На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...
  • ВераВерная
    Да, Светочка, помню, были темы.Красоты и музеи П...

Как уничтожали память о павших русских моряках

Это очень печальная тема в нашей истории, но мне кажется надо нам об этом вспомнить. Без злости. Без заламывания рук. Без проклятий. А как исторический факт, наша история, из которой надо извлекать уроки и помнить...

Одной из многовековых традиций русского народа является увековечивание памяти павших воинов в виде созидания храмов, посвященных важным вехам русской истории.

Для памяти воинов, павших в морских сражениях, такое увековечивание имеет особое значение: как правило, их близкие лишены возможности поклониться могилам своих отцов и дедов, которые погребены далеко от дома, в пучине морской.Поэтому храмы, посвященные памяти павших моряков, всегда были особо почитаемы в России.

Санкт-Петербург и Кронштадт, как города морской славы России, не могли остаться в стороне от этой многовековой традиции.

В Кронштадте был сооружен Морской Никольский собор, а в Санкт-Петербурге – Храм Христа Спасителя, или, как его нарекла народная молва, Храм Спаса-на водах.

МОРСКОЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

Кронштадт со времени своего основания был городом русских моряков. Первая морская церковь в нем была заложена Петром Первым в июле 1722 года – это был деревянный храм в честь Богоявления Господня.

Начиная с 30-х годов XIX века, постоянно поднимался вопрос о необходимости возведения в Кронштадте вместительного собора для «чинов флота».

Дать ход делу смог вице-адмирал Николай Казнаков, который в 1896 году направил в Морское министерство ходатайство, в котором пояснил, что «будущий морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель русского флота». Через год он получил высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку такого храма.

Комитет для сбора пожертвований на сооружение собора был основан в 1897 году. Известно, что Морское ведомство постановило ежегодно отчислять на сооружение собора 1/4 процента с жалованья, столовых и морского довольствия. К концу 1913 года сумма этих отчислений достигла 280 000 рублей.

Деньги в Комитет поступали как от частных лиц, так и знатных особ. Известно, что от канонерской лодки «Храбрый» при командире капитане 1-го ранга Петрове были пожертвованы средства на запрестольный крест стоимостью в 2 000 рублей, город Кронштадт принял на себя расходы по сооружению хоругвей на сумму 1 450 рублей, а император преподнес лапис-лазурь стоимостью 16.000 рублей для внутренней отделки помещений.

Всего возведение собора обошлось в 1 955 000 рублей, из которых 1 675 000 рублей были отпущены из казны.

Одним из первых жертвователей, направивших личные сбережения на строительство храма, стал священник Андреевского собора в Кронштадте, впоследствии канонизированный Русской Православной Церковью,- святой праведный Иоанн Кронштадтский

Сохранилось его обращение, опубликованное в газете «Котлин»:

«Возлюбленные братья-моряки и все православные соотечественники, живя в Кронштадте 42 года и во все это время, видя малость, скудность и ветхость морского храма, я снедался ревностью о нем и желанием просторного, прочного, благолепного храма, и ныне внес свою лепту на сооружение такового 700 рублей. Благоволите и Вы оказать свое посильное усердие к сооружению его».

Он же призывал: «Да созиждется достойный дом Божий для морских чинов в Кронштадте, хотя не спешно, но прочно и достойно славного флота. Да проистечет из него благословение Вседержителю на все воинство морское».

В 1898 году он писал начальнику Главного Управления кораблестроения и снабжения контр-адмиралу Владимиру Павловичу Верховскому: «Надо спешить строить храм, как вы спешите строить военные суда. Церковь тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцом и Духом Святым и лучше всяких военных судов может сохранять не только флот, но и все воинство и всю Россию».

Морской собор в городе-крепости Кронштадт (с тремя престолами — во имя свт. Николая Чудотворца, свв. апп. Петра и Павла и прп. Иоанна Рыльского) был заложен 1 (14) сентября 1902 года по указу императора Николая II в честь 200-летия Российского флота. Он должен был стать «памятником чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга».

