На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Это так, остался в истории, но все-равно был из когорты революционеров.Прогулки по Санкт...
  • Валерий Протасов
    Он остался в истории именно как деятель Временного правительства.Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Можно и так написать. Но от этого ничего не изменится. Или у нас только большевики революционеры? А эсеры? А меньшеви...Прогулки по Санкт...

Великие истории любви. Роберт Шуман, любовь и судьба

Любовь и страсть можно выражать по-разному – в стихах, картинах, книгах - Роберт Шуман выразил их в своей великой музыке. Но если бы не случилась в его жизни судьбоносная встреча с уникальной женщиной Кларой Вик, вряд ли сегодня мы знали бы великого композитора Роберта Шумана, рядом с именем которого всегда стоит имя великого Иоганна Брамса.В жизни каждого человека случаются такие встречи, но особенно яркий след они оставляют в жизни тех, кто от природы наделен тонкой, до болезненности, нервной системой, которая, к сожалению, часто оборачивается для них тяжелым недугом, преодолеть который они не в силах. Роберт Шуман был одним из тех, кто пополнил этот печальный список.Роберт Шуман родился в 1810 году в Саксонии в провинциальном городке Цвиккау и был пятым ребёнком в большой семье бюргеров. Отец-книгоиздатель еще в детстве привил ему любовь к книге, мечтая, что его сын станет поэтом или литературным критиком, мать мечтала о юридической карьере сына. Родители меньше всего хотели, чтобы их Роберт стал каким-то нищим артистом.

Судьба распорядилась иначе: однажды, услышав на концерте скрипку Паганини, будущий композитор навсегда преклонился пред музыкой. Мать любила мальчика больше других детей, но хотела, чтобы сын обучился «хлебной» профессии, она мечтала, чтобы Роберт стал юристом. Желание матери первоначало взяло верх — в 1828 году юный Шуман отправился в Лейпциг, где поступил в университет для изучения юриспруденции.

К сочинительству как своему призванию Роберт Шуман пришел достаточно поздно, когда ему было уже двадцать. Хотя музыкальные способности у него проявились очень рано и он даже занимался с местным органистом.
Но, несмотря на то, что будущий композитор поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет, уступив родительским желаниям, это не стало делом его жизни, а любовь к музыке вылилась сначала в страстное желание стать исполнителем. Правда, любовь к литературе и слову никуда не исчезла, позднее он стал издавать свой журнал и писать неплохие критические статьи на музыкальную тему.

Лейпциг был не только университетским городом, но и музыкальным центром Германии, в котором бурлила концертная жизнь. В городе было немало меломанов, приглашавших к себе известных композиторов и исполнителей. Как-то однажды юноша решил зайти в один из таких домов – к врачу-психиатру, жена которого периодически устраивала у себя музыкальные вечера.Панорама Цвиккау, хранящаяся в доме, где родился Шуман.

В этот вечер у нее в гостях был известный преподаватель музыки Фридрих Вик и с ним - его девятилетняя дочь. Это была очень худенькая, хрупкая девочка с большими грустными глазами. Когда она начала играть, все затихли в изумлении и восторге. Роберт, узнав, что это ее отец сделал из нее такую уникальную для своего возраста исполнительницу, захотел брать уроки у Вика.

Клара Вик появилась на свет в 1819 году и воспитывалась строгим отцом, который ушёл от жены, забрав малолетнюю дочь и её младших братьев к себе и запретив детям видеться с матерью. Тщеславный Вик ни на миг не сомневался, что его Клара станет великой пианисткой: он был одержим маниакальной идеей сделать из своего первенца — не важно дочь ли это или сын, — гениального, известного всему миру музыканта. Таким образом, Вик жаждал на века прославить своё имя.

Вик согласился и Роберт стал приходить к ним домой, но родители Роберта Шумана были категорически против того, чтобы сын продолжал учиться музыке. Они отправили его в другой университет, подальше от музыкальной столицы - в Гейдельберг. Но здесь Роберт Шуман познакомился с профессором Тибо, который увидел в юноше талант и посоветовал ему продолжать учиться.

