На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...

Судьбы церковных колоколов

Речь не о церкви, и не о вере - речь о предметах искусства - больших и малых, звонких и глухих - церковных колоколах. В России колокола не только с трепетом поднимали на колокольни и слушали «малиновый» звон. Их ссылали, подвергали пыткам, в угаре богоборчества сбрасывали со звонниц, разбивали и отправляли на переплавку. Факты из жизни колоколов, моменты судьбы и роль в истории...Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности - известны колокола Японии, Китая, колокола были и у римлян, египтян, евреев.Колокол состоит из трех частей - крепежное ухо, голова колокола, его остов и языка. Древние колокола были малых размеров и не отливались из металла, а клепались из листового железа, позже их стали клепать из листовой бронзы и меди, а еще позже отливать.«Тысячниками» на Руси называли колокола, вес которых достигал тысячи пудов (16 т и более). Первый такой колокол был отлит в 1522 году при Иване III.
Впоследствии по приказу Б. Годунова был отлит колокол весом 3 тысячи пудов - колокол погиб при захвате Москвы французами, которые взорвали звонницу вместе с колоколом. Однако в 1819 году колокол был воссоздан - его вес 64 тонны, размах 4 метра 20 см, вес языка - 1 тонна 700 кг, его можно увидеть на Успенской звоннице Московского Кремля.В 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). Иностранцы называли его неповторимым в мире - для раскачки языка колокола, весом 4 тысячи килограмм, нужно было не менее 40 человек. Колокол при пожаре разбился и воссоздать его решила Императрица Анна Иоановна, увеличив вес на 9 тонн, на что иностранцы сразу заявили, что это невозможно. Правда при производстве колокола из строя вышли сразу две литейные печи, но колокол был доделан. теперь его вес составлял 200 тонн, 6,6 метров в диаметре, 6,1 в высоту и он получил название "Царь-колокол".Через 2 года колокол пострадал в пожаре - раскалившись от огня при попадании на него воды - дал трещину и вскоре откололся кусок весом 11,5 тонн.
Колокол можно видеть на территории Кремля.Колоколами в России не только восхищались, некоторые из них жестоко наказывали. Так за «подстрекательство» к бунту в 1591, когда умер царевич Дмитрий, был наказан угличский колокол. Его сначала сбросили со Спасской колокольни, потом палачи применили пытки - отрубили ухо, вырвали язык и наказали 12 ударами плетей. Этого показалось мало, и колокол, которому на то время исполнилось 300 лет, отправили в ссылку в Сибирь.Ссыльный набатный колокол

Также в монастырь был сослан "Набатный" колокол из Кремля, за то, что разбудил царя Федора Алексеевича.
Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык, отправляли в ссылку, на переплавку. Во время войны со шведами в церквах было собрано много колоколов, из которых было отлито больше двухсот пушек.Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства.
Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием.
Колокола сообщали о приближении неприятеля.
Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки.
В колокола, чтобы заблудившийся человек мог выйти на звон к жилью.
Колокола размеряли время.
Колокола сообщали о важных государственных или местных событиях.
Обращает на себя внимание и свадебный обряд. Колокольцы своим звоном оберегают молодых от «нечистой силы» на самой важной дороге—к венцу и от венца.
Наконец, колокольный звон связан и с представлениями об умерших, считалось, что колокольный звон имеет способность «возбуждать усопших от их непробудного сна»
Колокольный звон также развивался как разновидность народного искусства

