На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Израиль. Масада ч.3

Израиль. Масада ч.2Это тристамов длиннохвостый скворец, он же Onychognathus tristramii. Назван в честь мессионера Генри Тристама. Птица весьма шустрая и очень нахальная - еду у туристов вынимает без спросу прямо из рук.
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2

Существует старинная легенда, что раньше эта птица была цветной и невероятно красивой. Она любила прилетать к царю Соломону и слушать всё, о чём он рассказывал. Царю очень нравилась эта яркая птичка, поэтому он постоянно угощал её чем-нибудь вкусным. Однажды она разболтала один из его самых сокровенных секретов. Мгновенно разочаровавшись, он запустил в неё чернильницей. Юркая птица успела прижать к себе крылья, поэтому чернила окрасили всё тело птицы кроме самых краешкев крыльев.

Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2

Продолжим. Три небольших, богато декорированных дворца, располагавшихся рядом, принадлежали, по-видимому, членам семьи Ирода. Пока они не восстановлены.

Израиль. Масада ч.2

Около одного из этих дворцов находился большой плавательный бассейн с широкими оштукатуренными ступенями.

Израиль. Масада ч.2

Продовольственные склады. Отдельных складских помещений в Массаде было сооружено порядка 15-ти, и часть из них претерпела добротную реставрацию. Остальные склады оставлены в предреставрационном состоянии в ожидании возможного восстановления руками наших потомков. Склады Массады, в основном, использовались для хранения вина, масла, муки и боевых припасов.

Израиль. Масада ч.2

Центральную и восточную часть северного комплекса занимают ряды продолговатых помещений, разделённые коридорами. Это 29 складов, в которых во времена Ирода хранились пищевые запасы и оружие. Здесь имелось всё необходимое для поддержания великолепной жизни царского дворца.

Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2

В "Первой Иудейской войне" Иосифа Флавия написано: "...поскольку там были сложены такие огромные запасы зерна, что их могло хватить на долгие годы, равно как большое количество вина и масла, не говоря уже о всевозможных бобовых и финиках." Необыкновенно сухой климат здешних мест предохранял пищевые запасы от порчи: в период восстания защитники Масады нашли все запасы в прекрасном состоянии, "несмотря на то, что минуло почти сто лет с того момента, как их поместили сюда".

Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2

Смотровая вышка была сооружена в самой высокой части плато рядом с каменоломнями.

Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2

В ней есть лестница с перилами, но туда, как и в каменоломни не пускают. Кстати, на вышке просматривается мачта сотовой связи.

Израиль. Масада ч.2

Это она же со стороны Западного дворца.

Израиль. Масада ч.2Вид на бани с верхнего яруса Серверного дворца. Пройдя мимо одного из разрушенных дворцов родственников Ирода мы выйдем к баням.
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2

К югу от северного дворца находилась большая баня в римском стиле в четыре комнаты с двором, напоминающая аналогичные сооружения в Помпее и Геркулануме, а также в других дворцах Ирода — в Иерихоне и Иродионе. Наверху снимок рядом с баней гимнастического зала или палестры.

Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2

Баня была богато украшена мозаикой и фресками.

Израиль. Масада ч.2

Ниже  печка - префорниум

Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2

Снаружи – купель для омовения ног, а во внутреннем помещении – два бассейна: один для холодной, а другой для горячей воды.

Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2

Остатки оригинальной росписи времен Ирода.

Израиль. Масада ч.2В зале был двойной пол - гипокауст, под коим протекала горячая вода, а в стенах - специальные глиняные трубы для пара.
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2На снимке видны огнеупорные опоры для пола в камере подогрева, которую покрывал подвесной пол – суспенсура, опиравшийся на 200 огнеупорных столбиков.
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2Отверстия, через которые подавалась вода. Ниже кальдариум. Отверстие для подачи горячего воздуха  из печки.
Израиль. Масада ч.2
Израиль. Масада ч.2А это сама печка – префорниум, размещавшаяся снаружи бань.
Израиль. Масада ч.2Кроме того в бане имеется фриджитерий - холодная комната с бассейном, тёплая комната - типидерий и двор с местом для гимнастических упражнений. И всё это устроено посреди дикой пустыни, да еще и на неприступной скалн 2 (две!) тысячи лет назад.Из смежной с банным комплексом площадки в средний ярус ведёт внутренняя лестница.Спускаясь по ней, проходим мимо подземного водохранилища, а также высеченной в скале ступеньки, служившей для обывателей Дворца миквой (бассейном для ритуального омовения)

