене коммуниста, главного инженера завода.

Вспоминает Олег Шорников, друг Константина Васильева:
– Она уже была в списке в комендатуре, но Господь помог, и её не угнали в Германию. Ещё была оккупация, когда третьего сентября 1942 года родился сын. Его пришлось регистрировать в немецкой комендатуре. Клавдия Пармёновна дала ему имя Владислав.

Когда фашистов из Майкопа выбили, отец вернулся домой и дал сыну другое имя – Константин, что означает стойкий, постоянный. После войны семья переезжает в Казань, а затем на постоянное жительство в поселок Васильево, стоящий на берегу великой русской реки Волги. Красота этих мест позднее найдет отражение в многочисленных пейзажах художника.

В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина.

В 1947 году семья переехала в Казань. До Сталинграда ехали поездом, потом на пароходе. Мерное дыхание паровой машины, покачивание корабля, серебряная гладь Волги… Зима в 1947 году была холодная, Костя заболел воспалением лёгких один раз, второй, третий. Чтобы порадовать сына, Клавдия Пармёновна продала на рынке дневную пайку хлеба и купила цветные карандаши. Костя долго с любовью смотрел на них...

Тяга к живописи обнаружилась у Константина Васильева с самого раннего детства. Маленький Костя предпочитал игре со своими сверстниками краски, карандаш и бумагу, причем рисовал все подряд: родителей, домашних животных, реку Волгу и ее красоты, лесные просеки. Рисунки ребенка были выполнены настолько мастерски, что не заметить талант сына родители, естественно, не могли, другое дело, что время было суровое — после войны было не до шику. На все советы друзей и знакомых о том, что их сыну надо обязательно заниматься изобразительным искусством, Васильевы могли только вздыхать. Но, тем не менее, они всячески помогали сыну развиваться, дарили ему книги с репродукциями картин известных русских художников, дабы сформировать его вкус, посещали с ним музеи Казани, а также Москвы и Ленинграда.

Отец был заядлым рыболовом и охотником, часто выезжал в пригороды Казани. Приехав однажды в посёлок Васильево, он полюбил красоту здешних мест. Косте было семь лет, когда семья переехала в Васильево. У Васильевых родилась младшая дочь Людмила. Отец работал главным инженером на лесокомбинате. В 1951 году в посёлке был открыт лесной техникум, отец в нём преподавал, мама работала секретарём-машинисткой.

Костя часто ходил с отцом в лес, на рыбалку и рисовал, рисовал… Такому ребёнку самое место в художественной школе. Но в те годы такой школы не было ни в посёлке Васильево, ни в Казани.

Олег Шорников, друг Константина Васильева:
– Котька Васильев – художник! Попросишь нарисовать танк, автомат, солдата – это же был сорок девятый год, мы, мальчишки, только войной и бредили, – и Костя нарисует, как в книжке. У него был дар врождённый, не учёное мастерство, а рождённое, как говорят в народе.

После того, как Костя мастерски скопировал цветными карандашами картину Васнецова "Богатыри", не только достигнув поразительного сходства с оригиналом, но и сумев каким-то образом передать внутреннюю энергетику автора, родители, Алексей Алексеевич и Клавдия Парменовна, решили послать сына в художественную школу. Но откуда в обычной русской деревне художественная школа для одаренных подростков? Не было ничего подобного в те времена и в Казани.

Однажды родители прочитали в «Комсомольской правде» объявление о том, что Московская художественная школа при институте имени Сурикова принимает иногородних одарённых детей. При школе был интернат. Родители послали рисунки Константина, вскоре из Москвы пришёл вызов.

Вот так юный Константин станет учеником Московской средней художественной школы имени В. И. Сурикова, куда он попал, выдержав конкурс и сдав все экзамены на отлично. Для юного дарования это было настоящим подарком судьбы, ведь среди преподавателей в данной школе работало много замечательных художников, а учебной базой была, ни много ни мало — Третьяковская галерея.

Здесь, в Третьяковке, он впервые встретится с оригиналом картины Васнецова, явившейся совсем еще недавно для него источником. Может, именно тогда он почувствовал зов души, который и предопределил его дальнейший творческий путь на всю жизнь.

