На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка.Гифки 81
  • Светлана Митленко
    А есть еще музеи в Переславле-Залесском. та вообще музеев тьма-тьмущая. И пластинок, и денег, и самоваров, и Дом Бере...Красоты и музеи П...
  • ВераВерная
    Какая прелесть! Спасибо!😻Гифки 81

Русский художник Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард ПетровичЭдуард Петрович (Иванович) Гау (1807, Ревель—1887) — русский художник, мастер архитектурной акварели. Художник работал с акварелью в технике отмывки. Его «портреты интерьеров» выполнены с большим мастерством — точное построение перспективы, прорисовка деталей очень тщательная.

Эдуард Петрович Гау родился в 1807 году в Ревеле (ныне город Таллин) и «состоял в русском подданстве». Занимался рисованием с детства и в 1830—1832 годах на свои средства обучался живописи в Академии художеств Дрездена. В 1838 (или 1836) году Санкт-Петербургской Императорской Академией художеств ему было присвоено звание неклассного художника и вручена серебряная медаль. В 1854 (или в 1864) году Эдуарду Петровичу было присвоено звание академика перспективной акварельной живописи.
Наибольшую известность художнику принесли акварели интерьеров известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга, Гатчины, написанные по заказу императорской семьи, хотя известно и несколько портретов в его исполнении. В Москве он рисовал интерьеры Большого Кремлёвского дворца, Николаевского дворца; в Санкт-Петербурге — Михайловского замка, Зимнего дворца и Эрмитажа, в Гатчине — интерьеры Большого Гатчинского дворца.

Гатчинские работы

Только в Гатчинском дворце Гау было написано 59 акварелей, часть из которых до 1920-х годов хранилась в коллекции дворца, и лишь потом была передана в Эрмитаж. В Гатчине Гау впервые появился в 1862 году для создания акварелей с видами кабинетов Николая I и Александра II и продолжил работу во дворце только в 1874 году.
Гатчинские акварели представляют собой особую ценность, поскольку Большой Гатчинский дворец был полностью сожжён во время Великой Отечественной войны отступающими немецкими войсками, и эти картины служат ценным материалом при проведении реставрации интерьеров дворца. Последние работы художника были сделаны в Большом Гатчинском дворце и отмечены 1880 годом.

Императорские покои Гатчинского дворца в акварелях Эдуарда Гау

За последнее десятилетие это уже третья выставка работ художника Э.Гау. Первая была организована в 1997 году, когда акварели были возвращены из Павловска, где хранились после Великой Отечественной войны и были фактически недоступны. Сегодня акварелями Э.Гау часто иллюстрируются различные путеводители по Гатчине и книги по искусству. И это не случайно, так как. 59 акварелей сохранили для нас не только изображение великолепных интерьеров, но и дают возможность увидеть Гатчинский дворец таким, каким он был и каким он должен возродиться в ближайшем будущем.

Императорскую Гатчину запечатлели в своих произведениях многие художники. Так хорошо известны, и они постоянно находятся в экспозиции дворца, классические панорамы парка С.Щедрина, документально четкие пейзажи Я.Меттенляйтера и военные парады на полотнах Г.Шварца. Но Эдуард Петрович Гау сделал для нашего города, можно сказать, "царский" подарок: создал целую акварельную сюиту, прославляющую и воспевающую уникальный памятник искусств - Гатчинский дворец. Если у старых зданий есть душа, то Эдуард Гау сохранил ее силой своего таланта от разрушений и времени забвения.

В искусстве как и в жизни часто бывает, что труд и талант многих людей остается по достоинству неоцененным. При подготовке еще первой выставки меня поразили скудные сведения о жизни художника и его творчестве. Известно, что художник родился в 1807 году в Ревеле и "состоял в русском подданстве". В детстве учился рисованию, а затем на свои средства закончил Дрезденскую академию художеств. После возвращения в Россию Э.Гау был удостоен звания "академика перспективной живописи" по определению Совета С-Петербургской академии. В результате он стал получать заказы от императорской семьи: писал "портреты" интерьеров Большого Кремлевского, Николаевского, Михайловского, Зимнего дворцов и Эрмитажа. Кстати, часть этих акварелей до 20-х годов прошлого века хранилась в Гатчинском дворце, только потом была передана в Эрмитаж.

Изображение интерьера относится к жанру перспективной живописи. В XIX писать "внутренности комнат" стало очень модным занятием. Этим занимались как профессиональные художники, так и любители, рисуя для удовольствия родных и знакомых в домашние альбомы. Интерьеры зданий - это не только отражение своего времени, но и повествование о тех, кто в них живет, их вкусах, интересах, достатке, т.е. как бы "косвенный портрет владельцев".

Впервые Э.Гау приезжает в Гатчину в 1862 году, чтобы написать акварели с видами кабинетов Николая I и Александра II. В Гатчинском дворце кабинеты императоров - это особые помещения со своим внутренним миром, куда допускались только избранные. Причем со времен Павла I эти кабинеты располагались в башнях на 1-м этаже. Кабинет Павла I находился в Часовой башне главного корпуса, в анфиладе так называемых "личных комнат". Среди архивных документов и даже довоенных фотографий акварели Э.Гау с изображением этих комнат являются самым ценным иконографическим материалом для реставрации. Сегодня в этих комнатах находится выставка оружия, а часть экспозиции посвящена Павлу I. О том, как выглядели личные комнаты императора и убедиться в подлинности экспонатов помогают репродукции с акварелей Гау, развешанные на стенах: это мраморный барельеф Павла I работы М.-А. Колло, ученицы знаменитого Фальконе, любимые картины императора, складные походные стол и стул, мундир, библия и др.