На каникулах Роберт Шуман совершил небольшой вояж: в Венецию, Мюнхен и Франкфурт-на-Рейне, где давал концерты великий Паганини. Теперь молодой человек точно знал, кем он будет, только музыка сделает его счастливым. Он пишет родителям письмо о своей решимости посвятить музыке всю свою жизнь.

Наконец, мать решила спросить у Фридриха Вика, стоит ли сыну дальше заниматься музыкой и, получив утвердительный ответ, согласилась, чтобы сын вернулся к музыкальным занятиям и семья стала оплачивать его уроки у Вика. Роберт Шуман не просто брал уроки, а стал снимать в доме своего преподавателя комнату. Так изо дня в день он стал видеть Клару Вик, которую поначалу и не замечал, тем более, что вскоре у него состоялась помолвка с другой.Современники вспоминали, что Шуман даже в поездки брал картонную клавиатуру, на которой беспрестанно отрабатывал технику игры на фортепиано. Придумывая изощрённые упражнения, он однажды повредил себе правую руку, после чего врачи запретили музыканту играть, навсегда отобрав надежду стать великим пианистом. Продолжая занятия с Фридрихом Виком, будущий композитор в то время всерьёз увлёкся музыкальной критикой.

Страстное стремление стать виртуозом и превзойти всех исполнителей в технике игры на фортепиано, сыграли с ним злую шутку. Однажды, когда Фридрих Вик уехал с дочерью на гастроли, Роберт Шуман решил попробовать один прием, который помог бы ему выработать особую технику для каждого пальца.

Для этого один палец он привязывал к шнурку, закрепленному на потолке, а остальными бил по клавишам. Кончилось это тем, что он повредил средний палец, который перестал двигаться, и с карьерой музыкального исполнителя пришлось расстаться. Оставался запасной вариант - сочинять музыку. Роберт Шуман и до этого пробовал кое-что сочинять, но не связывал свою карьеру с композицией. Но раз уж так случилось…

Это со стороны легко можно сказать «что поделаешь, не случилось, не сошлось, не срослось», а для его неустойчивой психики и ранимости, обнаженности нервов и страстностью это стало первым серьезным ударом. Надо сказать, что у Роберта Шумана была плохая наследственность и предрасположенность к психическим заболеваниям.

Мать страдала маниакально-депрессивным психозом, отец – легкой формой шизофрении и одна из его сестер - душевным недугом. Роберт Шуман знал это, но до поры до времени наследственность никак не проявлялась. Только позднее стали появляться признаки меланхолии и нервных срывов. Правда, в 23 года у него случилась первая попытка суицида, а «для разрядки» он частенько прибегал к алкогольным застольям.После несчастного случая, Шуман со всей страстью своей души начал изучать композицию и серьезно заниматься сочинительством. Тем временем Клара Вик уже подросла, превратившись в молодую красавицу, а разница в девять лет уже не казалась непреодолимым препятствием. Она давно смотрела на него влюбленными глазами и только ждала, когда он, наконец, обратит на нее внимание. И это случилось: Роберт Шуман влюбился.

В 1836 году, когда Кларе исполнилось шестнадцать лет, Шуман впервые объяснился ей в любви. «Когда ты меня поцеловал тогда, — вспоминала она в своих письмах намного позднее, — я думала, что потеряю сознание… я едва удержала в руках лампу с которой провожала тебя к выходу». Девушка, уже давно питавшая нежные чувства к молодому пианисту, сразу же ответила взаимностью.Отец Клары ничего не подозревал, влюбленным удавалось обманывать бдительность тирана, но однажды и у него открылись глаза. Отец девочки был очень жестким человеком, если не сказать жестоким. Всех пятерых детей, которые у него появились в первом браке, при разводе с их матерью он забрал с собой, запретив всякое общение. Девочка и без того была не простой и очень болезненной: до четырех лет не разговаривала и казалась глухой, что случилось, видимо, на нервной почве из-за частых ссор родителей.После развода и переезда в Лейпциг девочка начала разговаривать и отец начал с ней заниматься музыкой и вся ее жизнь жестко контролировалась отцом, весь заряженный на маниакальную идею: сделать из своего первенца гениальную пианистку и второго Моцарта. Моцарта из Клары не получился, но гениальной пианисткой с очень неординарным репертуаром и виртуозной техникой исполнения, уступающей только Листу, она стала.

