Жизнь - театр

450 подписчиков

Последние комментарии

  • Ирина Хотьковская22 августа, 13:04
    Снимая тела и конечности, И лица недобрых и добрых, У всепобеждающей вечности Мгновенья ворует фотограф. Ты здесь по...Раскрасили фото России времен революции.
  • Татьяна Толстова22 августа, 10:18
    Некоторые личности в цвете смотрятся очаровательно (Шаляпин,  Холодная,  Алексей с собачкой...),  а вот Сталина раскр...Раскрасили фото России времен революции.
  • Светлана Митленко22 августа, 0:57
    Вот уж хитрованец)))))Без фотошопа, но не природа

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.5

Продолжу путешествие, начатое тут:

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.1

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.2

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3

А отсюда  Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.4.

идем дальше:

16. Вернёмся к перекрестку с Сивцевым Вражком, свернём направо и пройдём немного, чтобы выйти на Гоголевский бульвар.
Дом № 21 по Гоголевскому бульвару – доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых, построен в 1902 году по проекту Л.Н. Кекушева.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых на Гоголевском бульваре.
Доходные жилые дома в начале XX века были чуть ли не самым востребованным московскими заказчиками типом застройки, но, несмотря на это, в творчестве уже знакомого нам архитектора Льва Кекушева их относительно немного, один из этих немногочисленных примеров – перед нами. Это четырёхэтажное здание, фасадная поверхность его строится на сочетании вертикальных простенков, облицованных кремовой плиткой, и оштукатуренных гладких плоскостей между ними – это черта, характерная для многих построек Кекушева.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. Эркер.
Уникальный авторский почерк архитектора здесь проявляется также в пластичной прорисовке окон эркеров, и, конечно, в необычном, ни на что не похожем лепном декоре, включающем в себя орнаментальные мотивы аналогичные тем, что зодчий использовал при создании кованых ворот ограды другой своей постройки – знаменитого особняка И.А. Миндовского на Поварской улице. В убранстве дома очень выделяются оригинальные египетские мужские маски в подоконных панно и фризе и великолепные скульптурные изображения сов с распахнутыми крыльями в качестве консолей, поддерживающих выступы эркеров.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. "Египетский" маскарон.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. "Египетский" маскарон.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. Совы над входом.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. Одна из сов. Крупный план.
Архитектурный декор здания усилен, помимо перечисленных элементов, сильно вынесенным за плоскость фасада карнизом, расположенным под ним сложнопрофильным обломом, с которого «свисают» короткие пилястры с орнаментальными скульптурными окончаниями, и массивными аттиками, которые еще более подчеркивают боковые части здания, выделенные эркерами.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. Карниз.
Аттики прямоугольной формы, украшены узкими полосками рельефов и рядом небольших арочек, имеют по бокам возвышения, которые ранее являлись основаниями для вазонов (не сохранились).
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. Аттик.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3Л.Н. Кекушев. Проект доходного дома А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых.
Интересно, что здание дома братьев Бочаровых перестраивалось в 1906 году архитектором К.Ф. Буровым – он сделал пристройку к нему с правой части дома (визуально она обозначена той частью фасада, что выходит за правый эркер). Пристройка была осуществлена в точности в тех же формах и стиле, что и первоначальный объём сооружения. Не исключено, что заказ на пристройку поступил от владельцев дома Льву Кекушеву, а тот передал его своему помощнику или хорошему знакомому.
Сегодня в бывшем доходном доме Бочаровых располагается государственная корпорация «Ростех» (до декабря 2012 носила название «Ростехнологии»).
На этом наша прогулка могла бы закончиться, если бы не один сюрприз, оставленный нами на закуску. Это тайный особняк, спрятавшийся от посторонних глаз так надежно, что, не зная о его существовании заранее, ни за что его не обнаружишь. Пожалуй, выделим под него отдельный пункт.
 
17. От доходного дома Бочаровых вернемся снова в Сивцев Вражек. Сделаем по нему буквально пару шагов и за первым же зданием свернем направо во двор, а там – налево и снова направо. В конце этого дворового лабиринта перед нами предстанет мастер маскировки – дом, оформленный в стиле модерн, невесть как здесь оказавшийся.
 