Э.Гау увидел эти комнаты - "святая святых" лишь через 10 лет спустя, когда продолжил работу во дворце и уже написал не один десяток акварелей. Личные комнаты были превращены в своеобразный мемориал памяти Павла I и существовало "словесное повеление Государя без особого разрешения никого не допускать". В 1833 году по распоряжению Николая I в Овальный кабинет-спальню рядом с башенным кабинетом были привезены походная кровать, ширма, мундир и даже окровавленная рубашка императора - эти немые свидетели убийства в Михайловском замке 11 марта 1801 года. А вот сравнить кабинеты 3-х императоров: Павла I, Николая I, Александра II - отца, сына и внука, можно только посетив открывшуюся выставку акварелей. Вы увидите, что Николай I, подражая Павлу I, тоже спал на узкой походной кровати. Александр II так же, как его отец, развесил на стенах кабинета литографии и гравюры с изображениями форм различных родов войск, но как страстный охотник, также украсил свои апартаменты многочисленными фигурками животных, чучелами и портретами любимой собаки - английского сеттера Милорда. Надо отметить, что единственным живым существом на всей гатчинской серии акварелей Э.Гау является этот пес, лежащий на ковре в кабинете хозяина.

Особая ценность акварелей художника заключается, прежде всего, в том, что по ним можно составить учебник по истории интерьера с середины XVIII века и почти до конца XIX века, от времени владельца Гатчинским дворцом Григория Орлова до Александра II. Залы центрального корпуса дворца - это образец стиля классицизма, а анфилады комнат, галерей Арсенального каре - это так называемый "историзм" с его многостильем и подражанием стиля прошлых веков. Например, романтическое увлечение средневековой готикой воплотилось в интерьерах Готической, Китайской и Японских галерей. "Второе рококо" или стиль "во вкусе Помпадур" фаворитки французского короля Людовика XV - это различные гостиные, будуары, спальни, кабинеты.

В середине XIX века, когда отказались от деления на парадные и жилые помещения, предметы убранства стали играть решающую роль в интерьере. Многочисленная мебель стала расставляться, образуя уютные уголки для работы, отдыха, беседы. Очень уютной была мягкая "простеганная" мебель, обитая шелковыми тканями с яркими цветочными рисунками. У одних диванов выдвигался столик или жардиньерка для цветов, под другим была спрятана ванна... Мебель сделана на колесиках и легко может передвигаться по мягким коврам. В комнатах множество небольших ларчиков, кабинетиков, этажерок, обилие драпировок, безделушек и здесь же фарфор знаменитых европейских заводов и бронза.

В калейдоскопе акварелей Э.Гау особо выделяются очаровательные "ситцевые" комнаты Марии Александровны, жены Александра II. Их стены, мебель обиты вощеным ситцем Чинз, предшественником моющихся обоев. Светло-голубой и светло-розовый ситец с пестрыми букетами цветов придает комнатам вид весеннего цветущего сада. Образцы этих тканей вы тоже сможете увидеть в витринах на выставке.

На одной из акварелей художника показана целая анфилада комнат: синяя спальня, зеленый кабинет, желтая, красная гостиные и в конце окно с видом на парк. Здесь, как и в других акварелях Э.П.Гау использует прием построения перспективы, когда точка схода уходит через двери комнат в глубину. Меня просто восхищают миниатюрные пейзажи парка, Белого озера, которые рисует художник в окнах помещений, и они подлинные!

Надо отметить, что акварели Э.Гау объединяет высокое техническое мастерство: это точное построение перспективы, тщательная прорисовка деталей, мастерство акварельной техники. Работа с акварелью в технике отмывки, когда многократное покрытие цветом - слой за слоем, усиливая тональность, очень сложная, и нельзя ошибиться, переписать. Существует предположение, что Э.Гау, как и другие художники -перспективисты, использовал оптические приборы типа камеры обскуры (прообраз фотоаппарата). Даже в этом случае все равно написание акварелей - это огромный труд. Если вначале художник создавал небольшое количество листов, по 3-4 в год, то затем по десятку. Все акварели гатчинской серии подписаны и на них есть дата создания.

Эдуард Петрович Гау прожил долгую жизнь до 80 лет. Однако после его смерти вдова Емилия Гау с приемной дочерью, не имея достаточных средств, вынуждены были просить Санкт-Петербургскую академию об оказании материальной помощи. В архиве мною были найдены документы, где Академия, отметив заслуги художника, выделила единовременное-пособие, но в пенсии отказала, ссылаясь на то, что "Эдуард Гау на службе при Академии не состоял".

Сегодня мы безмерно благодарны замечательному художнику. И очень жаль, что позже не нашлось такого же мастера, который запечатлел бы интерьеры времени Александра III. Реставрация их пошла бы гораздо успешней в настоящее время...Императорские покои Гатчинского дворца

Императорские покои Гатчинского дворца

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Гау Эдуард Петрович

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх