Жизнь - театр

456 подписчиков

Последние комментарии

  • Татьяна Толстова15 сентября, 0:24
    Род-то так себе... " -  Кто ж против этого. Боярин чист.  Корить его не станем. По заслугам И честь ему мы воздаем, н...История настоящего создателя царской династии Романовых
  • Татьяна Толстова14 сентября, 23:46
    Про храмы я тоже слышала.Рассказы о животных 10
  • Светлана Митленко14 сентября, 23:24
    А ведь забывают!Известные и малоизвестные факты о Великой Отечественной войне

Самые известные случаи порчи и хищения экспонатов из российских музеев

В советских музеях экспонаты крали довольно редко. Этот вид преступного промысла на 1/6 части суши был не слишком популярен, так как вывезти шедевры за рубеж было практически невозможно, а у себя на родине они не находили покупателей или стоили удручающе мало. Тем не менее, случаи краж, а также намеренной порчи экспонатов, в отечественных музеях были и есть.

Давайте познакомимся или вспомним наиболее известные случаи порчи и похищения шедевров, имеющих огромную культурную и материальную ценность. На самом деле таких случаев было гораздо больше и они, к сожалению, продолжают происходить.

1. Похищение «Святого Луки» Франца Хальса

Бесценный шедевр известного фламандца Франца Хальса украли из Пушкинского музея без особых ухищрений в 1965 году. Воры проникли в помещение в санитарный день и беспрепятственно вынесли «Святого Луку». Пропажа была обнаружена только на следующие сутки, и вероломных преступников найти по горячим следам не получилось.

Преступление было совершено через несколько недель после заявления министра культуры СССР Екатерины Фурцевой в заграничной командировке: «В Советском Союзе, в отличие от Запада — музеи не грабят». Эта кража была первым крупным случаем преступления подобного рода в СССР. Кража едва не стоила ей министерского кресла. О преступлении советская общественность не знала. Факт преступления был засекречен. Но ни опрос осведомителей, ни поголовные проверки прокуратурой антикваров и искусствоведов ничего не дали — «Святой Лука» как в воду канул.

Расследование поставили под особый контроль Министерства охраны общественного порядка РСФСР, однако в течение нескольких месяцев после кражи никаких следов картины найдено не было. Было выдвинуто предположение, что «Святой Лука» украден по заказу, поскольку в ГМИИ множество не менее ценных экспонатов. Милиция отрабатывала всех иностранцев в Москве, интересовавшихся живописью. Например, бельгиец Жак Ванденберг, остановившийся в «Метрополе», попадает в разработку — к нему подсылают девушку, которая предлагает ему «рембрандта». Тот сначала соглашается, но на следующий день мгновенно срывается на родину, оборвав в глазах милиции важную ниточку.Кадр из фильма "Возвращение Святого Луки".

Другая ниточка основывалась на информации из Одессы: стало известным, что некий иностранец пытается вывезти какую-то картину без досмотра. В багаже гражданина ФРГ Курта Шварцхайнера было найдено полотно, купленное им у «одного одесского коллекционера», однако когда этого Тимошевского нашли, оказалось, что иностранцу всучили подделку, хотя и высочайшего уровня. Её, а также другие картины в коллекции дилера, выполнил копиист-студент Николай Иванчук[15].
Однако в итоге дело зашло в тупик.

Преступление было раскрыто не следственными методами, а благодаря ошибке преступника.Обнаружили похищенную картину по стечению обстоятельств — вор попытался сбыть ее случайному покупателю, который оказался внештатным сотрудником милиции. Преступник оценил полотно всего в 100 тысяч рублей. Операция по задержанию похитителя и изъятию картины произошла быстро и слаженно. Похитителем оказался сотрудник музея, помощник реставратора картин.

Преступник не мог обеспечить старинному холсту необходимые условия для хранения, и «Святой Лука» из-за сухого воздуха в квартире злоумышленника сильно пересох. Восстановление картины Франца Хальса заняло у специалистов 2,5 года.

В 1970 году в СССР был снят фильм «Возвращение „Святого Луки“». Этот детектив был посвящён краже и успешному расследованию этого преступления. Однако его сценарий практически не основывался на реальных событиях. Титр «основано на реальных событиях» в фильме отсутствовал, и лента была воспринята публикой как художественное произведение, основанное на вымысле.