Молебен на строительство храма совершил святой праведный Иоанн Кронштадтский. На торжественной церемонии присутствовали высочайшие гости: император Николай II с супругой, его мать Мария Фёдоровна и великие князя. В честь этого важного события был дан салют в 31 выстрел, а венценосная семья посадила в сквере 32 дуба.

Автор проекта профессор В.А. Косяков взял за образец собор святой Софии в Константинополе. В возведении собора участвовали командир Кронштадтского форта вице-адмирал Н.И. Казнаков, вице-адмирал С.О. Макаров и другие выдающиеся русские флотоводцы.

Построенный на народные пожертвования и средства Морского ведомства, собор был освящен 10 (23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи протопресвитером Георгием Шавельским в сослужении протоиерея Иоанна Морева и будущего священномученика протоиерея Алексия Ставровского.Задуманный как памятник всем морякам, погибшим за Отечество в бою или от ран, Николаевский храм по праву считался духовным центром всего Российского флота. Морской собор был главным центром воспитания патриотизма. В основе патриотизма лежат принципы не материального, а духовного порядка.

По словам философа Владимира Соловьева «боевой дух – готовность каждого солдата бить врагов и самому быть убитому, для чего непременно нужна полная уверенность в том, что война есть дело святое».

Языком образов и христианских символов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой.

Идея освещения патриотизма выражалась в поименном поминовении умерших воинов и установки в пространстве храма памятных досок с их именами и указанием на обстоятельства гибели.Поскольку собор имел также мемориальный характер, то на его стенах можно было увидеть 130 мемориальных досок, размещенных по всему периметру храма.

На них золотыми буквами были высечены имена тысячи моряков, погибших с 1695 по 1910 годы. Их списки были составлены историком русского военно-морского флота, генералом Аполлоном Семеновичем Кротковым.

Они включали имена погибших в сражениях, при кораблекрушениях и при исполнении служебного долга (без различия вероисповедания) офицеров флота, флотских корпусов, адмиралтейства, гардемарин, а также служивших на, военных кораблях гражданских и медицинских чинов и, на отдельных белых досках, священнослужителей; общим числом указывались погибшие нижние чины.

(фото из уже восстановленного храма)

Текст записи содержал описание обстоятельств гибели, например: "1900 г. 4 ноября. В бою при занятии фортов в Таку на лодке "Кореец" убит лейтенант Евгений Бураков, смертельно ранен и умер от ран лейтенант Василий Деденев, убито 8 матросов".

Имена офицеров и флотских служителей были нанесены на черные мраморные доски, располагавшиеся по всему периметру храма на стенах галерей.

Имена флотских священников были нанесены на белые мраморные доски, расположенные в алтарной части храма, близ Горнего места. Заполнено было 2 доски с 14 именами священников.

Всего было изготовлено 130 черных и 20 белых, досок. Но лишь часть из них была заполнена ко дню освящения храма. За всех погибших моряков в соборе ежедневно возносилась молитва. Здесь бережно сохранялись реликвии, связанные с морской славой России.

Уникальный храм-памятник истории Российского флота стал градостроительной и морской доминантой Кронштадта — главный купол храма виден со всех точек Невского фарватера.

Храм, освященный в июне 1913 года, проработал недолго. Службы в нем проходили до 1927 года, а через два года – в 1929 - президиум Леноблисполкома вынес постановление о закрытии храма и передаче здания под культурно-просветительские цели.

По решению Президиума Леноблисполкома от 5 июля 1929 г., утвержденному ВЦИК 2 октября 1929 г. 14 февраля1930 года на Якорной площади состоялся антирелигиозный митинг. С Храма торжественно сбросили колокола и кресты. Алтарь Господень был осквернен, память павших воинов поругана.

С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество из храма забрали. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков и флотских священнослужителей и использовали их при строительстве хозяйственных объектов.

