На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Открылся Малый театр.

Так получилось, что эта неделя у меня была театральной. Хотела сначала быстренько пробежаться по теме, но! Когда я взялась за Малый театр, то поняла, что залезла с головой и надо делать эти темы отдельно, а не общей кучей. Начну с Малого.  Малый театр наконец открылся после реконструкции, а с другой стороны, открылся на  два года раньше запланированного срока.Отличная новость: никаких внешних изменений театр не претерпел. Главное, что спасли фундамент. После реконструкции Большого был реальный риск, что подземные воды нанесут Малому непоправимый вред. Теперь волноваться не стоит. Подвалы укрепили, инженерные коммуникации заменили. Щепкинское фойе расширили.Кроме новых возможностей сцены, у Малого наконец-то появился ультрасовременный склад для хранения костюмов и декораций. Единственное, что уменьшилось - так это количество мест в зрительном зале. На две с лишним сотни. Ничего не поделаешь, говорят в руководстве театра. Таковы требования противопожарной безопасности. А пожар в театре когда-то был, но об этом позднее. И тут же вспоминают, на какие жертвы приходилось идти ради долгожданной реконструкции.

"Когда делали фундамент, наши артисты на сцене играли в специальных масках. Потому что эта цементная взвесь очень вредная. Мы репетировали, играли спектакль, а в ночь они работали", - рассказывает гендиректор Малого театра Тамара Михайловна."Быстрее, я думаю, нельзя было сделать. Мы ведь и так на два года раньше срока", - говорит худрук театра Юрий Соломин.Эти сэкономленные два года очень важны с точки зрения истории театра. Ведь открыли его к важной дате - 260-летию.

Особенность императорского зала Малого театра - любое слово, произнесенное на сцене шепотом, слышно даже на галерке. Секрет архитектора Бове - дубовый потолок и стены, выложенные особой кладкой. Как обещали, акустика в зале осталась такой же превосходной, как и была раньше.И всё же без больших изменений Малому театру обойтись не удалось. В первую очередь рабочие с помощью специальных свай укрепили фундамент, иначе театр мог просто просесть и "уплыть" – прямо под ним протекает река Неглинка. Заменили все инженерные сети. Отреставрированное здание стало не только удобнее, но и технологичнее. Эта реконструкция - первая за весь почти двухвековой период существования исторического здания Малого театра. Главное, что бросается в глаза на сцене - новый поворотный круг. Это важный механизм, который часто используют в спектаклях при смене декораций.8 колоколов над сценой остались на своем месте. Они тоже своеобразная визитная карточка театра. Актерам удалось спасти их в 30-е годы, когда прошла массовая волна сноса церквей. С тех пор колокола активно использовались для шумового оформления спектаклей. Непросто строителям пришлось с крышей."Был наказ от всех стариков нашего театра - крышу не открывать. Есть такое поверье, что души улетят. И специально переделали проектную документацию - мы не открыли крышу. Пришлось укреплять те фермы, которые были, и ставить дополнительные. Работали по 20 часов в сутки", - сообщила гендиректор Малого театра Тамара Михайлова.