Стоит подчеркнуть, что камни для постройки дворцов и других зданий добывались здесь же, на вершине утеса, в каменоломнях. Роскошные иродианские дворцы и относительно небольшое число жилых помещений не соответствовали потребностям  живших здесь в период восстания  зелотов, которые превратили дворцы в общественные помещения и командные посты и использовали их декоративные части в качестве строительных материалов для своих жилищ. Северный дворец служил, по всей видимости, административным центром и укрепленной позицией повстанцев. В небольшой бане, расположенной возле дворца, обнаружены находки, по-видимому, свидетельствующие о последней ночи Масады: останки трех человеческих тел (очевидно, повстанцев), детали одежды и обуви, многочисленные стрелы, металлические пластины защитных доспехов и прекрасно сохранившаяся женская коса.Южнее территории Северного дворца, в одном и том же месте у стены бань, на площадке, служившей повстанцам местом сбора, были обнаружены одиннадцать глиняных черепков (остраконов), причём каждый содержит лишь одно имя, надписанное одним почерком и одними чернилами. Одно из имён – Бен-Яир, имя вождя защитников Массады. Не исключено, что это и есть те самые роковые остраконы, что были использованы для жеребьёвки десятью последними исполнителями клятвы. Во всяком случае, таково было экспертное мнение проф. Игаля Ядина, раскопки и исследования которого, собственно, и открыли Массаду для посещения широкой публики…Камни, которые зелоты сьрасывали на римлян.Вид на Западный двопец (справа) и Византийскую церковь (слева).Западный дворец (haArmon haMaaravi). Самое крупное на территории Массады сооружение, как и следовало ожидать, тоже было возведено Иродом I Великим. Площадь его составляет около 4 тыс. кв. м и состоит из остатков жилых помещений, приёмного зала, выложенных мозаикой купальных помещений, туалетов (царских!), мастерских и складских помещений.Макет. Флавий пишет, что стены у дворца были весьма толсты и высоки, а по своим углам дворец имел четыре башни. Во дворце были крытые аркады и красивые колоннады со всех четырёх сторон, внутри дворец был роскошно украшен и обставлен дорогой мебелью. На снимке - тронный зал.О былой роскоши напоминают только остатки великолепных мозаичных полов, да поблёкшая роспись на стенах. После смерти Ирода тут 60 лет хозяйничали римляне, потом мятежники сожги всё мало-мальски ценное, чтоб не досталось врагу. Дворец, согласно Флавию, они тоже подожгли. После 73 г. видимо тут уже более ничего не восстанавливали.Служебная зона - кладовки, кухня, и т.д. и т.п. Всё что выше черной линии - реконструкция, всё что ниже - глубокая древность. Эти стены штукатурили ещё до рождества Христова.Жилая зона дворца и корридор, ведущий в царские покои. Кстати, часто спрашивают, а отчего бы это такой авторитетный и точный в деталях историк Иосиф Флавий написал только про один дворец, а их тут типа как два, не считая ещё пары гостевых? Есть теория, что в его описании Масады отсутствует значительный кусок ("Иудейская война" дошла до нас лишь в списках V в., прижизненного авторского издания, увы, не сохранилось), т.е. он начинает как бы про Западный дворец - пропуск - продолжает про Северный, называя его при этом словом "вилла". Ванны у западного дворца.Неподалёку виднелись развалины казарм, в которых размещались солдаты Ирода. Помещения казарм использовались и в период восстания (когда к ним было добавлено много дополнительных комнат), а также в византийский период.

Впоследствии залы и дворы Западного дворца, как и двух малых дворцов, были разгорожены на комнаты, служившие жилищами для семей повстанцев. Большинство зелотов жило в казематах крепостной стены и землянках, примыкающих к стене и внутренним сооружениям. В комнатах, не пострадавших от пожара, были обнаружены остатки утвари зелотов: одежда, кожи, корзины, изделия из бронзы, камня, стекла и т. п. Кучи пепла с остатками личных вещей показывают, что осажденные перед смертью уничтожили свое имущество.
Было обнаружено множество монет, алебастровые и золотые сосуды, несколько фрагментов рукописей.На территории крепости, недалеко от Западного дворца находятся развалины византийского монастыря. С конца XIX столетия исследователем М.-Ж. Лагранжем (Marie-Joseph Lagrange, 1855-1938) предложено идентифицировать развалины, как лавру Марда (Лаура). Той же точки зрения придерживались известные исследователи Delau, Abel, Festugière, Chitty, Hirschfeld.

