На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

Репин. Приплыли: тайна картины, которой нет, но часто вспоминают...

Наверняка большинство из нас слышало о таком произведении искусства, как картина Репина «Приплыли». Хотя бы потому, что ее упоминают в качестве некой идиомы, когда характеризуют патовую ситуацию. Именно об этом полотне мы сегодня и поговорим.РЕПИН.ПРИПЛЫЛИ: ТАЙНЫ ПОЛОТНА, КОТОРОЕ ТАК ЧАСТО ВСПОМИНАЮТ...Многим понятно, что у Ильи Ефимовича нет картины с таким названием. По одной из версий эта идиома возникла в связи с другой картиной Репина «Не ждали». Вспоминается даже школьный анекдот о Вовочке, который кроме Репина никаких художников не знал. Но есть и другая версия, как нам кажется, она более интересна. Именно ее мы сегодня и хотим поведать.


По этой версии на самом деле полотно это существует. Вот только создал его не Илья Репин, а художник Лев Григорьевич Соловьев. И называется полотно не «Приплыли», а «Монахи. Не туда заехали». Написано полотно в 1870-х и до 1938 года картина поступила в Сумской художественный музей. Однако еще ходит байка, что на картине существовала металлическая бирка с надписью "И.Я.Репин. "Приплыли". Было это в 1980-х годах. По другой версии в 1930-х годах картина висела на выставке рядом с полотнами Ильи Репина. Вот посетители и решили, что это работа мастера. А название «Приплыли» родилось само собой в народе. Теперь уже концов и не найдешь.

Впрочем, сюжет картины, несмотря на другое название, вполне укладывается в смысл, который вкладывают, вспоминая якобы произведение Репина. Когда ситуация приводит к конфузу участников, когда смешно и немножко стыдно, когда за поворотом (буквальным или аллегорическим) оказывается совсем не то, что предполагалось, мы выдыхаем и говорим: «Ну вот, картина Репина «Приплыли!». И улыбаемся – весело или саркастически в зависимости от ситуации.

Глядя на картину, к которой намертво пристало это название, сложно сохранить серьезность. Речка на околице, туманная погода, плохая видимость. На лодке – монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место. Но в тумане их лодку вынесло к берегу, на котором деревенские бабы моются. Эдакая женская баня на реке. Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать: картина Репина «Приплыли»!

Забавности сюжету придает тот факт, что монахи отнюдь не отводят очи от искушений дьявольских, напротив, не сводят с девиц глаз. Особое обаяние в картину привносят двое озорных ребятишек, которые единственные смотрят, кажется, зрителю прямо в глаза. Кажется, они и нас поймали на совсем не монашеском разглядывании голых барышень, и сейчас захохочут: попались, мол. А нам останется только согласиться и кивнуть: «Картина Репина «Приплыли», не отрицаем, мол».РЕПИН.ПРИПЛЫЛИ: ТАЙНЫ ПОЛОТНА, КОТОРОЕ ТАК ЧАСТО ВСПОМИНАЮТ...«Монахи» – далеко не единственный образец его творчества! Кисти Соловьева принадлежат прекрасные жанровые полотна и выразительные портреты. Более того, он много лет занимался педагогической деятельностью и дал путевку в жизнь знаменитым художникам. В нынешнем году исполнилось 179 лет со дня рождения этого замечательного человека.
Пастух-живописец
Лев Григорьевич Соловьев (1837 – 1919) родился в слободе Лушниковка Острогожского уезда, в простой крестьянской семье. Свою трудовую биографию начал еще в детстве – маленькому Леве довелось быть и пастухом, и поводырем для слепых. Тогда же паренек почувствовал тягу к живописи. Позднее художник вспоминал, что он с малых лет все время что-то зарисовывал, пользуясь за неимением красок углем и мелом. Данные опыты приметил заезжий иконописец и забрал талантливого самоучку с собой в Воронеж. Здесь он трудился в мастерской и активно занимался самообразованием. Позже жажда новых знаний привела молодого человека в Петербург. Соловьев посещал уроки в Академии художеств в качестве вольнослушателя. Живописные опыты самородка из народа благосклонно оценивали знатоки искусства. Его произведения неоднократно экспонировались на выставках Императорского общества поощрения художников…
В Северной Пальмире Соловьев провел шесть лет. Однако суетливая столичная жизнь оказалась ему не по нраву, и в 1878 году он вернулся в Воронеж.

В свое время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Он писал лики святых и расписывал храмы по заказу Воронежской епархии, преподавал иконопись в семинарии. Кстати, известно, что на праздновании полуторвекового юбилея учебного заведения в церкви Иоанна Богослова была выставлена особая «световая икона» кисти Соловьева (очевидно, он выполнил ее на стекле).
А в начале 1890-х открыл Частные рисовальные классы, что позже выросли в целую школу. Причем уроки в ней велись совершенно бесплатно! Таков был жизненный принцип Соловьева, видевшего в творчестве Божий дар, который люди призваны развивать в себе и бескорыстно передавать другим. Свое понимание духовных задач художника Лев Григорьевич описал в статье «Живопись и рисование». Он называл изобразительное искусство «всемирной грамотой человечества, научающей …читать живую книгу вселенной». А Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьевым и такими же подвижниками – супругами Пономаревыми, должна была по мысли создателей стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников.

Здесь приобрели первый опыт выдающиеся мастера живописи Александр Бучкури, Павел Шмаров, Елена Киселева, Александр Куприн и многие другие. После революции на базе школы открылись Воронежские свободные художественные мастерские, вокруг которых тогда «крутилась» вся творческая жизнь города.

До наших дней дошло немного его работ: две картины в музее города Острогожска, несколько этюдов в Русском музее и картина «Сапожники» в Третьяковке.

Часть работ художника хранится и в областном Воронежском художественном музее имени Крамского.РЕПИН.ПРИПЛЫЛИ: ТАЙНЫ ПОЛОТНА, КОТОРОЕ ТАК ЧАСТО ВСПОМИНАЮТ...

Картина дня

наверх