На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 173 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Русский живописец-акварелист Соколов Петр Федорович

Портрет П.Ф. Соколова работы В.А. Тропинина (1833 г.)

Соколов Петр Федорович - русский живописец-акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, академик Императорской Академии художеств.

Его акварельные портреты - достоверные документы времени. С них смотрят на нас реальные люди, жившие в начале ХIХ века: светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, поэты и музыканты, государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, фрейлины. Петр Соколов создал более пятисот портретов современников, хранящихся ныне в больших и малых музеях России и в частных коллекциях.София Александровна Бобринская (1799-1866)Портрет О.П. Ферзен, ур.Строгановой 1830-е годыПолетика, Идалия Григорьевна (1820-е гг.)
Имя Петра Федоровича Соколова (1791–1848) буквально олицетворяет пушкинскую эпоху. Кисти художника принадлежат три прижизненных портрета А.С.Пушкина. Именно благодаря рисункам и акварелям П. Соколова мы можем представить себе воочию, как выглядели современники А.С. Пушкина, его близкие друзья и враги, обитатели Санкт-Петербурга и Москвы начала 19 века.Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869)
П.Ф. Соколов родился в обеспеченной московской семье. Однако, отец, заядлый картёжник, проигрался, и за долги дом и все имущество были описаны, так что в 1800 году его жена была вынуждена поехать с малолетним сыном Петром в Санкт-Петербург с надеждой пристроить ребенка куда-нибудь на казенный счет. Единственным местом могла стать Академия художеств, в которую на иждивение и обучение набирали малолетних отроков, как правило, сирот или мальчиков из среды бедных людей вольного звания. Имея некоторые связи в столице, матери удалось осуществить задуманное. И в 1800 году Пётр Фёдорович был принят в воспитанники Императорской Академии художеств.

П. Соколов обучался в Академии художеств по классу исторической живописи у замечательных педагогов и непревзойденных рисовальщиков А.Е.Егорова и В.К.Шебуева. В период обучения в Академии, П.Ф.Соколов в 1807 и 1808 годах благодаря усердию и развившимся хорошим способностям получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры. В 1809 году он был награжден малой золотой медалью за программное произведение «Плач Андромахи над телом Гектора». Он мечтал поехать в Италию для дальнейшего обучения. Но поездкой в Италию награждались лишь выпускники Академии, удостоенные большой золотой медали. Поэтому П. Соколов остается в Академии еще на год "для совершенствования в живописи". Ему была задана программа на большую золотую медаль: «Представить отъезд Великого Князя Дмитрия Донского на сражение с приближавшимся к Москве Мамаем, приемлющего благословение на сие решительное дело спасения России от святого Сергия Радонежского - чудотворца и прощающегося со своею супругою». За написанную по этой программе картину Соколов, однако, не получил большой золотой медали, дававшей ему право на поездку на казенный счет за границу. Кто знает, как сложилась бы творческая судьба художника, если бы фортуна благоволила ему. Быть может, он никогда бы не состоялся как великий портретист... И вот, получив звание художника 14-го класса, П.Ф. Соколов покинул Академию в 1810 году.

Средств к существованию у него не было, и Пётр поступил в качестве учителя рисования в одно знатное семейство, благодаря посредничеству которого имел возможность получать заказы, служившие ему материальной поддержкой. Он понял, что историческая живопись не была истинным его призванием. После первых удачных опытов в акварели он посвятил себя всецело акварельной портретной живописи, и скоро приобрел на этом поприще широкую и прочную известность.Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889), одна из трех дочерей обер-гофмейстера князя А.М.УрусоваАделаида (Аглая) Павловна (1799-1882)Голицына, ур. Строганова - фрейлина, кавалерственная дама ордена св. Екатерины меньшего креста, с 1821 года - жена князя В.С.Голицына.Княгиня Луиза Трофимовна Голицына (1810-1876), ур. Баранова
Акварельные портреты работы П.Ф. Соколова приобрели широкую популярность. Портреты у П.Ф. Соколова стремились заказать члены царствующего дома, аристократы, великосветские красавицы, дипломаты, высшие военные чины, министры и все сколько - нибудь состоятельные люди.

