На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Израиль. Масада

Когда мы слышим слово Моссад, большинству людей сразу приходит образ ираильской политической разведки. Но мало кто знает, что взято это наименование от крепости Масада, лозунгом которой стало выражение: Масада больше не падет. А это очень интересная история и я долго думала как именно ее оформить. Поэтому решила так: в первой теме будет чисто исторические данные, а во второй уже сама экскурсия.

Древняя крепость Масада расположена возле побережья Мертвого моря недалеко от израильского города Арад. Вот его древняя часть.Край Иудейской пустыни, неподалеку от Мертвого моря – одно из самых жарких мест на земле. Это также нижняя точка земной суши. Во времена Второго храма Мецада, впервые упоминается при Хасмонеях. Иосиф Флавий говорит: "Первосвященник Ионатан был первым, кто построил на этом месте крепость и назвал ее Масадой".
Еще при хасмонеях в 37-31 до нашей эры здесь было построено укрепление.

  Гиркан II из дома Хасмонеев был в то время этнархом, "вождем народа" Иудеи по назначению Юлия Цезаря, но фактическими правителями Иудеи были идумей Антипатр и его сыновья - Ирод и Пцаэль (Фасаил). 
  Элимелех, один из преданных дому Хасмонеев людей, не без основания подозревавший идумеев в том, что они замышляют унаследовать трон Хасмонеев с помощью Кассия, соумышленника Брута в заговоре против Юлия Цезаря, был предательски убит наемными убийцами Ирода. 
Убийство Элимелеха вызвало сильное возбуждение в Иерушалаиме, и один из верных Гиркану II военачальников, Геликс, поднял народ против Ирода и Пцаэля.
  Брат убитого Элимелеха овладел с помощью Геликса многими укрепленными позициями страны, в том числе и "наиболее мощной Масадой". Но Пцаэль одолел "бунтовщиков" и отнял у них Масаду и все остальные крепости. С тех пор Масада служила его брату Ироду убежищем, куда он скрывался при возникновении какой-либо опасности.

В 40 г. до и.э. парфяне завоевали северную Сирию, и трон Иудейского царства занял поддерживаемый ими последний царь из дома Хасмонеев - Маттитьяху Антигон II, 40-37гг.. Гиркан II был взят в плен и увезен в Вавилонию, а Пцаэль покончил с собой. Сам Ирод бежал на родину в Идумею, но всю свою семью, в том числе невесту Мирьям и ее мать Александру, он отправил в крепость Масаду, управляющим которой назначил своего брата Иосифа, и поставил в ней гарнизон в 800 человек, обеспечив его провиантом на долгое время. В Масаде его семья могла жить в полной безопасности: захватить крепость было практически невозможно, даже приблизиться к ней было очень трудно.
  Все же, когда Маттитьяху Антигон осадил Масаду, положение Иосифа, брата Ирода, стало тяжелым: в Масаде не хватало воды, стычки между войсками Иосифа и Антигона постепенно участились, и защитники потерпели несколько серьезных поражений. Иосиф уже обдумывал план побега из Масады с 200 человек, но их спасло чудо в виде  дождя и пришедшего на помощь ему  римского полководца Вентидия, нанесшего поражение парфянам. 
  Вентидий приблизился к Иерушалаиму и полагал, что Антигон перебросит свое войско, осаждавшее Масаду, к Иерушалаиму на помощь своему престольному городу. Но у Антигона было достаточно сил, кроме осаждавших Масаду частей. Он разбил Вентидия, и римский полководец был вынужден отойти от Иерушалаима, оставив небольшой отряд под командованием Силона.Ирод отправляется в Рим. Там он лестью и хитростью добивается Хасмонейской короны. Потом он возвращается в Палестину, чтобы устранить законного царя и насильно овладеть подарком. Конечно, его первая забота - снять осаду с Масады. Это ему удается, и в 39 г. до н.э. вся семья Ирода вместе с его невестой и ее матерью, представительницами Хасмонейской династии, оставляют Масаду.
  Иосиф Флавий говорит, что Ирод всегда боялся двух вещей: во-первых, что евреи восстановят прежнюю царскую династию, т.е. вместо него снова посадят на престол одного из представителей любимого ими дома Хасмонеев; а во-вторых, что римляне сбросят его с престола по наущению египетской царицы Клеопатры, которая домогалась власти над Иудеей, бывшей в течение многих лет частью Птолемеевского египетского царства. Возможно, что к этому следует добавить вообще страх перед римскими властителями, которые, разгневавшись на подчиненных царей, свергали их с престолов и даже уничтожали физически. 

