На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Оформление Москвы в дни коронации императора Александра III

Интересно посмотреть, как выглядела Москва в дни коронации. Хоть столицей и считался Санкт-Петербург, но императоры традиционно проводили коронацию в Москве. Посмотрим это на примере императора Александра III

Но вначале немного истории. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. Венчал царя глава церкви - митрополит, а позднее патриарх. Обряд проходил в Успенском соборе Московского Кремля. В центре храма на высоком ступенчатом постаменте ставился царский трон, а радом с ним - стул для митрополита. По обе стороны постамента располагались скамьи для духовенства. Царские регалии торжественно вносили в храм и размещали на покрытом дорогой тканью аналое (столе), возле постамента.

Впервые церемония венчания на царство была проведена в 1547 году. Первым русским царем стал великий князь московский Иван IV. В кульминационный момент церемонии венчания на царство Ивана IV (Грозного) в Успенском соборе Кремля митрополит Макарий возложил на него животворящий крест, золотую цепь, бармы и шапку Мономаха - наследственный венец русских государей, совершил обряд миропомазания, придавший венчанию сакральный характер.

На протяжении XVI века в церемонию вносились некоторые дополнения, связанные с ростом престижа царской власти. Так, царю Федору Иоанновичу кроме креста, золотой цепи, барм и шапки Мономаха был вручен скипетр. После того, как во время венчания царь Борис Годунов получил из рук главы церкви державу, процесс формирования комплекса царских регалий был завершен.

К 1613 году, ко времени венчания на царство первого представителя династии Романовых Михаила, в состав регалий, вручавшихся царю, входили: крест, золотая цепь, бармы и шапка Мономаха, скипетр и держава. Российских самодержцев венчали на царство по установленному обряду до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.

Венчания на царство всегда были пышными праздниками. В Успенском соборе собиралось не только духовенство, но и огромное количество самых именитых бояр. За церемонией следовал пир в Грановитой палате. В течение трех дней в Кремле и по всей Москве не смолкали колокольные звоны. Для народа выставлялось угощение. Объявляли амнистии.

При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что столица России официально была перенесена в Петербург, коронации по-прежнему проводились в Успенском соборе Московского Кремля. Первой на российский престол короновалась императрица Екатерина I – жена Петра I. Последней была коронация императора Николая II в 1896 году. А теперь вернемся к нашей истории.

После гибели от рук революционеров императора Александра II, в 1881 году на престол вступил его сын — Александр III. Торжественный въезд в Москву нового монарха состоялся спустя два года — 8 мая 1883 года. Московская городская дума ассигновала значительную сумму на украшение древней столицы, распорядившись «украсить путь, по которому состоится торжественный въезд Государя Императора в Москву, начиная от Триумфальных ворот у Тверской заставы и до Спасских ворот на Красной площади. Украшение должно заключаться в постановке по всему пути вдоль улиц и преимущественно на площадях; во 1-х) хоругвей, сооруженных по проекту художника В.О. Шервуд, с изображением на них Великих Князей и Царей, которые олицетворяют собою главные эпохи Русской истории; во 2-х) щитов с гербами всех губерний и областей, входящих в состав Российского государства, и в 3-х) различных знаков, флагов, мачт и проч.».

В день торжественного въезда на пути от Петровского дворца до Кремля все дома были украшены флагами, улицы посыпаны толстым слоем песка, скрывающим ухабы и рытвины. Вокзал московско-брестской железной дороги у Триумфальных ворот буквально был унизан массой круглых фонарей, газовых рожков и флагов. Крышу вокзала венчала большая корона, окаймленная пестрыми разноцветными шкаликами. По другую сторону Триумфальных ворот были выстроены места для зрителей и павильоны для генерал-губернатора, городского головы и гласных думы, московской мещанской и ремесленной управы и для ремесленных цехов.

Начиная от Триумфальных ворот мачты с гербами уездов Московской губернии, украшенные флагами и поставленные по сторонам на протяжении всей Тверской улицы были соединены перекинутыми через улицу перетяжками, с которых свешивались разноцветные национальные флаги. Чем ближе к центру города, тем праздничный декор и иллюминация становились более насыщенными, отличались большим изяществом и вкусом.

