Предыдущие темы по Коломенскому. Первая часть ТУТ. Вторая ТУТ. Третья ТУТ
Того же года в Коломенском было завершено строительство церкви Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, и была та церковь чудна своей высотой, красотой и светлостью, какой не бывало доселе на Руси… Никоновская летопись.
Построено это чудо было в либо в 1529, либо в 1530 году в честь рождения наследника престола Великого князя Московского Василия III – будущего русского царя Ивана Грозного. Прообраз всех шатровых каменных храмов на Руси. Самое высокое здание Москвы того времени – 62 метра. Есть мнение, что основание храма в форме 12-конечного креста - напоминание о горнем Иерусалиме.
Церковь на первый взгляд кажется довольно простой, и только потом, обежав вокруг не раз и не два, понимаешь все величие замысла. Описывать бесполезно – шедевры надо ехать и смотреть. Реставрацию необходимо было вести с особой осторожностью, ничего существенно не изменяя. Ведь этот храм за все годы своего существования не претерпел значительных изменений в облике и дошёл до нас практически в первоначальном виде.
Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.
Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер.
Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.
Это тот самый встроенный трон. А вот его фото, сделанное в 1910-х году.
А это в 1980 году.
Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.
Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.
В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества.
Это фото, так же как и старые, сделанные еще до реставрации, не мои. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.
Причина возведения Вознесенской церкви до настоящего времени остается спорным вопросом. Самая популярная версия гласит, что храм был воздвигнут по случаю рождения в великокняжеской семье долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Согласно другой версии храм был не обетным (единственным), поставленным по данному ранее обещанию за уже исполненную конкретную просьбу (рождение долгожданного наследника), а моленным (одним из множества других, построенных по одному поводу) — по случаю еще только испрашиваемого чадородия. Известная поездка Василия III и Елены Глинской по монастырям с молением о чадородии состоялась осенью 1528 — зимой 1529 годов. Она сопровождалась большими моленными вкладами в каждый монастырь, на которые уже с весны 1529 года начали строить многие монастырские храмы. Вполне вероятно, что закладка стен моленной Вознесенской церкви могла служить торжественным зачином всей религиозно-политической программы, включившей поездку по монастырям с той же целью. Эта версия отчасти подтверждается выбором места постройки Вознесенской церкви. Известно, что неподалёку от центра усадьбы на холме когда-то располагалось древнее поселение - Дьяково городище. Ниже представлено фото археологических раскопок 1935 года.
Ученые считают, что оно образовалось около 2,5 тысяч лет назад. Кроме того, археологи обнаружили здесь селения, появление которых относят к раннему средневековью, а также уникальное городище Дьяково-пойма, расположенное у подножия Дьяковского холма и датируемое XI-XII веками. Сейчас на месте Дьякова городища расположен приселок Коломенского - Дьяково.
Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Наконец, по еще одной версии, Василий III построил церковь Вознесения в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем, одержанную в 1528 году.
В XVI веке храм горел. Горело деревянное покрытие папертей, что сильно повредило белокаменную кладку. Возможно, предположить, что паперти имели не простое скатное завершение позднего времени, а венчались кокошниками, бочками или щипцами.
Возможно, что множество фрагментов белокаменной резьбы обнаруженные во время археологических раскопок 1970-1980-х годов были результатом пожаров, произошедших в это время, как и пол церкви утраченный, по мнению реставраторов, уже в XVI столетии, и предположительно выложенный «по мотиву руста из треугольных плиток: из двух белых и двух серых». Во время археологических раскопок было поднято много фрагментов таких плиток.
Первоначальный пол был утрачен вместе с кирпичной выстилкой. Пол 2-го этажа так же был выложен по мотиву «руста» из красных и серых треугольных керамических плиток. При его укладке частично использовались плитки от пола 1-го этажа. В XVIII веке, при следующем ремонте пола, плитку сняли, покрыли его кирпичом «в елку» аналогично кирпичной выростке папертей. При этом ремонте престол и иконостас не разбирали, поэтому под ними сохранились значительные фрагменты 2-го пола XVI века. Пол под «елку» предположительно датируется 1760-ми гг. В 1836 г. устроен двухцветный пол из белой и темно-серой гжельской лещади. В XVII столетии сведения о строительных мероприятиях в Вознесенской церкви отсутствуют. XVIII век для многих дворцовых ансамблей Москвы и Подмосковья время постепенного, но неминуемого упадка.
Фрагментарные ремонты ко времени не частых прибытий царской семьи из Петербурга не соответствовали степени их ветшания, носили косметический и скоротечный характер.
В 1941 году в подклете было устроено бомбоубежище. В 1950-х гг. на уровне капителей пьедесталов сделан гладкий белокаменный цоколь под притвором западного подклета. В 70-х, 80-х гг. продолжались работы по исследованиям.
Храм имеет мировое культурное значение, в 1994 году включен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Два фото на фоне ясного неба, тоже не мои, но уж очень хотелось показать вам всю красоту этого храма. Напоследок хочу представить вашему вниманию снимки разных лет, которые я обнаружила!
1900 год.
1910 год.
1913 год. Был произведен частичный ремонт.
Крестный ход в день храмового праздника святого великомученика Георгия на Воскресенской площади в Коломенском 1926 год.
1940 год.
То же 1940 год.
1974 год.
Тоже 1974 год.
Конец 70-х.
1989 год.
До реставрации.
Сегодня. Невеста попала в кадр.
А так выглядело это место в 1998 году перед началом реставрации. Видна Водовзводная башня, георгиевская церковь и передние ворота. Но о них я расскажу отдельно. А на сегодня, пожалуй всё.
Свежие комментарии