Акварельные портреты П.Ф.Соколова отличаются тонкостью и точностью характеристик, легкой, динамичной манерой письма. Художник стремился избегать детализации в рисунке и многоцветия в колорите, умело подбирая нежные, пастельные полутона. В 1839 году П.Ф. Соколов за свои акварельные портреты был удостоен звания академика Императорской Академии художеств.М.П.Кикина (1816-1856) в замуж. Волконская, изображена в русском придворном платье фрейлины.
Особое место в творчестве художника занимают портреты декабристов и их жен, последовавших в Сибирь за приговоренными к каторге мужьями. Эти небольшие по формату изображения, привезенные в Сибирь ссыльными декабристами и их женами, дали возможность Н. А. Бестужеву проникнуть в секреты акварельной техники Соколова. В сибирской каторге декабрист Н.А. Бестужев создает целую серию уникальных портретов своих товарищей по заключению и их жен "в манере Соколова", благодаря чему мы имеем ныне возможность представить, как они выглядели.Елена Григорьевна Черткова(1800-1832), дочь барона Г.А.СтрогановаКнягиня Аделаида Павловна Голицына (1799-1882), ур.Строганова
Соколов писал акварелью, не прибегая к белилам и не нанося предварительного карандашного контура. Прозрачность и чистота акварельных красок, точность моделировки, свобода и виртуозность красочного мазка делают портреты, созданные Соколовым, живыми и естественными. Изящество композиции, красота неяркого колорита, особое поэтическое очарование, свойственное образам Соколова, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.Княжна Елена Васильевна Мещерская (1820- после 1843), с 1842 года - жена принца Каликста Бирона (1817-1882)

Твоей красы здесь отблеск смутный, -
Хотя художник мастер был, -
Из сердца гонит страх минутный,
Велит, чтоб верил я и жил.

Для золотых кудрей, волною
Над белым вьющихся челом,
Для щечек, созданных красою,
Для уст, - я стал красы рабом.

Твой взор, - о нет! Лазурно-влажный
Блеск этих ласковых очей
Попытке мастера отважной
Недостижим в красе своей.

Я вижу цвет их несравненный,
Но где тот луч, что, неги полн,
Мне в них сиял мечтой блаженной,
Как свет луны в лазури волн?

Портрет безжизненный, безгласный,
Ты больше всех живых мне мил
Красавиц, - кроме той, прекрасной,
Кем мне на грудь положен был.

Даря тебя, она скорбела,
Измены страх ее терзал, -
Напрасно: дар ее всецело
Моим всем чувствам стражем стал.

В потоке дней и лет, чаруя,
Пусть он бодрит мечты мои,
И в смертный час отдам ему я
Последний, нежный взор любви!


Лорд Байрон
(Перевод - Н. А. Холодковский)

Надежда Львовна Соллогуб (1815-1903), жена А.Н.Свистунова
Ю.П. Брюллова, жена П.Ф.Соколова

В 1820 году П.Ф. Соколов женился на Юлии Павловне Брюлловой (1804—1877), сестре знаменитого Карла Брюллова, с которым поддерживал дружеские отношения. Однако сам К. Брюллов не питал к нему особых симпатий и даже подозревал в расчете на выгодное наследство. Брак оказался счастливым, и художник неоднократно с любовью отзывался о своей «Жюли». Семья жила дружно. Муж и жена во всем находили полное согласие и тяжело переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых родились сыновья:
Соколов, Пётр Петрович (1821—1899), также ставший художником-акварелистом,
Соколов, Павел Петрович (1823—1826),
Соколов, Павел Петрович (1826—1905),
Соколов, Александр Петрович (1829—1913).

