Жизнь - театр

607 подписчиков

Свежие комментарии

  • Fleck 1
    потрясающеФиналисты конкурс...
  • Алексей Андреевич
    не земля живая а ноосфера, вы вообще этого хохла читали?10 самых разрушит...
  • Алексей Андреевич
    красиво....Финалисты конкурс...

Как раскрашивают старые фильмы

Принято считать, что раньше сахар был слаще, трава зеленее, а девушки красивее. Также многие с теплотой вспоминают, как смотрели черно-белое кино с семьей и получали от этого огромное удовольствие. "Золушка", ”Берегись автомобиля”, ”17 мгновений весны”, ”В бой идут одни старики”, ”Высота”… Все эти фильмы были черно-белыми, но все их любили. Сейчас часто можно наткнуться на фильмы тех времен, но они почему-то стали цветными. Этому есть простое объяснение — их раскрасили. Процесс этот сложнее, чем кажется, но люди продолжают им заниматься. Хотя мне иногда кажется, что они зря это делают. Так теряется вся прелесть жанра. Это как оцифровать грампластинки. Можно спорить или соглашаться со сказанным, но лучше давайте пока просто обсудим способы, которыми раскрашивают фильмы.Как раскрашивают старые фильмы

КОГДА НАЧАЛИ СНИМАТЬ ЦВЕТНОЕ КИНО

Вы можете удивиться, но цветное кино начали делать еще на заре кинематографа. Именно делать, а не снимать. В то время и речи не шло о цветных пленках, поэтому раскрашивать кадры приходилось руками и люди это делали. Обрабатывать весь фильм было сложно и долго, поэтому создатели раскрашивали только его части для большей выразительности. Например, пистолетные выстрелы и тому подобное. В итоге, смысла в этом было мало и такой работой постепенно перестали заниматься.

Но сам факт не позволяет сказать, что раньше было только черно-белое кино.Как раскрашивают старые фильмыВот, например, расскрашенный эпизо фильма "Призрак оперы! 1925 года

Но прогресс не стоял на месте и был изобретен другой способ окраски, так называемый "техниколор" Герберта Каламуса - одного из родоначальников цветной кинематографии. В 1912 году Герберт основал основал компанию Техниколор, однако первый цветной фильм по данному методу вышел только в 1917 году. Его метод был одним из самых популярных в то время, но не был единственным. Еще в 1902 году были применены на нескольких кадрах "Путешествия на Луну" отличные от черного и белого цвета красный и зеленый цвета, в сумме дававшие пурпурный оттенок. В 1914 году была удачная попытка окраски "Мир, плоть и дьявол", снятого в Англии, но то был не полноценный фильм, про который можно было бы сказать, что он был по-настоящему цветным. Кроме того успешно перекрашивались фильмы и в Германии 1916 года.Как раскрашивают старые фильмыКадр из фильма "Жертва моря", 1922 год.

В СССР колоризацию (так в кинематографе называется процесс работы с цветом) привез Сергей Эйзенштейн. Он побывал в Париже и увидел несколько лент того времени, которые были раскрашены. Раскраска, правда, была частичной (элементы одежды, здания, узоры). В итоге он загорелся этой идеей и перенял такой метод кинопроизводства.Как раскрашивают старые фильмы

Основным методом раскрашивания лент того времени был  ”Патеколор”. Он предусматривал нанесение краски на кадры при помощи специальных трафаретов. Альтернативным методом была сложная химическая окраска

Идея покадрового раскрашивания фильмов быстро потеряла популярность, так как была очень сложной. Но многие упорно продолжали это делать и даже заранее закладывали в сценарий сцены, которые должны быть цветными. Интересно, что в разных странах пошли разным путем ”украшения кинопроизведений”. В США долго занимались раскраской фильмов, а в СССР к этой идее быстро остыли и начали переключаться на озвучку готовых лент.Как раскрашивают старые фильмыКак раскрашивают старые фильмыКадры из фильма "Леди на один день", США, 1933 год.

Старое кино сейчас смотрится… как старое. Зато тогда главными были актеры и режиссеры, а не постановщики эффектов.