Естественно, что в художественной школе Васильев был одним из лучших учеников, работы которого приводили педагогов в восторг. Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.

Но уже в этот период жизни Васильев настолько овладел ремеслом художника, что мог работать, что называется, "под кого угодно", в любом стиле.

Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища, в котором учился с 1957 по 1961 год. После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи. Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем.

Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма: «Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963.

В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере. Однако со свойственным ему спокойствием и выдержанностью он предпочел искать собственный, "васильевский" путь, чтобы сказать свое слово в искусстве.

Он продолжал расти как художник, испытав все "юношеские" болезни многих коллег, работая и в жанре сюрреализма, и абстракционизма. Но под знаменами ярчайших представителей этих направлений, Пикассо и Дали, он проходил не так долго.

Загадочная тяга русской души к поиску своего места в мире, граничащая порой с яростным самобичеванием, не покидала Константина Васильева. Зов великих предков своего народа, который он, видимо, ощутил впервые через работы Васнецова и Сурикова, голос крови — ведь не даром же Васильев по материнской линии принадлежал к роду великого художника И. И. Шишкина, красота мест родной земли, рек Волги и Свияги, — все это, подобно всепроникающему свету, напитывало талантливого художника и придавало ему силы. И он работал, работал, как одержимый, зачастую без сна и отдыха, воспевая красоту родной земли, органично вплетая в нее русские былинные сюжеты.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне: «Маршал Жуков», «Нашествие» «Парад сорок первого» «Тоска по Родине», все — 1974). "Прощание славянки".

Когда Константин начал писать портрет маршала Жукова, специально поехал в Москву на киностудию «Мосфильм», обменял одну из своих картин на коллекцию копий орденов и медалей, чтобы дома изучить их и использовать при написании портрета. Он не мог допустить ни малейшей исторической неточности. Если писал героя с мечом, то изучал историю создания этого вида оружия, читал историческую литературу.Работал также в жанре пейзажа и портрета. Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других
Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). О 2-х из них немного ниже. Присуждена была премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).

Вообще, одной из ярких отличительных черт творчества Васильева является глубокий символизм всех его картин. Его полотна живые, и, если не населены фантастическими духами леса, как, например, сидящей у воды русалкой на одноимённой картине (о ней будет в другой теме), то всегда чувствуется, что они рядом. Так, на прекрасном пейзаже "У тихой воды" изображена живописная спокойная река, на берегу которой растет величественный и могучий русский лес, и, погружаясь в образы, передаваемые этой картиной, вдруг начинаешь понимать, что, возможно, именно где-то здесь, в кустах, на берегу этой самой реки и сидит та самая русалка, которая вышла на берег послушать пение птиц и шелест листьев деревьев.Деревья же на картинах живые, если стоять рядом с картиной, создается впечатление, что они сейчас, под влиянием легкого ветерка, начнут колыхать листвой."Берег"

Вообще, можно смело сказать, что среди пейзажей Константина Васильева нет каких-либо "проходных" картин, каждый из них имеет свою душу и свой неповторимый образ."Пенек"

Васильев, ввиду своей уникальности, всегда был разноплановым художником, поэтому, естественно, он не мог не попробовать себя в качестве портретиста, хотя специально перед собой он такой задачи не ставил. Портреты рождались под его кистью в период работы над той или иной темой. !Портрет сестры с овчаркой"

Широко известны его портреты своей сестры Людмилы и маршала Жукова. Но самым примечательным является портрет писателя Достоевского, интерес к творчеству которого появился у Константина еще в школе. Он ощущал свою духовную связь с великим русским писателем, узнавая себя в ряде его героев. И не случайно, что при работе над портретом Достоевского Васильев досконально изучил жизнь великого творца русской словесности. Константин собрал почти все известные фотографии писателя и воспоминания о нем, содержащие описания внешности и характера. Желая досконально вникнуть в привычки писателя, тем самым достичь максимальной подлинности, Васильев интересовался личными вещами Достоевского, обстановкой его кабинета.И не случайно портрет Федора Михайловича Достоевского признан одним из лучших портретов Константина Васильева. Изображенного на нем писателя характеризует сила взгляда(усиление излишне в данном случае — прим.ред) человека, который готов отстаивать идеалы ценою всей своей жизни. Стоящая перед Достоевским на столе свеча при этом является не просто свечой, а символом этих идеалов, светом, которым писатель желает озарить густую тьму невежества, сгустившуюся вокруг.Фрагмент

"Это не просто свеча — это светоч!", — как сказал однажды сам художник. Светоч идеалов Достоевского.

