На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...

Великие истории любви. История последней любви Клавдии Ивановны Шульженко

Это первый день их знакомства, который положил начало удивительной любви Клавдии Шульженко и Георгия Епифанова,  любви, у которой была предистория длиной в 16 лет.Клавдия Ивановна вынимает пачку писем и загадочно говорит: «Сейчас я вам что-то покажу,  — Узнаете? Знаете, почему я другие выбрасывала, а эти сохранила? За постоянство. Только инициалы. И столько лет! Отовсюду, даже из Арктики и Каракумов — и где вы только там почтовый ящик нашли? Даже муж был поражен и сказал, что это надо сохранить.

Первым сценическим опытом для Клавдии Шульженко стали семейные спектакли. Еще в Харькове вся семья бухгалтера управления железной дороги участвовала в импровизированных представлениях прямо во дворе собственного дома. Чаще всего ставили сказки, и публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Шульженко любил петь и надеялся, что его дочь тоже станет певицей.Клавдия Шульженко.Но сама она грезила кино и сценой. Девочка знала чуть ли не наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. По настоянию отца Клавдия Шульженко начала заниматься вокалом с профессором консерватории Никитой Чемизовым, но преподавателю учить юную исполнительницу было практически нечему: голос у нее был поставлен от природы.

На просмотре в театральную труппу Николая Синельникова Шульженко исполнила песню «Распрягайте, хлопцы, коней». Аккомпанировал будущей звезде заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский.

«Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — говорил Синельников молодой артистке. Так зародилась особая манера певицы: для каждой песни — свои интонации и свой образ, подкупающая искренность и видимая простота.

В 1923 году Клавдия Шульженко впервые пела на сцене — романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь», а спустя всего пять лет артистка выступала на сцене Мариинского театра на концерте ко Дню печати. Молодая певица приехала уже со своим репертуаром. Еще в Харькове артист Брейтингам и тогда студент консерватории Юрий Мейтус написали для Шульженко «Силуэт», балладу «Красный маяк» и зарисовку «На санках», которую Клавдия Ивановна исполняла многие годы.Клавдия Шульженко и Владимир Коралли с сыном Гошей

Клавдия Шульженко и Владимир Коралли с сыном ГошейВ Ленинграде, на сцене Мюзик-холла, она исполняла две песенки в спектакле «Условно убитый» на музыку Дмитрия Шостаковича. За дирижерским пультом был Исаак Дунаевский. Там же, на сцене Мюзик-холла, певица встретила будущего мужа — конферансье, исполнителя сатирических куплетов и чечеточника Владимира Коралли. Несмотря на рождение сына Георгия в 1930 году, творческая пара много гастролировала.Спустя девять лет Шульженко стала лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Три песни — «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка», исполненные певицей, поразили жюри.

Великая Отечественная война привела артистку в армию. Организованный в 1940-м году джаз-оркестр под управлением Шульженко и Коралли стал настоящим фронтовым ансамблем. Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, и на передовой. Неизменное концертное платье и каблуки — будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только во время блокады Ленинграда состоялось более 500 концертов. Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.

Одиннадцать лет Клавдия Шульженко ко всевозможным праздникам, которые были в советских календарях, получала поздравительные открытки, подписанные инициалами «Г.Е.». Писем с поздравлениями и благодарностями Клавдия Ивановна получала великое множество со всех концов страны. Однако её поразило постоянство неизвестного отправителя. Только спустя много лет она узнала имя того, кто тайно любил ее долгих шестнадцать лет. Письма, подписанные инициалами«Г.Е.» в течение долгих лет писал ей Георгий Епифанов. А спустя много лет благодаря общим знакомым она узнала, что Г.Е. — кинооператор Георгий Кузьмич Епифанов. Он любил её заочно долгих шестнадцать лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь.Германия. Берлин. 2 мая 1945 г. Военные кинооператоры Георгий Кузьмич Епифанов (слева) и Михаил Силенко у поверженного Рейхстага.

Сам Георгий Епифанов рассказывал, что ещё в 1940 году, оканчивая киноинститут, купил патефон и стал собирать пластинки. Так он услышал новый для себя голос, который его пленил. Он купил пластинку с песней «Челитта» и мог слушать её бесконечно. И с тех пор неизменно спрашивал в музыкальных магазинах: не появилась ли новая пластинка Клавдии Шульженко. Продавцы уже узнавали в лицо этого симпатичного парня.

Он не пропускал ни одного концерта любимой певицы, любимой женщины, неизменно покупая билет в первый ряд.Над его увлечением подшучивали, советуя обратиться к психиатру, и никто, даже сам Георгий, не мог предположить, что через много лет он станет смыслом жизни прославленной певицы, её горячо любимым супругом.

С первого дня Великой Отечественной войны Георгий Кузьмич был командирован вести фронтовые съемки. Однако даже в эти годы он ухитрялся всюду иметь при себе металлическую коробку из-под кинопленки с пластинками Клавдии Шульженко. Её простые песни и мысли о ней помогали ему. Он постоянно ощущал её присутствие. Ему казалось, что она незримо с ним рядом. Он не знал, где она и очень переживал за неё.

— Что с ней, где она теперь? Не ранена ли? Жива ли? — часто думал Епифанов.

А она бывала совсем близко. Дело в том, что во время войны джаз-оркестр под руководством Клавдии Шульженко и ее мужа Владимира Коралли стал фронтовым, и был прикомандирован к Ленинградскому военному округу. Только для защитников блокадного Ленинграда Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими задорными и душевными песнями выстоять и поверить в победу. Именно в это время стали всенародно любимыми «Синий платочек», найденный певицей среди старых сочинений польского композитора Е.Петербургского с новыми словами лейтенанта М.Максимова, а также «Давай закурим» и «Морячка».Когда война закончилась, Георгий Епифанов вернулся домой кавалером трёх орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны и множества медалей.

После войны Георгий Кузьмич продолжал работать кинооператором. Он объехал с кинокамерой по всему Советскому Союзу: Заполярье, Средняя Азия, Дальний Восток. Бывал и в Арктике. И ото всюду стал посылать открытки на домашний адрес Клавдии Ивановны, который к тому времени успел раздобыть.

После войны же у Шульженко все изменилось. Отношения с властями предержащими не складывались. В 1947 году журнал «Крокодил» выпустил эпиграмму:

Вы спели хорошо про встречи,
Про речи тоже и про руки.
Но слушать это каждый вечер.
Знакомой рифмой скажем - муки!

Клавдия Ивановна стойко воспринимала все обвинения в мещанстве, но петь пафосные советские песни так и не стала. Как-то в 1953 году ради «капустника» в ЦДРИ она отказалась петь перед Василием Сталиным. «По Конституции я тоже имею право на отдых!» - заявила она его адъютанту. От разбирательств спасла скорая смерть Иосифа Сталина.

Поддерживали Шульженко зрители. Однажды ей рассказали, что она спасла целый класс детей! Учительница с 23 учениками оказалась на линии фронта. Спрятались в окопе. Кругом дым, пальба. Вскоре все ориентиры - где свои, а где немцы - потерялись. Казалось, отовсюду раздается немецкая речь. И вдруг откуда-то полилась песня «Синий платочек». Школьники двинулись на голос певицы и вышли к советским окопам.

Шли годы. Клавдия Ивановна вырастила сына, рождённого в браке с Владимиром Коралли. Семейное фото с мужем — Владимиром Коралли и сыном Игорем.

В жизни Клавдии Ивановны все шло своим чередом — сначала хорошо, потом не очень. В начале 60-х Коралли развелся с Шульженко, обвинив ее в измене. Разменял квартиру, и на склоне лет Клавдия Ивановна оказалась в коммуналке. Джаз-оркестр распался. Коралли ушёл от неё, вместо него в их квартиру вселились чужие люди, ненавидевшие Шульженко, и её жизнь стала адом.

Георгий Епифанов те в редкие времена, когда бывал в Москве, жил вместе со своей пожилой мамой.

И вот 21 июля 1956 года, благодаря друзьям Сергею и Марианне Семеновой их знакомство состоялось. Зная о тайной влюбленности Епифанова, Марианна заявила  отдыхавшей в санатории певице, указывая на красавца- фронтовика: «Клавочка, кого я тебе привезла! Выйди на балкон! Там стоит мужчина, который всю жизнь от тебя без ума — кинооператор Георгий Епифанов».

«Кто, кто?», — спросила певица. А потом задумчиво повторяла: «Георгий Епифанов — Г.Е., Г.Е.».