ПЕРВЫЙ ЦВЕТНОЙ ФИЛЬМ

Первым фильмом, который именно сняли цветным, была лента, созданная фотографом Эдвардом Тренером. При создании фильма  кадры последовательно фиксировались на пленку через цветные фильтры — красный, зеленый и синий. Для этого использовалось три разных аппарата. Так же картинка потом и воспроизводилась, через такие же фильтры, воссоздавая оригинальные цвета. Сделал он это уже более 110 лет назад. Правда, фильмом назвать это сложно, так как это просто несколько коротких зарисовок из жизни.

Вдохновили его на это работы знакомого фотографа, который экспериментировал с цветной фотографией и различными фильтрами.Как раскрашивают старые фильмыОфициально первым цветным фильмом считается картина ”Бекки Шарп”, вышедшая на экраны в 1935 году. Произошло это в США, а режиссерам был Рубен Мамулян. В СССР первой цветной картиной был ”Соловей-Соловушко” в 1936 году.Как раскрашивают старые фильмыЦветные фильмы того времени были немного безумными.

КОГДА НАЧАЛИ РАСКРАШИВАТЬ ФИЛЬМЫ

Несмотря на разовые работы по колоризации фильмов, массовая ручная раскраска становилась все более бессмысленной.  Фильмы становились длиннее, пленки сложнее, а требования к надежности выше. Тем более, в середине века появились уже цветные фильмы и людям хватало зрелища без просмотра старых лент.

Сторонники колоризации все равно были, но они уже хотели автоматизировать процесс. Все чаще думали, как заставить компьютер делать старые фильмы цветными и в 80-е годы наконец-то дошли до этого. Многие ленты, которые мы привыкли видеть цветными, изначально были черно-белыми. Например, кадры высадки астронавтов NASA на Луну.Как раскрашивают старые фильмыЭти кадры не были цветным с самого начала. Их раскрасили уже позже.

Как и сейчас, сразу появилось много сторонников и противников колоризации. И с той, и с другой стороны хватало влиятельных людей из мира киноиндустрии, а главным примиряющим аргументом были привычки. То есть, если человек не видел, как кино выглядело до того, как стало цветным, он не имел претензий. С этим соглашались все.

Главным же техническим моментом, который не нравился людям, был очень плохой переход цветов. Особенно на волосах и других мелких элементах. Из-за этого цветные картины выглядели очень неестественно.

КАК РАСКРАШИВАЮТ СТАРЫЕ ФИЛЬМЫ

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы раскрасить старый фильм, надо знать, какого цвета изначально были объекты в кадре. Для этого проводится долгая подготовительная работа. Команда колористов ездит по студиям, изучает реквизит, рассматривает цветные фотографии со съемок и даже опрашивает очевидцев процесса.Как раскрашивают старые фильмыПрежде чем понять, какого цвета были объекты в кадре их надо найти на складах реквизита.

В итоге, специалисты понимают, как должен выглядеть тот или иной объект, но раскрашивать каждый кадр вручную не очень логично, и на помощь приходит компьютер. То ли еще будет, когда заработают квантовые компьютеры.

При колорировании фильмов цвета берутся не с потолка.  Проводится долгая работа по изучению исходных объектов.

В начале берется несколько ключевых кадров (более правильно их называть ”кадрами цветового решения”). В них есть все основные элементы, которые надо раскрасить. Понятно, что соседние кадры будут мало отличаться и они могут раскрашиваться по аналогии. Это уже можно доверить компьютеру.

Сначала картина оцифровывается, чтобы с ней мог работать компьютер. Обычно старые пленки находятся в очень плохом состоянии и проводятся  работы по восстановлению материала. Потом берется несколько сотен ключевых кадров и начинается процесс. Например, для колорирования фильма ”17 мгновений весны” было использовано полторы тысячи ключевых кадров, каждый из которых раскрасили вручную.Как раскрашивают старые фильмы«17 мгновений весны». было/стало.

После того, как работа по колорированию ключевых кадров завершена, все еще раз проверяется. Снова призываются на помощь участники событий и проверяется цвет реквизита из хранилищ киностудий.

Только представьте, насколько сложно восстановить, например, цвет зданий того времени, когда был снят фильм.