Но наиболее известен Константин Васильев, конечно, как автор многочисленных работ на темы древнерусских былин, славянской мифологии и древних европейских эпосов.

Здесь художник за свою короткую жизнь сумел создать не только множество потрясающих художественных произведений, но и свой неповторимый "фирменный", если угодно, васильевский стиль, который нисколько не застыл в его картинах после смерти художника, а получил свое развитие и продолжение в работах ценителей таланта Васильева, творящих в настоящее время замечательные произведения искусства в данном направлении.

Константин Васильев любил записывать всякие звуки: как скрипнула дверь, как поют птицы, как осенью шелестит под ногами листва, как хрустит первый лёд. Все эти звуки он записывал на магнитную ленту, затем её рвал, склеивал, и получались звуковые опусы. Он называл это конкретной музыкой. Такое было у него увлечение. Заглянем в мемориальный музей пгт. Васильево.

В музее представлены и оригиналы карандашных зарисовок Константина Васильева. Один штрих, другой. Невозможно поверить, что в жизни художник плохо видел одним глазом. Но зато как чётко и ясно он видел в искусстве!..
Владимир Востриков, искусствовед, член Союза художников России:
– Параллельно в стране развивался андеграунд, соц-арт, но эта дорога была более доступна и мало интересна Константину Васильеву. И я вижу у него даже ведические идеи. Это в чём-то роднит творчество Константина Васильева и самарского живописца Валентина Пурыгина. А как Васильев раскрывает тему Великой Отечественной войны – и в портрете маршала Жукова, и в солдатах! Символика и русские святыни – их в то время изображать, мягко скажем, не поощрялось.

Иносказательность в картинах Константина Васильева всегда помогает в раскрытии образов. Это могут быть русские пейзажи, былинные герои. Напрямую писать портреты святых или приравненных к святым в то время было просто невозможно, да и былинных образов в творчестве других мастеров было наперечёт. И в этом плане Константин Васильев очень многое сделал, существенно опередив своё время.

Константин Васильев не понимал художников, которые строят живопись на техническом приёме, эффекте. У Васильева не было дежурных технических приёмов. Им двигал дух, он подсказывал, какие использовать средства. Когда у Константина не было нужных красок, он обходился и без них. Однажды поразил товарищей тем, что нарисовал костёр синей краской – холст буквально пылал!..

Владимир Востриков, искусствовед, член Союза художников России:
– В то время достаточно лимитированно работал Худфонд, его филиалы были в Самаре (тогда – Куйбышеве), в других городах. Если ты член Союза художников, тебе дают определённое количество красок, холстов, подрамников. Государство обеспечивало заказами этих людей.

Когда ты на вольных хлебах – не случайно же Аннета Яковлевна вспоминает об аскетизме Константина Васильева, – другого и быть не могло, потому что все материалы для работы стоили дорого. Люди не имели права продавать свои картины так, как сейчас свободно продают. Сегодня можно торговать всем, чем хочешь, любыми рисуночками торгуй на улице. В те годы тебя бы за это арестовали. Такое подпольное существование было очень и очень чревато. Выстоять в таких условиях – это уже подвиг!

Сестра Константина Валентина воспитывала дочерей одна, без мужа. Одна из девочек, повзрослев, сказала о нём: «А мы думали сначала, что Костя – наш отец». Племянницы с утра до вечера гостили в доме Клавдии Пармёновны. Только им Константин разрешал что-то рисовать его красками прямо на его картинах. Одно время он был влюблён в выпускницу Казанской консерватории Лену Асееву. Её портрет с успехом демонстрируется на всех посмертных выставках художника.
Но и здесь в сватовстве его ждала неудача. Затем полюбил Лену Коваленко, но так и не решился сделать предложение. Жил художник очень скромно, наручных часов не имел. Всегда носил с собой про запас десять рублей, если вдруг удастся купить дефицитную кисть. Первой его любовью и музой была Людмила Марченко.