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Здание во дворе домовладения А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых.
История этого двухэтажного особняка доподлинно нам не известна. Но предположительно, здание это так же, как и предыдущий объект нашей экскурсии, было построено по заказу братьев А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. И архитектором его являлся все тот же Лев Кекушев, работавший над доходным домом Бочаровых. Теорию эту подтверждает тот факт, что дом расположен на участке, приобретенном Бочаровыми для застройки. На территории этого владения ими, по всей видимости, было возведено три строения. Первое - доходный дом, фасадом выходящий на Гоголевский бульвар (современный адрес – Гоголевский бул., 23, стр. 1), второе - большое здание, расположенное во дворе сразу за ним, ничем особенным не примечательное (Гоголевский бул., 23, стр. 2), и третье – этот вот особняк (Филипповский пер., 4, стр. 2). Может быть, особняк, приютившийся здесь, на задворках, использовался Бочаровыми как собственное жилье или как конторское здание при домовладениях, поэтому и получил красивый модерновый декор, несмотря на то, что скрыт от переулка. Кстати, сегодня все три постройки принадлежат корпорации «Ростех».
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Здание во дворе домовладения А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. Оформление входа.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Здание во дворе домовладения А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых. Нимфа Лорелея.
Особняк оштукатурен и выкрашен в серый цвет. Детали его декоративного убранства хоть и не многочисленны, но очень характерны для модерна и сразу бросаются в глаза. В первую очередь, это, конечно, скульптурное обрамление входа в здание и круглого окна над ним. Его венчает маскарон с изображением нимфы Лорелеи. Волосы ее волнами струятся по наличнику, глаза закрыты, а губы сложились в едва видимую улыбку, похожую на улыбку Джоконды, ею она благосклонно встречает всех посетителей. Входная группа особняка выделена выступающим из общей плоскости стены ризалитом. По бокам его «свисают» пилястры, наверху соединенные друг с другом, а внизу оканчивающиеся фигурными завитками, придающими им сходство с развернутыми свитками. Пилястры украшены двумя небольшими рельефными композициями флорального мотива. Окна нижнего, полуподвального, этажа имеют фигурные наличники, выполненные в едином с оформлением входа стиле. Выразительности внешнему облику здания придает и сильно выступающий карниз, слегка изгибающийся над ризалитом входа.
 
Собственно, вот и все элементы декора. Но даже и их достаточно, чтобы приятно поразить случайно зашедшего во двор прохожего. Ведь, согласитесь, такая роскошь для московских дворов – редкость.
Продолжаем наслаждаться прекрасными памятниками эпохи модерна.
 
В этот раз наш маршрут начинается в окрестностях храма Христа Спасителя, Волхонки и Знаменки и через Старый Арбат с его многочисленными переулками приведет нас к Смоленской площади на Садовом кольце. Мы увидим доходные дома, особняки и гостиницы, не только прошлого века, но и современные, которые продемонстрируют нам модерн во всей его многоликости и красе, в сочетании с самыми разными архитектурными направлениями: неоклассикой, неогреческим, неорусским стилем и рококо. Нас ждут встречи с диковинными сказочными и былинными персонажами, обитателями подводного царства, русалками и водяными, с филинами, павлинами и жар-птицами, львами и грифонами, с писаными красавицами и красавцами, от которых взгляд не оторвать… И, конечно же, все это будет происходить среди живописного буйства зелени, растений и прекрасных цветов, а кое-где нам попадутся и россыпи спелых фруктов.
 
18. Улица Остоженка, 3 - Доходный дом Я. М. Филатова, или «Дом под рюмкой»
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Вид с площади Пречистенские ворота.
Этот шестиэтажный доходный дом был построен в 1907-1909 годах по проекту архитектора В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова и принадлежал потомственному почетному гражданину, купцу Якову Михайловичу Филатову, владевшему складами электротехнических и водопроводных принадлежностей.

