На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Знаменитые современники Репина на фото и в живописи: какими были в реальной жизни люди, чьи портреты писал художник

Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Он создал целую галерею портретов своих выдающихся современников, благодаря которым мы можем сделать выводы не только о том, как они выглядели, но и какими они были людьми – ведь Репина по праву считают тончайшим психологом, запечатлевавшим не только внешние черты позирующих, но и доминирующие черты их характеров. При этом он старался отвлечься от собственного отношения к позирующему и уловить внутреннюю глубинную сущность личности. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Начнем, пожалуй с его жен.Первой любовью Ильи Репина была юная Верочка Шевцова, дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Алексея Ивановича Шевцова, которая уже с девяти лет терпеливо позировала начинающему художнику. Вере пока было девять лет, а юноша Илья только подавал надежды и устраивался под крылышком Крамского, который и водил его по домам творческой интеллигенции.
Известно, что Вера влюбилась в Репина будучи еще студенткой Мариинского института. Когда в 1872 году ей исполнилось 16 лет, Илья и серьезная Вера с толстой косой, молчаливым нравом и несомненным талантом внимательной слушательницы вышла за художника замуж. И сразу заняла место в его рисунках и этюдах.
Репин писал жену самозабвенно. А она рожала ему детей, одного за другим.
Вера Алексеевна целиком и полностью разделяла интересы мужа, она не была чужда искусству и даже до замужества училась рисованию. Она была музой художника, часто позировала ему для его живописных работ.
По мере роста своей популярности Илья Ефимович все больше отдалялся от своей жены. До жены все чаще доходили слухи о его увлечениях другими женщинами, а она в это время уставала от домашних забот и постепенно стала превращаться из милой хозяйки блестящего художественного салона в блеклую тень художника.
А находящийся на пике популярности художник блистал и вовсю флиртовал с дамами. И не только, разумеется, флиртовал. О чем жена, хоть и молчала, была прекрасно осведомлена: страсть полыхала на лице Репина алым огнем. Он отдавался чувству полностью.
В конце концов, Вера потребовала развода. И напоследок отомстила супругу чисто по-женски: настроила всех четверых детей против отца. Репин до конца жизни вкушал горькие плоды этой мести – с детьми у него так и не сложилось близких или хотя бы ровных отношений.Жена Вера, фото семьи и еще один портрет жены.

Вторая жена Репина вызвала недоумение тех, кто с ним общался, еще более, нежели первая. "Вот-то чудеса: уж подлинно ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке", – не церемонясь, высказался критик Стасов о ней, о Наталье Нордман, дочери адмирала шведских кровей и совершенно оригинальной девице.
Её ревновали, ей завидовали. И самое главное: ей не могли простить, что, живя рядом с гением, она не находила полного удовлетворения в том, чтобы ему служить. Однако, именно это стремление быть самостоятельной личностью и нравилось Репину в его спутнице.
Наталья Борисовна Нордман ( -Северова-писательский псевдоним) родилась в 1863 г. в Гельсингфорсе (Хельсинки) в семье русского адмирала шведского происхождения и русской дворянки; финляндским своим происхождением она всегда гордилась и любила называть себя «свободной финляндкой».Ее крестили ее по лютеранскому обряду, и ее крестным отцом стал сам Александр II; Она получила прекрасное домашнее образование, знала несколько языков, занималась музыкой, лепкой, рисованием.
В 1884 г., в возрасте двадцати лет, она отправилась на год в США, где работала на ферме. После возвращения из Америки играла на любительской сцене в Москве. Жила она у своей близкой подруги княгини М. К. Тенишевой. Там она погрузилась «в атмосферу живописи и музыки», увлеклась «балетными танцами, Италией, фотографией, драматическим искусством, психофизиологией и политической экономией.
Они встретились, когда Наталья Борисовна пришла в мастерскую Репина, сопровождая Тенишеву, портрет которой писал Илья Ефимович. А потом, в 1898 году, Нордман поехала провожать его до Одессы, когда Репин отправился в Палестину. Вскоре оказалось, что Наталья Борисовна ждёт от него ребёнка. Прожив всего два месяца, девочка умерла.
Она была моложе его на 19 лет.Не привлекательная, небогатая, но умная и активная, она обладала редким свойством внезапно превратиться в очаровательную женщину.
Чтобы стать невенчанной женой Репина, Наталья порвала со своей семьёй. В первый же год знакомства влюблённые вместе поселились в дачном посёлке Куоккала, а вскоре перебрались в купленное Репиным на имя Натальи Борисовны имение “Пенаты”. Здесь Репин создавал свои живописные полотна, а Наталья Борисовна писала книги, занималась фотографией, организовывала жизнь в доме.Картина Репина и фото Натальи Борисовны.