6 декабря гала-концертом с участием ведущих артистов Малого театра открылась историческая сцена на Театральной площади. Должны были на неделю раньше, но что-то помешало. На открытии был Президент и «высокое» начальство. А я попала на второй день, который тоже был по пригласительным. Что делать. Всех желающих театр принять не может. Зато теперь можно в Малом смотреть спектакли!
Как сообщал «Театрал», реставрация памятника архитектуры прошла с опережением графика и при явной экономии бюджета. В декабре возобновляется репертуар исторической сцены. Кроме того, в нынешнем сезоне зрителей ожидает пять премьер.
Это «Король Лир» Шекспира (режиссер Антон Яковлев), «Слуга двух господ» Гольдони (Стефано де Лука), гоголевская «Женитьба» (Юрий Соломин), «Таланты и поклонники» Островского (Владимир Драгунов) и еще один спектакль (его название объявят дополнительно) в постановке израильского режиссера Илана Ронена (худрук театра «Габима»).
В преддверии открытия исторической сцены генеральный директор Малого театра Тамара МИХАЙЛОВА дала большое интервью «Театралу», который я и хочу привести. О завершившейся реконструкции директор сказала следующее… Тамара Анатольевна, первым делом, конечно, хочется узнать, как вам всё это удалось.
– Театр мы свой любим.
– Так ведь все любят, но вспомним многолетние стройки: то сметы не сходятся, то начинаются конфликты, то подрядчики подводят…
– На самом деле, есть одна особенность. В отличие от остальных, мы в этом ремонте выступали заказчиками. Играем конкурсы и несем всю ответственность.
– То есть вы изначально отсекли посредников?
– Да. Сами заключаем контракты. Я не заключала ни одного долгосрочного контракта. Как правило, вся наша документация завязана на конкретном объеме работ. Почему? Потому что по контрактам полагается выдавать аванс 30%. Вы понимаете, что от миллиона аванс один, а от миллиарда – другой. Я не хотела ни за кем бегать и уж тем более подвергать театр серьезному риску. Сейчас у нас в работе семь контрактов, а до этого было три. То есть всего лишь на десять контрактов все было разделено. Это первое.
Второе. У нас есть ОКС (отдел капитального строительства). Он выполняет функции технического надзора. Помимо этого у нас работает технический надзор сторонней организации, которая имеет соответствующие лицензии.
То есть фактически у нас проверяются все документы ОКСом, нашими сметчиками. Потом мы предъявляем это приглашенной фирме. Проверяют они. И уже после этого (если все нас устраивает), мы отправляем документы на оплату.
На самом деле, мы в этом отношении, наверное, не самые удобные партнеры. Но, повторюсь, подвергать театр риску нельзя. И еще… я не люблю слово освоение. Я люблю слово выполнение. Поэтому мы сначала принимаем работу, а уже потом ее оплачиваем. Есть такое понятие «исполнительная документация». То есть нужно не только выполнить физически, а нужно, чтобы работа была проделана в соответствии со всеми техническими требованиями.
– Перед началом реконструкции вы говорили, что сделаете все возможное для того, чтобы не нарушить уникальную, намоленную веками атмосферу Малого театра. И все же корифеи труппы забеспокоились, когда узнали, что рабочим придется поднимать крышу…
– Нам в итоге удалось этого избежать. Мы разработали новый проект. Он несколько утяжелил монтажную работу. Но крышу мы не открывали.
Это был рисковый шаг, но очень оправданный…
– Дело в том, что если такое поверье (о том, что крышу трогать нельзя) существует в театре, то от него нельзя отмахиваться. А если бы мы нарушили эту традицию и, не дай Бог, что-нибудь произошло? Мы бы себя очень винили.
Одновременно со строительством на территории Малого театра велись археологические раскопки. Были найдены предметы, датированные XVI-XX веками.
Вместе со строителями в Малом работают археологи. Неподалеку от места, где был построен Малый театр, проходила река Неглинная (ее в XIX столетии городские власти «спрятали» в трубу), а рядом находился Петровский мост, где бойко шла торговля. Вот почему среди предметов, найденных во время реконструкции, так много монет XVI–XIX веков.Кроме того, в культурном слое обнаружена старинная посуда, фрагменты ремней, пуговицы, нательные кресты, пули времен Смуты, осколки слюдяных окон, банки для грима и — венец коллекции — игрушечные солдатики, изображающие турецкого и русского воинов. На вопрос «Известий», какая судьба ожидает находки, заместитель руководителя департамента культурного наследия города Москвы Леонид Кондрашев ответил, что «по закону археологи в течение трех лет должны сдать государственную часть музейного фонда в музеи, принимающие подобные коллекции».— Но поскольку администрация театра выразила заинтересованность в создании некой экспозиции, скорее всего, коллекцию передадут в Малый театр на временное хранение. Она остается в государственном фонде, но сможет демонстрироваться в здании театра, что правильно — вещи лучше выставлять рядом с тем местом, где они были обнаружены, — заключил чиновник.В рамках реконструкции  расширили подъезд к Малому театру. Автомобильная парковка в том виде, в котором существовала, не способна была вмещать должное количество автомобилей.