Константин Константинович Сараджев

Самый известный русский звонарь различал 1701 звук Константин Константинович Сараджев - самый известный русский звонарь
Константин Константинович Сараджев – армянин по происхождению и самый известный из русских звонарей. Это человек с абсолютным слухом, а некоторые утверждали, что у него «цветной» слух. Сараджев отчётливо различал 1701 звук в пределах одной октавы. Он мог слышать, как звучит каждая вещь, камень и человек, даже если тот молчал. Такой же уникальный слух был, если верить легендам, у Пифагора. Во всяком случае, так утверждали его ученики.
Сараджеву принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей. Сегодня эта рукопись хранится в Даниловом монастыре.
Звук колоколов Сараджева был больше похож на музыку, а не на звоны. Звонарь постоянно совершенствовал методы звона, мечтал о том, что когда-нибудь колокола будут звучать не только в церковной акустике и что в России появится концертная звонница. Но в 1930 году в СССР церковный звон запретили вовсе, и мечтам Сараджева не суждено было сбыться.В начале 20-го века в Российской Империи было 39 колоколов-«тысячников», а в 1990-х их осталось всего 5. Малые и средние колокола уничтожены были практически полностью. Советская власть к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды». В 1933 году ВЦИК установил план на заготовку колокольной бронзы для республик и областей, и в течение буквально нескольких лет уничтожены были практически все колокола. Сколько именно – сказать никто не может.Некоторые колокола погибали с храмами, некоторые уничтожали преднамеренно, в другие шли на «нужды индустриализации». Печальная участь не минула даже колокола, которые были отлиты для Храма Христа Спасителя, Ивана Великого, Исаакиевского собора, Валаамского, Соловецкого, Саввино-Сторожевского и Симонова монастырей и ещё тысяч храмов по всей России. В 1929 был снят колокол с Костромского Успенского кафедрального собора весом 1200 пудов. В результате в Москве не осталось ни одного колокола. Многие колокола разрушались вместе с храмами, многие уничтожали специально - сбрасывая и кроша кувалдами, многие пошли на нужды индустриализации, некоторые были проданы за границу. К тридцатым годам XX века в Москве не осталось ни одного действующего колокола.Известно, что часть колоколов было отправлено на такие крупные стройки как Днепрострой и Волховстрой для технических нужд. Из них изготовили котлы для столовых. В 1932 году власти Москвы из 100 тон церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки им. Ленина. Агенты Моспродцветмета, занимавшиеся заготовкой колоколов, потребовали, чтобы псковские власти переплавили на заводе "Красный Выборжец" ряд древнейших колоколов. Среди уничтоженных колокола начала XVI века из Мирожского и Снетогорского монастырей, церкви Климента в Завеличье.По распоряжению Главнауки в середине ноября 1929 года музейные работники Сергиевского музея с рабочими Рудметаллторга стали готовить к съемке Царь-колокол и 6 других крупных колоколов за исключением некоторых наиболее древних. Музейщики, правда, никак не соглашались на уничтожение Воскресного (Корноухого) колокола, отлитого в XVII веке, однако и он вскоре был снят.Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов общим весом 8165 пудов. Своеобразное применение, части московских колоколов, нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина, как я уже сказала выше.
Секретное заседание ВЦИК в 1933 году установило план по заготовке колокольной бронзы, при котором каждая республика и область получали разверстку на требуемое количество бронзы. Этот план уничтожил практически все колокола на территории России и Украины.Интересна выдержка из книги "Церковные колокола на службе магии царизма", которую в 1929 году выпустило издание "Атеист": "С каждым годом насильнический звон этот становится все тише и тише. Наступило время, когда церковные колокола должны окончательно замолчать по всей земле СССР - безоговорочно уступив место трудовым фабрикам и заводским гудкам. Сегодняшним делом, - указывал неведомый автор предисловия, - именно делом активных безбожников, по нашему убеждению, должно быть дело передачи огромнейшего количества ценного металла - колоколов (все еще работающих у нас на пользу эксплуататорских классов) - кузнецам декретированного пятилетнего плана, поднятия нашей, советской промышленности".Известно, что часть колоколов было отправлено на такие крупные стройки как Днепрострой и Волховстрой для технических нужд. Из них изготовили котлы для столовых.Специалисты говорят, что восстановить колокол нельзя, но можно отлить его копию по звучанию и весу. Сброс колокола с Свято-Троицкой Лавры

Недавно в России начали возвращать знаменитые «тысячники». Так, в Троице-Сергиеву лавру уже вернули Троицкие благовестники – колокола «Царь», «Годунов» и «Корноухий», которые в 1930 году были сброшены с колокольни безбожниками. Самый большой колокол, отлитый в России в наше время – воссозданный в 1990-х Большой колокол Храма Христа Спасителя в Москве. Его вес 27 тонн.Или вот Благовестник для колокольни Болдина Троицкого мужского монастыря в Болдино Дорогобужского района Смоленской области.
3 июня 2007 года

Список величайших исторических колоколов
Царь-колокол. Предназначался для колокольни Ивана Великого. 200 тонн
Большой Успенский колокол Московского Кремля. 65 тонн.
Троицкий благовестник. 65 тонн. Уничтожен в 1930 году - восстановлен в 2003 с весом 72 тонны.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу — 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом.
Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль.