В 1842 году, желая поправить расстроенное здоровье жены, художник предпринял поездку за границу. Там он пробыл в течение полутора лет. Осенью 1843 года Соколов вернулся в Россию.
Некоторое время жил в Петербурге, занимаясь устройством своих дел и судьбой сыновей. Заказов по-прежнему было множество, но начинало слабеть зрение. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Мясницкой улице.
В 1848 году по приглашению графини О. И. Орловой-Давыдовой художник гостил в её имении Мерчик, близ Харькова, где заразился свирепствовавшей тогда холерой, и после тяжелых страданий умер 3 августа 1848 года. П.Ф. Соколов был похоронен на местном кладбище деревни Мерчик Харьковской губернии.Ольга Павловна Ферзен (1808-1837) ур. СтрогановаПортрет А. О. ВиталиПортрет А.О. Смирновой-Россет 1834-35гПортрет Е.М.Хитрово. 1838.Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783–1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во втором — за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции.Портрет императрицы Александры Фёдоровны и великой княжны Марии Николаевны. 1829 г.Портрет графини О.А.Орловой. 1829Прасковья Егоровна Анненкова (1800-1879) ур.Полина Гебль, жена декабриста И.А.АнненковаЧерткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная Строганова. Жена Ивана Дмитриевича Черткова (1797-18650Портрет княгини, О.А.Голицыной, урожденной Щербатовой. 1847Портрет П.Н. Рюминой. 1847.Портрет баронессы Александры Николаевны де Мальвирад (1802-1891)Анна Алексеевна Андро, графиня де Ланженрон, урожденная ОленинаОльга Павловна Ферзен (1808-1837)Софья Владимировна Комаровская (1808-1876)Княгиня Елизавета Борисовна Куракина (1790-1871), ур.ГолицынаГрафиня Екатерина Васильевна Васильева, ур. ВильсонПортрет графини Натальи Александровны Зубовой (1775-1844), ур.СувороваНадежда Ивановна Голицына, урожд. графиня Кутайсова (1796–1868), фрейлина Высочайшего двора.Александра Александровна Брюллова (1810-1885), жена А.П.БрюлловаЮлия Фёдоровна Адлерберг (урождённая Анна Шарлотта Юлиана Багговут) (1760-1839) - начальница Смольного института благородных девиц.Портрет П.Н. Рюминой. 1847.Граф Н.А.Самойлов746px-Pyotr_Vyazemsky_by_Sokolov.jpgКнязь Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878)164428cc689dd8d3c30d7223a55e37f0.jpgПортрет АС Пушкина 1836. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург839px-Troubetskoy_SV.jpgКнязь Сергей Васильевич Трубецкой (1815-1859)Troubetskoy_by_Sokolov.jpgКнязь Сергей Васильевич Трубецкой (1815—1859)Павел Григорьевич Демидов (1809-1858), корнет, сын Г.А.Демидова (1765-1827)db76a62220f564d841c59e0b904c93b7.jpgПортрет ВА Жуковского 1820 -е гг.Портрет тайного советника А.И.Блока, прадеда поэта А. Блока. 1829.Князь Александр Фёдорович Голицын (1796-1864), сын Ф.Н.Голицына, камергер. Был женат на Надежде Ивановне Кутайсовой (1796-1868).Портрет А.П. Бакунинa (1792-1862) 1817 г, лицейского товарища А.С. Пушкина.Лужин Иван Дмитриевич (1804-1868), флигель-адъютант Николая I, полковник л.-гв. Конного полка, впоследствии обер-полицмейстер Москвы.Портрет Волконского Сергея Григорьевича. Конец 1816-начало 1817 г.Граф Валентин Григорьевич Строганов (4.11.1801 - 4.11.1833)Pavel_Lanskoy.jpgПавел Петрович Ланской (1792 - 25.01.1873)810px-Mikhail_Fiodorovich_Golitsyn_Sokolov.jpgКнязь Михаил Фёдорович Голицын (1800-1873) - попечитель Голицынской больницы.870px-Дебельт.jpgПортрет Леонтия Васильевича Дубельта (1792-1862), генерал от кавалерии, начальник тайной полиции.Портрет Д.В.Веневитинова. 1827.P.F._Sokolov_048.jpgПортрет графа К.В. Нессельроде.

По материалам Интернета

Картина дня

наверх