Судьба священников собора также печальна:

священник Венедикт (Плотников) (1872-1937, расстрелян);

священник Василий (Братолюбов) (1873-28 марта 1921, расстрелян);

митрофорный протоиерей Павел Виноградов, 1920 арестован, 09.03.1938, расстрелян...

Вскоре там открылся кинотеатр имени Максима Горького, прозванный в народе «Максимка». Еще через несколько лет в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал с театральной сценой, устроенной на месте иконостаса. Стараниями военных моряков и музейных работников удалось сохранить лишь малую часть великолепного внутреннего убранства, не подвергшуюся уничтожению.

В годы Великой Отечественной войны в пространстве под куполом храма был размещен наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Во время артобстрелов в собор попало несколько артиллерийских снарядов. В ходе реставрации, завершившейся в 2013 году, было решено сохранить в северной части Морского собора след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол и упавшей на гранитный пол в 1943 году.

Центральный зал после реконструкции 1954 года (когда его перестраивали для концертного зала на 1250 мест с театральной сценой) был разделён подвесным потолком. Использовалась только одна треть объёма. О былом великолепии напоминали аркады галерей второго этажа — тогда здесь был балкон концертного зала. Сохранялся византийский орнамент на сводах, колоннада искусственного мрамора, ажурные капители. На месте иконостаса — театральная была устроена сцена. Узкая лестница вела в подкупольное пространство — по ней никто не ходил, наверху царило запустение. Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима

В результате внутренней перестройки собор оказался поделенным по вертикали на две части массивными перекрытиями. В купольной части был нарушен тепловой режим, отсутствовало отопление. Вследствие неправильной эксплуатации собор оказался в аварийном состоянии, и только оперативное начало восстановительных работ спасло здание от неминуемого разрушения.

Воссоздание памятных досок

В течение многих лет Е.В.Исаковой велась большая работа по этой теме и 1998 году при поддержке Гранта Президента России ею был разработан "Проект воссоздания мемориальных досок Кронштадтского Морского собора с именами моряков, погибших за Родину".

На основании изучения архивных документов и обнаруженных автором проекта подлинных черновых записей и указателей А.С.Кроткова были вновь выявлены имена, воссоздан текст досок.

Внешний вид досок был воссоздан на основании изучения сохранившихся в частных и государственных коллекциях иллюстративных материалов — чертежей, фотографий, а также натурных обследований. Правильность выводов подтверждена примерами аналогичных памятников.

Было воссоздано около 700 записей и около 1000 имен. Текст размещен на 80 досках. Проект включает исторические тексты досок за период с 1696 по конец 1910года. — т.е. тех досок, которые были заполнены на момент освящения собора. В соответствии с идеей храма-памятника, тексты должны быть продолжены и далее, вплоть до настоящего времени.В 2002 году было принято решение о реставрации собора и возвращении его Русской православной церкви. В 2005 году в нем впервые за десятилетия отслужили Божественную литургию, а регулярные богослужения начались в 2012 году. К весне 2013 года собор был полностью отреставрирован. Реставрационные работы в соборе велись до весны 2013 года, предполагалось, что при этом по выходным и праздникам будут проводиться службы. Однако в июне 2013 г. ещё сохранялись проблемы с доступом в храм, вызванные неясным юридическим статусом здания. 28 мая 2013 года, после завершения реставрационных работ и во время празднования 100-летия храма, состоялось освящение собора.Вот так он выглядит сегодняа вот так внутри. К счастью, восстановили! И в нем вновь звучат молебны о погибшах моряках!

Храм Спаса на водах

Не менее, а может быть, и более показательной является судьба Храма Христа Спасителя, или, как его именовали в народе, - Храма Спаса-на водах, посвященного памяти моряков, погибших в Цусимском сражении.

Он располагался в конце Английской набережной, невдалеке от Адмиралтейских верфей, где рождались корабли Русского флота, Строительство храма было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года на территории Ново-Адмиралтейского завода.Его строительству предшествовало образование в Санкт-Петербурге небольшого кружка лиц, поставивших задачу добиться «высочайшего разрешения» на это благое дело. Кружку покровительствовал контр-адмирал Н.М. Яковлев – начальник Главного морского штаба, доклад императору Николаю II с проектом строительства представил министр внутренних дел, статс-секретарь П.А. Столыпин.

«Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков», – собственноручно начертал Император на докладе 22 ноября 1908 г. (Здесь и далее даты (до 31 декабря 1918 г.) приводятся по старому стилю), а в своем рескрипте на имя П.А. Столыпина от 19 февраля 1909 г. отметил по этому поводу следующее:

«Запечатлев неизгладимо в сердце моем прискорбное воспоминание о тяжких жертвах, понесенных русским народом в печальную годину минувшей войны, я считаю своим долгом совести почтить великий подвиг доблестных сынов России, бестрепетно положивших на поле брани жизнь свою за честь родной земли.

Да будет память о них священна. Да сохранится она из века в век, озаренная благостным сиянием Православной Церкви и непрестанно обновляясь в бесчисленных молитвах, возносимых за погибших воинов к Престолу Всевышнего».

Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, вгодовщину Цусимы, с крестным ходом из Никольского собора.

В закладной камень греческой королевой был положен солдатский Георгиевский крест.

Архитектором храма является М. М. Перетяткович. В создании проекта участвовали Н. В. Покровский и С. Н. Смирнов.

Сначала 28 июля (10 августа) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г. И. Шавельским был освящён нижний храм. Торжественное освящение верхнего храма состоялось 31 июля (13 августа) 1911 года. На нём присутствовал Император с дочерьми, королева Ольга Константиновна, её брат великий князь Константин Константинович и другие члены императорской семьи. В 1913 году при храме было открыто благотворительное братство.

Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его возведение являлось первой попыткой научной реставрации древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить замечательные традиции древнерусского зодчества. Храм был двухэтажным и состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего — во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя. Крытой галереей храм соединялся с башней, где располагался морской музей,

В верхнем храме на алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н. А. Бруни, мозаика «Спаситель, шествующий по водам».Мозаика главного изображения из долговечной отполированной смальты, способной образовывать приглушенное матовое изображение внутри храма и передавать живую картину различных световых эффектов, например, огня свечей, была изготовлена в Берлине и доставлена в Санкт-Петербург по железной дороге.

Она состояла из набора мозаичных фрагментов, которые скреплялись между собой и алтарной стеной здания, превращая кирпичный массив тела храма и изображение Спасителя в единый монолит. Благодаря небольшому иконостасу, точно повторяющему размеры иконостасов древних храмов, это мозаичное изображение была хорошо видно со всех точек главного зала.

Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников В. М. Васнецова и Н. А. Бруни — «Моление о Чаше» и «Несение Креста».Иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня и имел два яруса. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг. Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора.

Уникальный храм памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904—1905 годов.

Одна из петербургских газет писала: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои вольныв воды море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну».

В память об их подвиге на фронтоне храма было начертанно: «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:

эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»;

крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада»;

миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»;

транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля.

Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, замурованных в стены.Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В. П. Гурьянова.

На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погиблиина батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран в Японии.

И как бы благословляя их, заливавших собственной кровью палубы, задыхавшихся от дыма в башнях, захлёбывавшихся в тесных отсеках, опускавшихся на дно в наглухо закупоренных кочегарках тонущих кораблей, шествовал по водам Христос Спаситель.Многая церковная утварь храма была поднесена в память участников Цусимского сражения:

• Евангелие подарила княгиня С. М. Волконская, мать погибшего при Цусиме;

• Хоругви — вдова адмирала З. П. Рожественского.

Помимо обычных поминальных служб, в храме традиционно ежегодно 31 марта (13 апреля) служилась панихида по адмиралу С. О. Макарову и экипажу погибшего броненосца «Петропавловск».

27 июля 1911 г., накануне освящения нижнего храма и поднятия колоколов на звонницу, из Адмиралтейского собора Свт. Спиридона Тримифунтского было торжественно перенесен знаменный флаг бывшего Квантунского флотского экипажа.