Когда все окончательно выверено, в дело вступает компьютер. Он анализирует оттенки серого и то, какие цвета им придали в ручном режиме на ключевых кадрах. Так пиксель за пикселем он подгоняет цвет каждого кадра.

Процесс этот очень долгий и трудоемкий. Проблема в том, что даже после того, как вся ручная работа завершена, недостаточно просто нажать одну кнопку и получить результат. Часто компьютер ошибается и надо вносить новые корректировки и использовать дополнительные ключевые кадры. Так процесс затягивается на несколько месяцев, а иногда даже больше. При этом занимается колорированием не один человек, а целая студия.

Во время колорирования не только добавляется цвет, но и убирается до 80 процентов дефектов пленки, которая долго лежала в архивах и сильно разрушилась от времени.

В нашей стране есть две основные студии, которые занимаются такими работами —  ”Формула цвета” и ”Крупный план”. Основным заказчиком колоризации как правило выступает Первый канал.

СКОЛЬКО СТОИТ РАСКРАСИТЬ ЧЕРНО-БЕЛЫЙ ФИЛЬМ

Как вы поняли, процесс очень трудоемкий. Значит, он должен стоить дорого. К сожалению, точные цифры найти сложно, да и не всегда они афишируются. Тем не менее, примерные цифры варьируются в диапазоне от нескольких сотен тысяч долларов до пары миллионов за полуторачасовой фильм. Точная цена зависит от продолжительности, качества работы и того, насколько трудно добыть исходники цвета.Как раскрашивают старые фильмы"Касабланка", 1942 год. Еще один пример раскрашенного фильма. Было/стало.

Впрочем, на стыке тысячелетий интерес к новшеству стал быстро гаснуть: архив американской классики к тому времени успели перешерстить, а другие государства считали процесс колоризации, требовавший тратить от 500 000 до миллиона долларов на каждый полуторачасовой фильм, слишком затратным. Так что мода на колоризацию, прокатившаяся по глобусу, собрала в новом веке не такой уж большой урожай – около 100 кинокартин в разных странах, из которых активней всего в процесс включилась Россия.

Некоторые фильмы были раскрашены по два раза. Например, ”Ночь живых мертвецов” раскрасили в 1986 и в 2004 году, тем самым продемонстрировав, насколько эволюционировала технология за четверть века.

Несмотря на стоимость и сложность, энтузиасты своего дела все равно активно работают над новыми лентами. Особенно в нашей стране, так как  мы позже начали раскрашивать фильмы. Они считают, что только так можно привить любовь молодежи к классике кинематографа, в которой действительно есть шедевры, не сравнимые ни с какими ”Мстителями”.

За достаточно короткий срок – с конца нулевых годов и по настоящее время – были колоризованы «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни «старики», «Золушка», «Подкидыш», «Волга, Волга», «Весна на Заречной улице», «Офицеры», «Три тополя на Плющихе», «Цирк», «Приходите завтра…», «Небесный тихоход», «Отец солдата». В настоящее время ведется работа над еще рядом фильмов («Берегись автомобиля», «Неподдающиеся», «Я шагаю по Москве», «Девчата», «Золотой телёнок», «Весна» и «Александр Невский»). Среди других возможных претендентов озвучиваются «Чапаев» и «Республика ШКИД». Заказчиком перевода классики в цвет в большинстве случаев выступил «Первый канал», основными реставраторами и колоризаторами – российские компании «Формула цвета» и «Крупный план».

Учитывая то, как технологии шагнули вперед, сейчас можно действительно сделать очень качественное колорирование. Например, в 80-е годы прошлого века для анализа использовалось только 6 градаций серого, теперь их 1200. Количество итоговых цветов выросло с 16 до 1 000 000. Цифры говорят сами за себя. Для меня, если честно, загадка в том, как 40 лет назад вообще умудрялись проводить такие работы на компьютере. Особенно, учитывая мощности того времени.Как раскрашивают старые фильмыЭто компьютер из той эпохи, когда уже начали раскрашивать фильмы. 

СЛОЖНОСТИ РАСКРАШИВАНИЯ ФИЛЬМОВ

Основных сложностей в процессе колорирования несколько. Первой из них являются оттенки лица. 30-35 лет назад цвета лиц были, как у трупов, а сейчас они наоборот слишком румяные. Золотую середину так и не нашли.