У Страстного монастыря места для публики были построены в трех пунктах, при въезде в Белый город, размещался павильон для встречи императорской четы председателем и членами московской земской управы. Павильон, 23,5 м в длину и четыре в ширину, выполнен, как и все убранство в русском стиле, с шахматною крышей, 14-ю колоннами, двумя башнями и фронтоном с гербами Московской губернии и ее уездов. На обе стороны фасада здание украшалось флагами. Внутри в виде палатки павильон был обтянут полосатой материей. Наибольший по размерам павильон находился напротив дома генерал- губернатора, он был предназначен для встречи Царя московским дворянством. Рассчитанный на 250 человек павильон в длину имел 33 м, в ширину, как и другие павильоны четыре метра. Внутри здание павильона было обтянуто серо-розовой материею с семью внутренними отделениями, тремя фронтонами, десятью колоннами, декорированными резьбою в стиле русских полотенец, и украшенными уездными и губернскими гербами, поверх которых была прикреплена императорская корона. На среднем фронтоне помещался государственный герб, а над всеми тремя фронтонами возвышались шпили. Позади павильона находился щит с фигурами и орнаментами для иллюминации.

Павильон располагался напротив дома генерал-губернатора. На фронтоне дома был закреплен государственный герб, изготовленный из газопроводных трубок, а под ним газом освещена надпись: «Боже, Царя храни». Над позолоченным балконом помещался императорский вензель из белых и розовых цветов, ниже которого под балконом по белому полю располагалась надпись: «10 мая 1883 года». Все карнизы, ребра окон, края крышы, остов фронтона были украшены стаканчиками. По тротуару перед домом располагалась декорация, убранная гирляндами из еловых ветвей, по зеленому фону которых размещались искусственные розаны. Далее по Тверской, ближе к Иверским воротам, на балконах и над навесами подъездов устроены были лари, драпированные материями красного и синего цветов. На углу Охотного ряда, под крышей, по гранатовому полю крепился императорский вензель, а над ним распустил свои крылья двуглавый орел. Под щитом помещалась картина, изображающая встречу и въезд Михаила Феодоровича в Кремль чрез Спасские ворота, слева располагалась картина, изображающая призвание Михаила Феодоровича на царство, а с правой стороны представлена трагическая смерть Ивана Сусанина под ударами поляков. С окон Лоскутной гостиницы свешивались ковры, обшитые золотой бахромой. На Воскресенской площади трибуны для гостей были устроены по обеим сторонам улицы. Здесь же на левой стороне располагался павильон для встречи императора московским губернатором с представителями губернских административных и судебных учреждений. Павильон, как и три предшествующие, был построен по проекту архитектора московского генерал-губернатора Федора Мельгрена.

Воскресенские ворота над Иверской часовней были убраны флажной материей и расцвечены флагами, а прилегающие к ним дома исторического музея декорированы по стенам иллюминационными щитами в виде звезд с расходящимися лучами, в середине которых помещены гербы и императорские вензеля. На Красной площади, слева у Воскресенских ворот располагалось здание губернского управления, драпированное флагами и металлическими гербами губерний и уездов. Далее, по той же стороне, между Никольской улицей и Ильинкой, возле памятника Минину и Пожарскому, тянулась почти одна сплошная декорация, украшенная шкаликами и шарами различных цветов.

Близ нее, выступая на первый план, были сооружены четыре хоругви с изображениями Петра Великого, Екатерины II, Александра I и Александра II. На первой из них размещалась надпись: «Да исчезнет тьма, и плоды просвещения да возрастут сильно во Царстве Твоем». На второй хоругви значилось: «Да возвеличат царство твое мужи чести и совета, призванные тобою, и да утвердится ими строй земли твоей!». Под изображением Александра I надпись гласила: «Да не усумнишся в народе Твоем среди восставшей из пепла столицы Твоей», а на четвертой хоругви можно было прочесть: «Да святится свобода верою и правдою и да явит силу свою под державою Твоею».

С правой стороны по Кремлевской стене, начиная от Никольских и кончая Спасскими воротами помещалось 42 транспаранта, с изображением различных гербов царств, княжеств, губерний и т.п. Будучи помещены между зубцами стены, они придавали безмолвной свидетельнице седого прошлого праздничный вид. Вся стена между транспарантами по карнизам и выступам, как и башни над Кремлевскими воротами, убрана была шкаликами.