Итак, в 37 г. до н. э., воцарившись в Иудее, Ирод превратил Масаду в мощную крепость, которая могла бы служить убежищем в случае восстания или вторжения войск египетской царицы Клеопатры. Он хорошо помнил о том, что когда-то недостаток воды почти убил его семью, и позаботился о создании огромных ёмкостей и цистерн. Водоснабжение крепости осуществлялось с помощью открытых оштукатуренных каналов для отвода дождевой воды из двух каньонов к западу от Масады в 12 водосборных цистерн, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западном склоне горы (общая ёмкость — около 40 тыс. куб. м). Отсюда вода вручную доставлялась в другие цистерны на вершине горы, в большинстве своём подземные. При создании каналов тщательно учитывались топографические особенности местности, и в итоге редкие пустынные дожди могли наполнять эти ёмкости водой так, что живущие в Масаде могли не беспокоиться о её недостатке. Царь Ирод построил на этой уединенной недоступной горе со срезанной вершиной пять дворцов с гигантским хранилищем для воды и необъятными продуктовыми складами. Свой северный дворец, Западный и три для родных. Масада стала чрезвычайно мощной еврейской крепостью примерно в 142. г. до н.э. Ровно через сто лет после этого, в 42 г., Масада уже считается одной из наиболее неприступных крепостей Иудеи.  Название Масада происходит от древнееврейского Мецада – горный замок, цитадель. Крепость окружена отвесными скалами, лишь с одной из сторон к ней ведет узкая тропа, называемая змеиной. На вершине 450-метровой горы находится большое плато размерами примерно 600 на 300 метров. Плато окружает двойная четырехметровая стена с вкраплениями 30 башен и 4 ворот. Именно на этом плато были сооружены все основные постройки крепости.На этом снимке как раз хорошо видна и змеиная тропа и само плато горы, на которой возведена крепость. Что сохранилось до наших дней в экскурсионной части.

Предвидя возможность длительной осады, Ирод приказал построить в северной части скалы целый комплекс продуктовых складов и рядом с ними большую общественную баню. К западу от Мертвого моря располагались два каньона: от них при помощи открытых оштукатуренных каналов отводилась вода в 12 водосборных систем, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западе скалы. Из них вода вручную доставлялась на вершину скалы уже в другие цистерны.На этом макете как раз хорошо видны эти каналы. А вот как они выглядят в жизни.На этом кадре тоже хорошо виден желоб, по которому вода с гор поступала во внутренние резервуары.

После смерти Ирода в 4 г. до н.э. Масада сходит со сцены на 70 лет, и лишь во время Великого еврейского восстания, закончившегося разрушением Храма, 66-73 гг. н.э., и в последующие три года она снова играет видную роль в истории борьбы еврейского народа за независимость. После смерти Ирода Великого в Массаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 г. н.э., год, в который разразилось Великое восстание против римлян (1-я Иудейская война). В крепость ворвались ревнители-зелоты во главе с Менахемом Бен-Йегудой Галилейским и перебили весь её гарнизон. После убийства Менахема бен-Йегуды идеологическими противниками в Иерусалиме в Массаде нашёл для себя пристанище приходившийся Менахему племянником Эл’азар Бен-Яир, в 67-м году возглавивший здесь отряд защитников крепости, состоявший из наиболее экстремистски настроенных зелотов, т.н. сикариев, укрепившихся и фактически заперших себя здесь по ставший для них фатальным 73-й год.

Единственный источник знаний

Речь идет о книге "Иудейская война" еврейского историка римского периода Иосифа Флавия, написанной спустя несколько лет после восстания евреев против Римской империи.Эта книга – единственный источник знаний о кровавых и героических событиях в крепости Масада в 73 г. н. э., за исключением, разумеется, современных археологических открытий. В ней Иосиф Флавий удивительно точно описывает крепость Масада и тот регион, где она располагается. Он был первосвященником и командовал еврейскими силами в Галилее. Потерпев поражение от римлян, он перешел на их сторону и начал писать историю восстания иудеев. Его книга содержит ценнейшие сведения о событиях в Масаде.