Людмила Марченко, первая любовь Константина Васильева:
– Как он создал картину «Икона памяти»? Ватман, фон – чёрная тушь, обрывки моей фотографии – губы мои, полноса, полглаза, ухо. Он наклеил это на ватман, и получилась картина. Он фотографировал меня очень много. «Падший ангел» – эта картина про меня, наверное, потому, что был в жизни случай такой, вот Костя его и запечатлел… Я приехала в Васильево в 1959 году. У меня глухонемой брат, мы приехали, чтобы устроить его в специальный детский сад. Я пошла в восьмой класс в Васильевскую школу и там познакомилась с сестрой Кости. С Валей мы учились в одном классе. Проучились, наверное, с полгода, и она пригласила меня в гости: «Приходи, у меня старший брат – художник, я тебя с ним познакомлю». Я собралась в воскресенье, принарядилась в чёрненькое пальтишко с крупными такими пуговицами, накинула шифоновый шарфик.

Константин – такой высокий, приятный блондин. Он мне понравился сразу. Он как-то забеспокоился, начал что-то переставлять с места на место, мольберт взял, потом беседа у нас наладилась, и время прошло незаметно. Мама его напоила нас чаем, вечером он пошёл меня провожать. Я живу у стекольного завода, и сейчас я там живу.

Недалеко от нашего дома навстречу нам шла гурьба пацанов. Им не понравилось, что я иду с кем-то из посторонних. Костю здесь особенно не знали, он занимался своим делом: картинами, музыкой. Его тогда сильно избили. Нам удалось убежать, я ему этим белым шарфиком кровь утирала, потом сама немного его проводила. На следующий день мне было стыдно идти к его маме, с ней разговаривать. Он писал диплом, должен был ехать в Казань на консультацию, но с разбитым лицом не поедешь. Вечером после учёбы я пришла узнать, как у него дела, так и продолжилось наше знакомство. Потом мы начали общаться, встречаться. Он рисовал меня в карандаше, рисовал даже мои сны. Я уезжала в деревню, писала ему каждый день письма, а он на мои письма рисовал мои сны на ватмане. Когда я приехала, у него целая куча была моих снов. Я описывала ему жёлтые подсолнухи, а он почему-то рисовал их голубыми. У него был такой период, когда он и меня рисовал голубым карандашом.

Здесь есть портрет, я подарила его музею, он тоже в голубых красках, нежный. С натуры он меня никогда не рисовал, а просто от себя, какой меня представлял, такой и рисовал. Он немного постарше меня. Когда мне исполнилось восемнадцать лет, у него был порыв. Он пришёл ко мне с друзьями, с Прониным, Шорниковым, мама пришла его с Валентиной. Мои родственники отнеслись к нему как к жениху. Мы даже сидели за столом с ним как жених и невеста. Угостили его рюмочкой водки, а он был молодой, никогда не пил, и маме моей не понравилось, что он выпил, ему не нужно было пить. Они собрались и ушли.

Мама мне сказала: «Люда, у тебя папа – художник. Все художники – люди легкомысленные. Я бы не хотела, чтобы у тебя муж был художником». Мама любила моего отца, но разошлась с ним. Мама запретила мне с Костей встречаться, а я, скрываясь от неё, после учёбы ехала на автобусе к ним домой, чтобы увидеть Костю. Когда у Клавдии Пармёновны, мамы Кости, был день рождения, я собралась к ней, купила подарок, но мама меня не пустила. Потом у нас с Костей произошёл немного спад в отношениях, был год перерыва, потом я с его сестрой Валей встречалась, и всё. Года через два я вышла замуж за своего мужа.

Когда у меня родился сын, я как-то встретила Константина. Он обратился ко мне на вы, пригласил на выставку в Зеленодольске, сказал, что там есть и мой портрет. У меня был маленький ребёнок. Искорка какая-то во мне загорелась, но мама моя отказалась посидеть с ребёнком: «Нечего тебе там на выставке делать!» Больше я с Костей и не виделась.
1974 год. Константин Василье на выставке в Вычислительном центре Казанского университета.

Владимир Востриков, искусствовед, член Союза художников России:
– И вновь цитата из воспоминаний директора Самарского художественного музея Аннеты Басс: «Как-то в Москве в компании довольно известных мастеров разговор зашёл на вечную тему соответствия художника и запросов времени.