Спустя четыре десятилетия после этих событий, а именно в 1996 году, Георгий Кузьмич расскажет своим близким людям:

— Я тогда впервые увидел ее так близко. Домашняя, естественная, земная. И такая родная-родная. Я, кажется, ничего, кроме «здрасьте», и сказать-то не смог — так растерялся. А потом, когда собрался уезжать, она вдруг спрашивает: «А можно и мне с вами?».

И вот она со мной, в моей машине. Адреса не спрашиваю — и так знаю. Единственное, чего я не знал, номера подъезда… Никогда прежде я не водил машину настолько бережно, как в этот день.

Попрощавшись, Клавдия Ивановна дала мне свой телефон и сказала: «Заходите на чаепитие…».

Я примчался к ней в тот же вечер. Пил чашку за чашкой, растягивая первое, выстраданное долгими годами свидание.

Георгий Епифанов и Клавдия Шульженко встретились, когда ему было 39, а ей 50 лет, и бросились в эту позднюю любовь, как в омут – с головой.Тем же вечером в Москве Епифанов пришел к ней на чай. Клавдия показала ему толстую пачку открыток, подписанных «Г.Е». Они долго говорили, и он все не мог уйти, делал шаг к двери и возвращался — хотелось говорить с ней, смотреть на нее… А уже ночью, когда Георгий все-таки собрался уходить, Клавдия Ивановна сказала, глядя в сторону, смущаясь своей смелости:

— Ну, вот что, Жорж. Вы уже или уходите, или оставайтесь.

И я, не веря в своё счастье, остался.

Мы стали супругами пред Богом и людьми. Я никак не мог поверить в свое счастье, мне всегда казалось, что это сказочный сон. С ней я познал настоящее полное счастье, узнал, что такое рай. Природа создала её существом удивительным, неповторимым. Инопланетянка!Много позже в одном из писем она признавалась:«Ты вошел в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, — великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось — все твоё».

Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на двенадцать с половиной лет, она родилась 24 марта 1906 года, а он 24 августа 1918 года. Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. Очень часто многие спрашивали: не ревнует ли он её? А Георгий Кузьмич неизменно отвечал:

— Она никогда не давала мне ни малейшего повода усомниться в её исключительной порядочности и верности. Она была натурой исключительно цельной, ревновать было бы нелепо.Георгий всегда боготворил свою супругу, считал ее неземным существом и прощал бесконечные и мучительные сцены ревности. Все знали, что Клавдия Ивановна ревновала его безо всякой на то причины, и некоторые люди норовили подлить масла в огонь. Однажды это даже привело к длительному разрыву. Их совместная жизнь длилась почти десятилетие, а разрыв затянулся на целых двенадцать лет, но любовь оказалась сильнее, и они воссоединились, и остались вместе теперь уже навсегда.

В Колонном зале шло юбилейное чествование Клавдии Ивановны Шульженко по поводу ее семидесятилетия. Она держалась королевой и пела замечательно. Зал слушал, завороженный. Телеоператоры очень часто направляли свои камеры туда, где сидел статный Епифанов.

Перед концертом Клавдия Ивановна позвонила ему и сказала:Юбилейный концерт Клавдии Ивановны по поводу семидесятилетия

— Ну, здравствуй, Жорж. Надеюсь увидеть тебя сегодня, как всегда, в первом ряду. Если я тебя не увижу…, — Клавдия Ивановна не смогла договорить, разволновалась.

Георгий пришёл на концерт и сидел в том же ряду, на том же месте, как и прежде. И его лицо светилось счастьем. А как иначе? Ведь она его всё ещё любит. И он её любит. И даже не как прежде, а ещё сильнее. А телеоператоры, снимавшие на плёнку юбилейный концерт Шульженко, запечатлели Епифанова, и, нет-нет, да и показывали его лицо посреди концерта. А люди, сидящие перед телевизорами, угадывали, что это не простой зритель, что, наверное, это — один из самых любимых зрителей певицы — её супруг.Георгий Кузьмич утверждал, что последующие годы Клавдия Ивановна и он оставались близки до самой её смерти и что это были восемь счастливейших лет его жизни. Обидно, что была в их жизни размолвка. Не будь размолвки они смогли бы прожить счастливо и все двадцать восемь лет!Последние годы актриса проживала в Москве, в доставшейся ей уже под конец жизни отдельной квартире. Будучи на пенсии, она оставалась верна своим привычкам, как и в молодости, предпочитала французскую парфюмерию, не умела экономить, не хотела расставаться с последними антикварными вещами, хотя большую часть давно уже распродала.

