Светлана Митленко предлагает Вам запомнить сайт «Жизнь - театр»
Вы хотите запомнить сайт «Жизнь - театр»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Шекспир "весь мир - театр" сказал. Он явно в цирке не бывал

Иерусалим. Стена плача.

развернуть

Ну вот, наконец-то я подошла к одной из последних тем цикла о путешествии по Израилю. Как получилось, что вместо Храма и Храмовой горы евреи стали молиться у одной из стен, Западной стены этой горы?

Иерусалим. Стена плача." src="//mtdata.ru/u2/photoCB53/20031432243-0/original.jpeg#20031432243" alt="Хождение к трём морям. Иерусалим. Стена плача." width="1024" height="727" />Картина 1860г.

Немного истории. После того, как Тит Флавий захватил Иерусалим и сжег Второй Храм, он вызвал к себе четырех центурионов и каждому из них поручил разрушить одну из стен, окружающих Храмовую гору. Три военачальника выполнили этот приказ, но четвертый - араб по имени Пангар - приступив к работам по разрушению Западной Стены, внезапно отдал своим легионерам приказ прекратить их. При этом Пангар не мог не сознавать, что, нарушая приказ, он приговаривает себя к смертной казни, но совершенно непонятно почему, он его нарушил. Когда Тит увидел, что Западная Стена осталась почти нетронутой, он спросил у Пангара, как тот на это осмелился:

- Я лишь хотел сохранить ее для потомков, чтобы они восхищались твоими деяниями, Кесарь! Пусть они говорят: "Если такова была только одна стена Храма, то как же был укреплен сам Храм, который взял великий Тит?!".
- Прекрасный ответ, - похвалил Тит. - И за то, что у тебя так хорошо подвешен язык, я не предам тебя смерти за нарушение приказа. Вместо этого ты поднимешься на стену и спрыгнешь с нее - пусть Небеса сами решат, жить тебе или умереть. Пангар прыгнул вниз со стены и разбился насмерть, и так Западная Стена осталась стоять...

После разрушения Храма и еврейской государственности евреям запрещалось под страхом смерти приближаться к Храмовой горе и молиться в Иерусалиме, и лишь раз в году, разрешалось скорбеть о разрушении Храма рядом с его единственной оставшейся стеной... На многие сотни лет евреи оказались отрезаны даже от места Храма....

Упоминания о Западной Стене надолго исчезают из всех исторических хроник и возникают снова лишь в XVI веке - когда Иерусалим оказывается в руках турецкого султана Салима Первого Грозного - современника "бывшего нашего" Ивана Грозного.

И по этому поводу тоже есть легенда. Рассказывают, что, прибыв в Иерусалим, Салим устроил свою резиденцию прямо напротив Храмовой горы, на которой к тому времени возвышалось огромное здание "Кипат а-сэла" - арабской мечети с золотым куполом над Святая Святых разрушенного Храма. И вот в тот самый момент, когда он наслаждался видом из окна, Салим увидел, как к расположенному за окном холму подошла какая-то старуха и выбросила на этот холм целую корзину зловонного мусора. Вид этого мусора так оскорбил глаз султана, что он велел немедленно арестовать старуху и доставить ее пред его ясные очи. Когда же Салим узнал, что арабка, христианка по вероисповеданию, живет в Вифлиеме и тащила эту корзину оттуда, чтобы выбросить его именно на этом месте, он вообще пришел в ярость: неужели от Бейт-Лехема до Иерусалима нет ни одной мусорной свалки, так что мусор надо выбрасывать прямо под окнами резиденции султана?!

- О, повелитель, - ответила старуха, - у меня и в мыслях не было тебя оскорбить! Просто вот уже много лет, как наши священники обязали всех окрестных прихожан выбрасывать мусор именно на это место. Жители Иерусалима должны выбрасывать туда мусор не реже двух раз в неделю, тот, кто живет в одном дне пути от Иерусалима - раз в неделю, а кто в трех днях пути - один раз в месяц.

Заинтересовавшись тайной этого холма, Салим начал ежедневно демонстративно выбрасывать в него несколько мешочков с золотыми монетами, на поиски которых, разрывая мусор, немедленно бросались толпы городских нищих.