«… Скалистый утес незначительного объема и огромной высоты окружают со всех сторон обрывистые пропасти непроницаемой глубины, недоступные ни для людей, на для животных; только в двух местах, и то с трудом, можно приступить к утесу: одна из этих дорог лежит на во­стоке от Асфальтового озера (Мертвое море в те времена – пр. автора), а другая, более проходимая - на западе».

Масада на вершине скалы

Оказавшись на месте, мы поймем, что с тех пор, как Иосиф Флавий был в Масаде, здесь мало что изменилось. Располагаясь на вершине 450-метровой скалы, на восточных окраинах Иудейской пустыни, крепость имеет единственную связь с внешним миром – узкую Змеиную тропу, поднимающуюся со стороны Мертвого моря. Гора, о которой мы говорим, – гигантский осколок западного края Сирийско-Африканского разлома, что определяет ее недосягаемость, особенно со стороны Мертвого моря. Сверху она равнинна и имеет очертания ромба размером 600 на 300 метров.

Взято отсюда ФОТО.

В 30-е гг. до н.э. царь Ирод Великий, потомок идумеев, принявших иудаизм, разворачивает на этом месте бурное строительство. Обладая явным архитектурным талантом, но страдая параноидальной подозрительностью, Ирод приходит к выводу, что именно недоступная крепость в дикой пустыне спасет его от заговоров врагов и станет идеальным убежищем. По всему периметру горы (1400 м) была построена двойная крепостная стена с четырьмя вратами. На северном утесе возвели великолепный трехъярусный царский дворец, неподалеку от него построили официальную резиденцию важных гостей и три дворца поменьше для членов семьи Ирода, а также синагогу, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки. Сложная система труб подводила в крепость воду из ближайших речушек. 12-ти огромных цистерн хватало и для питья, и для бассейна, бань, и наконец, полива растений, снабжавших защитников пищей.

Водоснабжение оказалось необычайно важным для повстанцев, удерживавших Масаду 80 лет спустя. Если взглянете на схему, то увидите, что постройки занимают не более 10% площади крепости, это тоже осознанный план Ирода. Слово Иосифу Флавию - "Всю же внутреннюю площадь, отличающуюся тучной и особенно рыхлой почвой, царь оставил для возделывания с той целью, чтобы на случай, когда привоз припасов извне сделается невозможным, гарнизон, доверивший свою участь крепости, не терпел бы нужды." Но ветровая эрозия за почти две тысячи лет с момента разрушения крепости выдула весь плодородный слой, и теперь поверхность плато такая же безжизненная, как и окружающая пустыня.

Восстание против гнета Римской империи

В 66-м году первого столетия нашей эры на Ближнем Востоке начинают разворачиваться исторические события, которые, без преувеличения, серьезно повлияли на ход истории человечества. Речь идет о восстании евреев против гнета Римской империи. В это время Масада была взята восставшими зелотами – непримиримыми и воинственно настроенными противниками римлян, решившими бороться с ними до победного конца и уничтожившими римский гарнизон. В 67-м году н.э. в Масаде обосновались сикарии - представители радикального крыла движения зелотов. Именно они возглавили восстание против римлян, вылившееся затем в длительную Иудейскую войну.Летом 70-го года н.э. римский полководец Тит захватывает яростно защищаемый повстанцами Святой Иерусалим и разрушает Первый Иерусалимский Храм. После этого еще с месяц продержался Верхний город Иерушалаима. Не завоеванными остались лишь три последние крепости в Иудее: Геродион, Махор и Масада.
  Геродион продержался после разрушения Иерушалаима недолго и вскоре пал. Махор был сдан местным населением римлянам из жалости к молодому герою, который был взят в плен. Римляне угрожали распять его, если евреи не сдадут им крепость. Это произошло в 71-72 гг. н.э.
Во всей стране осталась лишь одна-единственная не взятая еврейская крепость - Масада. Масада была готова стоять одна против всех врагов. Защитников крепости едва насчитывалось тысячу человек, включая женщин и детей, однако им удалось удерживать Масаду ещё три года. На кону стояла честь Рима. Для римлян повстанцы были занозой, и Флавий Сильва поклялся, что уничтожит их любой ценой.Вокруг неприступной, на первый взгляд, крепости легионеры разбивают восемь военных лагерей, очертания которых сохранились до наших дней. Военную кампанию по захвату последнего оплота еврейских повстанцев вел легендарный Десятый легион римской армии, под командованием Флавия Сильвы. Он построил вокруг крепости стену, которая не давала выбраться из города и оказывала сильное психологическое давление на осажденных.Останки стены сохранились по сей день. Через каждые несколько сотен метров стояли башни или небольшие форты, из которых римские лучники обстреливали защитников крепости. Об осаде напоминают наконечники римских стрел, найденные вокруг стен Масады. На нижнем снимке видны два лагеря, один из них реконструированный.Римляне знали, что восставшие в ловушке, но что они могли поделать с непреступной твердыней? Зачем вообще римлянам надо было штурмовать эту крепость? Затем, что правильной осадой её было не взять, благодаря большим запасам воды и продовольствия у осаждённых; крепость контролировала важную дорогу вдоль Мертвого моря из Содома в Иерихон, к тому же Масада всегда была бы тлеющим очагом мятежа в беспокойной Иудее.

Фото сняты с фуникулера.Вот она же внизу на реконструкции, перекрывает змеиную тропу.

У повстанцев было как минимум две причины именно в Масаде дать врагу последний бой. Во-первых, ее было практически невозможно штурмовать, а во-вторых, здесь не было проблем с пресной водой.

В войнах римляне предпочитали осадные башни меньшего размера, нередко сооружаемые прямо на месте: ими было легче управлять. Однако, обрывистые утесы вокруг Масады, казалось бы, не давали шансов подвезти осадные башни под стены. Мятежники, запертые в стенах крепости, и подвергающиеся постоянному обстрелу из катапульт в течение нескольких недель не опасались угрозы со стороны осадных башен. Они ошибались…Тут хорошо видно и остатки 2-х лагерей и сам насыпной вал.Это самый большой лагерь из всех 8-и, его также называют "Сильва", по имени римского командующего. Отсюда он руководил осадой, здесь была его ставка - по видимому в специально огороженном верхнем левом углу лагеря. Лагерь прикрыт дополнительной защитной стеной, т.е. римляне иудеев воспринимали вполне серьёзно. Это как раз остатки форта со стороны вала.Римляне понимали, что единственный вариант – забраться на вершину, и построили осадную башню 25 метров высотой. Спереди она была покрыта железными пластинами, а внутри сидели лучники и стояли катапульты. Ног стояла она далеко от крепости и мало чем могла помочь.

Благодаря многоплановой фортификации римляне и застряли под Массадой на долгие месяцы, пока им не удалось пробить стену, и лишь осенью 73 г. н.э. они сумели одолеть крайне малочисленную дружину зелотов. Для этого им пришлось разбить вокруг Массады не менее 8-ми осадных лагерей. Осадой командовал римский наместник Флавий Сильва, в распоряжении которого находилось порядка 10 до 15 тыс. человек. Начиная блокаду, римляне окружили всю гору осадной стеной протяжённостью около 5-ти км. На последних этапах осады римляне также возвели грандиозный осадный вал против западной крепостной стены. Осадный вал сооружался перемежающимися слоями из доставляемых от расположенного неподалёку ручья Цеэлим деревьев и пластов грунта.

Пока римляне сооружали осадный вал, зелоты делали всё, что было в их силах, чтобы предотвратить их инженерный замысел, превращая его в кошмар. На римлян постоянно сыпались стрелы, пращевые камни, а со стены катились огромные каменные кругляши, что вынуждало осаждающих одной рукой работать, а в другой сжимать рукоятку щита. Однако, несмотря на ожесточённое сопротивление, сооружение вала было завершено, на нём была построена осадная башня с тараном, и стена в западной части была, наконец, пробита. Однако история на этом не завершилась: зелоты сдаваться и не помышляли, зато «под шумок» римской инициативы за протараненной стеной ухитрились соорудить вторую – ещё более мощную – из двух параллельных рядов бревен, пространство между которыми было заполнено землей.

