На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

«Давид» Микеланджело

«Давид» работы Микеланджело... В мире не так много великих скульптур, которыми люди не перестают восхищаться. Это произведение искусства явили миру 8 сентября 1504 года во Флоренции, и с тех пор интерес к нему не иссякает.

Следует сказать, что вокруг этого шедевра всегда ходило много слухов. И правда, мастерство скульптора кажется совершенно невероятным. Это и правда сотворил человек? Факты говорят, что именно так и было. Давай узнаем о «Давиде» немного больше, ведь не всем известны интересные факты об этом великом творении.

1. Статуя высечена из цельного куска мрамора

Известно, что Микеланджело создал «Давида» из куска мрамора, который перед этим был дважды заброшен другими скульпторами. Агостино ди Дуччо отказался от проекта по созданию скульптуры, едва начав обтесывать ноги, а через 10 лет от него отказался и Антонио Росселино — после того как нашел в камне трещину. Микеланджело начал работать над «Давидом» в 1501 году, этот кусок мрамора прождал его 40 лет.

2. «Давид» создан по библейским мотивам

Мужчина, да еще и полностью обнаженный, которого сотворил великий мастер эпохи Возрождения, вряд ли походит на библейского героя. Человек, победивший Голиафа, наверняка должен был бы выглядеть иначе. Тем не менее Давид вооружен пращей, которая находится на левом плече, а в правой руке сжимает камень. Ведь именно с помощью этого оружия он поверг великана.

3. Статуя гораздо выше человеческого роста

Высота скульптуры — 5,17 метров, а это больше обычного человека в три раза.

4. Рука статуи непропорциональна

Правая рука Давида слишком большая и не соответствует пропорциям. Исследователи считают, что Микеланджело специально подчеркнул эту часть изваяния в честь прозвища библейского героя: manu fortis — сильная рука.

5. «Давид» — левша

Так утверждают, потому что мужчина держит пращу в левой руке, а камень в правой. Однако положение скульптуры говорит о том, что он всё-таки правша.

6. Давид родом из Древней Греции

Микеланджело придал скульптуре характерную позу: в такой часто изображали Геракла. Некоторые эксперты считают, что Геракл был изображен на городской печати Флоренции, а значит библейский Давид должен был соотвествовать.

7. «Давид» — символ свободы

Изначально заказанная скульптура носила лишь религиозный подтекст, однако в период создания статуи Флоренция изгнала семью Медичи. Таким образом «Давид» стал символом республиканской свободы.

8. «Давида» изначально должны были установить на большой высоте

Власти Флоренции заказывали «Давида» с расчетом, что статуя украсит купол собора вместе с другими изваяниями, однако, после того как Микеланджело закончил работу, заказчики были настолько впечатлены творением, что решили разместить скульптуру в лоджии Ланци (затем «Давид» переехал в Академию искусств). Украсили купол флорентийского собора лишь в 2010 году, создав реплику оригинала.

9. Репутация Микеланджело

До «Давида» Микеланджело уже успел прославиться благодаря скульптуре «Римская Пьета». Однако звания мастера он удостоился лишь после того, как изваял «Давида». На тот момент ему было 29 лет. Через четыре года, в 1508 году, мастер начнет работу над величайшим творением в области живописи всех времен — фресками Сикстинской капеллы.

10. «Давид» и вандалы

14 сентября 1991 года итальянский художник Пьеро Канната подобрался с молотком к статуе, которая стоит теперь в галерее Академии изящных искусств во Флоренции, и успел отколоть кусочек пальца на ноге перед тем, как его остановили другие посетители. Так «Давид» был «травмирован». Судебная экспертиза признала художники невменяемым, после чего его отправили в лечебницу.

11. Существует не один «Давид»

Миллионы — именно в таких масштабах измеряется количество репродукций, которые можно встретить даже на ковриках для компьютерных мышек. Только во Флоренции есть две полноразмерные копии. Одна из них стоит на своем первоначальном месте перед Палаццо Веккьо,а вот бронзовая копия, как уже известно, украшает купол собора.

12. «Давид» подвергался цензуре

Когда в 1857 году великий князь Тосканы подарил копию статуи английской королеве Виктории, она была настолько шокирована подробностями наготы, что приказала прикрыть достоинство «Давида» гипсовым фиговым листочком.

13. Туристы наносят вред статуе

За год более 8 миллионов посетителей приходят в галерею Академии искусств, чтобы посмотреть на «Давида». Исследования показали, что все они создают вибрации при ходьбе, которые вызывают появление трещин в мраморе. А это изваянию на пользу совсем не идет.

14. Кому принадлежит «Давид»

«Давид» стоит во флорентийской Академии изящных искусств с 1873 года, однако правительство Италии пытается добиться права собственности на статую и сделать ее национальным достоянием.

15. Статуя всегда вызывала восторг

Итальянский живописец и архитектор шестнадцатого века Джорджо Вазари так написал о «Давиде»: «Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире!»

Скорее всего, господин Вазари не ошибался, когда утверждал это. Скульптурный шедевр действительно несет в себе гениальность великого Микеланждело, и даже через полтысячелетия можно лишь удивляться тому, как удалось мастеру создать подобное из куска мрамора своими собственными руками.