Илья Сергеевич Глазунов со свойственной ему манерой тогда заговорил о Константине Васильеве как о самородке земли русской, сознательно игнорирующем заказы и востребованные советским искусством темы. Глазунов два или три раза назвал Константина самородком, подчеркнув, что такого художника надо было насильно втягивать в Союз художников, а не ждать, когда скромный сельский художник-оформитель наберётся духа и придёт в Союз художников с заявлением о приёме. Я тогда спросила одного художника из Казани, почему они не помогают Константину. Тот ответил мне что-то вроде того, что всем руку помощи не протянешь, а если вам так нужно, то зовите Васильева к себе в Куйбышев, в Саратов или в Москву. Глазунов сказал на это, что предлагал Васильеву помощь в продвижении картин, говорил о переезде в столицу, но Константин не схватился за это так, как обычно хватаются другие живописцы».Константин Васильев

Погиб Костя при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия - был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Родственники и друзья Кости не согласны с этим - слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать. Ему было всего 34 года.Фото могилы разных лет

Васильев очень любил творить ночью под музыку, поэтому, когда его хоронили в снежную погоду в березовой роще, уже родного посёлка, то играла как раз вагнеровская "На смерть Зигфрида".

В вещах художника был обнаружен полуобгоревший листок с записанными его рукой словами: «Художник испытывает наслаждение от соразмерности частей, наслаждение при правильных пропорциях, неудовлетворение при диспропорциях. Эти понятия построены по закону чисел. Воззрения, представляющие из себя красивые числовые соотношения, — прекрасны. Человек науки выражает в числах законы природы, художник созерцает их, делая предметом своего творчества. Там — закономерность. Здесь — красота.
Искусство постоянно возвращается к своим истокам, пересоздавая все сызнова, и в этом новом вновь возрождая жизнь. Наследное как спасающая сила»
.

Будучи непризнанным при жизни, Васильев работал, как одержимый, возможно он чувствовал, как чувствовали многие великие люди, что путь его на этой земле не будет долгим. Но в любом случае, художник всегда остается живым, пока живы его картины.

После смерти художника его творения обрели вторую жизнь. Популярность была бешенная даже без какой либо рекламы. Правда за особый стиль многие искусствоведы его так и не признали как художника, но главное что признал народ. Выставки в столице продолжались с нарастающим успехом. В общем около 30 раз по инициативе ВООПИиК в столице и Подсмосковье открывались посмертные выставки.
В 1982 издательством «Изобразительное искусство» выпущен комплект репродукций «Русь былинная», а в 1988 прошла первая его выставка в Ленинграде. Также картины возили в Болгарию, Испанию и Югославию, и везде, даже неславянские народы, оценили эти картины.Сборник картин известного русского художника Константина Васильева под названием "Руси волшебная палитра" под редакцией директора музея творчества художника - Доронина А.И. содержит обширную биографическую информацию, а также иллюстрации практически всех картин К.Васильева был выпущен в 2015 году.

Цитата из книги Олега Метелина - "Высоко над уровнем моря":
(1991) - "Я, как дура, вчера по огромному блату достала два билета в Манеж на выставку Константина Васильева... Ты представляешь, какая очередь у этого Манежа?! Хвост на проспект Маркса заворачивает! Позаботилась, чтобы не мерзли, как цуцики, на улице!".
Так и было, в 80-е люди стояли под 40-градусный мороз в очереди на Малой грузинской что б посетить выставку Васильева. Популярность художника была такая, что даже астроном Л.В. Журавлёва дала обнаруженному 25.10.1982 астероиду его имя - "3930 Васильев".Музей Константина Васильева на улице Баумана в Казани открылся в 2013 г. Он посвящён отечественному художнику, создателю картин на исторические и легендарные сюжеты. На самом деле первое открытие музея состоялось 17 годами ранее: тогда он работал на улице Гвардейской. Но затем для повышения посещаемости было решено перенести экспозицию в самый центр города. Плюс к тому существенно увеличилась площадь музея.В музее всего пять залов с минималистичными интерьерами на двух этажах, но места здесь достаточно: многие работы Васильева требуют простора для экспонирования. Вместе с тем это не только выставочное, но и обучающее пространство. На базе музея функционируют детский живописный кружок, а также архив.А вот у музея великого художника, который находится в г. Москве весьма сложная судьба. Много раз его пытались выкинуть на улицу, ввиду того, что место, на котором находится музей, является лакомым куском для бизнеса. Ну а людям, которые на первое место ставят деньги, картины, да и любая культура вообще, ни к чему. В конце концов музей был почти уничтожен, ночью обложен покрышками, облит бензином и подожжен. Однако на деньги простых русских людей, поклонников творчества великого мастера, музей был восстановлен и сейчас радушно приглашает всех желающих погрузиться в мир картин Константина Алексеевича Васильева.

