Существует старинная легенда, что раньше эта птица была цветной и невероятно красивой. Она любила прилетать к царю Соломону и слушать всё, о чём он рассказывал. Царю очень нравилась эта яркая птичка, поэтому он постоянно угощал её чем-нибудь вкусным. Однажды она разболтала один из его самых сокровенных секретов. Мгновенно разочаровавшись, он запустил в неё чернильницей. Юркая птица успела прижать к себе крылья, поэтому чернила окрасили всё тело птицы кроме самых краешкев крыльев.
Продолжим. Три небольших, богато декорированных дворца, располагавшихся рядом, принадлежали, по-видимому, членам семьи Ирода. Пока они не восстановлены.
Около одного из этих дворцов находился большой плавательный бассейн с широкими оштукатуренными ступенями.
Продовольственные склады. Отдельных складских помещений в Массаде было сооружено порядка 15-ти, и часть из них претерпела добротную реставрацию. Остальные склады оставлены в предреставрационном состоянии в ожидании возможного восстановления руками наших потомков. Склады Массады, в основном, использовались для хранения вина, масла, муки и боевых припасов.
Центральную и восточную часть северного комплекса занимают ряды продолговатых помещений, разделённые коридорами. Это 29 складов, в которых во времена Ирода хранились пищевые запасы и оружие. Здесь имелось всё необходимое для поддержания великолепной жизни царского дворца.
В "Первой Иудейской войне" Иосифа Флавия написано: "...поскольку там были сложены такие огромные запасы зерна, что их могло хватить на долгие годы, равно как большое количество вина и масла, не говоря уже о всевозможных бобовых и финиках." Необыкновенно сухой климат здешних мест предохранял пищевые запасы от порчи: в период восстания защитники Масады нашли все запасы в прекрасном состоянии, "несмотря на то, что минуло почти сто лет с того момента, как их поместили сюда".
Смотровая вышка была сооружена в самой высокой части плато рядом с каменоломнями.
В ней есть лестница с перилами, но туда, как и в каменоломни не пускают. Кстати, на вышке просматривается мачта сотовой связи.
Это она же со стороны Западного дворца.
К югу от северного дворца находилась большая баня в римском стиле в четыре комнаты с двором, напоминающая аналогичные сооружения в Помпее и Геркулануме, а также в других дворцах Ирода — в Иерихоне и Иродионе. Наверху снимок рядом с баней гимнастического зала или палестры.
Баня была богато украшена мозаикой и фресками.
Ниже печка - префорниум
Снаружи – купель для омовения ног, а во внутреннем помещении – два бассейна: один для холодной, а другой для горячей воды.
Остатки оригинальной росписи времен Ирода.
Стоит подчеркнуть, что камни для постройки дворцов и других зданий добывались здесь же, на вершине утеса, в каменоломнях. Роскошные иродианские дворцы и относительно небольшое число жилых помещений не соответствовали потребностям живших здесь в период восстания зелотов, которые превратили дворцы в общественные помещения и командные посты и использовали их декоративные части в качестве строительных материалов для своих жилищ. Северный дворец служил, по всей видимости, административным центром и укрепленной позицией повстанцев. В небольшой бане, расположенной возле дворца, обнаружены находки, по-видимому, свидетельствующие о последней ночи Масады: останки трех человеческих тел (очевидно, повстанцев), детали одежды и обуви, многочисленные стрелы, металлические пластины защитных доспехов и прекрасно сохранившаяся женская коса.Южнее территории Северного дворца, в одном и том же месте у стены бань, на площадке, служившей повстанцам местом сбора, были обнаружены одиннадцать глиняных черепков (остраконов), причём каждый содержит лишь одно имя, надписанное одним почерком и одними чернилами. Одно из имён – Бен-Яир, имя вождя защитников Массады. Не исключено, что это и есть те самые роковые остраконы, что были использованы для жеребьёвки десятью последними исполнителями клятвы. Во всяком случае, таково было экспертное мнение проф. Игаля Ядина, раскопки и исследования которого, собственно, и открыли Массаду для посещения широкой публики…Камни, которые зелоты сьрасывали на римлян.Вид на Западный двопец (справа) и Византийскую церковь (слева).