Что касается художественной части, то во время строительства некоторые спектакли из репертуара не игрались – не позволял масштаб сцены филиала на Большой Ордынке."Мы планируем выпустить спектакль по произведению Радзинского "Театр императрицы", заявил режиссер Яшин. Уже приступили к репетициям. Также готовим спектакль "Молодость Людовика XIV" Дюма и детские спектакли, среди которых "Золушка" по Шварцу на музыку Дунаевского, режиссер Иванов", - рассказал художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.
Новый 258 сезон театра открылся 10 октября на сцене, расположенной на Ордынке (филиал театра). Именно сюда труппа переехала на время реконструкции основной площадки.
Несмотря на ремонт в прошлом сезоне у театра не было творческого простоя. Зрителям представили 6 премьер, артисты гастролировали в Киеве, Милане, Баку, Сургуте, давали благотворительные спектакли. В числе знаковых мероприятий – фестиваль в Доме Островского.

А теперь немного истории.

История Малого театра начинается в 1756 году. Он был создан при Московском университете по указу императрицы Елизаветы. Труппу возглавил известный драматург и поэт Михаил Херасков, а актерами были студенты и учащиеся университетской гимназии. Среди прочих в спектаклях принимали участие будущие известные литераторы Денис Фонвизин и Ипполит Богданович.
Сначала спектакли театра были закрытыми. Но вскоре представления начали давать на святках и во время масленицы в университетском помещении на Воскресенской площади. С 1759 года их показывали уже широкой публике и труппа университетского театра стала называться "Российским театром". Представления проходили на сцене Оперного дома на Красных прудах (в районе современной Комсомольской площади), где они чередовались со спектаклями итальянской труппы. Здесь играли первые русские профессиональные актрисы Татьяна Троепольская и Анна Михайлова, а также актеры Иван Лапин, Иван Соколов и другие.
Несколько десятилетий московская труппа, в которую входили драматические актеры, певцы, танцовщики и музыканты, возглавлялась частными предпринимателями, в том числе долее других и успешней всех антрепренером М.Е.Медоксом, выстроившим в 1780 году новый большой театр, получивший название Петровского (по названию площади, на которой находился). С 1806 года труппа Петровского театра перешла на казенный счет, в систему императорских театров, и стала называться Императорский Московский театр. Но поскольку незадолго до этого события здание Петровского театра сгорело, труппа давала свои представления то в доме Пашкова на Моховой, приспособленном под театр, то в деревянном театре у Арбатских ворот, сгоревшем в 1812 году, то в доме Апраксина на Знаменке.  В 1803 году произошло разделение трупп на оперную и драматическую. В 1824 году у театра наконец появилось собственное здание. Для этой цели по проекту архитектора Осипа Бове был перестроен купеческий особняк на Петровской (ныне Театральной) площади, где театр располагается и по сей день. Постепенно театр стали называть Малым, чтобы не путать его с открывшимся здесь же, на Петровской площади, оперным - Большим - театром.
фото Дом купца Варгина, где открылся Малый театр в 1824 году«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...»

Как видите, слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы — ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. Некоторое время балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода, театры были соединены подземным ходом.Здание Московского Малого театра, фотография 90-х годов XIX века

Как видите, слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы — ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. Некоторое время балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода, театры были соединены подземным ходом.