2. Похищение "Поцелуя Иуды"

В 2008 году «Святой Лука» находился в музее, когда был украден соседний «Поцелуй Иуды» работы Караваджо. Правда это случилдось уже не в России. В июле 2008 года "Поцелуй Иуды" был похищен неизвестными из "Музея западноевропейского и восточного искусства" в Одессе. Собственно говоря, автор называл это полотно «Взятие Христа под стражу», но в искусствоведческом сообществе прижился именно «Поцелуй Иуды» - евангелическое значение картины отражает глубокий смысл предательства, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.

Полотно размером 134х172,5 см датируется 1573-1602 годами. Известный российский дипломат и коллекционер Александр Базилевский приобрел его в Париже и в 1870 г. преподнес в дар великому князю Владимиру Александровичу. В начале XX века полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е гг. поступило в галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства). Авторство Караваджо долгое время находилось под вопросом, пока в середине 50-х годов XX века московский искусствовед Ксения Малицкая не доказала принадлежность картины кисти великого мастера. В 2005 г. этот вывод был подтвержден испанскими экспертами. Экспертами аукциона «Сотбис» знаменитое полотно оценивалось в 50 миллионов фунтов стерлингов, что приблизительно соответствует 100 млн вечнозеленых американских долларов.А в 2010 году полотно было обнаружено в Германии.За две недели до этого грянула неожиданная новость – после долгих лет изучения «Поцелуя Иуды» дублинские искусствоведы, всегда возражавшие против признания одесского Караваджо подлинником, восторжествовали победу – картина была признана повторением оригинала, но не самим оригиналом. Как установила экспертиза, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Её заказал родной брат Кириако Маттеи, владельца оригинала, — Асдрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствуют записи в его бухгалтерской книге).

Но там такой детектив, что лучше прочитать отдельно ВОТ ТУТ

3. Нападения на картину И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»

Как-то этой картине особенно "везет". На картину русского живописца покушались два раза. Оба случая связаны не с похищением, а с порчей полотна. Первый раз на «Ивана Грозного» напали еще при жизни Ильи Репина, в 1913 году. Старообрядец Абрам Балашов, человек религиозный и крайне неуравновешенный, нанес картине несколько порезов ножом в области лиц героев полотна.
Повреждения устранял сам автор, а воинствующего старообрядца отправили в сумасшедший дом. Картине был нанесен настолько серьезный ущерб, что даже Репин не смог вернуть ей первоначальный вид. Несмотря на это, в том же 1913 году картина «Иван Грозный и сын его Иван» снова заняла свое место в экспозиции Третьяковской галереи.

В 2018 году картина пережила еще одно нападение. В этот раз на полотно напал пьяный мужчина, изрядно «зарядившийся» алкоголем в буфете Третьяковки. Вандал нанес удар по раме и стеклу картины металлическим столбиком ограждения. Рама получила серьезные повреждения, осколки стекла порезали полотно.

«В 20:55, прямо перед закрытием музея, во время комиссионного обхода постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке мужчина из числа последних посетителей музея прорвался в уже пустой зал И.Е. Репина сквозь группу сотрудников Третьяковской галереи, которые проводили плановый осмотр залов перед их закрытием, и нанёс по застекленному полотну картины несколько ударов металлической стойкой ограждения. В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали», — говорилось в официальном заявлении Третьяковской галереи.Мужчина объяснил поступок тем, что, по его мнению, картина неверно отображает историческое событие. Как бы там ни было, но восстановление шедевра займет немало времени и обойдется не менее 10 миллионов рублей.

Кстати, Третьяковская галерея создала специальный раздел «Спасение шедевра», посвящённый восстановлению первой картины Репина про Ивана Грозного. В нём наглядно показывается, как идёт реставрация знаменитого полотна. Кстати, а вы знаете, что в Воронеже есть еще на эту тему картина Репина? Завтра расскажу о ней.