Западный дворец (haArmon haMaaravi). Самое крупное на территории Массады сооружение, как и следовало ожидать, тоже было возведено Иродом I Великим. Площадь его составляет около 4 тыс. кв. м и состоит из остатков жилых помещений, приёмного зала, выложенных мозаикой купальных помещений, туалетов (царских!), мастерских и складских помещений.Макет. Флавий пишет, что стены у дворца были весьма толсты и высоки, а по своим углам дворец имел четыре башни. Во дворце были крытые аркады и красивые колоннады со всех четырёх сторон, внутри дворец был роскошно украшен и обставлен дорогой мебелью. На снимке - тронный зал.О былой роскоши напоминают только остатки великолепных мозаичных полов, да поблёкшая роспись на стенах. После смерти Ирода тут 60 лет хозяйничали римляне, потом мятежники сожги всё мало-мальски ценное, чтоб не досталось врагу. Дворец, согласно Флавию, они тоже подожгли. После 73 г. видимо тут уже более ничего не восстанавливали.Служебная зона - кладовки, кухня, и т.д. и т.п. Всё что выше черной линии - реконструкция, всё что ниже - глубокая древность. Эти стены штукатурили ещё до рождества Христова.Жилая зона дворца и корридор, ведущий в царские покои. Кстати, часто спрашивают, а отчего бы это такой авторитетный и точный в деталях историк Иосиф Флавий написал только про один дворец, а их тут типа как два, не считая ещё пары гостевых? Есть теория, что в его описании Масады отсутствует значительный кусок ("Иудейская война" дошла до нас лишь в списках V в., прижизненного авторского издания, увы, не сохранилось), т.е. он начинает как бы про Западный дворец - пропуск - продолжает про Северный, называя его при этом словом "вилла". Ванны у западного дворца.Неподалёку виднелись развалины казарм, в которых размещались солдаты Ирода. Помещения казарм использовались и в период восстания (когда к ним было добавлено много дополнительных комнат), а также в византийский период.
Впоследствии залы и дворы Западного дворца, как и двух малых дворцов, были разгорожены на комнаты, служившие жилищами для семей повстанцев. Большинство зелотов жило в казематах крепостной стены и землянках, примыкающих к стене и внутренним сооружениям. В комнатах, не пострадавших от пожара, были обнаружены остатки утвари зелотов: одежда, кожи, корзины, изделия из бронзы, камня, стекла и т. п. Кучи пепла с остатками личных вещей показывают, что осажденные перед смертью уничтожили свое имущество.
Было обнаружено множество монет, алебастровые и золотые сосуды, несколько фрагментов рукописей.На территории крепости, недалеко от Западного дворца находятся развалины византийского монастыря. С конца XIX столетия исследователем М.-Ж. Лагранжем (Marie-Joseph Lagrange, 1855-1938) предложено идентифицировать развалины, как лавру Марда (Лаура). Той же точки зрения придерживались известные исследователи Delau, Abel, Festugière, Chitty, Hirschfeld.
На указанной территории находилась церковь, построенная Евфимием Великим и существовавшая еще во времена Кирилла Скифопольского (около 550 г.) и являвшаяся центром Монастыря византийских отшельников. Сохранились элементы пола с мозаичным орнаментом.Во второй половине VI века на месте указанной церкви располагалась уже другая церковь, развалины которой были обнаружены в крепости при археологических раскопках. Видимо именно к этому времени, монашеское поселение в Масаде стало лаврой. Существование лавры на рубеже VI и VII веков (около 580-600 гг.) описано блаженным Иоанном Мосхом:
"Недалеко от Мёртвого моря есть весьма высокая гора, называемая Марес (в лат. переводе Мардес), на которой живут отшельники. У них был огород в шести миллиариях у подошвы горы, на берегу Мёртвого моря, и они держали там наемного огородника. Всякий раз, когда отшельники хотели послать к огороднику за овощами (лат. пер.: за маслинами), они взнуздывали осла и говорили ему: «Ступай вниз к огороднику и возвращайся с овощами». Осел же один отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них. Огородник же тотчас, навьючив осла овощами, отпускал его прочь с поклажей. Изо дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону и служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому"
— "Луг Духовный", новелла 158.