Материалом для этой фортификации послужили разобранные деревянные крыши дворцов, перекрытия эскарповой стены и другие деревянные элементы сооружений Массады. Парадокс состоял в том, что в этой импровизированной стене римлянам брешь пробить не удалось, т.к. таран, предназначенный для разрушения каменных стен, в мягком материале просто… увязал! Но римляне и на этот сюрприз нашли оперативное решение: они забросали деревянный каркас факелами и зажигательными стрелами, основа загорелась и начала рушиться, а грунтовая начинка – осыпаться, что и предрешило дальнейшую судьбу защитников Массады. Но она стояла на 250 метров ниже вершины, и римляне сделали невозможное. Флавий пишет, что Сильва приказал построить насыпь, по которой башня могла подъехать к стенам. К западу от вершины холма располагалась широкая скала. Однако, от нее до вершины Масады было 300 локтей. Флавий Сильва приказал армии носить землю и построить прочную насыпь выстой в 200 локтей. Остатки этой насыпи хорошо различимы и сейчас.Иосиф Флавий пишет, что войска римского полководца Флавия Сильвы срезали ветви деревьев, росших у протекавшего ручья, втыкали их в землю и наваливали камни и землю, слой за слоем, пока, наконец, не подобрались на 20 метров непосредственно к плато Масады.

Даже сегодня результаты их труда поражают воображение, хотя за 2 тысячи лет эрозия сделала свое дело и сейчас по ней проложена тропа на гору.На это ушло несколько месяцев, но к маю 73 года римляне были готовы поднять осадную башню и таран по бревенчатой дороге к стенам Масады.После долгого сопротивления римляне пробивают брешь в стене, но захват крепости оставляют на следующий день. Участь Масады была решена. На месте смотровой площадки и была пробита брешь.Видны фонари, ночью это все очень красиво подсвечивается.

Смерть, но не рабство

Римляне подвезли осадную башню высотой 20-25 метров и били стены тараном, пока, наконец, не пробили брешь. Защитники предприняли последнюю попытку остановить римлян. Хитроумные иудеи построили укрепление из земли и дерева, против которого таран был бесполезен, и Сильва приказал использовать огонь. Но ветер повернул пожар, начавший поглощать деревянный каркас баррикады, в сторону осадной башни. Иосиф Флавий писал: «Когда стена занялась, подул северный ветер. Он дул в сторону римлян, и те испугались, что сгорят их осадные машины. Но затем ветер переменился и подул с юга, и вскоре стена горела по всей толщине. Римляне радостно вернулись с лагерь, готовясь на следующий день идти в атаку на врага. Они выставили усиленные караулы, чтобы никто из иудеев не попытался спастись». Но никто из осажденных и не пытался убежать. Спустилась ночь, и повстанцы поняли, что на следующее утро римляне пойдут в атаку, а о ни не смогут остановить их.

Кульминацию этой драмы мы знаем только благодаря Иосифу Флавию. Все мужчины собрались в одном из дворцов и решили совершить массовое самоубийство.

Когда стало ясно, что осадные орудия Десятого легиона быстро пробьют стены Масады, лидер зелотов Эльазар бен Яир решил, что все защитники крепости должны покончить с собой. Так как еврейский закон строго запрещает самоубийство,  это решение может показаться сегодня более страшным, чем представлялось самим зелотам. Ведь у них не было лучшей альтернативы. Если бы римляне схватили их, то мужчин продали бы в рабство, женщин превратили бы в рабынь и наложниц. Элазар бен Яир, вождь оставшегося лагеря сикариев, отпрыск рода Хизкии и Иехуды Галилеянина, все сыновья которых пожертвовали своей жизнью ради свободы, убедился, что спасения нет. Но сикарии были связаны клятвой никогда и ни при каких условиях не покоряться Риму, и эта клятва не позволяла им сдаться и уступить крепость врагу.