Клавдия Шульженко мечтала посетить Францию, могилу легендарной Эдит Пиаф, с которой ее сравнивали по силе и глубине таланта. Однако ее не выпускали, и певица побывала с гастролями лишь в Германии, Польше и Венгрии.

Клавдия Шульженко снималась в кино в эпизодических ролях, исполняла песни для кинокомедии «На отдыхе». В 1981 году увидели свет ее мемуары «Когда вы спросите меня…».Пожилую звезду советской эстрады часто навещали молодые музыканты, певцы, артисты, однако денег от них Клавдия Ивановна не принимала, брала только гостинцы. Удивительно, но только Алле Пугачевой удавалось обмануть бдительность гордой и талантливой женщины. Уходя, она потихоньку прятала под салфетку купюру, а Клавдия Ивановна потом удивлялась, думая, что сама ее там забыла.В Харькове есть 2 мемориальные доски, посвященные Шульженко.И одна в Москве

Клавдия Ивановна умерла 17 июня 1984 года. Её хоронили в дождливый день. В тот миг, когда гроб стали опускать в свежую могилу, внезапно появилось солнце, как будто тоже решило проститься с великой дочерью земли.Когда Клавдии Ивановны не стало, Георгий Кузьмич по-прежнему приносил её любимые желтые розы и ставил их к портрету Клавдии Ивановны. Все последующие годы Георгий Епифанов регулярно приносил на могилу жены ее любимые желтые розы и шелковый синий платочек. Он скончался 24 марта – в день рождения любимой женщины. И, тем не менее, синенький платочек кто-то неизменно привязывает на ограде ее могилы по сей день.
Он сберёг свой старинный патефончик и все пластинки с голосом Шульженко, выпущенные при жизни и после её смерти. Всю свою жизнь он берёг её фотографии, концертные программы со своими пометками, её письма и телеграммы, которых было более двухсот.

Лишь в марте 1996 года, за год до своей смерти, он впервые позволил своим самым близким людям прикоснуться к этим дорогим для него святыням. Всё это теперь хранится в музее Шульженко в Харькове.

Георгий Кузьмич Епифанов остался верен своей любви, хотя пережил её на двенадцать с половиной лет и умер в том же возрасте, что и она — в возрасте семидесяти восьми половиной лет.Похоронен Георгий Кузьмич на Введенском кладбище, а Клавдия Ивановна на Новодевичьем. Рядом с нею по просьбе её сына Игоря Владимировича в 1996 году похоронили её бывшего мужа Владимира Коралли.

Интересные факты
     Клавдия Ивановна отказалась прийти на новогоднюю вечеринку к сыну Сталина, сказав, что менять планы за несколько часов до нового года поздно и ее ждут друзья.
     Шульженко была первой советской актрисой, вышедшей на сцену в брючном костюме, она обожала наряды, изысканные духи. Французский несессер с парфюмерией Клавдии Ивановне удалось сберечь даже во время бомбежек в Ленинграде.
     Певица знала себе цену и не боялась властей. Когда ее пригласили на награждение орденом не в Кремль, а в другой зал, она отказалась от награды. Однажды Фурцева заставила ее ждать своей аудиенции, и Клавдия Ивановна, разозлившись, ушла, попросив передать, что «министр плохо воспитана».

https://nesnilos.com/znamenitosti/udivitelno-krasivaja-istorija-poslednej-ljubvi-klavdii-ivanovny-shulzhenko/

https://www.peoples.ru/art/music/stage/shulzhenko/history2.html

https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/vash-ge-tainstvennyy-poklonnik-klavdii-shulzhenko-mnogo-let-lyubil-ee-izdaleka/

https://www.komi.kp.ru/daily/23270/28620/

https://www.culture.ru/materials/96782/frontovaya-zvezda-klavdiya-shulzhenko

https://www.culture.ru/materials/96782/frontovaya-zvezda-klavdiya-shulzhenko

Картина дня

наверх