На колокольне и куполах Василия Блаженного все было приготовлено к иллюминации. У подножия Кремлевской стены, на Красной площади, устроили бульвар, а впереди него раскинулся амфитеатр, рассчитанный на порядка 15000 мест для гостей, воспитанников учебных заведений и хоров, которые под управлением пяти капельмейстеров встретили Императорскую фамилию пением.

В день торжественного въезда императорской фамилии в Москву Кремль и все кремлевские постройки не были иллюминированы. Многие частные постройки сохраняли иллюминацию и украшение флагами еще с 6 мая — дня рождения наследника цесаревича Николая Александровича.

Вся Тверская улица была залита огнями, особенно выделялся дом генерал-губернатора, на фасаде которого сверху донизу горело бесчисленное множество лампочек и газовых рожков.

Из частных домов на Тверской в большей степени выделялась иллюминация домов Матейсена, Носова, магазинов Филиппова, Абрикосова и Арабажи, Лоскутной гостиницы. Все дома на Тверской улицы были освещены лампочками, газовыми рожками, электрическими лампами, почти на каждом доме красовались щиты и императорские вензели. Тверская улица, от Иверских ворот и до Страстной площади, была буквально запружена народом и экипажами, вынужденными останавливаться по несколько минут, чтобы двинуться далее.На Кузнецком мосту все магазины и дома были иллюминированы простыми лампочками или газовыми рожками, и хотя стечение народа было не так многочисленно, как на Тверской, но пройти можно было только с большим трудом. В день коронации, 15 мая 1883 года и два последующих дня Москва осветилась иллюминацией еще более торжественной, чем в день торжественного вшествия. Главным сюрпризом и центром всей иллюминации Москвы стало освещение Кремля, впервые выполненное с применением новейших технических достижений — электрического освещения.

Иллюминация Москвы состояла из двух частей — освещение Кремля и всех кремлевских построек, собора Василия Блаженного, Красной площади, Софийской набережной, Александровского сада, Большого и Малого театров, устроенного коронационной комиссией за государственный счет. В то время, как иллюминация частных домов и общественных зданий выполнялась за счет и по личной инициативе горожан и органов городской власти.

Проект иллюминации Кремля и близлежащих построек был задуман и составлен инженер-полковником Михаилом Фабрициусом, при содействии художника Петра Бойцова. Проект кремлевской иллюминации включал использование электрических ламп и прожекторов, шкаликов и фонариков со стеариновыми свечами, разноцветных бенгальских огней.

Эта часть иллюминации превзошла все ожидания: «она увлекала, очаровывала, доводила до забвения. Сказки тысячи и одной ночи не рассказывают таких чудес. Это уже не иллюминация, — это картина, нарисованная звездами на небесном фоне. Более — это знамение небесное. Это Кремль сияющий, Кремль лучезарный. И все это не гаснет в ту же минуту, как появилось, а блестит, светит, горит и пылает целые часы».

На Тайницкой башне Кремля был устроен подсвеченный электричеством «огненный фонтан», представлявший собой переливающийся разными цветами водяной каскад, низвергающийся с площадки башни в Москву-реку. Вся противоположная Кремлю набережная, от Большого Каменного моста до Москворецкого, была украшена неразрывной цепью золотистых гирлянд.

Из под тротуара вылетали мощные струи двенадцати высоких фонтанов, переливающихся радужными огнями. Переполненные массами народа мосты, освещенные снизу и сверху разноцветными огнями, убранные флагами, служили как бы живописной цепью между двумя ярко освещенными берегами Москвы-реки.

Вечером 15 мая дождь и ветер загасили на одной стороне Тверской улицы почти все шкалики, что позволило еще издали хорошо рассмотреть иллюминированные кремлевские башни и церковь Василия Блаженного. Здание сената, иллюминованное белыми матовыми фонариками, горело необыкновенно ярко, несмотря на дождь.

Ярко выделялся громадный государственный герб, вышиною 8,5 м, и царский вензель внутри большой звезды, равно как и гербы на Красной площади, расположенные на стенах Кремля, между Спасскими и Никольскими воротами.

