На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Как девять русских плевали на английского адмирала и весь его флот

Есть замечательная история о смотрителях русского маяка. К сожалению, самого маяка уже нет, можно только картинку показать.
К 1809 году на Финском заливе было уже достаточно маяков, но самым образцовым из них считался Кокшхерский, расположенный на острове Кокшхер, вблизи эстонского побережья. Изготовленный в том же 1809 году на Александровском чугунном заводе, он был осмотрен лично Александром I и заслужил высочайшее одобрение. После установки на острове Кокшхер, маяк перешел под ответственность Ревельской портовой экспедиции, но головная контора, осуществлявшая общий надзор за маяками, находилась в Петербургском Адмиралтействе. Штат на Кокшхере был довольно большой: один маячник и восемь служителей Морского ведомства.

В 1801 г. Государственная Адмиралтейская коллегия обратила внимание на многочисленные жалобы от мореплавателей на беспорядки и неудобства, связанные с маячным освещением в Финском заливе, и поручила состоявшему при ней Морскому ученому комитету рассмотреть все проекты, которые были составлены капитан-лейтенантом Л.Спафарьевым. Его 15 предложений касались исключительно улучшения маячного освещения для безопасности мореплавания.

По Высочайшему повелению от 20 мая 1802 г. под руководством капитана Г.Сарычева началась работа по воплощению этих предложений в жизнь.

В 1802 г. капитан 2 ранга Спафарьев получил особое задание - следить за содержанием маяков Финского залива. В том году впервые на маяке Кокшхер был проведен опыт освещения фонарями, который оказался вполне удовлетворительным. В связи с этим энергичный и инициативный Спафарьев в 1804 г. сделал представление высшему морскому начальству - ввести новый способ освещения на всех российских маяках. Адмиралтейский департамент поручил ему составить сметы на переустройство существующих и сооружение некоторых новых маяков. Эти сметы были рассмотрены и нашли в дальнейшем отражение в предложениях, высочайше утвержденных 27 мая 1807 г. Кстати, в новом положении маяки были разделены на неподвижные, или береговые, и плавучие.

С 1807 г. все маяки, за исключением двух Домеснесских, перешли в подчинение государственной казне. Оставшиеся два маяка согласно договору 1680 г. со шведским правительством продолжали освещаться местным землевладельцем-бароном Остен-Сакеном, который получал за это от казны 3325 руб. ежегодно.

По утвержденному положению главное ведение маяками в Финском заливе было сосредоточено в Адмиралтействе, а окружной надзор осуществляли Кронштадтская и Ревельская портовые экспедиции. Кроме того, была учреждена должность директора береговых маяков, подчинявшегося вышеназванным экспедициям. На всех береговых маяках находились один смотритель и 5 - 8 служителей Морского ведомства. В это же время впервые появились плавучие маяки, предупреждавшие об опасности.

Образцовый Кокшхерский маяк, изготовленный на Александровском чугунном заводе, был осмотрен лично императором Александром I в 1809 г. К 1820 г. по образцу этого маяка были модернизированы все маяки Финского и Рижского заливов. Именно в этом году в печати появилось первое описание маяков и знаков Финского и Рижского заливов, а спустя 15 лет появилось первое издание справочника "Описание маяков Российской империи". Впоследствии такие справочники стали выходить ежегодно. По инициативе директора балтийских маяков генерал-майора Л. Спафарьева при поддержке Морского ведомства в 1823 г. был издан Атлас Финского залива - от Кронштадта до Люзерорта с описанием всех маяков и башен на иностранных языках. Заметим, что еще в 1814 г. английское торговое сословие, высоко отмечая труды Спафарьева на пользу коммерческого мореплавания, поднесло ему серебряную вазу в знак своей признательности...

В 1809 году эти «маячные отшельники» оказалась, что называется, на передовой. Вот об этом и будет повествование.


Научно - популярный сборник статей по истории флота и судостроения, издающийся в Санкт-Петербурге с 1991 года при участии Российского государственного архива военно-морского флота.

Отдельная публикация посвящена мужеству маячных служителей Кокшхерского маяка, отказавшихся выполнить ультиматум английского адмирала Д. Сомареса о сдаче во время Русско-шведской войны 1808-1809 годов...

Глава 28
Подвиг маячных отшельников

В 40-е годы XIX века на страницах «Сына Отечества» было опубликовано любопытные письмо. Составленное на борту военного английского судна в 1809 году, оно адресовано неизвестному русскому служителю маяка. Последний вряд ли мог предположить, что когда-нибудь его размеренная жизнь на уединенном острове Финского залива будет нарушена самым неожиданным образом: к нему обратится с приказом вице-адмирал враждебной английской флотилии.Карта Финского залива. Фрагмент. 1703 г.

Начало XIX века выдалось неспокойным для России: страна была втянута в Русско-шведскую, или, как ее еще называют, Финляндскую войну. В союзе с Данией, Россия выступила против Швеции и Англии. Она пыталась установить контроль над Финским и Ботническим заливами и тем самым обезопасить Петербург… Зимой 1808 года войска Александра I вторглись в Финляндию и заняли Гельсингфорс (Хельсинки), Або, а также овладели островом Готланд и крепостью Свеаборг. Однако после вступления в войну Англии русские были вынуждены отступить: летом 1809 года в Финском заливе появилась флотилия под командованием прославленного британского морехода Джеймса Сомареса. Как ни странно, русское командование сочло за лучшее не выводить свой флот из безопасных гаваней. Нерешительность высших морских чинов и вызвала настоящую блокаду, в которой оказался Петербург. Редкие торговые корабли, пытавшиеся выйти из залива в Балтийское море, подвергались со стороны британских моряков грабежу: груз конфисковывали, суда сжигали или пускали ко дну, а команды высаживали на пустынный берег. Так продолжалось до конца июля. Белые ночи помогали англичанам уверенно ориентироваться в незнакомых водах. Однако с наступлением темных осенних ночей патрулирование Финского залива, наполненного коварными мелями и многочисленными островками, стало опасным, – тем более русское правительство велело не зажигать маячные огни.