Узнав о любви Роберта и Клары, и что они хотят пожениться, Фридрих Вик категорически сказал «Нет». Шуман - недостойный жених для его гениальной дочери: во-первых, у него нет прочного финансового положения, во-вторых, всем известны его депрессии и «алкогольные разрядки», в-третьих замужество Клары может помешать ее музыкальной карьере.

Надо было срочно что-то делать, и отец увозит Клару из Лейпцига на полтора года в гастрольную поездку, запретив ей даже переписку с любимым. Страдания Роберта в это время выливаются в совершенно великолепные «Песни», принесшие ему всемирную известность. Через полтора года он решается ей написать письмо, где обращается к ней на «Вы» в надежде, что она его не забыла.

В 1837 году, когда Вики вернулись из продолжительного турне в Лейпциг, Клара написала любимому нежное письмо, передав его через общего друга Эрнста Веккера. С тех пор их тайные письма пересылались через знакомых, которые изо всех сил старались помочь влюблённой паре облегчить их страдания. «…Ты ангел-хранитель, посланный мне творцом. Ведь ты и только ты вернула меня к жизни…» — писал Шуман. Иногда друзья организовывали тайные встречи Роберта и Клары, и делалось это столь искусно, что даже суровый и бдительный Фридрих Вик долгое время не замечал пылкого любовного романа своей дочери.

Роберт Шуман Кларе Вик. 13 августа 1837 г.

Все ли вы еще верны и тверды? Как бы непоколебимо я в вас ни верил, но и самое твердое мужество поколеблется, когда ничего не слышишь о том, что человеку на свете всего дороже. А для меня дороже всего на свете - вы. Тысячу раз обдумывал я все, и все говорить мне: так должно случиться, если мы того хотим, и сообразно с этим действуем. Напишите мне простое «да», если согласны передать вашему отцу в день вашего рождения (13-го сентября) мое собственноручное письмо. Теперь он относится ко мне хорошо и не оттолкнет меня, особенно, если вы за меня еще попросите. Пишу в день Авроры. Ах, если бы нас разделяла всего одна заря! Главное, верьте твердо, что сбудется то, чего мы хотим и сообразно чему действуем. Об этом письме не говорите никому; иначе можно все испортить. Итак, не забудьте «да». Я должен иметь эту уверенность, прежде чем смогу думать о дальнейшем. Верю всею душой тому, что здесь написано, и скрепляю моим именем.
Роберт Шуман.

***

Клара Вик Роберту Шуману Лейпциг, 15 августа 1837 г.

Вы просите у меня лишь простого «да»? Такое крошечное словечко, и так важно? Но неужели сердце, полное невыразимой любви, как мое, не должно выговорить это словечко от всей души? Так я и поступаю, и душа моя шепчет вам вечное «да». Страдания моего сердца, бесчисленные слезы, - могу ли я все это выразить, - О, нет! Быть может, судьба захочет, чтобы мы, наконец, встретились и поговорили друг с другом - ваше предпочтение кажется мне опасным, но любящее сердце не обращает внимания на опасности. Итак, повторяю «да»! Неужели Господу угодно мой восемнадцатый день рождения превратить в день печали? О, нет, это было бы чересчур жестоко! Я также давно чувствовала, «что это должно совершиться», ничто в мире не обманет меня, и я докажу отцу, что и юное (сердце) может быт стойким.
Ваша Клара.
Роберт Шуман боролся за свою невесту четыре года. Еще дважды он делал предложение любимой и дважды отец Клары отвечал отказом. Наконец, утомленные безнадежностью ситуации, влюбленные решились на крайний шаг. Это им посоветовала сделать мать Клары, знавшая, что с Фридрихом спорить бесполезно. Единственный способ – обращение в суд. Только он мог вынести решение о заключении брака без согласия отца.