На севере Москвы есть небольшой лесной массив — Лианозовский лесопарк. На Череповецкой улице взгляд выхватывает из-за деревьев старинный бледно-розовый особняк постройки начала XX века. В 1998 году стараниями энтузиастов здесь был открыт Музей творчества Константина Васильева, позднее преобразованный в Музей славянской культуры имени Константина Васильева.Бывшая дача ЛианозоваБывшая дача Лианозова, ныне Музей славянской культуры имени Константина Васильева

Талантливый художник Константин Алексеевич Васильев прожил короткую — всего 34 года, но чрезвычайно насыщенную творчеством жизнь. Он оставил после себя около 400 работ, которые сейчас хранятся в музейных собраниях Москвы, Коломны, Казани и в частных коллекциях. Слава пришла к нему уже после смерти, а при жизни многие обвиняли его и в отсутствии таланта, и в русском фашизме. До сих пор не раскрыта тайна его гибели — то ли он попал под поезд, то ли был преднамеренно убит. Последнее предположение более вероятно.
Анатолий Иванович ДоронинДиректор музея Анатолий Иванович Доронин

К сожалению, в Музее выставлены далеко не все работы художника. Так, мы здесь не увидим его знаменитые картины, посвященные Великой Отечественной войне — «Парад 41-го», «Нашествие», «Прощание славянки», «Портрет Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» и другие. Нет здесь и ранних работ в стиле сюрреализма и абстракционизма.

Бывшая дача Лианозова

Здание, в котором ныне располагается Музей славянской культуры имени Константина Васильева, было построено в начале XX века одним из крупнейших российских промышленников, нефтяным магнатом и меценатом Степаном Георгиевичем Лианозовым (Лианосян, 1872-1949) в качестве дачи для своей возлюбленной. Вокруг дома был разбит большой парк, который украшали статуи. По другой версии, этот дом, который за цвет портика называли «белой дачей», занимал управляющий усадьбой Алтуфьево или начальник Савеловской железной дороги. В то время этот район был дачным пригородом Москвы.

Музей славянской культуры имени Константина ВасильеваЗдание Музея славянской культуры имени Константина Васильева Бывшая дача ЛианозоваБывшая дача Лианозова и Окна музея

После Октябрьской революции помещение дачи заняло уездное управление ВЧК, затем размещались квартиры военных. В 1986 году здание, которое к тому времени требовало капитального ремонта, было передано тресту столовых Тимирязевского района города Москвы для организации ресторана. Однако грянула печально известная антиалкогольная кампания Горбачева, и строение оказалось бесхозным. Спустя два года оно превратилось практически в руины: всё, что можно было разобрать, унести или сломать, было разобрано, вынесено и сломано. Власти приняли решение снести ветхое строение и расчистить территорию под парк.

В то время «Клуб любителей живописи Константина Васильева» под руководством военного журналиста и поклонника таланта художника Анатолия Ивановича Доронина активно искал помещение под галерею. Первоначально предполагалось организовать музей в Коломне, уже были выделены помещения в доме-музее писателя Ивана Лажечникова. Матери и сестре художника купили квартиру в этом городе. Однако нашлись противники такого решения. В результате от этого варианта пришлось отказаться. Тем не менее, некоторые из работ Васильева сейчас экспонируются в Коломне.«Северный орел» и директор музея Доронин Анатолий Иванович