Эльазар Бен Яир в течение ночи убеждает своих товарищей предпочесть смерть, а не рабство. «Уже давно, храбрые мужи, мы приняли решение не подчиняться ни римлянам, ни кому-либо дру­гому, кроме только Б-га, ибо Он Один истинный и справедливый Царь над людьми. Я смотрю на это, как на милость Б-жию, что он даровал нам возможность умереть прекрасной смертью и свободными людьми, чего не суждено другим, неожи­данно попавшимся в плен».

Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи мечами всех защитников крепости, женщин и детей, после чего один из них, также выбранный с помощью жребия, убил остальных и покончил с собой. Эльазар велел, чтобы было уничтожено все, кроме пищи, «так как пиша будет доказательством того, что мы умерли не от лишений, а по своему, добровольному решению, предпочли смерть рабству». После этой речи мужчины убили своих жен и детей, а затем и друг друга.
Кстати, полвека назад нашел на Масаде Игаль Ядин косточку от финика. Косточке было 1900 лет, финиками питались защитники Масады. К удивлению ботаников, из косточки выросла пальма. Между прочим, такого сорта, который в современном Израиле не встречается.

Флавий писал: «Все мужчины вместе со своими женами и детьми легли на землю, подставив шею под удары тех, кто должен был исполнить этот долг. И когда эти десятеро сделали это, они бросили жребий между собой, чтобы выбрать того, кто убьет остальных девятерых, а затем и себя».

Когда на следующее утро римские войска вошли в Масаду, они увидели, что в живых не осталось никого.

Мы не знаем, кто последним остался в живых. Но на следующий день, когда римляне пошли на штурм, мечтая о битве после шести месяцев ожидания, проведенных в этой негостеприимной пустыне, их встретила зловещая тишина.

В Масаде погибло около 960 человек: мужчин, женщин и детей. Никто не остался сражаться с римлянами. Защитники Масады лишили римлян удовольствия кровавой победы. Готовые к бою римляне были поражены страшным зрелищем, представшим перед ними. Так закончилась Иудейская война 66-73 гг. н. э.

Считается, что спаслись только две женщины со своими детьми, спрятавшиеся в водяных цистернах.

В V-VI веках в период царствования Византии на месте крепости возводится церковь. На макете это здание посередине. Небольшая группа монахов в этот период обитает здесь в пещерах и каменных кельях, которые располагаются в бывших каменоломнях. Ведь камень добывали на самой горе.

Массада стала символом современного Израиля, синонимом мужества и героизма. Недаром здесь принимают присягу молодые солдаты отборных воинских формирований. Над опаленными огнем камнями звучат гордые слова:

"Масада больше не падет!"

Масада - символ национального мужества

Остатки легендарной крепости искали много столетий, но обнаружили их лишь в 1842 году. В 1838 году британский археолог Э. Робинсон впервые опознал в заброшенных развалинах крепость Масаду. В 1851 году создается первый план крепости. В 60х годах XX века на территории крепости были проведены основные исследовательские работы. Серьезно изучать это место и заниматься раскопками начали только в шестидесятые годы двадцатого века. Реставрационные работы длились не один десяток лет, и лишь к началу нынешнего столетия учёные и реставраторы восстановили крепость в том виде, в каком она была при царе Ироде.А уже в 1971 году вершина крепости соединяется с землей канатной дорогой. Но также остается возможность подъема наверх пешком по той самой змеиной тропе. Крепость – настоящий клад для археологов. Их находки в значительной мере подтвердили сообщения, оставленные современниками осады.Прожектора, освещающие гору по ночам.

Каждый год у подножия Масады проходят различные культурные мероприятия, а также международные оперные фестивали, во время которых израильтяне и гости со всех уголков мира получают великолепную возможность в полной мере насладиться оперным искусством прямо под открытым небом.

Осталось сказать вот еще о чем. В Талмуде нет ничего ни о Масаде, ни о том подвиге, что там совершен. Думается, что Талмуд опустил историю Масады по двум причинам. Во-первых, мудрецы все еще сохранили сильную неприязнь к зелотам-экстремистам, погибшим в Масаде. Далее, в тот момент, когда мудрецы страстно стремились приспособить иудаизм к существованию без Храма и без государства, они вряд ли были заинтересованы воспевать массовое самоубийство тех евреев, которые ни во что не ставили жизнь без суверенитета.

Картина дня

наверх