И с тех пор в стенах этого классического здания строгих линий и совершенных пропорций не смолкают голоса выдающихся артистов. А в уютном, одном из самых красивых в Москве, зрительном зале публика плачет и смеется, ликует и ужасается, замирает от восторга и взрывается аплодисментами, потрясаясь трагическим прозрениям мятущегося романтика Мочалова, восхищаясь живыми, естественными интонациями великого Щепкина, подчиняясь задушевной игре и силе трагического дарования Прова Садовского, сопереживая героическому пафосу и вдохновенным порывам гениальной Ермоловой… Какие великолепные, неповторимые артисты работали на этой сцене! Сколько их было?!

Рыкалова, Никулина, Медведева, Федотова, артистическая семья Садовских, династия Бороздиных - Музилей - Рыжовых, Ленский, Южин, Лешковская, Яблочкина, Остужев, Пашенная, Турчанинова, Ильинский, Жаров, Бабочкин, Царев… разве всех перечислишь? И каждое имя – золотая страница в истории российского театра.

А каких замечательных авторов открывал театр широкому демократическому зрителю! Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведений поэта: «Руслана и Людмилы» (1825 г.), «Бахчисарайского фонтана» (1827 г.) и «Цыган» (1832 г.). Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера. Впрочем, наряду с серьезными пьесами, существовал в Малом театре и «легкий» репертуар: мелодрамы и водевили. Важным событием в жизни Малого стала постановка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела все четыре акта бессмертного произведения. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены — Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого.Не менее важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки пьес Н.В.Гоголя. Сам великий писатель, надеясь на точное прочтение своей пьесы «Ревизор» в Малом театре, написал М.С.Щепкину письмо, где давал ему советы для постановки. Театр также создал инсценировку «Мертвых душ», а впоследствии поставил «Женитьбу» и «Игроков». Высоко ценил искусство Малого театра И.С.Тургенев. Специально для Малого и его корифея — М.С.Щепкина — создал он свои пьесы «Холостяк» и «Нахлебник». В Малом театре впервые была представлена знаменитая комедия «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина.

И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». Сегодня Островский и Малый театр — имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.Еще при жизни драматурга Малый стали называть «Домом Островского». Памятник великому драматургу был установлен у входа в театр в 1929 году. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Более 150 лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга. Островский с артистами Малого театра.

На рубеже XIX и XX веков основу репертуара Малого театра продолжали составлять произведения русской и зарубежной классики.Зрительный зал Московского Малого театра 1916 г.

При этом интерес публики к искусству Малого театра оставался исключительно высоким — так, спектакль «Орлеанская дева» по Ф.Шиллеру с великой Ермоловой.в главной роли шел на сцене многие годы, причем через 9 лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого театра, так как Малый не вмещал всех желающих его посмотреть. Бывало и так, что, напротив, оперные и балетные спектакли шли в Малом. Именно здесь, по желанию П.И.Чайковского, состоялась премьера оперы «Евгений Онегин».

Возможно, это покажется мистикой, но и сегодня артисты и сотрудники Малого театра верят, что строгое, скромное здание на Театральной площади сохраняет в своих стенах ауру великих артистов прошлого. Духи прошлого оберегают театр в его самые тяжелые моменты. Они поддержали его в дни послереволюционного беспредела, когда радикально настроенные представители театрального комиссариата хотели закрыть императорский театр как якобы не нужный новому зрителю. Помогли выстоять в годы военного лихолетья и не отступить от своей главной дороги в пору затянувшихся «перестроек». Помогают и теперь преодолеть период нестабильности, беспрерывных, стремительных изменений в жизни общества и государства.Группа ведущих артистов Малого театра, фотография 1891 года"Гроза", фото 1911 г.Шли годы, менялись эпохи, приходили новые поколения, но, сохраняя преемственную связь, артисты, выступавшие на этой прославленной сцене, ревностно оберегали и творчески развивали лучшие реалистические традиции старейшего русского театра. Совершенствовался творческий метод Малого театра, создавалась его сценическая школа. И искусство мастеров московской сцены обретало те неповторимые черты, которые позволяют говорить об особом значении Малого театра в истории драматического театра. И Малый театр остается театром принципиально традиционным. Театром, чей репертуар строится прежде всего на русской и мировой классике. Театром, в основе сценической практики которого был и остается культ актерского мастерства.