4. Похищение картины «Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома

Картину, стоимость которой составляет не менее 1 миллиона долларов, украли из Эрмитажа среди белого дня в 2001 году. Произведение живописи находилось в закрытом для посещения зале, поэтому похитителям никто не мешал. Они проникли в помещение, вырезали картину из рамы, аккуратно свернули и вынесли из музея.

Сразу после кражи в 2001 году директор Эрмитажа Михаил Пиотровский предположил, что за ней стоял одиночка, не рассчитывавший продать ее: полотно слишком известно, не слишком модно. "Возможно, - высказал тогда предположение директор, - мы имеем дело с маньяком, потому что на картине изображены обнаженные женщины". Правда, тут же Пиотровский отметил, что полотно было выкрадено кем-то опытным - резавшим холст из подрамника аккуратно и уверенно. Кто бы ни был этот решительный эротоман, след его простыл бесследно.

Шумиха, поднятая в СМИ кражей полотна помешала похитителям продать свою добычу — никто не хотел связываться со столь известным экспонатом. Поэтому, промучившись 5 лет, преступники вернули полотно музею, воспользовавшись для этого приемной коммуниста Геннадия Зюганова.

Некто, позвонивший в офис Геннадия Андреевича в здании Госдумы 20 декабря 2006 года, сообщил, что хотел бы передать председателю ЦК КПРФ некую очень ценную вещь, и добавил: "Знаю, что он не украдет и не перепродаст ее. Вернет стране и народу" (во всяком случае, в таком виде цитата приведена на сайте cprf.ru).Картина была в очень плохом состоянии, так как ее хранили сложенной вчетверо. Краска на сгибах осыпалась, а холст протерся до дыр. Восстановление «Бассейна в гареме» заняло почти три года, и с 2009 полотно снова можно увидеть в экспозиции Государственного Эрмитажа. Рядом с ней теперь всегда много желающих посмотреть на нее.

5. Похищение двух работ Василия Перова

В апреле 1999 года из Русского музея в Санкт-Петербурге были похищены сразу два экспоната, принадлежащие кисти великого русского живописца Василия Перова. Преступники ночью разбили стекло на первом этаже музея, проникли в выставочные залы и украли картину «Гитарист-бобыль» и набросок к картине «Тройка». Каждый из экспонатов эксперты оценивают в 700 тысяч долларов.

Во время кражи сработала сигнализация, но злоумышленникам удалось скрыться с добычей тем же путем, которым они проникли в музей. Благодаря профессионализму правоохранителей преступников быстро задержали, а картины вернули в целости и сохранности.

6. Похищение золотых фалар в Ростове-на-Дону

В 1971 году из краеведческого музея Ростова-на-Дону были похищены золотые бляхи-фалары, найденные археологами в могиле сарматского вождя. Вор проник в музей через окно, разбил стекло витрины и забрал 7 небольших экспонатов. Сигнализация сработала, но охрана музея не успела вовремя прибыть на место преступления и вору удалось скрыться.

Преступника нашли довольно быстро — им оказался молодой человек без определенных занятий, не имеющий криминального опыта. К сожалению, древние украшения были безвозвратно утрачены — злоумышленник переплавил их в слиток, чтобы продать как лом. Выдали парня скупщики золота с городского рынка, которым вор настойчиво предлагал золотой слиток неизвестной пробы и происхождения. Металл у него забрали, дали большой срок. Но парень, судя по всему, так и не понял, за что...

7. Масштабная недостача в Эрмитаже

Ревизия, проведенная в Государственном Эрмитаже в 2006 году, показала, что в музее отсутствуют 226 экспонатов. Среди пропавших предметов — старинные иконы, ювелирные украшения, бытовая утварь с драгоценными камнями.

Оценочная стоимость пропавшего составила более 5 миллионов долларов США. Начатое расследование показало причастность к пропаже сотрудницы музея Ларисы Завадской. Женщина умерла в самом начале разбирательства и, хотя в числе подозреваемых были ее муж и сын, схему хищения и способ сбыта музейных экспонатов раскрыть не удалось.

Полный перечень недостающих предметов был опубликован на официальном сайте Эрмитажа. Это помогло вернуть несколько экспонатов — они были переданы руководству музея или подброшены. Но основная часть ценностей, увы, попала безвозвратно и шанс их вернуть очень невысок.