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца — в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. Усилия дипломатов вернули его в 1913 году обратно в Севастополь (Херсонес), где он стал туманным (оповещал корабли во время тумана). Колокол сегодня лишен языка из-за наплыва туристов, желающих позвонить.
Благовестник Соловецкого монастыря. 75 пудов.
Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. 35 тонн, в 1941 году при попытке спасти колокол от бомбежек, его уронили, раскололи и использовали осколки на нужды фронта. И наконец я хочу рассказать историю Херсонесского колокола чуть подробнее.Судьбы церковных колоколов искусство, история, колокола, судьбаЭтот колокол трижды избежал гибели, совершил три долгих путешествия и остался невредимым

Сто лет назад в Севастополь вернулся из французского плена один из его символов – херсонесский колокол. Судьба его удивительна, глубоко трагична и местами просто невероятна. Историки до сих пор бьются над этой загадкой. Казалось бы, колокол вполне материален: огромный, позеленевший от времени, покрытый многочисленными следами фашистских пуль и осколков старинных ядер, переживший две войны и дважды побывавший в плену. Но стоит заглянуть в его «биографию» поглубже – и этот колокол, словно призрак былых столетий, возникая, столь же внезапно ускользает от пытливого взора исследователей в тумане времён.

Колокол неприкаянный

Его история началась после победы русского флота над турками. Колокол был отлит в Таганроге из стволов артиллерийских пушек турецкого военного корабля в августе 1776 года. Нет, тут же возразят мне некоторые историки, это случилось в 1778 году! Увы, стёршаяся от времени надпись на самом колоколе не даёт ответа на этот вопрос. С трудом можно разобрать затейливую вязь букв: «Сей колокол вылит… Святаго Николая Чудотворца…. В Таганроге из турецкая… артиллерии…». Весил он при отливке 351 пуд, то есть более 5700 килограммов. Да ничего подобного, всего лишь 150 пудов! Именно такая точка зрения попала во многие авторитетные справочники и статьи.

В Таганроге он исполнял свою службу на колокольне Ново-Вознесенской церкви. Но в 1804 году, когда Севастополь стал главным портом Черноморского флота, по велению Александра I в дар Севастополю были отправлены 16 колоколов. Все они попали в разные церкви города. Наш бронзовый герой предназначался для реставрировавшейся Адмиралтейской церкви во имя Святого Николая. И не случайно, ведь на нём изображены покровители моряков – Николай Чудотворец и Святой Фока. Кстати, неведомый мастер изваял Св. Фоку стоящим… на луне!

Никольский храм должен был стать одним из самых величественных в городе, являвшемся главной морской крепостью юга России. Но шли десятилетия, а грандиозный план всё никак не могли реализовать. В 1850 году на территории Херсонесского монастыря строилась церковь во имя Святой Ольги, туда священный Синод и решил отдать неприкаянный колокол. На церковной звоннице этой церкви он встретил первую оборону Севастополя 1854–1855 годов…

А вот и неправда, тут же послышится голос оппонентов. Этот колокол изначально служил звуковым маяком: в тумане предупреждал находящиеся в море корабли о близком скалистом береге, на котором располагается Херсонес. А если он и был водружён на звонницу, то лишь временно. И вовсе не в храме Святой Ольги, а во Владимирском соборе!

Где истина? Неизвестно. Предоставим историкам ломать копья и отправимся дальше, в разорённый союзными войсками Севастополь. Покидая его, англичане и французы вели себя как самые настоящие варвары. Они вывезли буквально всё, что представляло хоть какую-то ценность. Французы погрузили на свои корабли 13 колоколов из различных севастопольских храмов. По решению французского военного ведомства все они предназначались на переплавку. Вполне вероятно, что планировалось вновь отлить из колокола пушки – такой вот невероятный поворот судьбы.

