Светлана Митленко предлагает Вам запомнить сайт «Жизнь - театр»
Вы хотите запомнить сайт «Жизнь - театр»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Шекспир "весь мир - театр" сказал. Он явно в цирке не бывал

Как взрывали главный памятник мужества русского народа

развернуть

Храм Христа СпасителяСудьба этого важного для России памятника трагична. История и причины создания благородны. Его строили, возводили, обворовывали, уничтожали как могли, а он стоял величаво и терпел — новую власть, безбожников и анархистов, насильственно искоренявших всё «старое» — то, что строилось и создавалось царями и императорами России. Замысел понятен, только вот принять противно как-то.

Первый был возведен в 1883 году в честь победы над Наполеоном, он строился более сорока лет. Строители преодолевали различные трудности: пожары, обвалы фундамента, затопление грунтовыми водами. После открытия храм просуществовал меньше полусотни лет: 5 декабря 1931 года он был взорван большевиками. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря. Как взрывали главный памятник мужества русского народаНачиналась вся эта вакханалия с уничтожения царской семьи, с разворовывания, перепродажи и уничтожения всего царского имущества, позже перешли на памятники и архитектуру, — ликвидировалась все то, что хоть как то напоминало о «старой России». А когда стало совсем невмоготу, взялись за уничтожение святынь, храмов, церквей. Финальным аккордом в веренице немыслимых злодеяний обезумевших псов, стало уничтожение самого главного памятника России — Храма Христа Спасителя в Москве.

«… взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России». Владимир Солоухин — «Последняя ступень»
25 декабря 1812 года император Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в честь победы российского воинства в Отечественной войне 1812 года.Москва была в руинах. Надо было строить самые необходимые здания – дома, больницы, школы, налаживать быт, заново начинать жизнь. И в этом сожженном и разрушенном городе стали возводить огромный по своим размерам храм. Проекты здания обсуждались, деньги на постройку не только выделяло правительство, но жертвовали все, кто хотел сделать свой, пусть даже самый маленький, вклад в общее дело. Храм Христа Спасителя должен был выразить всю признательность оставшихся в живых тем, кто погиб, защищая Отечество от наполеоновской армии. И самое главное - благодарность Богу за то, что услышал молитвы и не допустил, чтобы Российская империя покорилась Наполеону.В XIX веке строить именно храм в честь воинской победы было довольно необычным решением. Подобные храмы – их еще называли обетными, потому что возводились они по обету Богу – строили намного раньше. В XVIII веке, после реформ Петра I и активного обращения к Западу в России многие памятные даты и события отмечались так, как в Европе. В честь военных побед устанавливали, например, триумфальные арки или колонны. Иными словами, памятники светские. Война 1812 года имела колоссальное значение. То, с каким чувством русские люди шли защищать Отечество, какой патриотический подъем был в обществе, не могло быть отмечено светским памятником. И было решено возводить храм. Как взрывали главный памятник мужества русского народаПервоначальный проект храма
Нынешний Храм Христа Спасителя, практически в точности повторяющий прежний – очень большое здание даже для современного мегаполиса. Каким же он представлялся тем, кто жил в Москве XIX века или приезжал в то время в наш город? Здание собора выглядело просто колоссальным! Как взрывали главный памятник мужества русского народаН. Маковский. Храм Христа Спасителя
От закладки первого камня до Великого освящения нынешнего Храма Христа Спасителя прошло 5 лет, с 1995 по 2000 год. Первый Храм Христа Спасителя строили почти в 9 раз дольше – 44 года: первый камень заложили осенью 1839 года, а освятили в мае 1883-го.Расписывали храм художники Российской Академии Художеств – Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский, Крамской, Верещагин и другие. Помимо символического и мемориального значения, Храм Христа Спасителя был выдающимся памятником русской художественной культуры, настоящим произведением искусства.Как взрывали главный памятник мужества русского народаМ. А. Сартаров. Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя был не только красивым зданием, но еще и настоящим, живым центром церковной, культурной и общественной жизни. В самом начале XX-го века храмовый хор был одним из лучших в Москве.Под храмовыми сводами звучали голоса Шаляпина и Розова, среди регентов были композиторы Архангельский и Чесноков, чьи произведения и сегодня исполняют в храмах и на концертах. При храме была богатая библиотека, в которой хранилось множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, с начала XX века действовали общеобразовательные курсы для рабочих. Для рабочих во внебогослужебное время проводили специальные экскурсии.