Вдоль всей Красной площади тянулась легкая ажурная иллюминированная конструкция, образующая в центре большую арку, огибающую памятник Минину и Пожарскому, над аркой возвышался двуглавый орел, а по ее сторонам фигуры львов. Направо и налево, соединенные галереей столбиков и звезд, высилось по три башни. Между первой от памятника и двумя следующими — громадные арки, посреди которых помещены императорские вензеля. Все линии и фигуры унизаны бесчисленным множеством разноцветных огней, придающих всей декорации вид громадного ожерелья из драгоценных камней, сверкающих всеми цветами радуги.

В общей сложности для иллюминации было заготовлено 300 000 шкаликов и фонарей, 3 500 лампочек Эдисона и 8 больших электрических солнц. «В день первой иллюминации великолепный эффект производила Ивановская колокольня, выделявшаяся на темном фоне тремя огненными столбами.

Для иллюминации трех куполов и креста колокольни потребовалось 3500 лампочек Эдисона, из них 500 силою света в 16 свечей каждая, а остальные в восемь свечей; лампочки были расположены так, что образовали фестоны, гирлянды, различные рисунки, а также вензель Их Величеств, два государственных герба и два лавровых венка».

Другая часть иллюминации, устроенная городом и горожанами, повторяла в целом иллюминацию дня торжественного вшествия императорской фамилии в Москву. За счет городских властей были иллюминированы: Воскресенская и Театральная площади, Охотный ряд, Тверская улица и площадь, площадь у Страстного монастыря, Никитские и Триумфальные ворота, Арбатская площадь, бульвары: Тверской, Никитский, Пречистинский, набережная у храма Христа Спасителя и набережная между Каменным и Москворецким мостами. Фасад Большого театра был унизан бесчисленным множеством лампочек, образующих посредине огромного орла. Периметр площади образовывала огненная гирлянда. Напротив здания театра была устроена громадная иллюминация с электрическим солнцем.

21 мая состоялся народный праздник на Ходынском поле. Все постройки для народного праздника и отделка царского павильона были выполнены по проекту архитектора Василия Бадера строительным подрядчиком В.Н. Гиршем на средства, отпущенные коронационной комиссией. На отведенном для гулянья пространстве Ходынского поля были выстроены четыре театра, цирк, карусели, эстрада для песенников и музыкантов, мачты для лазанья на призы и т.п. Co стороны Петровского Дворца были устроены места для зрителей, между которыми располагался Царский павильон.

Главным режиссером и автором театрализованного праздника стал актер Императорских театров Михаил Лентовский. В оформлении народного гулянья участвовал Федор Шехтель.

Центральным эпизодом гуляний стало аллегорическое шествие «Весна», «идеей которого было образно представить постепенное развитие этого всевоскрешающаго времени года, победу жизни и добра».

Продолжавшееся в течении 9 часов 600-тысячное народное гулянье закончилось фейерверком у Ваганьковского кладбища и Всехсвятской рощи.

Следует отметить, что несмотря на массовость гулянья, в этот раз удалось избежать как проявлений вандализма, отметивших гуляние в дни коронации Александра II, так и не допустить чудовищной давки, приведшей к трагическим последствиям при организации народного праздника в 1896 году. Это, в существенной степени, является заслугой архитектора Василия Бадера, автора генерального плана гулянья.

На высоте была и организационная сторона, видя большое скопление народа, праздник был начат на два часа раньше назначенного времени. Одним из эпизодов праздника предполагалось перед отъездом государя, разбрасывание народу платков с поднятого в небо воздушного шара. В последний момент затея эта была отменена, все с той же целью недопущения хаоса и давки.

В Преображенской слободе 23 мая 1883 года состоялось еще одно событие, относящееся к коронационным торжествам — празднование 200-летнего юбилея русской армии.

Парад лейб-гвардии Семеновского и Преображенского полков и других частей регулярной армии закончился молебном с освящением новых знамен.

И еще один парад состоялся на Ходынском поле 28 мая у императорского павильона, оставшегося от народного праздника. Около 40 тысяч солдат и офицеров приняли участие в этом грандиозном параде, завершающем коронационные торжества.


29 мая 1883 года императорская фамилия возвратилась в Петербург, где была торжественно встречена губернатором, войсками и простым народом.

http://sazikov.livejournal.com/71213.html

http://karhu53.livejournal.com/27611446.html

http://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.regalii-...

Особая благодарность сотрудникам Российской государственной библиотеке за помощь в подборе и подготовке иллюстративных материалов.

Картина дня

наверх