Так они постепенно разрывали этот холм, пока однажды из-под груды этого мусора не появилась Стена…Это предание, а исторический факт таков - окончательно очистил Стену от мусора сын Салима Сулейман Великолепный, который и построил вокруг Иерусалима крепостные стены, которые и сегодня окружают Старый город.

В еврейской традиции Западная стена является святыней, так как она представляет собой сохранившуюся часть храмового комплекса. В первые века после разрушения Храма евреи собирались на молитву на Масляничной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Однако примерно начиная с 5 века возникает обычай молиться у Стены плача, которая постепенно превращается в символ связи еврейского народа с разрушенным Храмом. Святость Западной стены, а также препятствия, в разное время чинившиеся мусульманскими властями доступу к ней, побуждали евреев попытаться выкупить у мусульман Стену плача, но эти предложения всякий раз наталкивались на решительный отказ мусульманских властей; поводом для отказа было нахождение у Западной стены могилы мусульманского святого.

В 1920-х гг. арабское духовенство пустило в обращение легенду (не имеющую основания в мусульманской религиозной традиции), будто пророк Муххамед, прибыв в Иерусалим на своем легендарном коне ал-Бураке, привязал его у Западной стены и тем самым освятил ее. Одним из самых ярых поборников непререкаемости прав мусульман на Западную стену был аль-Хусейни, ставший к концу 1920-х гг. муфтием Иерусалима и возглавивший антиеврейское движение в Эрец-Исраэль. Участились нападения на евреев, молившихся у Западной стены или направлявшихся к ней через арабские кварталы; в Йом Кипур 1928 г. арабы разрушили перегородку, разделявшую молящихся у Западной стены мужчинХождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.и женщин.Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.эти две фотографии сделаны в прошлом веке в 20-х годах.

Эта ситуация, усугубленная антиеврейским погромом в Иерусалиме в 1929 г., побудила британские мандатные власти учредить специальную следственную комиссию, которую позднее заменила международная комиссия Лиги Наций. Эта комиссия летом 1931 г. постановила, что мусульмане обладают непререкаемым правом на Западную стену, однако евреи имеют неоспоримое право молиться там. Вместе с тем им запрещается устанавливать у Западной стены скамьи, перегородку и трубить в шофар! (еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного).

Итак, вот по этой лестнице нашу группу (и не только нашу) ведут к Стене плача.Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.С нее видна площадь перед Стеной и вот эти строения под пластиковыми выгнутыми крышами пропускные пункты с военнизированной охраной с детекторми и металлоискателями, но проводится еще и личный досмотр сумок. Просто так там не пройдёшь. Но столпотворений нет. Все проходят очень быстро.Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.

Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Далее проходим по узкой улочке
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.и после досмотра оказываемся на площади перед Стеной.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Там, где виден Золотой купол, и были построены Первый и Второй храмы (а теперь стоит мечеть), но я о них рассказывала, если помните, ранее. А эта часть Стены мужская.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Видите, там у стены стоят мужчины. А ниже - вид с площади, если стоять спиной к Стене.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.А вот часть  "женской" Стены. Обратите внимание на девушек в военной форме.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Ближе я могу показать только женскую часть.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Смотрите, сколько заложено в щели записок с молитвами, просьбами, пожеланиями и благодарностью.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.А это если смотреть выше на Стену.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.На лестице как раз шла группа военных для принятия присяги, которую проводят перед Стеной, как нам объяснила экскурсовод.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Теперь посмотрим на саму площадь перед Стеной. В кадр попал и "ортодокс")))))
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Мало кто знает, что еще каких-нибудь пятьдесят лет назад площади не было, рядом с Котелем гнездились арабские дома, оставляя небольшую полоску для молящихся тут много столетий евреев. А в последнее время, благодаря туристам и много других людей молятся у Стены.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.На самом деле видимая сейчас часть Западной Стены, называемая с большой буквы Котелем — "Стеной", — это лишь малая часть полукилометровой подпорной стены Храмовой горы, практически на всем протяжении застроенной вплотную арабскими домами. Внизу - общий вид площади.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.А вот арабские кварталы, которые стоят левее Стены плача.
Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.И еще немного данных о населении. Опять же, мало кто знает, что здесь, в мусульманском квартале, как минимум сто лет — вплоть до образования государства Израиль в 1948 году — евреев в было гораздо больше, чем мусульман и христиан. До 1921 года в "мусульманском" квартале жило больше евреев, чем в том, который англичане впоследствии назвали "Еврейским". Многие годы евреи и арабы жили там вперемешку. В начале прошлого столетия в этом квартале жило около тысячи еврейских семей. В 1921 году арабы устроили погром, и евреи вынуждены были оттуда бежать. В квартале осталось лишь около десяти еврейских семей. Вот тогда-то и закрепилось за ним название "Мусульманский". Затем последовали еще два погрома — в 1929 и 1936 годах. В "мусульманском" квартале евреев не осталось... Весь Старый Иерусалим можно считать арабским городом по той же логике, что и "Мусульманский" квартал. С 1948 года, когда Иордания захватила Старый город с Западной стеной, там не было евреев вплоть до 1967 года: всех их убили или изгнали.