На чужбине

С этого момента представьте, что вы читаете старинный приключенческий роман. Однажды, году этак в 1898-м, прогуливаясь по Парижу и любуясь знаменитым собором Парижской Богоматери, русский полковник Лянёков услышал от нищего, которому подал милостыню на паперти, удивительную легенду. Будто бы среди колоколов собора есть один, называемый «колоколом Севастополя». Полковник написал об этом кардиналу и архиепископу Парижа, а тот подтвердил, что таковой колокол имеется, но принадлежит он не церкви, а французскому правительству; и вообще, вывезли, мол, французы из Херсонеса маленький колокол, а тот, что на звоннице в соборе Парижской Богоматери, уж больно велик… Словом, не хотелось кардиналу отдавать трофей.

И применил он беспроигрышный метод – канцелярскую волокиту, так что переписка между военными и церковными ведомствами России и Франции тянулась аж до… 1912 года! В государственном архиве Севастополя сохранились ценнейшие документы конца XIX – начала XX веков, озаглавленные «Дело о возвращении из Франции колокола, пленённого в крымскую кампанию и висевшего в башне храма Пресвятой Богородицы в Париже».

Дело содержит обширную переписку французского консула Луи Антоновича Ге, жившего в Севастополе более 30 лет, с различными чиновниками и должностными лицами о возвращении херсонесского колокола.

«Возвращением реликвии мы обязаны французскому консулу в России Луи Ге, – убеждена заведующая архивом Законодательного собрания города Севастополя Наталья Терещук. – Он заинтересовался судьбой колокола, стал ходатайствовать о его возвращении. Почти 15 лет шла переписка между различными министерствами Франции и России, пока обстоятельства союзнических отношений с Россией в приближающейся войне против Германии не вынудили французских чиновников прекратить бюрократическую волокиту и согласиться привезти колокол в Севастополь».

Итак, в 1913 году Франция вернула «пленника». В письме к Луи Ге президент Франции Р. Пуанкаре написал, что он возвращает колокол России «в знак союза и дружбы». Русское правительство, в свою очередь, наградило французского консула орденом Святого Владимира 4-й степени.

Долгий путь домой

Возвращение колокола на родину сопровождалось крестным ходом. 13 сентября 1913 года, торжественно выстроившись по обе стороны центральной дороги от святых ворот к колокольне, монастырская братия встречала возвращённого «пленника». Была проведена торжественная литургия. Прежде чем водрузить, его тщательно осмотрели и «подлечили»: французы отломали колоколу «уши» и неудачно заменили их вставками из другого металла, поэтому пришлось этот дефект исправлять. В сохранившейся монастырской приходно-расходной книге 1913 года есть запись, что в последних числах декабря некий Д. Хаскин получил 56 рублей за «поковку порченых ушей колокола».

Письмо настоятеля Владимирского собора свидетельствует, что колокол был водружён на монастырскую колокольню 12 декабря 1914 года. Колокольня находилась справа от аллеи к морю между Владимирским собором и настоятельским корпусом. Временно, к празднованию 900-летия крещения Руси, здесь была возведена деревянная колокольня, в которой установили бОльшую часть колоколов. Всего по ведомости в монастыре было 13 колоколов больших и малых (от 723 до 5 пудов), что требовалось для создания мелодичного перезвона.

Когда в 1925 году монастырские колокола снимали на переплавку, «туманному» повезло: вспомнили, что он имеет большое «значение для безопасности мореплавания». И в 1939 году установили его между двух пилонов на берегу моря, где до шестидесятых годов колокол продолжал своим мелодичным звуком напоминать морякам о приближении к берегу. Сравнительно недавно таганрогцы попытались вернуть свою историческую реликвию, но мы её отстояли. Херсонес уже немыслим без туманного колокола, ставшего неотъемлемой частью его морского фасада и архитектурно-исторического пространства.

https://chudesamag.ru/ochevidnoe-neveroyatnoe/tumannaya-isto...

https://homsk.com/trombon/zanimatelnye-fakty-iz-istorii-tser...

http://nlo-mir.ru/bezrubriki/48497-sudby-cerkovnyh-kolokolov...

http://www.sevmonument.ru/readarticle.php?article_id=59

Картина дня

наверх