И тут очень удачно «подвернулась» дача Лианозова в Москве. Строение и прилегающая к нему территория были переданы на баланс общественной организации, начались работы по восстановлению. В 1998 году отреставрированное здание приняло первых посетителей. Рядом был возведен бревенчатый дом в древнерусском стиле, предназначенный для Центра искусств.Бревенчатый дом и статуя

Первоначально все 5 залов занимала экспозиция картин Константина Васильева. Однако в 2000-х годах было осуществлено несколько попыток рейдерского захвата здания. В 2009 году дом даже подожгли, но пожар удалось потушить, картины не пострадали. Начались судебные тяжбы и, одновременно, медленное восстановление музея.Фотографии и рисунки, Музей Константина ВасильеваФотографии и рисунки

В целях безопасности было решено выставить только часть произведений художника, заменив некоторые из них копиями. Сейчас работы Васильева экспонируются в двух залах, остальные три занимают выставки работ современных художников, разрабатывающих славянскую тему. Музей получил новое название — «Музей славянской культуры имени Константина Васильева».

Русь дохристианская

Можно по-разному относиться к дохристианскому периоду нашей истории. Кто-то верит в существование Ведической Руси и Гипербореи. Другие практически полностью отрицают тот период как темный, лишенный света Истины. Я придерживаюсь в этом вопросе строгого научного подхода, основанного на данных истории и археологии.

Тот долгий исторический этап, несмотря на его малоизученность, сыграл огромную роль в нашей истории. Он оказал влияние на всю нашу культуру и наш менталитет. Его мы угадываем в сказках и былинах, орнаментах крестьянской одежды и хозяйственной утвари. Согласно теории Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном, оно прорывается в наше сознание в виде архетипов. Мы чувствуем древние пласты в различных символах и знаках. Увы, многие из них сейчас связывают исключительно с идеологией фашизма. Та эпоха бередит души, погружая нас на архаические уровни нашей психики.

И потому так цепляет творчество Константина Васильева и других мастеров, работающих в жанре реконструкции и творческого осмысления древних культур, народов, некогда населявших территорию нашей страны. Сейчас в музее можно увидеть работы замечательного художника Всеволода Иванова, создающего величественные образы Древней Руси, Владимира Семочкина с его неповторимым стилем, очень светлые работы его отца — Валерия (Радомира) Семочкина, работы в камне и дереве Виктора Гончарова и других.

Всеволод Иванов, Ледич (Январь) Всеволод Иванов, Ледич (Январь) Всеволод Иванов, Видение поморам Богини ГипербореиВсеволод Иванов, Видение поморам Богини Гипербореи КартиныСказочные сюжеты Работы Владимира СемочкинаРаботы Владимира Семочкина Владимир Семочкин, Стражи УралаВладимир Семочкин, Урал Валерий Семочкин, Заря-ЗареницаВалерий (Радомир) Семочкин, Заря-Зареница Работы Виктора ГончароваРаботы в камне Виктора Гончарова

Часть экспозиции занимают предметы русского народного быта: ручная мельница, прялки и самопрялки, куклы-обереги, вышивка. Есть здесь и настоящие гусли, обладающие удивительно мелодичным звуком.Предметы крестьянского бытаЭкспозиция 2-го этажа — предметы крестьянского бытаЗал с работами Константина Васильева. Ну и напоследок в этой теме еще работы художника.Автопортрет, 1968 г. Автопортрет 1070г. Автопортрет Апостол. Натюрморт. Лесная готика. Лесная сказка. Осень.Пушкин и Прощание с молодостью. Деревня Васюткино Дорога в ЛиишевоБерегОсеньЛодки и СтожкиОблако и Дорога в Лаишево.Названий не знаюУнтер-ден-Линден в огне

Вариант картины Парад 1942 года А в следующей теме мы посмотрим работы Константина Васильева на славянские и скандинавские мотивы

https://anashina.com/muzej-slavyanskoj-kultury-imeni-konstan...

http://anysite.ru/publication/vasilev-konstantin

https://samsud.ru/journal/samsud/konstantin-vasiliev.html

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/page,4,19247...

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/19247-kartin...

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/page,2,19247...

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/page,3,19247...

http://www.russlav.ru/aktualno/khudozhnik-konstantin-vasilev...

https://www.tatvog.ru/2015/10/10/%D0%B2-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D...

Картина дня

наверх