Во время съемок черно-белого кино  не было таких технологий, как сейчас. В итоге грим был так себе, декорации сделаны из фанеры, а костюмы часто оставляли желать лучшего. Просто на кадрах тех лет (с тем качеством съемки) этого было не видно. Сейчас с обработкой это вылезает и приходится дополнительно ”чистить брак”. Реставрация и раскрашивание, по описанию режиссера и продюсера колоризации Игоря Лопатенка, проводятся следующим образом: «Сначала пленка сканируется в разрешении 2к (примерно 1920х1080 px, что соответствует стандарту Full HD), т.е. кадр за кадром переводится в цифровое изображение. Проводится выравнивание по свету, стабилизация изображения, подавление мерцания. Изображение реставрируется: удаляются царапины, пыль, грязь и так далее. Параллельно ведется работа по поиску исторических цветов».Как раскрашивают старые фильмы Цвета берутся не с потолка: чтобы понять, как реально выглядели конкретные здания того времени, солдатская форма, значки и прочие детали, колоризаторами изучаются архивные материалы, привлекаются специалисты, даже совершаются выезды «на натуру». «Скажем, к работе над цветной версией “В бой идут одни старики” была привлечена целая группа консультантов, – уточняет Лопатенок, – военные летчики, специалисты по военно-историческим костюмам, по наградам, операторы и актеры, снимавшиеся в фильме».

Что дальше? «Режиссер колоризации и художники создают так называемые кадры "цветового решения", то есть вручную устанавливают цвета на все объекты изображения. В "Офицерах", например, таких кадров было более 800. После этого полученные кадры при помощи ротоскопии (в цветовом решении) применяются к черно-белым кадрам. Очень трудоемкая работа, на этом этапе у нас задействованы не менее 100 человек. Полученное после ротоскопии изображение проходит контроль качества, цветокоррекцию (первичную и вторичную). Реставрируется звук, очищается от посторонних шумов, оживляется, выравнивается и миксуется в Dolby-digital. Видео и звук сводятся, синхронизируются, после чего записывается мастер-кассета HDCAM-SR».

Известно, что на первых этапах работы российским колоризаторам помогали американские коллеги из компании Legend Films, много лет являвшейся голливудским лидером в этой области, но в последнее время решившей следовать за новой модой и переквалифицировавшейся на перевод «плоских» фильмов в 3D. Поработав с членами команды Теда Тернера, когда-то выведшей этот тренд на мировой рынок, Лапотенок отмечает, что по сравнению с 80-ми годами технология колоризации шагнула далеко вперед: «Дело начиналось с 16 цветов – теперь их миллион! Начинали с 6 градаций серого цвета – теперь сканированная пленка содержит 1200 градаций». Помимо Голливуда использовали помощь и из других стран: к раскрашиванию как минимум одной из лент, например, привлекалось 150 компьютерщиков из Индии, проделавших наиболее кропотливый пласт работы.

Конечно, работа не без проблем, например, как это ни забавно, касается улучшенного качества картинки, «вытянувшего» из тени халтурные парики, дешевые костюмы, фанерное происхождение декораций и прочие недостатки реквизита, которые режиссеры прошлых лет умышленно пытались скрыть от глаз зрителя. Но с этими вылезающими «минусами» приходится мириться как с неизбежным злом – иначе тогда пришлось бы исправлять еще и разнообразные киноляпы, без которых не обходился ни один советский фильм (в съемочных группах попросту не предусматривался, как в Голливуде, специальный человек, который бы следил, чтобы между сменой кадров все предметы оставались на своих местах, а актеры – в той же одежде). Уж, как говорится, что есть, то и есть.