Можно так же привести и их обоюдное как фото, так и картину.Пойдем дальше.Актриса Мария Федоровна Андреева | Фото: dayonline.ru и liveinternet.ruАктриса Мария Федоровна Андреева
Мария Андреева была не только одной из самых известных актрис начала ХХ в., но и одной из самых красивых и пленительных женщин – из тех, кого называют роковыми. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен». Говорили, что она была причастна к гибели промышленника и мецената Саввы Морозова. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов.М. Горький и М. Андреева позируют Репину. Финляндия, 1905 | Фото: mirtesen.ruМ. Горький и М. Андреева позируют Репину. Финляндия, 1905
Свидетелем создания этого портрета был писатель Куприн, и когда художник спросил его мнения, тот замешкался: «Вопрос застал меня врасплох. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Эта большая шляпа бросает тень на её лицо, и потом он (Репин) придал её лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным». Впрочем, многие современники видели Андрееву именно такой.И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. М. П. Мусоргский, фото | Фото: artchive.ru и philharmonia.co.ukИ. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. М. П. Мусоргский, фото
Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Он знал об алкогольной зависимости композитора и о тех последствиях для его здоровья, к которым она привела. Когда художник услышал о том, что Мусоргский госпитализирован в тяжелом состоянии, он написал критику Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Репин отправился к Мусоргскому в больницу и в течение 4-х дней создал портрет, который стал настоящим шедевром. Через 10 дней после этого композитор скончался.И. Репин. Портрет Льва Толстого, 1887, и фото писателя | Фото: palitra.co и edebiyathane.comИ. Репин. Портрет Льва Толстого, 1887, и фото писателя
Дружба Репина и Льва Толстого длилась 30 лет, вплоть до самой смерти писателя. Хотя их взгляды на жизнь и на искусство часто расходились, они очень тепло относились друг к другу. Художник написал несколько портретов членов семьи Толстого, создал иллюстрации к его произведениям. Репин изобразил и силу воли, и мудрость, и доброту, и спокойное величие писателя – таким, каким он его увидел. В доме художника бывала и старшая дочь Толстого Татьяна Сухотина, которая также стала моделью художника.Татьяна Сухотина, дочь Толстого, на фото и на портрете кисти Репина | Фото: e-vesti.ruТатьяна Сухотина, дочь Толстого, на фото и на портрете кисти РепинаОднажды к Репину обратилась мать начинающего художника Валентина Серова с просьбой посмотреть работы ее сына. В этой властной женщине Репин увидел черты непреклонной и гордой царевны Софьи Алексеевны. Он давно увлекался исторической темой и хотел написать царевну Софью в заключении, но никак не мог найти натурщицу, а тут она нашла его сама.Валентина Серова, мать художника, фото. Справа – И. Репин. Царевна Софья в Новодевичьем монастыре, 1879 | Фото: e-vesti.ruВалентина Серова, мать художника, фото. Справа – И. Репин. Царевна Софья в Новодевичьем монастыре, 1879Валентина Серова на фото и на портрете Репина | Фото: lechaim.ru, artchive.ru и rembr.ruВалентина Серова на фото и на портрете Репина
Очень долго пришлось Репину убеждать своего друга Павла Третьякова позировать ему для портрета – галерист был очень сдержанным и замкнутым человеком, он любил оставаться в тени и не хотел, чтобы его знали в лицо. Затерявшись в толпе посетителей своих выставок, он мог, оставаясь неузнанным, услышать их искренние отзывы. Репин же, напротив, считал, что все должны знать Третьякова как одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Современники говорили, что в жизни Третьяков был таким же скромным и крайне сдержанным, каким изобразил его Репин.И. Репин. Портрет П. М. Третьякова, 1883, и фото галериста | Фото: palitra.co и tphv-history.ruИ. Репин. Портрет П. М. Третьякова, 1883, и фото галериста
Все, кто лично был знаком с писателем А. Ф. Писемским, утверждали, что Репину удалось очень точно запечатлеть определяющие черты его характера. Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен), и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя.И. Репин. Портрет А. Ф. Писемского, 1880, и фото писателя | Фото: palitra.co и memory.loc.govИ. Репин. Портрет А. Ф. Писемского, 1880, и фото писателя
С особенной теплотой Репин писал портреты своих близких. Неподдельной нежностью проникнут портрет его дочери Веры на картине «Осенний букет».И. Репин. Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, 1892, и фото дочери художника | Фото: artchive.ru и e-vesti.ruИ. Репин. Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, 1892, и фото дочери художника. Вот еще пару интересных моментов.

Художник Г.Г. Мясоедов. Эскиз к работе Репина "Сыноубийца". Фото художника и портрет работы И. Репина (1904)

В.М.Гаршин.Эскиз к картине Репина "Сыноубийца", фото писателя и портрет работы Ильи Репина.И. Е. Репин пишет портрет Ф. И. Шаляпина. Фотография 1914 г.(потрет не сохранился)

Ну и в конце еще пару фотографий.

Картина дня

наверх