Процесс длился тринадцать месяцев, Фридрих Вик делал все, чтобы оттянуть решение суда как можно дальше, не гнушаясь ложью и откровенной клеветой на Роберта Шумана. Но, в конце концов, суд признал отсутствие веских причин для отказа молодым венчаться, одновременно приняв решение, заключить Вика под арест на восемнадцать суток за клевету.

Роберт и Клара обвенчались в маленьком костёле близ Лейпцига 12 сентября 1840 года. Поселились Шуманы в крохотном домике на окраине города. Клара давала концерты, Роберт сочинял музыку, а в свободное время они преподавали в консерватории. Знаменитые «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины». «Грёзы любви» Шуман создал именно в это счастливое время.
Мечта Шумана сбылась — Клара Вик стала Кларой Шуман! В день свадьбы невеста надела на голову миртовый венок, а Роберт преподнес ей свои «Мирты» — цикл нежных песен, написанных в честь любимой. Композитор позже вспоминал: «Сочиняя, я плакал и смеялся от радости, я не могу иначе, я хотел бы, как соловей, забыться в пении до смерти».

Рождение первого ребенка дало Шуману еще больший стимул к творчеству. Радость, как и беда, не приходит одна: премьера оратории «Рай и Пери» в лейпцигском Гевандхаузе имела огромный успех, и непримиримый Фридрих Вик, убедившись в том, что зять достиг всеобщего признания и славы, пишет Роберту: «Дорогой Шуман! Теперь мы не должны быть далеки друг от друга. Вы теперь тоже отец, к чему долгие объяснения? С радостью ждет Вас Ваш отец Фридрих Вик».
Для Роберта Шумана, страстно влюбленного в свою жену, начался самый плодотворный творческий период его жизни. К этому его толкала и необходимость содержать семью, в которой скоро стали появляться один за другим дети.

За 14 лет совместной жизни Клара родила восемь детей, последний из которых родился, когда Роберт был уже безнадежно болен и находился в психиатрической лечебнице. Он так и не увидел своего последнего сына. Клара с самого начала взяла на себя все заботы о детях и семье, став посредником между мужем и внешней обыденностью, к которой Роберт Шуман был совершенно не приспособлен. Когда Клара уезжала на гастроли он быстро впадал в депрессию и начинал пить, и снова оживал, когда она возвращалась.Роберт был глубоко начитанным и образованным человеком с тонкой и пылкой поэтической душой, глубоким интеллектом и литературным даром. В юности, делая выбор между литературой и музыкой, он сначала склоняется к поэзии и с упоением пишет один за другим стихи, романы, трагедии, увлекается Шиллером, Байроном, Жан Полем, но музыка берет верх. И вскоре снова выбор – между юриспруденцией и музыкой, прозой и поэзией, где все-таки побеждает музыка, но он не оставляет и литературных трудов.

Даже находясь в больнице, Шуман мечтает издать литературный сборник, собрать в нем свои стихи, статьи о музыке и музыкантах. За несколько лет до женитьбы он, вместе с друзьями-соратниками, учредил «Новую музыкальную газету», в которой в течение десяти лет, с 1834 по 1844 год, постоянно публиковал под разными псевдонимами свои критические музыкальные статьи, поддерживая молодых музыкантов, с юмором и сарказмом критикуя старую гвардию с их устаревшими музыкальными пристрастиями. С юношеским максимализмом и полный романтических ожиданий, он пишет:

«Назначение юности заключается в том, чтобы расцепить старое время, которое еще тысячью звеньев держится за прошлое столетие. Одной рукой молодежь разъединяет цепь, другой указывает на будущее, где она станет господствовать в новом царстве, которое, как рай Магомета, обвито чудными алмазными нитями и хранит в своих недрах чуждые, невиданные еще вещи, о которых нам уже сообщал Бетховен, и повторил светлый юноша Шуберт своим детским, умным, сказочным языком».