Кокшхерский маяк. Рис. 1839 г.

Следует сказать, что к 1809 году на Финском заливе уже появилось достаточное количество маяков, но самым образцовым из них считался Кокшхерский, расположенный на острове Кокшхер, вблизи эстонского побережья. Изготовленный в том же 1809 году на Александровском чугунном заводе, он был осмотрен лично Александром I и заслужил высочайшее одобрение. После установки на острове маяк перешел под ответственность Ревельской портовой экспедиции, но головная контора, осуществлявшая общий надзор за маяками, находилась в Петербургском Адмиралтействе. Штат на Кокшхере был довольно большой: один маячник и восемь служителей Морского ведомства.

В 1809 году эти «маячные отшельники» оказались, что называется, на передовой. С одной стороны – крейсирующие вокруг британцы, с другой – строгий приказ из Адмиралтейства не зажигать маяк и другие опознавательные знаки. Англичан, видимо, сильно раздражало, что такой важный для навигации Кокшхерский маяк, обозначенный на морских картах, только выделяется своим силуэтом на фоне скалистого острова. А ночью остроконечная башня маяка и вовсе сливалась с черной гладью Финского залива. Словом, ни сигнала, ни огонька…

Именно в такой темный августовский вечер командующий флотилией Сомарес передал со шлюпкой на маяк необычное письмо, написанное в форме приказа. Текст был составлен на русском языке, но со значительными грамматическими ошибками. Вероятно, со слов командора, это послание составил кто-то из англичан, владеющих письменным русским.

Итак, письмо, отправленное с английского судна русским маячникам на остров Кокшхер гласило: «Вице Адмирал и разных ордеров кавалер Яков Сомарес, главно-Началник над Велико Британское флота над Балтийское море, прикажет, что Кахшхар маяк был сажен [зажжен] в ночию, и за то ета приказание будет доволное, и наградит будут людей а на сопротив будут наказаны, и маяк розерен, и вы отвезены в полену в Англию. – Августа 30 числа 1809 года».

Контролировать выполнение своего приказа британцы не могли. Вероятно, сильное волнение не позволяло судам долго находиться близ скал Кокшхера. Но маяк так и не был зажжен. Напрасно британцы всматривались в горизонт – Кокшхерский маяк не подавал «признаков жизни». Это и был своеобразный ответ русских маячников знаменитому вице-адмиралу: молчание и полная темнота…


Британский адмирал лорд де Сомарес. Худ. В. Бичи. 1820-е гг.

«Несмотря на такое строгое приказание, – сообщалось в одном из документов той эпохи, – упрямый русский смотритель все-таки не зажигал маяка в ночию, однако ж обещанному наказанию не подвергся и не испугался даже английского „полена“, то есть плена, которым ему грозили».Английский адмиральский корабль. Гравюра 1709 г.

Вот так закончилась своеобразная «дуэль» между кокшхерскими отшельниками и Британской флотилией. И это был настоящий подвиг «тружеников моря». Только представьте: меньше десяти человек против английской эскадры. Теперь ничто нам, кажется, не мешает отмечать 30 августа как День смотрителя маяка…

А что Сомарес? В дальнейшем суровый британский мореход получил на родине все мыслимые и немыслимые награды, о каких только может мечтать военный. К 1821 году он стал вице-адмиралом Соединенного Королевства, а еще через десять лет был возведен в звание пэра как лорд де Сомарес. Он также стал кавалером шведского военного ордена Меча, который получил из рук Карла XIII. Ныне статуя Сомареса украшает Национальный морской музей в Лондоне – высшее признание заслуг перед Британией.

Похоронен Джеймс Сомарес в городской церкви на родном острове Гернси, что лежит в Ла-Манше, ближе к французскому берегу. На стене храма – мемориальная плита, перечисляющая заслуги великого сына острова. Русская кампания упомянута здесь кратко, словно незначительный эпизод из жизни Сомареса.

Как примерно выглядели маяки XIX века. Этот маяк на острове Мудьюг.

Маяк устроен был в 1838 году. Сейчас цвет здания вырвиглазного желтого. Но смотрится здорово, как издали, так и вблизи.
Сейчас маяк надежно охраняется. Табличками и злыми собаками.

Другой маяк уникален. Его деревянная башня была построенна в 1875 году. В 1996 году постановлением правительства Архангельской области взята на государственный учет как памятник инженерной архитектуры и поморской культуры. Сейчас, вроде как числится за управлением военной гидрографии (в/ч 98456).

http://www.navarin.ru/product_info.php/products_id/2767/currency/UAH

http://pretich.ru/articles.php?article_id=636

http://iknigi.net/avtor-andrey-epatko/76704-tayny-proshlogo-zanimatelnye-ocherki-peterburgskogo-istorika-ot-petra-i-do-nashih-dney-andrey-epatko/read/page-14.html

https://kamelopardalis.livejournal.com/tag/%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA

Картина дня

наверх