Архитектор В.Е. Дубовской, один из мастеров модерна начала XX века, в отличие от своих коллег по цеху, наиболее свободно отдававшихся творческим порывам в основном при строительстве особняков, проектировал и строил исключительно доходные дома. И, несмотря на присутствующие в данном сегменте ограничения, накладываемые требованиями функционала и типологии, в каждый свой проект сумел привнести свободу форм и художественное многообразие. Эти черты характерны и для доходного дома, представшего перед нами.
Увлеченный образами европейского Средневековья автор разбил здание на несколько объемных элементов, имеющих разнообразные по форме и очертаниям завершения, которые придали его силуэту сходство с густо застроенным средневековым городом. Особенно эффектен в этом смысле дворовый фасад, отлично обозреваемый со стороны Волхонки, который производит впечатление то ли тесно примкнувших друг к другу разномастных городских построек, то ли высоких стен и башен какого-то сказочного замка. Восприятие этой причудливой брандмауэрной стены и главных фасадов, обращенных к Остоженке и 1-му Обыденскому переулку, весьма различно.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Угол здания.
Если дворовый фасад выделяется своей обобщенной пластикой объемов и выступов стен, то главные фасады, в первую очередь, обращают на себя внимание уникальным лепным декором и лишь во вторую очередь повторяют некоторые фигуры сказочного замка, поддерживая общую идею проекта. Декоративные мотивы главных фасадов очень необычны и, пожалуй, не имеют аналогов в Москве.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Декоративные элементы в подоконных нишах.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Оформление окон второго этажа и кронштейнов эркеров.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Элементы лепного декора.
На стенах дома можно обнаружить стилизованные изображения моллюсков, ракушек, водорослей, рыбьих голов, различных морских чудовищ с раскрытыми пастями, причудливых растений, потоков воды, волн и даже обнимающих друг друга морских дев. Настоящее царство морское! Композиция и принципы расположения декоративных элементов типичны для модерна. Над окнами пятого этажа ранее выделялась красно-серая переливчатая лента керамического фриза, выполненная из абрамцевской плитки. В ходе последнего ремонта фасадов ее закрасили. В подъездах дома сохранилась первоначальная витражная отделка окон.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Скульптурный декор здания: вазон в нише с козырьком и шлемовидный картуш под куполом-рюмкой.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Лепные подоконные панно.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Лепное панно с морскими девами над входом в подъезд.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Лепное панно.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Вид фасада по 1-му Обыденскому переулку. Аттик над эркером и оформление верхних окон эркера.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой. Вид фасада по 1-му Обыденскому переулку. Лепной декор верхних этажей.
Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Элемент лепного декора (слева) и витражное окно и сохранившаяся металлическая табличка с номерами подъезда и квартир (справа).
Но главный акцент архитектор сделал на угловой части здания, поместив над возвышающейся там башенкой колоколоообразный шатер, напоминающий по форме перевернутую рюмку. Именно эта деталь сделала дом узнаваемым с первого взгляда и она же определила прозвище доходного дома – «Дом под рюмкой». С этой чаркой, водруженной на крыше, московский фольклор связывает несколько легенд и согласно первой она является символом зарока от пьянства владельца доходного дома – купца Я.М. Филатова. Якобы купец был большой любитель «заложить за воротник», и пагубное это увлечение чуть было не привело его к разорению и полной потере уважения в деловой среде. Но в последний момент спохватившись, он смог побороть свою страсть к спиртному, восстановить состояние и репутацию, а в знак своей успешной борьбы и окончательной победы над «зеленым змием» попросил архитектора установить на крыше своего дома перевернутую рюмку.Доходный дом Я.М. Филатова, "Дом под рюмкой". Купол здания в виде перевернутой рюмки.
Вторая версия утверждает, что дом построил отец пьющего купца и обещал подарить сыну, если тот бросит пить: «Бросишь пить — подарю дом». Тот бросил и на крыше появилась рюмка.

Согласно третьей версии, дом построила мать того же купца по совету священника, который рекомендовал дом для сдачи квартир внаем интеллигенции, чтобы сын покончил с пьянством. Яков Филатов покончил с пьянством, а в честь этого распорядилась построить перевернутую рюмку на одной из башенок.
На самом деле купец Яков Филатов был старообрядцем (общественным членом-учредителем, а также попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища), которые не пили в принципе. Поэтому перевернутая рюмка приобретает совсем иное значение.Ученые в своей версии далеки от романтики. Данный дом строили два зодчих с разницей в три года. Левую половину дома в 1904 году построил знаменитый Эрнст‑Рихард Нирнзее в стиле конструктивизма, а вторую половину с рюмкой создали в 1907-1909 годах Валентин Евгеньевич Дубовской и Николаем Архиповым в стиле модерн и в форме «рюмки» он просто сделал завершение угловой башни.
Скорее всего, в интерпретации архитектора Валентина Дубовского модерн сочетался с мотивами готической и романской архитектуры, для его проектов характерна определённая стилизованная «замковость»; кроме того, возводить декоративные башенки было попросту модно в то время: вероятнее всего, «рюмка» — просто архитектурная деталь без символического значения.После ремонта, проведенного несколько лет назад, старая рюмка была заменена на новую, менее изящную, чем ее предшественница.

Интересно, что после постройки здания публика оценила его неоднозначно. «Московский еженедельник», например, так отозвался о доходном доме: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки...» Что ж, время все расставляет по своим местам. Сегодня доходные дома и особняки в стиле модерн мало кому кажутся чудовищными и нелепыми. Они в не меньшей мере определяют образ старой Москвы, чем памятники классицизма. И москвичи с удовольствием любуются необычными барельефами и масками, украшающими их фасады.Сам Филатов тут не жил, так как ему принадлежало несколько зданий в Москве, в том числе и Дом с рыцарями на Арбате. А в «доме под рюмкой» в советское время устроили коммунальные квартиры. В наши дни здание сохранило статус жилого объекта, бывшие коммуналки давно выкуплены и преобразованы в элитное жилье.
 