Газета быстро приобрела популярность и известность. Ее ждали, обсуждали, а молодой Шуман стал известен всем любителям музыки больше как редактор и постоянный автор новомодной газеты, чем как композитор. На его музыкальный композиторский гений мало кто обращал внимание, тем более, что, будучи очень щепетильным, он избегал обращаться за помощью к друзьям.

Единственной в то время почитательницей его музыкальных произведений, часто и много их исполнявшей, была любимая жена - Клара Вик-Шуман. Но такая ситуация после женитьбы стала его напрягать, потому что самым лучшим способом стабилизировать финансовое положение семьи могла быть только популяризация его как композитора, печать и исполнение его музыкальных сочинений.

Их к тому времени накопилось немало. Уже был написан блистательный, задорный и веселый «Карнавал», в котором Роберт Шуман впервые в истории музыки проявил себя как блестящий знаток разных композиторов, представивший каждого из них под видом масок, но с характерным для каждого стилем.Там же он создает музыкальную линию Клары Вик под маской Киарины, а также - марш нового музыкального братства – Давидсбюндлеров – союзников царя Давида, духовно близких друг другу. После «Карнавала» он пишет сонату, которую посвящает Кларе от имени Эвсебия и Флорестана, под чьими именами Шуман публиковался в своей газете.

Их музыкальные линии - диаметрально противоположны, как и в статьях. Эти персонажи противопоставлялись друг другу, хотя в том и другом случае это был один человек. Биполярность была характерной чертой Роберта Шумана: один - Эвсебий – мягкий, интеллигентный и терпеливый, другой – Флорестан – резкий и саркастичный. Раздвоение личности плохо кончилось для Шуберта.

В 1838 году, когда Клара дала согласие на брак, Роберт пишет цикл «Детские сцены», в котором воплотил свои детские воспоминания и грёзы. Позднее это произведение вдохновит Чайковского на «Детский альбом». Для создания благоприятного имиджа в 1840-м году он обращается в Лейпцигский университет с просьбой присвоить ему титул доктора философии, что и было незамедлительно сделано.

Брак с Кларой оказался очень счастливым и придал творчеству Шумана новый импульс. В год бракосочетания под воздействием всех событий композитор создает замечательный цикл из 138(!) песен, в числе которых любимый многими «Любовь и жизнь женщины».

На следующий год он пишет четыре симфонии, еще через год – несколько произведений для квартетов и квинтетов, потом – ораторию «Рай и Пери». Произведение следует за произведением, закончив одно, у него тут же возникает другая идея. Он едва успевает записывать. Закончив произведение, он просто забывает о нем и когда ему показывают, он не узнает его, но хвалит, говоря, что появился интересный новый композитор.

Работал он очень много, лихорадочно и с большим напряжением сил. По-другому не умел, он весь отдавался музыке. Творческая лихорадка сменялась апатией и меланхолией, которые все чаще навещали его. Об этом периоде времени композитор пишет:

«Прежде я долго раздумывал, теперь едва вычеркиваю ноту. Теперь все идет как бы само собой, и иногда мне кажется, что я мог бы все играть и играть и никогда не кончить».

Все его произведения, так или иначе, имеют в своей основе литературные сюжеты, в чем его неоднократно упрекали, но это были всегда оригинальные и самостоятельные произведения, а не просто иллюстрации к текстам. Вскоре Мендельсон приглашает Роберта Шумана преподавать в созданную им Лейпцигскую консерваторию, но педагогическая работа требовала совсем иных качеств, нежели те, которыми обладал Роберт Шуман.