На указанной территории находилась церковь, построенная Евфимием Великим и существовавшая еще во времена Кирилла Скифопольского (около 550 г.) и являвшаяся центром Монастыря византийских отшельников. Сохранились элементы пола с мозаичным орнаментом.Во второй половине VI века на месте указанной церкви располагалась уже другая церковь, развалины которой были обнаружены в крепости при археологических раскопках. Видимо именно к этому времени, монашеское поселение в Масаде стало лаврой. Существование лавры на рубеже VI и VII веков (около 580-600 гг.) описано блаженным Иоанном Мосхом:

"Недалеко от Мёртвого моря есть весьма высокая гора, называемая Марес (в лат. переводе Мардес), на которой живут отшельники. У них был огород в шести миллиариях у подошвы горы, на берегу Мёртвого моря, и они держали там наемного огородника. Всякий раз, когда отшельники хотели послать к огороднику за овощами (лат. пер.: за маслинами), они взнуздывали осла и говорили ему: «Ступай вниз к огороднику и возвращайся с овощами». Осел же один отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них. Огородник же тотчас, навьючив осла овощами, отпускал его прочь с поклажей. Изо дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону и служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому"

— "Луг Духовный", новелла 158.

В этих пещерах, по всей вероятности, когда-то были каменоломни. В византийские же времена в них проживали монахи, которые уединялись в пещере на протяжении шести дней в неделю, а по воскресеньям собирались в церкви для общей молитвы и трапезы.Из сохранившихся и найденых строений стоит упомянуть Синагогу, найденную на западной стороне.Синагога. Это одна из древнейших в мире синагог, и сравнимая с ней по древности обнаружена лишь в Гамле, на Голанских Высотах. До этих обнаружений считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Но подтверждённый факт строительства синагог, существовавших и до разрушения Второго Храма (Титом в 70 г. н.э.), доказывает, что древние евреи пользовались синагогами вне зависимости от существования Храма.В те давние времена помещение использовалось не для молитв, а как место для собрания общины, обсуждения насущных вопросов, чтения священных книг и т.п. Кстати, при её раскопках её были найдены фрагменты рукописей, почерк на которых совпадал с почерком на некоторых свитках из Кумрана. Синагога эта была построена восставшими зилотами, а во времена Ирода здесь, по некоторым данным, была банальная конюшня.

В сердце крепости за стеклянной дверцей переписывает Тору раввин. 

Миква. Бассейн для ритуального омовения, размещающийся в восточной части плато, сооружён по всем правилам Галахи (в высшей степени требовательного еврейского религиозного законодательства). Соответствие Галахе было установлено одним из самых видных хасидских раввинов, нашим современником.Общественная миква.Южный водосборник.Рядом с водосборником Ирод выстроил огромный, вместимостью 550 кубометров, крытый плавательный бассейн. Стены, потолок и ступени, ведущие в воду, были оштукатурены. Создание в безводной пустыне такого гигантского, по тем временам, бассейна свидетельствует о чрезвычайной приверженности царя римской культуре, которая уделяла первостепенное внимание физическим упражнениям, в том числе и плаванию.Территория самого бассейна.

Так же в Масаде были найдены остатки 14 свитков, содержащих апокрифические и сектантские тексты, причем один из них — фрагмент Песен субботней службы — идентичен свитку, найденному в Кумране.  При раскопках Масады в маленькой пещере в южной части скалы были обнаружены 25 скелетов мужчин, женщин и детей; в 1969 г. останки были захоронены с воинскими почестями на холме со стороны насыпанного вала римлянами.После падения Масады  на этом история не заканчивается, хотя она уже никогда не была столь трагичной и столь великой.
После захвата крепости на территории Масады разместился римский легион, стоявший там до 111 года. Когда римляне покинули Масаду, она в течение трех веков пустовала. Только в V в., с началом Византийского периода, в Масаде снова появились люди - на сей раз византийские христианские монахи, основавшие на утесе Монастырь отшельников (Лаура).  В V-VI в.в. здесь, в пещерах, поселились несколько византийских христианских монахов, устроивших также кельи как внутри, так и рядом с разрушенными зданиями.  Когда монахи тут появились, в крепости по всей видимости уже никакого жилья не сохранилось (к тому же в этой местности было по крайней мере два сильных землетрясения). Они использовали для жилья пещеры и бывшие каменоломни.  Монастырь просуществовал в Масаде около двух веков; в VII веке арабские завоеватели положили конец присутствию Византии в Эрец-Исраэль. Масада окончательно обезлюдела и погрузилась в полное забвение более, чем на тысячу лет - до XIX века....

С уходом монахов, Массада снова стала необитаемой и была заброшена вплоть до наших дней. Интерес к Массаде и её легендарной истории был возобновлён в новое время двумя американскими исследователями, как я уже говорила в первой части, А.Робинсоном и А.Смитом, в 1839 г. разглядевшими этот археологический объект со стороны  Эйн-Геди, идентифицировавшими его с Массадой и ассоциировавшими его с повествованиями Иосифа Флавия…

Археологи обнаружили тысячи прекрасно сохранившихся артефактов и письменных источников, которые позволили воссоздать впечатляющую картину материальной и духовной культуры Иудеи периода конца Второго Храма.

Картина дня

наверх