КАК ЛЮДИ ОТНОСЯТСЯ К РАСКРАШИВАНИЮ ФИЛЬМОВ

Многим россиянам, в том числе и имеющим непосредственное отношение к кинематографу, колоризация не нравится – как когда-то американцы, сегодня они называют ее «кощунством», «издевательством над классикой» и т.д. Ситуация осложняется тем, что сами авторы старых шедевров в большинстве своем уже не могут высказаться на эту тему. Некоторые режиссеры (как Георгий Данелия) дают личное благословение на раскрашивание своих старых работ, а вот о возможной позиции тех, кто уже ушел из жизни, можно только догадываться. Многие режиссёры придерживаются того же мнения. У тех, кто сейчас жив, спрашивают их мнение, а тех, кого уже нет, спросить нельзя. Вместо этого опираются на их изначальное мнение. Например, многие режиссеры в те времена, когда была возможна и цветная съемка, и черно-белая сознательно выбирали второй вариант. Они считали, что  мозг додумает куда более яркие цвета, чем их покажет оператор. Соответственно в этом ключе писались и сценарии.Как раскрашивают старые фильмыЭто один из "оцвеченных" фильмов. Не уверена, что в цвете он выиграл.

Например, был случай, когда дочь знаменитого Леонида Быкова, которого уже нет с нами, обратилась в украинский суд, утверждая, что фильм ”В бой идут одни старики” изначально задумывался, как черно-белый.

Массовая общественность тоже так и не может определиться со своим отношением к колорированию. В связи с этим российские колоризаторы пообещали не трогать ленты тех режиссеров, для которых монохромная гамма была сознательным стилистическим решением, – Калатозова, Тарковского, Германа-старшего. Герман, например, вообще придерживался мнения, что черно-белая гамма обладает самым богатым потенциалом, поскольку дает мозгу зрителя возможность домыслить такие яркие цвета, которых бы не дала никакая цветная пленка. В свою очередь, многие зрители на интернет-форумах убеждены, что колоризовать имеет смысл только веселое, позитивное кино: они просят не повторять ошибку Тернера (от его раскраски «нуарные» картины растеряли весь свой мрачный тон) и не включать в список, например, киноленты типа «Иванова детства», которое в цвете просто «не пойдет».Как раскрашивают старые фильмыСоглашаясь со всем этим, Игорь Лапотенок уверяет, что, несмотря на смешанные отзывы, в деятельности колоризаторов присутствует элемент восстановления исторической справедливости – например, известно, что «Золушка» и «В бой идут одни «старики» замышлялись их режиссерами как цветные, но пленку для них в то суровое время сумели добыть только черно-белую. И лишь сегодня, после колоризации, мы можем оценить первоначальный авторский замысел во всей полноте.Как раскрашивают старые фильмыЧто ж, о вкусах не спорят. В новом тысячелетии черно-белое кино многими воспринимается как анахронизм: массовый кинематограф уже давно ушел от монохромной гаммы и возвращаться к ней не собирается. Очевидно, что цветные версии фильмов более соответствуют современному тренду и могут рассчитывать на лучший прием у молодой аудитории. Если даже в основе колоризации лежит погоня за телерейтингами, она лишь отражает то, что и так было известно: младшему поколению цветное кино интересней, чем черно-белое.

Бесспорно, у колоризации есть как плюсы, так и минусы – какие-то фильмы от нее выигрывают, какие-то – нет. Вместе с тем хулители технологии часто упускают из внимания один немаловажный факт: именно своевременная колоризация позволила отреставировать многие любимые зрителями ленты, которые, пролежав еще хоть немного в архивах, пропали бы навсегда, безвозвратно. Теперь же, купив диск с «Офицерами» или «Подкидышем», поклонники классики всегда найдут там помимо цветной копии еще и «отремонтированную» черно-белую версию, причем в таком качестве, в каком ее не видели даже наши родители (заметим, так делается и в США). Поэтому в конечном итоге выбор остается за зрителем. Выход есть даже у тех, кто воспринимает реальность сугубо через телевизор: в каждом пульте предусмотрены настройки цветности, легко позволяющие вернуть на место «теплый ламповый» Ч/Б. Только не стоит удивляться, если дети, застав вас однажды за этими манипуляциями, скажут: «Не, пап, смотри сам».

https://nauka.boltai.com/topics/kak-raskrashivayut-starye-filmy-i-skolko-eto-stoit/

http://www.kino-tv-forum.ru/blog/pervyj_v_mire_cvetnoj_film/2013-01-29-2

https://www.film.ru/articles/kinoslovar-kratkaya-istoriya-kolorizacii

Картина дня

))}
Loading...
наверх