19. 2-й Обыденский переулок, 11 - Доходный дом Е.Е. Констан
Доходный дом Е.Е. Констан.
Доходный дом построен в 1903 году архитектором Францем Андреевичем Когновицким по заказу Екатерины Евгеньевны Констан, основательницы известной частной женской гимназии, находившейся здесь же, по соседству, в доме №9 по 2-ому Обыденскому переулку (сегодня это гимназия №1529 им. А.С. Грибоедова).
Здание доходного дома достаточно ординарно по своей объемно-пространственной структуре. Композиция фасада разработана с предельной лаконичностью: по центральной оси – вертикаль узкого эркера, упирающаяся в горизонтальный сплошной балкон, вытянутый по всей длине фасада, на уровне шестого этажа – горизонтальная ось с расположенными на ней тремя разнородными по виду балконами. В конструктивном смысле интересен эркер: он сложен из бревен, подобно срубу, встроен в кладку кирпичной стены и гладко оштукатурен. Дом имеет довольно эклектичный и несбалансированный фасадный декор, который, однако, обращает на себя внимание необычными для московской архитектуры элементами в стилистике декоративного модерна. Эти оригинальные элементы – «скульптурные» балконы пятого этажа, выполненные буквально на грани китча. Даже сегодня они воспринимаются весьма неоднозначно, а у эстетов начала XX века они наверняка вызывали нервный тик, поскольку казались настоящей пощечиной общественному вкусу. Трудно сказать, благодаря чьей задумке они появились на фасаде. На первоначальном плане, разработанном Ф.А. Когновицким, этих экстравагантных деталей не было, и все балконы были разработаны в более однородном стиле – с ажурными коваными ограждениями.
Доходный дом Е.Е. Констан. Балконы.
Доходный дом Е.Е. Констан. Первоначальный план фасада, арх. Ф.А. Когновицкий.
Внешне кажется, что объемные балконы сделаны из бетона или камня, в действительности же – из кованых цинковых листов. «Текучие» формы балконных ограждений во многом подражают своеобразной пластике фасада парижского особняка певицы Иветт Гильбер на бульваре Бертье, построенного в 1900 году архитектором Ксавье Шёлпкофом. Этот особняк стал одной из достопримечательностей Парижа в дни проходившей там Всемирной выставки и пробудил всеобщее любопытство как уникальный образец нового стиля Ар Нуво. Он производил впечатление словно вылепленного из пластилина - настолько единой представлялась форма всех частей его декора. В нем даже балконы казались выступающими частями пластичных стен – так толсты были их ограждения с небольшими отверстиями причудливой формы. Возможно, ставший сенсацией и получивший широкую известность дом Иветт Гильбер настолько впечатлил Ф.А. Когновицкого или саму заказчицу, Е.Е. Констан, что аналогичные ему декоративные элементы решили включить в отделку строящегося доходного дома, вопреки первоначальному проекту. Как бы там ни было, сегодня темно-серые балконы красуются на фасаде дома и являются его главным декоративным акцентом. Они словно стекают вниз по стене, грозя «затопить» нижний этаж.
Особняк Иветт Гильбер в Париже. До наших дней не сохранился.
Остальные детали декора здания, хотя и выполнены также в стиле модерна, выглядят куда скромнее. Ажурная ковка балконных перил однородна и смотрится довольно элегантно. Чуть более по-модерновски вычурны ворота в арке, ведущей во двор здания. Под окнами пятого этажа виднеется лепной фриз, четвертого – рельефные панно. Над входом в здание расположено овальной формы окно – т.н. «бычий глаз», а по обе стороны от него балкон и эркер поддерживают скульптурные консоли-кронштейны, украшенные картушами и свисающими гирляндами.
Доходный дом Е.Е. Констан. Оформление входа в здание.
Доходный дом Е.Е. Констан. Арочные ворота.
Доходный дом Е.Е. Констан. Рельефное панно.
Доходный дом Е.Е. Констан. Балкон-галерея шестого этажа.
Можно спорить о художественной целостности внешнего облика этого дома, тем не менее, отдельные части его отделки, безусловно, заслуживают самого пристального внимания.

http://peshegrad.ru/articles/moskovskij-modern

https://pikabu.ru/story/dokhodnyiy_dom_g_e_broydo_plotnikov_...

https://um.mos.ru/houses/medvednikovskaya_gimnaziya/

Популярное

))}
Loading...
наверх