История гибели Храма Христа Спасителя и его возрождение уникальна, и началась она задолго до официального приговора, вынесенного властями и исполненного спецслужбами в 1931 году.

Началось все в 1918 году, когда демонтировали в сквере храма памятник Императору Александру III. Как говорилось выше — массовая утилизация «всего старого».

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил:

«Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…»

В эпоху антирелигиозной пропаганды приводились в исполнение самые дерзкие деяния, а сама идеология пропагандировала и внедряла в оголенные и уязвимые общественные умы иные ценности. Так в России создавался однополярный мир КПСС. Символичен и цвет этой власти — ярко красный. *Любопытно, что в стране до сих пор эта партия вообще существует, когда столько всего было уничтожено именно в расцвете ее правления. Цена прихода к власти была высока, а ущерб измерялся самыми страшными по своим масштабам категориями. В формате этой статьи перечислю лишь некоторые выдержки, относящиеся к антирелигиозной кампании:

• Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма.

• В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века — антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова — глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. «…Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.» На катке «Красные Хамовники» шло представление: «Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь…»

• «Мы ставим задачу, — писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, — добиться закрытия церквей и других молитвенных домов г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов…»

И вот, на фоне этой антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Технически сносить такие здания видимо не умели, или не хотели по-человечески. Хотя о каком «по-человечески» может идти речь, когда взрывают памятник народной славы, памятник войнам, героям земли русской, павших в Отечественной войне 1812 года против Наполеона.

Храм — символ старой России: православной, буржуазной, купеческой — не мог, не имел права стоять в центре Москвы. Он был обречен уже тогда, когда расправились с царской семьей и по оценкам местных архитекторов уже не представлял никакой архитектурной ценности.

18 июня 1931 года через газету «Известия» был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. Конкурсные работы были выставлены в Пушкинском музее. Победил проект Бориса Иофана, но с оговоркой «Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов».Как взрывали главный памятник мужества русского народа
Как должен был выглядеть Дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя: Дворец Советов должен был стать таким!Борис Иофан. Проект Дворца Советов 1947-1948Борис Иофан. Проект Дворца Советов 1947-1948

А так бы он выглядел со стороны Кремлёвской набережной:Дворец СоветовКак взрывали главный памятник мужества русского народаКак взрывали главный памятник мужества русского народаПо официальной версии Храм взорвали, а не снесли по причине чересчур крепких конструкций. Собор оказался гораздо крепче, чем думали. Свинцовые спайки не позволяли разобрать или сломать его. Храм стоял и не хотел падать, как бы не старались. Храм решено было взорвать, предварительно изъяв оттуда все ценное. Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим — к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы.
Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам." Как взрывали главный памятник мужества русского народаЧерез широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Как взрывали главный памятник мужества русского народаРаскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора. Как взрывали главный памятник мужества русского народаКак взрывали главный памятник мужества русского народаШло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Как взрывали главный памятник мужества русского народаКак взрывали главный памятник мужества русского народаЛомались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались.Как взрывали главный памятник мужества русского народаОдного золота с куполов сняли 413 килограмм. К зиме на Москворецкой набережной остался только остов. Под него заложили взрывчатку. 5 декабря 1931 года храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать.Как взрывали главный памятник мужества русского народаКинооператор Владислав Микоша снял их в тот самый морозный день. Он был единственным, кому удалось запечатлеть разрушение храма. Задание было секретным, сам оператор узнал что, собственно, будет происходить, уже на месте.Как взрывали главный памятник мужества русского народаКак взрывали главный памятник мужества русского народаКак взрывали главный памятник мужества русского народа«Сказал потом, что был настолько потрясен тем, что происходило, что не мог снимать сначала, потому что они сразу начали валить эти скульптуры, отбойными молотками вгрызаться в итальянский мрамор».