Британника на основании турецкой переписи 1844 года сообщает, что в Иерусалиме жило 7120 евреев, 5 тысяч мусульман и 3390 христиан. Во французском справочнике за 1876 год мы находим, что в 1876 году в Иерусалиме жило 12 тысяч евреев, 7560 мусульман и 5470 христиан. А вот палестинский календарь за 1895-1896 годы. Население Иерусалима: 28112 евреев, 8560 мусульман и 8748 христиан — евреев много больше, чем мусульман и христиан, вместе взятых! (Данные, скорее всего, не только по Старому городу). По переписям Британской мандатной власти за 1922 год — 33 971 евреев и только 13 413 мусульман и 14 699 христиан. 1931 год — 51 222 еврея, 19 894 мусульманина и 19 335 христиан. В 1948 году при образовании Государства Израиль во всем Иерусалиме жило 100 тысяч евреев, 40 тысяч мусульман и 20 тысяч христиан. После Шестидневной войны 67-го года в Старый Иеруссалим стали медленно возвращаться евреи, хотя купить у арабов дома практически невозможно — палестинцы убивают каждого, кто продает землю или дом евреям. Вот такая история. И еще интересный снимок, который я нашла в интернете.Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Как видим, для папы очистили от людей Стену.Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Вот так и сторожат еврейские омоновцы вход на Храмовую гору, святое еврейское место. Ну и напоследок фотография части Старого города, сделанная с вертолёта. Фото не моё. Но именно им хочется закончить, чтоб Вы лучше имели представление.Хождение к трём морям. Иерусалим.  Стена плача.Наши прогулки в этом цикле завершились. Надеюсь Вам они понравились. Однако это не все. Во второй поездке я побывала в Кейсарии, в некоторых монастырях, в Хайфе, о чем непременно расскажу в дальнейшем. На Мертвом море, конечно, тоже была. Но о нем я уже рассказывала. Разве что просто выложить часть фотографий новых?