Стоит рассказать и о пожаре 2 мая 1914 года, тем более, что нашла интересные материалы.  

2 мая 1914 года случился пожар в Малом театре. На самом деле горели пристройки к зданию «Александровского пассажа», но в них хранились декорации Императорских театров, в частности, сгорели все декорации для Большого театра и часть декораций для Малого.Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А.Н.Островского: "На всякого мудреца довольно простоты", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Последняя жертва", “Волки и овцы”, “Не было гроша, да вдруг алтын”, “Лес”, “Бешеные деньги”, “Трудовой хлеб”, “Свои люди - сочтемся!”, "Пучина". В былые времена театр не мог найти общего языка с А.П.Чеховым - при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: “Вишневый сад”, “Чайка”, "Три сестры". Своего рода “визитной карточкой” Малого театра стала драматическая трилогия А.К.Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: “Царь Иоанн Грозный”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”. В спектаклях по А.К. Толстому звучит музыка Г.В.Свиридова, которую великий композитор написал специально для Малого театра. Не обделяет своим внимание театр и зарубежную классику - в его репертуаре пьесы У.Шекспира, Ф.Шиллера, Ж.-Б.Мольера, Э.Скриба.

Театр возглавляют художественный руководитель Народный артист СССР Ю.М.Соломин и генеральный директор Народный артист СССР В.И.Коршунов. В труппе театра много известнейших, любимых народом артистов - Народная артистка СССР Э.А.Быстрицкая, Народные артисты России Т.П.Панкова, Т.А.Еремеева, Ю.И.Каюров, И.В.Муравьева, Э.Е.Марцевич, Н.И.Корниенко, В.А.Борцов, В.И.Бочкарев, Б.В.Клюев, А.С.Потапов и многие другие - список можно продолжать и продолжать. Труппа театра насчитывает более 100 человек, а общее количество работников театра - более 700. Малый - единственный из всех драматических театров страны - сохранил свой вокально-драматический состав, хор и малый симфонический оркестр. В составе оркестра - музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов.

В октябре 1995 года был открыт после ремонта филиал Малого театра на улице Большая Ордынка. Если на основной сцене Малого театра идет только классика, то филиал стал экспериментальной площадкой, где классика сосуществует с новыми для старейшего коллектива формами - так, в 1997 году там был поставлен мюзикл А.Колкера по пьесе А.В.Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского”.

Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра - за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийский фестиваль “Островский в Доме Островского”. Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился еще один театральный форум - Международный фестиваль национальных театров. Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

http://www.m24.ru/articles/30885?utm_source=CopyBuf

http://izvestia.ru/news/561540#ixzz4SOKrHePT

http://redday.ru/autumn/10/26.asp

http://www.maly.ru/pages?name=history

http://exellence.ucoz.ru/publ/kinokhronika_sobytija/pozhar_v_malom_teatre_2_maja_1914_goda_moskva/6-1-0-87

Я не успела много чего снять, да и то, что сняла очень не качественное. Во время галла представления разнесли угощение,  как раньше встречали гостей. Само представление было составлено, но очень органично отрывков из спектаклей, идущих на сцене театра, рассказывая историю самогог театра от возникновения до последних дней. А это завершающий выход артистов во главе с художественным руководителем. Жаль, что смазано из-за увеличения, но другого нет. Занавес закрывается! Великолепная хрустальная люстра, но попробуй ее снять светящуюся. Тут уж как получилось. Ряды опустели.Фойе было украшено шикарными букетами живых цветов! А, чуть не забыла. Вот программка на память))))Теперь все.

Картина дня

наверх