Это знамя находилось в Порт-Артуре в течение всей осады крепости и перед самой его сдачей было перевезено сначала в Чифу, а оттуда доставлено в С.-Петербург.

31 июля 1911 г. в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня был освящен верхний и собственно храм. В этот день в Неву вошли и встали на якоря напротив нового храма расцвеченные флагами боевые корабли: крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь», миноносцы 1-ой минной дивизии, вспомогательные суда.

На Английской набережной, близ храма, были выстроены «со знаменами, штандартами и хорами музыки, при начальствующих лицах» рота Морского кадетского корпуса и Морского инженерного училища, роты Гвардейского и 2-го Балтийского флотского экипажей, морские команды стоящих рядом кораблей."В 10 часов утра на яхте «Александрия» из Петергофа на торжество прибыл император Николай II с великими княжнами, дочерьми Ольгой и Татьяной и великим князем Михаилом Александровичем. Присутствие на освящении храма-памятника государя, облаченного в морской мундир с Андреевской лентой, придавало этому торжественному событию государственное значение".

К освящению храма королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной была пожертвована Шуйская икона Божьей Матери, написанная в 1655 г.С того времени величавый, облицованный белым камнем, златоглавый храм Спаса-на-Водах, стал символическим пантеоном, посвященным памяти погибших в морской пучине наших соотечественников «за Веру, Царя и Отечество», символом благодарной народной памяти. По стенам храма шли панели из темно-зеленого и темно-красного мрамора. Выше них находились каменные «как бы надгробные, доски» из белого старицкого камня, а на них – были помещены бронзовые доски с именами всех убитых и умерших от ран моряков.

«Тут поименованы все: адмиралы, командиры судов, штабы отрядов, судовые офицеры, механики, врачи, священники, иеромонахи, художник Верещагин, кондуктора и все нижние чины до самого младшего включительно».

Этим Храм Спаса на водах отличался от Кронштадтского Морского Никольского собора, где имена нижних чинов не указывались, указывалось только их число.

Причем, в годы Первой мировой войны эти списки пополняли именами моряков, павших в боях Великой Отечественной, как она тогда именовалась.

Всего к октябрю 1917 года было около 12 тысяч имен. Эти списки составлял капитан второго ранга Г.Н. Мазуров. Позднее, в 1918 году его сбросят с баржи у Толбухина маяка сторонники новой власти, а таблички отправят в переплавку.

Справа от Алтаря шли доски с именами погибших Артурской эскадры, слева – эскадры адмирала Рожественского. Над каждой бронзовой доской был помещен образ святого, икона которого была на корабле в боях.Одновременно храм стал местом, где собирались для общения родственники погибших, ветераны флота, моряки и их семьи. В храме и созданном при нем музее хранилось собрание Православных святынь и морских реликвий.

С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. на бронзовых досках храма стали появляться новые скорбные ряды имен погибших моряков.

После Октябрьского переворота 1917 г. большевики запретили службы, неоднократно закрывали и опечатывали храм, изымали, а то и просто разворовывали, ценности, уникальные утварь и предметы убранства, арестовывали священников, в числе которых был последний настоятель храма о. Владимир (Александрович) Рыбаков.

Бронзовые доски с именами павших моряков были пущены на переплавку!

В течение 20-х годов дважды – в 1919 и в 1924 годах в храме производилась конфискация ценностей, «имеющих музейное значение», а в 1931 г. по инициативе руководства завода «Судомех» и «Инспекции по делам культов» было принято решение Октябрьского районного Совета Ленинграда и Президиума Ленсовета о сносе храма под предлогом расширения производственных площадей предприятия.

8 марта 1932 г. Храм Спаса-на-Водах – неотъемлемая часть истории российского военно-морского флота – и мост через Ново-Адмиралтейский канал, были взорваны.Согласно городскому преданию, старые моряки на коленях просили 1-го секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) С.М. Кирова сохранить здание храма, но это не помогло, и городское начальство во главе с Кировым наблюдало за взрывом с наб. Лейтенанта Шмидта на противоположном берегу Невы.

Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице, Его отпевание проходило в Николо-Богоявленском соборе, и целая демонстрация — более двух тысяч человек — сопровождала тело до места похорон на Смоленском кладбище...

Судьбы прихожан церкви Христа Спасителя сложились, как правило, трагически. Председатель приходского совета О.С. Горданова уже в 1932 г. была арестована и по обвинению в контрреволюционной деятельности сослана в Алма-Ату.

В начале 1933 г. органы ОГПУ арестовали и отправили в концлагерь активных прихожан Спаса-на-водах бывших морских офицеров Н.А. Корнилова и А.Г. Галкина. Также были арестованы: А.И. Лебедев, Д.К. Неупокоев, М.Н. Соколов, В.М. Елчанинова, М.М. Меринг и др.

Нельзя не отметить, что тогда, в начале 30-х годов, в защиту Храма Спаса на водах было собрано более 8.000 подписей: люди ставили свои подписи, заведомо зная, что это грозит им арестом, а то и расстрелом. Но кого интересовало тогда мнение простых людей? Или, если и интересовало, то только в карательных целях.

В облаке грязной пыли рухнули некогда белоснежные стены, близлежащие берег Невы и ее набережная были усыпаны ковром смальты от разлетевшихся на мелкие части драгоценных мозаик. Как вспоминали очевидцы, люди еще долго приходили к руинам, чтобы взять на память «священные камушки», а со дна неглубокого Ново-Адмиралтейского канала смотрел Лик Христа.

Позже в феврале 1933 года, его достали сотрудники музея Морозова под контролем сотрудников органов. Спустя десятилетия, в 1995, Лик Спасителя и другие мозаики, считавшиеся утраченными, были найдены в подвалах хранилища Русского музея.

«Янтарный сумрак, тишина,

Скрижали вдоль колонн,

А на скрижалях – имена…

Ряды, ряды имен…»

К.Р.

Вопрос о необходимости восстановления в Санкт-Петербурге церкви Спас-на-Водах периодически поднимается с 1980-х годов. В конце 90-х годов на месте, где стоял Спас-на-Водах, была возведена часовня, в которую передали сохранившиеся реликвии из взорванной церкви, и где теперь проходят панихиды по погибшим моряках.

Возникает вопрос: кому мешала народная память о русских моряках, созидавших славу России?

Эта память мешала тем, кто хотел вообще уничтожить всякое упоминание о былом величии России. Кто хотел сформировать новый тип людей – Иванов-не-помнящих родства. Тех, для кого всякая история и всякое величие страны начинались в октябре 1917 года. Мы наш, мы новый мир построим.

Для этого надо было стереть всякие материальные знаки памяти о славном и великом прошлом России. Без этого уничтожения невозможно было внедрять в умы советских людей убежденность в том, что все, что было в России до октября 1917 года,- это был ужас, позор и омерзение, которые уничтожила революция, потому что далее терпеть такое безобразие было нельзя.

Эксперимент удался, в чем мы имеем возможность убеждаться всякий раз, когда публикуется статья, рассказывающая о свершениях и достижениях царской России. Тут же набегает масса критиканов, с инфернальной злобой поливающих грязью историю своей страны.

В режиме реального времени тот же самый процесс мы наблюдаем на Украине, где уничтожается всякая память о былом величии Российской Империи и Советского Союза.

Только вот не видно желания извлечь из этих наблюдений соответствующие уроки…

http://www.spb.aif.ru/city/event/hram_maksimka_sem_faktov_iz...

http://zagopod.com/blog/43712157338/Kronshtadtskiy-Morskoy-s...

http://pavlovsk-spb.ru/upravlyaushie-pavlovskom/smirnov/khra...

https://drevo-info.ru/articles/14191.html

http://spbda.ru/publications/m-v-shkarovskiy-peterburgskiy-h...

Картина дня

наверх