Ключевые слова: путешествуем сами
Опубликовала Светлана Митленко , 21.01.2017 в 14:00
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Виктор Бандуркин
Виктор Бандуркин 21 января 17, в 18:21 В 2007 году нам рассказывали другую легенду: якобы стена была построена, чтобы евреи не могли видеть разрушенный храм. Тогда они стали молиться у стены, плача и стеная, что нельзя даже увидеть остатки храма. Потому и называется "стена плача".
На моём фото десятилетней давности разделение на мужскую и женскую части такое же 3:1, но женщин гораздо больше.
Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Бандуркин 21 января 17, в 19:12 Я у этой стены была раза 4, начиная с 2007 года, кажись. Первый раз из Турции на день прилетела, потому что тогда еще было нужно оформлять визу, а из Турции был безвиз. Так вот, ни разу подобной версии не встречала. Еще дело в том, что есть экскурсия "Подземный Иерусалим". Это последняя тема, которую надо поставить. Пока не принималась, много обработать надо, но тему выставлю, как обработаю. Так вот, в этой экскурсии подходишь к стене плача под землей. Там еще метра три вниз. Так что экскурсовод соврамши... кто ж будет еще на три метра копать и ставить стену, чтоб плакали о своих разрушенных храмах? Как бы не были евреи трудолюбивы, но думаю до этого и они не додумались бы))))) Текст скрыт развернуть
0
Виктор Бандуркин
Виктор Бандуркин 21 января 17, в 18:36 Там произошёл со мной интересный случАй: отошел в тенёк перезарядить кассету в камере. Камера цифровая, можно перезаряжать при любом освещении, но привычка осталась: прикрыл камеру, вожусь. Вдруг за спиной злобно-яростный голос, типа команды. Поворачиваюсь - мама дорогая! Метрах в трёх стоит парень лет тридцати и целит в меня из М-16. а справа-слева подходят подходят двое помоложе с "узиками". И у всех троих лица азартные, типа гонялись они за мной и наконец поймали. Ну что может сказать русский человек в такой ситуации? Ну у меня и вырвалось"... твою мать!" Вы бы видели, как они враз поскучнели, оружие опустили. Старший спросил с бенадёгой: "Русский?", махнул рукой и они пошли дальше. Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Бандуркин 21 января 17, в 19:18 НичЁ себе))))
А вообще там много среди полиции русскоязычных. В прошлом году, теперь уже в прошлом, я оказалась там в праздник суккот (праздник кущей — один из основных праздников иудейского народа, начинается 15 числа октября и продолжается семь дней). Так вот, первый день перекрывают все улицы и замирает все движение. Ничего не ездит, кроме полицейских и скорой помощи. А еще это детский рай. Вот они то по дорогам на великах рассекают. Это я к чему рассказываю
Текст скрыт развернуть
0
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Бандуркин 21 января 17, в 19:23 Видите полицейскую машину? Так вот. Пошла я поснимать цветы (кстати это дорога в арабский квартал в сторону Яффо), стоят полицейские ребята. Накачанные такие и что-то на своем ля-ля... а потом вдруг там один матернулся (уж не знаю повода) и все перешли на русский, оказались все русские (бывшие) мужики! Так что это и не удивительно.
Хотя, конечно, приключение занятное))))
А ниже фото о чем я говорила. Даже стол могут поставить на проезжей части и рассесться вокруг!
Текст скрыт развернуть
0
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Бандуркин 21 января 17, в 19:24 Надо же! А я ведь тоже первый раз была в 7 году и тоже в июле))))) Текст скрыт развернуть
0
Виктор Бандуркин
Виктор Бандуркин Светлана Митленко 22 января 17, в 01:11 Я этот эпизод немного по-другому заценяю: по-русски они вряд ли говорили. А вот за что они на меня наехали? А в теньке прятался, чё-то там рубахой накрывал. Но только как стало понятно, что это русский - отвяли. Русские террористами не бывают. Мягко скажем - до сих пор не были.
Кстати, я, как донской казак, категорически выступаю за свободное владение оружием. А на вопли: "Да вы же все друг дружку перестреляете!" Сразу вспоминаю десятки сюжетов, из которых самый яркий: мальчик с девочкой (ну лет по 18-20) сидят на газоне на въезде в аэропорт Бен-Гурион и взасос целуются, прижимаются друг к другу. Левыми руками обнимаются. А правыми держат, не бросают свои винтовки.
Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Бандуркин 22 января 17, в 01:32 Да я вот тоже как-то не против оружия.
А к русским так относятся потому, что среди них одна четверть русскоговорящих. Ничего так! Кстати из иностранных - это самый распространенный.
Кстати там даже целая деревня чеченцев есть, вернее их потомков. Но они относятся к арабскому населению, поскольку мусульмане. Будет послезавтра тема об этом. Наверное последняя об Израиле. Надо еще о подземном написать, но пока что-то нет вдохновения.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Бандуркин
Виктор Бандуркин Светлана Митленко 22 января 17, в 04:01 Это мы ещё из стихов Высоцкого знаем:

Ну, место Голды Меир мы прошлёпали
А там на четверть бывший наш народ

Народ, натурально, нисколько не наш - он свой. Как свой и народ палестинцев. Ой, не замануйте, а то спою!
Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Бандуркин 22 января 17, в 19:27 Тут тоже правда. Я имела в виду русскоговорящих. Там есть народ и с Украины, и с Беларуси, и с Грузии тоже. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 10

Последние комментарии

сергей water
Виктория Козина (Гуща)
Виктория Козина (Гуща)
Светлана Митленко
Татьяна Толстова
Точно!  На даче не побездельничаешь, а так порой хочется.
Татьяна Толстова Расписные подъезды
Светлана Митленко
Татьяна Толстова
Светлана Митленко
Татьяна Толстова
Светлана Митленко
Да, про это я знаю! Часто в фобию перерастает испуг в детстве!
Светлана Митленко Расписные подъезды