16. Как создавалась статуя.

16 августа 1501 года Микеланджело подписал контракт стоимостью 200 флоринов со старшинами собора: статуя Давида во Флоренции должна была появиться через 2 года. Чтобы скрыть процесс создания статуи от взглядов любопытствующих – и особенно от Леонардо, который довольно ревниво относился к успехам 26-летнего скульптора, пусть уже и создавшего изумительную Пьету – Микеланджело обнес место работы высоким забором.

Глыба имела массу повреждений, и разметка статуи должна была быть максимально точной: что-либо переделать было бы невозможно. Именно поэтому работа началась с создания левой руки Давида, согнутой в локте – сделать по-другому не позволила бы большая выбоина в глыбе. Стоя на высоких шатких лесах, Микеланджело пришлось изрядно потрудиться над теми частями глыбы, к которым нельзя было прикасаться резцом, чтобы не нарушить пропорции будущего Давида. Эти части можно было обработать только полировкой.

Он трудился над Давидом в одиночку, без подмастерьев, и днем и ночью, и под палящими лучами летнего солнца, и в пронизывающий до костей зимний холод (работа шла под открытым небом). Инструменты Микеланджело выковывал себе сам, но резцы быстро затуплялись от интенсивной работы – и он снова раздувал кузнечный горн. Это был каторжный труд, но и своеобразный экзамен для молодого мастера. Что там Рим – Микеланджело было важно, чтобы его признала Флоренция!

Работа заняла 2 года, как и было указано в контракте. Но еще в течение 4-х месяцев Микеланджело полировал статую, придавая ей завершенный и совершенный вид. По одной из легенд, закончив работу, он водрузил на голову Давида лавровый венок из начищенной меди. Это было не просто украшение – таким образом, Микеланджело подчеркнул духовную связь своей статуи с античными традициями скульптуры, согласно которым лавровый венок, позолота и даже разукрашивание статуй было в порядке вещей.

25 января 1504 года у Собора Санта-Мария-дель-Фьоре собрались лучшие из лучших мастеров Флоренции: художники Леонардо, Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи, архитекторы Антонио и Джулиано Сангалло, скульпторы Андреа делла Роббиа и Андреа Сансовино.  Им предстояло принять важное решение: достойно ли справился Микеланджело со своей задачей – создать чуть ли не из бросовой глыбы мрамора более-менее приличную статую прославленного иудейского царя.Давид Микеланджело - символ победы разума над силой

Давид сразил всех. Не было больше места ни ревности, ни соперничеству – статуя была превосходна. Обычно произведение искусства требует времени для его осмысления и признания. Но впечатление, которое произвела статуя Давида во Флоренции, едва разобрали окружавший ее забор, было подобно удару молнии. Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось. Полвека спустя Вазари писал, что, когда видишь эту статую, бессмысленно искать что-то более совершенное – как в прошлом, так и в современности.
Незамедлительно Синьория приняла решение о том, что Давид Микеланджело, как символ победы разума над силой, должен стать и символом обновленной Флорентийской республики, избавившейся от тирании Медичи (как показало время, ненадолго). Установить Давида решили на площади Синьории, перед главным входом в Палаццо Веккьо, вместо «Юдифи» Донателло, бывшей символом флорентийской свободы до момента появления шедевра Микеланджело. Перевозка статуи от собора до площади производилась с величайшей осторожностью и заняла 4 дня – 14-18 мая 1504 года.
500 лет истории Давида.
В 1527 году, во время восстания во Флоренции, в результате которого Медичи в очередной раз вернулись к власти, защитники республики, укрывшись в Палаццо Веккьо, оборонялись от нападавших всем, что попадется под руку. Одна из тяжелых лавок, пущенная из окна, угодила в статую Давида. Результат был плачевен: левая рука гиганта была разбита вдребезги. Собрать осколки удалось только спустя 3 дня, и собрал их тогда еще совсем юный Вазари вместе с другом, будущим известным художником Чеккино Сальвиати. Но восстановить статую Вазари удалось только через 16 лет, в 1543 году, по распоряжению Козимо I Медичи, пожелавшего задобрить свободолюбивых флорентийцев милосердным жестом по отношению к символу ненавистной республики.
Дожди, зной, пыль веками изнуряли статую. В XIX веке было проведено 2 крайне неудачных реставрации: в результате первой статуя Давида Микеланджело была покрыта воском, во время второй – воск смыли вместе со старинной патиной, защищавшей мрамор от разрушения. В 1873 году власти города приняли решение о ее переносе в Галерею Академии, несколько позже пристроив для нее и других шедевров Микеланджело специальное крыло – круглую Трибуну.
Вместо оригинала у входа в Палаццо Веккьо установили отличную копию. Во время Второй мировой войны из-за опасения, что во время бомбежек Флоренция утратит свой символ, над статуей надстроили дополнительный саркофаг. После войны он был разобран, и доступ к Давиду снова был открыт.

http://www.blogoitaliano.com/goroda-italii/firenze/statuya-d...

Картина дня

наверх