Тогда всё, что я должен был снимать было как страшный сон; от этого хочешь проснуться и не можешь. Погибала уникальная живописная рукопись на стенах Собора. Через широко распахнутые двери выволакивались с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на Землю - в грязь! У ангелов, которые ненадолго зависали над городом, отлетали руки, головы, крылья...»

  • Символичный кадр, когда ангелу на шею набрасывают и завязывают петлю. Эти кадры перепечатывались в разных альбомах тысячи раз.

С Боровицкого холма за взрывом храма наблюдал в бинокль Каганович. С его губ сорвалось презрительно: «Задерем подол матушке-Руси!»

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейками украсили «Новокузнецкую». Плиты с именами героев Отечественной войны превратили в крошку и посыпали ею дорожки в московских парках. Да только Дворец Советов так и остался проектом.

Строительство Дворца, этакой гигантской вавилонской башни, с статуей Ленина на верху, началось в 1939 году, но с началом войны было прервано, а металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей.

Кстати, учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Амбициозному проекту не суждено было сбыться…

Котлован простоял до 60-х годов. А затем на этом месте был построен плавательный бассейн «Москва».Как взрывали главный памятник мужества русского народаПод такое мощное сооружение нужен был соответствующий фундамент. Он представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Для сравнения: футбольное поле имеет размер 105 на 70 метров. Высота этих колец - 21 метр. Если учесть, что средняя высота этажа в панельном доме составляет 3,3 метра, то высота колец была примерно в шесть этажей. Их «уложили» на 30-метровую глубину. Прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Чтобы его стенки не обрушились под воздействием подпочвенных вод, в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта - вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую из них вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов цельсия. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован, успешно справлялись насосы.Как взрывали главный памятник мужества русского народаДо начала Великой Отечественной войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Но во времена Второй мировой бетон, гранит, сталь и арматура потребовались для восстановления народного хозяйства, мостов, заводов и прочего.Как взрывали главный памятник мужества русского народаВторое название было придумано очень скоро — «лужа». Любопытно, что проект с Дворцом Советов не реализовался по самой главной причине — умерла сама идея, а не амбиции архитекторов или власти. Да и от былой идеологии и культа личности решили отказаться. Бассейн «Москва»Как взрывали главный памятник мужества русского народаБассейн довольно быстро пришел в негодность. Уже к концу 80-х сооружение имело довольно жалкий вид, и купание в нем прекратили. А в 90-х развернулась кампания по сбору средств на восстановление храма Христа Спасителя. В архивах отыскались даже чертежи, по которым работал архитектор Тон.

До начала 20 века Храм Христа Спасителя считался не то что большим, просто огромным. Говорили даже, что храм нарушает уютный архитектурный облик центра Москвы, сравнивая его с этаким самоваром посреди стола, за которым чаевничает какой-нибудь замоскворецкий купец. На фоне Москвы сегодняшней он смотрится, конечно, скромнее. При этом не утратив былой величественности: он по-прежнему остается главным храмом страны.Как взрывали главный памятник мужества русского народаДо сих пор ведутся споры о достоверности облика храма, о вписанности его в ландшафт. Однако это мало заботит людей, идущих сюда на Пасху и Рождество — потомков тех, кто строил храм, разрушал его, и строил вновь.Как взрывали главный памятник мужества русского народаКак взрывали главный памятник мужества русского народаЛюбопытные факты

• В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 — 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм — символ старой России — православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места «проклятому прошлому и его памятникам».

• Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный ниже в галерее). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.КАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДАКАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДАКак взрывали главный памятник мужества русского народаКак взрывали главный памятник мужества русского народа• «Общественное мнение» о сносе храма готовили несколько лет. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников — русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.

• После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.

• Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

• С историей храма связано скандальное выступление Юрия Гагарина перед однопартийцами.

Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история — история воссоздания.

https://moiarussia.ru/kak-vzryvali-glavnyj-pamyatnik-muzhest...

https://stroi.mos.ru/unikalnaya-arhitektura/moskva/hram-hris...

http://www.taday.ru/text/1337740.html


Ключевые слова: Москва
Опубликовала Светлана Митленко , 09.12.2017 в 19:31

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Сараевский
Александр Сараевский 9 декабря 17, в 20:06 Иваны без родства-творили Бесчестие-творят и сегодня. Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Александр Сараевский 9 декабря 17, в 20:28 Увы((((Правда хоть начали что-то восстанавливать (была недавно такая тема). Восстановили в Крондштадте Морской Никольский собор, посвященный памяти русских павших моряков с памятными досками, восстановили прекрасный Ново-Иерусалимский храм. Это из пришедших вообще в негодность. Хотя безобразия продолжаются и не только с храмами по части уничтожения.
Текст скрыт развернуть
1
сергей water
сергей water 15 декабря 17, в 19:55 "Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране".
Д.С. Лихачев
У А. Эрде прочитал статью "Каменная летопись 17 века", поразил фрагмент один.
"Церковь Вознесения по праву занимает одно из первых мест в ряду выдающихся произведений мировой архитектуры. Французский композитор Гектор Берлиоз потрясённо писал об этом московском храме: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный». В начале данной работы я писала о родстве музыки и архитектуры. Нет ничего удивительного в том, что такой глубокий и думающий музыкант, как Берлиоз, сумел оценить красоту храма Вознесения в Коломенском, эту запечатлённую в камне ликующую песню свободных людей."
Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко сергей water 15 декабря 17, в 20:49 Вот ее к счастью не разрушили. А теперь она объект ЮНЕСКО! Красивый храм. Я в свое время целую тему ставила о ней в Цикле "Прогулки по Коломенскому" Вот, если хочешь, можешь посмотреть. http://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43997673442/Progulki-po-K....
Там с моими фотками.
Текст скрыт развернуть
1
сергей water
сергей water Светлана Митленко 16 декабря 17, в 06:21 Спасибо Света, как то пропустил этот пост у тебя. Каюсь.
Храм удивителен, почти что русская готика. Тема храмов и церквей интересна, интересна ещё и строительством. Кто строил, как строили и когда строили? На это давно обратили внимание своё исследователи, но историки об этом как-то молчат, наверное не знают чего-то. Они с удовольствием рассказывают о зодчих, в основном о иноземных, но скромно молчат о простых рабочих строителях. А ведь эта профессия была ранее очень почётна на Руси и не только, недаром наверное масонов зовут каменщиками. Удивительно ещё и то, что строили то из кирпича, которого шло огромное количество, и кирпич этот издалека не потащишь, значит местного производства. Большинство храмов и церквей построены на местах скорее всего с богатым содержанием глинистых почв, строили рядом заводик кирпичный и начиналась "стройка века". А как иначе?
Копался я года три назад по этой теме, но сведения скудные, или не нашёл, или что-то пропустил, но тема интереснейшая, развитие технологий строительства. 
Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко сергей water 16 декабря 17, в 22:18 Ты вполне его мог пропустить по той причине, что тебя еще не было тут. Там целая серия рассказов о Коломенском. тем 10, если не более. Это темы еще за 16 год. Так что не пропустил.
Я вот тоже думаю. что скорее всего мог и рядом если не заводик, то печь обжига точно поставить. ну а историки... а что историки. Вполне может быть, что тоже маловато материала. Москва-то горела и не раз. Вполне могли архивы и сгореть. У нас как только что начинают строить, как например парк вместо гостиницы Россия, так сначала раскопками занимаются. Много там чего нашли интересного.
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6

Последние комментарии

Гордей
Ирина Хотьковская
Светлана Митленко
Ирина Хотьковская
Светлана Митленко
Ирина Хотьковская
Светлана Митленко
Ирина Хотьковская
Светлана Митленко
Ирина Хотьковская