Он весь был в себе, в своих звуках, фантазиях, воображении. В его голове постоянно звучала музыка, которую он старался быстрей донести до дома, чтобы успеть записать. Он говорил, что все его произведения написаны кровью сердца. Уединение его не тяготило, он стремился к нему, главное, чтобы семья и Клара были рядом.Внутренняя сосредоточенность на музыке и своих переживаниях делала его молчаливым и задумчивым, разговоры тяготили. Он избегал людей, особенно незнакомых, да и знакомых – тоже. Роберт Шуман старался как можно реже бывать там, где собирались люди. О его молчаливости ходили легенды. Он мог часами молчать, находясь в гостях, или отправляясь с кем-нибудь на прогулку; у него не хватало энергии на внешние проявления. Как-то Рихард Вагнер, возмутившись молчанием Шумана, записал:

«Шуман – высокоодаренный музыкант, но невыносимый человек. Когда я возвращался из Парижа, то навестил его, говорил о положении музыки во Франции, потом о состоянии ее в Германии, говорил о литературе и политике – он же оставался нем почти целый час! Ведь невозможно же говорить всегда одному! Невыносимый человек!» Шуман же, в свою очередь, нашел, что «Вагнер – умный малый, полный причуд, но говорит безостановочно, что под конец становится нестерпимо!»

Прошло четыре года, Шуман прекращает журналистскую деятельность в газете, передав ее другу и благословив продолжать начатое когда-то дело. Последняя попытка заняться общественной деятельностью – согласие в 1850-м году на руководство оркестром в Дюссельдорфе.

Но и из этого ничего не вышло: он не мог выразить словами то, чего ждал от оркестра, не умел задать темп, который ему всегда казался быстрым, взмахи палочки становились все менее определенными и понятными. В конце концов, когда однажды он не пришел на репетицию, оркестр выбрал себе другого дирижера, а через три года заключенный с ним контракт не был продлен.

Но зато он много гастролирует вместе с женой, она исполняет его музыку, популяризируя ее и давая возможность слушателям к ней привыкнуть. Но его известность в Европе все-таки меньше, чем Клары. Вопреки опасениям отца, Клара не оставила концертную деятельность, став самой известной и популярной исполнительницей фортепианной музыки. Его стало тяготить то, что его жена более популярна, чем он, стали проявляться и первые признаки болезни.

Особенно болезнь они обострились после гастролей в 1844 году в Россию, где его представляли как мужа знаменитой и гениальной пианистки. Он тихо страдал и плакал.

Вернувшись домой, Шуман был подавлен и разбит, он всё больше уходил в себя, становился замкнутым и нелюдимым: «…Моё положение рядом со знаменитой женой становится всё унизительнее… Судьба смеётся надо мной. Неужели я просто муж Клары Вик и ничего больше?»

Но время все расставило по своим местам. Сегодня знают гениального Роберта Шумана и мало кто знает Клару Вик, разве что по истории ее любви сначала с Шуманом, потом - с Брамсом.Когда 1 октября 1853 года молодой, худощавый Брамс появился на пороге их дома, хозяин записал в своём дневнике: «Визит Брамса (гений)». А уже через месяц немецкий музыкальный журнал опубликовал статью Роберта Шумана, где тот писал: «Я думал… что должен явиться кто-то, кому суждено идеально воплотить высшее начало нашего времени… И он явился… Имя его — Иоганнес Брамс… Сидя за фортепьяно, он открывал нам чудесные страны, всё плотней окутывая нас своими чарами». Говорили даже, что якобы столь сильная связь двух мужчин породила помимо дружбы и другие отношения, но это по сей день остаётся лишь домыслами.

Пробыв месяц у Шуманов, Брамс уезжает обратно, увезя с собой неизгладимое впечатление от уже немолодой к тому времени женщины. О болезни хозяина он не догадывался.