В этих пещерах, по всей вероятности, когда-то были каменоломни. В византийские же времена в них проживали монахи, которые уединялись в пещере на протяжении шести дней в неделю, а по воскресеньям собирались в церкви для общей молитвы и трапезы.Из сохранившихся и найденых строений стоит упомянуть Синагогу, найденную на западной стороне.Синагога. Это одна из древнейших в мире синагог, и сравнимая с ней по древности обнаружена лишь в Гамле, на Голанских Высотах. До этих обнаружений считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Но подтверждённый факт строительства синагог, существовавших и до разрушения Второго Храма (Титом в 70 г. н.э.), доказывает, что древние евреи пользовались синагогами вне зависимости от существования Храма.В те давние времена помещение использовалось не для молитв, а как место для собрания общины, обсуждения насущных вопросов, чтения священных книг и т.п. Кстати, при её раскопках её были найдены фрагменты рукописей, почерк на которых совпадал с почерком на некоторых свитках из Кумрана. Синагога эта была построена восставшими зилотами, а во времена Ирода здесь, по некоторым данным, была банальная конюшня.
В сердце крепости за стеклянной дверцей переписывает Тору раввин.
Миква. Бассейн для ритуального омовения, размещающийся в восточной части плато, сооружён по всем правилам Галахи (в высшей степени требовательного еврейского религиозного законодательства). Соответствие Галахе было установлено одним из самых видных хасидских раввинов, нашим современником.Общественная миква.Южный водосборник.Рядом с водосборником Ирод выстроил огромный, вместимостью 550 кубометров, крытый плавательный бассейн. Стены, потолок и ступени, ведущие в воду, были оштукатурены. Создание в безводной пустыне такого гигантского, по тем временам, бассейна свидетельствует о чрезвычайной приверженности царя римской культуре, которая уделяла первостепенное внимание физическим упражнениям, в том числе и плаванию.Территория самого бассейна.
Так же в Масаде были найдены остатки 14 свитков, содержащих апокрифические и сектантские тексты, причем один из них — фрагмент Песен субботней службы — идентичен свитку, найденному в Кумране. При раскопках Масады в маленькой пещере в южной части скалы были обнаружены 25 скелетов мужчин, женщин и детей; в 1969 г. останки были захоронены с воинскими почестями на холме со стороны насыпанного вала римлянами.После падения Масады на этом история не заканчивается, хотя она уже никогда не была столь трагичной и столь великой.
После захвата крепости на территории Масады разместился римский легион, стоявший там до 111 года. Когда римляне покинули Масаду, она в течение трех веков пустовала. Только в V в., с началом Византийского периода, в Масаде снова появились люди - на сей раз византийские христианские монахи, основавшие на утесе Монастырь отшельников (Лаура). В V-VI в.в. здесь, в пещерах, поселились несколько византийских христианских монахов, устроивших также кельи как внутри, так и рядом с разрушенными зданиями. Когда монахи тут появились, в крепости по всей видимости уже никакого жилья не сохранилось (к тому же в этой местности было по крайней мере два сильных землетрясения). Они использовали для жилья пещеры и бывшие каменоломни. Монастырь просуществовал в Масаде около двух веков; в VII веке арабские завоеватели положили конец присутствию Византии в Эрец-Исраэль. Масада окончательно обезлюдела и погрузилась в полное забвение более, чем на тысячу лет - до XIX века....
С уходом монахов, Массада снова стала необитаемой и была заброшена вплоть до наших дней. Интерес к Массаде и её легендарной истории был возобновлён в новое время двумя американскими исследователями, как я уже говорила в первой части, А.Робинсоном и А.Смитом, в 1839 г. разглядевшими этот археологический объект со стороны Эйн-Геди, идентифицировавшими его с Массадой и ассоциировавшими его с повествованиями Иосифа Флавия…
Археологи обнаружили тысячи прекрасно сохранившихся артефактов и письменных источников, которые позволили воссоздать впечатляющую картину материальной и духовной культуры Иудеи периода конца Второго Храма.
Свежие комментарии