7. Нападение на «Данаю» Рембрандта

В 1985 году произошло, пожалуй, самое громкое нападение на произведение искусства в истории СССР. Безработный житель Литвы Бронюс Майгис пришел в Эрмитаж с ножом и банкой серной кислоты. Сначала вандал выплеснул на картину «Даная» агрессивную жидкость, а затем, чтобы наверняка нанести ей серьезный ущерб, дважды полоснул полотно ножом.
Свои действия мужчина объяснил политическими мотивами, но врачи признали его невменяемым и поместили в психиатрическую больницу. Картина получила повреждение почти 30% площади, на ее восстановление у специалистов-реставраторов ушло 12 лет. В 1997 году «Даная» вернулась на место в экспозиции музея. Теперь ее защищает бронированное стекло.

8. Из последних краж уже в 2019 году и опять Третьяковка

Из Третьяковской галереи в Москве похищена картина художника Архипа Куинджи 27 января 2019 года. Сообщения о краже картины, появившиеся в социальных сетях, подтвердили в Министерстве культуры и МВД.
Картина была похищена при посетителях, во время выставки. Неизвестный под видом музейного работника достал картину Куинджи "Ай-Петри. Крым" из рамы и скрылся. По данным МВД, у него был помощник, который ждал его у входа в галерею на автомобиле.По данным ТАСС, сотрудники полиции узнали о похищении картины, когда приехали в Третьяковскую галерею по вызову из-за кражи шубы.

– Изначально в полицию поступило сообщение о краже шубы из гардероба Третьяковки. Прибывшие на место сотрудники полиции стали просматривать записи с камер видеонаблюдения и увидели, как неизвестные сняли со стены полотно Куинджи, – рассказал собеседник агентства в правоохранительных органах Москвы.

По данным полиции, на кадрах из галереи видно, что злоумышленники спокойно передвигались и не скрывали лиц. Один из похитителей потом прошёл мимо охраны, внимания к себе не привлёк. "Он, предположительно, и вынес картину", – поясняет источник ТАСС.Подозреваемый Денис Чуприков был задержан в Подмосковье утром 28 января. Его личность установили по записям с камер наблюдения и отпечаткам пальцев, которые он оставил на раме картины. Известно, что 32-летний Чуприков — уроженец Феодосии, сварщик и слесарь по образованию. Ранее он задерживался в Москве за хранение наркотиков.

Украденная картина обнаружена, она не пострадала. По факту происшествия возбудили уголовное дело по статье 164 УК РФ («Хищение предметов, имеющих особую ценность»).

9. А это уже беспредел

В 2017 году Министерство культуры завершило комплексную проверку музеев, длившуюся три года. Как выяснилось, из государственных фондов пропала почти четверть миллиона экспонатов.

ПРОВЕРКА началась после того, как обнаружилась очередная крупная недостача экспонатов Эрмитажа. Скандалов такого рода в последние годы было немало, в итоге терпение лопнуло, порядок в музейном мире решили навести всерьёз. Инспекторы перетряхнули 1881 заведение, это 97% всех музеев страны. Их общий фонд – 73 млн экспонатов.

Итог такой. Отсутствуют 242 тыс. предметов. Из них 24, 5 тыс. находятся в федеральном розыске МВД, а 219 тыс. – пропали по неустановленным причинам. Надо сказать, исчезнувшие ценности не обязательно украдены. Порой возникает путаница при описи или экспонаты путают. Хотя, как намекнули представители Министерства культуры, бывает так, что в некоторых регионах губернаторы попадались на жесточайших превышениях полномочий. Главы некоторых регионов требовали выдать им вещи из музейных фондов. Если у сотрудников не хватает духу отказать, экспонаты становились украшениями чиновничьих резиденций, а то и частных домов.

https://obiskusstve.com/1607343926979332654/samye-izvestnye-...

https://bigpicture.ru/?p=1110111

http://argumenti.ru/economics/2017/09/549709?typelink=openli...

https://www.gazeta.ru/culture/photo/tretyakovgalleryheist.sh...

'

Популярное

))}
Loading...
наверх