Клара, продолжая давать концерты по городам и весям, старалась помочь мужу: окружила его заботой, терпеливо переносила нервные срывы, которые усугублялись с каждым днём. Больного композитора мучили слуховые галлюцинации, иногда он даже не узнавал детей и жену, а однажды, пытаясь избавиться от маниакально преследовавших его образов, бросился с моста в Рейн. Посиневшего от холода, потерявшего сознание Шумана вынесли на берег прохожие.Могила Роберта Шумана

Через год нервные приступы Роберта Шумана стали повторяться чаще, а после неудачного суицида в 1854 году он окончательно понимает, что болезнь необратима и просит поместить себя в психиатрическую больницу.Брамс, 1853 год.

Клара пишет Брамсу и просит приехать помочь ей в сложной ситуации. Брамс приезжает. Помогает и финансово, и с хозяйством, и с детьми, которых уже шесть, и она беременна седьмым. Брамс позволяет ей уезжать на гастроли, навещает в ее отсутствии Роберта Шумана в лечебнице, в которую Кларе вход строго запрещен.

Так прошло мучительных два года. В начале 1855 года у врачей появилась надежда на выздоровление Шумана. У него вновь возник интерес к сочинительству, он стал читать и даже совершать самостоятельные прогулки. И все же это было временное улучшение. Длительная разлука с любимой женой и детьми (сына, родившегося после госпитализации, он так и не увидел) сказалась на его самочувствии. 23 июля 1856 года Кларе принесли телеграмму из клиники: «Если хотите увидеть мужа живым, немедленно приезжайте». Позже Брамс, сопровождавший женщину в этой поездке, рассказывал о потрясении, которое он испытал во время свидания супругов: «Он лежал с закрытыми глазами, она стояла перед ним на коленях. Он узнал ее и очень хотел обнять, но не смог поднять руку. Говорить он уже не мог». Через шесть дней смерть наконец избавила Роберта Шумана от страданий. Скончался Роберт Шуман в больнице, от истощения, в 1856 году, наконец-то избавившись от своих страданий. Ему было всего сорок шесть лет. 

После смерти супруга на руках Клары остались восемь детей. Вдова Шумана пережила композитора на целых сорок лет. Первое время Брамс оставался рядом с Кларой и помогал ей вести хозяйство. Спустя полгода он вернулся на родину в Гамбург. Все знавшие Брамса понимали, как трепетно любит молодой композитор вдову Шумана. Друзья и близкие ожидали, что они вскоре поженятся. Но этого не произошло, возможно, по нескольким причинам. Но это другая история.
Брамс так и остался неженатым. До смерти Клары, в течение сорока лет, друзья вели непрерывную переписку. Когда Клара умерла во Франкфурте 20 мая 1896 года, Брамс очень тяжело переживал её уход. Через год он умер.
Клара всегда превосходно исполняла сочинения Шумана и продолжала играть их в концертах и после его смерти. И хотя очень много времени уходило у нее на детей, Клара Шуман сумела занять почетное место среди пианистов XIX столетия. До самой своей кончины в 1896 году она продолжала ревностно охранять и популяризировать музыкальное наследие своего гениального мужа. Последний концерт прославленная пианистка дала в возрасте 72 лет.
Нельзя не отметить, что время всё расставило по своим местам: имена Шумана и Брамса знает каждый, кто хоть мало-мальски интересуется классической музыкой, а о Кларе Вик помнят только специалисты-музыковеды.
Историю любви Клары и Роберта Шумана можно увидеть в старом сентиментальном американском фильме «Песнь любви» (Song of Love, 1947 год, США, в роли Клары – Кэтрин Хепбёрн).
И Возлюбленная Клара / Clara Оригинальное название: Geliebte Clara производство-Германия 2008год

https://obiskusstve.com/1237023795270650678/robert-shuman-ly...

http://www.liveinternet.ru/users/rigic/post223812004/

http://www.lovestuff.ru/lovestory/xix/270.html

Картина дня

наверх