На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...

Шампанское в русской поэзии

Игристое, золотое, легкое шампанское – спутник побед и торжеств – часто упоминали в стихотворениях русские поэты. Вспоминаем строки о шипучем вине мы.

Век просвещения

Хотя говорят, что с шампанским русских познакомили еще при Петре I, но в России его было мало даже при Екатерине Великой. Во-первых, только разрабатывались технологии, которые бы позволяли везти это взрывоопасное вино на большие расстояния. В частности, знаменитая бутылка из экстракрепкого стекла только начала входить в обиход. Во-вторых, главная законодательница моды, императрица, под конец правления разлюбила все французское. Ведь именно из Франции приходили опасные вольнодумные идеи. С победой Французской революции императрица ввела эмбарго, которое, помимо всего прочего, препятствовало ввозу шампанского в Россию.Упоминания шампанского в поэзии той эпохи какие-то бытописательские. Так, Державин в знаменитой оде «Фелица» признается, что запивает «шампанским вафли». Еще он свидетельствует о разнообразии барной карты:

Младые девы угощают,
Подносят вина чередой,
И алиатико с шампанским,
И пиво русское с британским,
И мозель с зельцерской водой.

(«К первому соседу», 1780)

При Павле I запрет на ввоз французских товаров также продолжался, однако император, в отличие от матери, шампанское любил — быть может, ей назло. Считается, что именно при нем появилась традиция поднимать за здравие монарха бокалы, наполненные этим игристым вином. Но «национальным русским напитком» оно пока еще не стало: в начале XIX века Батюшков сочиняет шутливое двустишие:

«Налейте мне еще шампанского стакан,
Я сердцем славянин — желудком галломан!»

Российские победы

Хотя уже в 1806 году фирма по производству шампанских вин «Клико» вышла на русский рынок, истинное знакомство русских с шампанским началось с победы над Наполеоном и входа наших войск во Францию. Финальный общий смотр русской армии в 1815 году перед возвращением на родину Александр I провел на равнине у горы Монт-Эме — в коммуне Вертю. Той самой, в регионе Шампань, в 27 км к западу от города Шалон-ан-Шампань.Шампанское в русской поэзии


Шампанское в русской поэзии
Шампанское в русской поэзииЕстественно, русские войска квартировали в Шампани повсюду — и опустошили все подвалы. Однако мудрая вдова Клико — хозяйка легендарной марки — произнесла, подсчитывая убытки, пророческие слова: «Сегодня они пьют. Завтра они заплатят». И стремительно организовала поставки своего шампанского в колоссальных количествах на русский рынок, чтобы опередить конкурентов. В итоге в XIX веке Российская империя стала вторым в мире потребителем шампанского.

Однако в поэзии этого периода шампанского еще мало: времени у поэтов не хватало. Впрочем, в том же 1815 году гусар-поэт Денис Давыдов все же мечтательно писал в своей деревеньке о Aÿ-Champagne:

Пустыня тихая, сует уединенна,
В тебе я позабыл все горести мои!
Но будь ты на холмах Аи ―
Тогда была бы совершенна!

(«К моей пустыне», 1815)

А также признавался в «Гусарской исповеди»:

«…Люблю разгульный шум, умов, речей пожар
И громогласные шампанского оттычки».

(Это не помешает ему потом сетовать: «Жомини да Жомини! А об водке — ни полслова!».)

Золотой век русской поэзии

Этот недостаток посвящений шампанскому с лихвой окупят младшие современники героев Отечественной войны 1812 года — поэты пушкинского времени.

«Книгой», которой зачитывалось все его поколение, называет шампанское Петр Вяземскийв своих стихах, посвященных Денису Давыдову и озаглавленных «Эперне» (именно в этом городе — штаб-квартира Moet & Chandon, одного из крупнейших производителей шампанских вин). Впрочем, воспеванию этого вина посвящено все стихотворение.

Икалось ли тебе, Давыдов,
Когда шампанское я пил
Различных вкусов, свойств и видов,
Различных возрастов и сил,

Когда в подвалах у Моэта
Я жадно поминал тебя,
Любя наездника-поэта,
Да и шампанское любя? <…>

Моэт — вот сочинитель славный!
Он пишет прямо набело,
И стих его, живой и плавный,
Ложится на душу светло.

(«Эперне», 1839–1854)

У Вяземского шампанское вообще появляется постоянно:

«вином кипит сияющий хрусталь»,
«Моэта из бутылки брызжет хладный кипяток!»,
«…Дар благодатный, дар волшебный
Благословенного Аи
Кипит, бьет искрами и пеной!»,
«…Салфеткою спеленутую чинно,
Несут вдову Клико, согретую в руках» и так далее.Шампанское в русской поэзии_5

Шампанское в русской поэзии_5А для Пушкина это вино, например, — «масло, топливо», из-за которого не «гасло» литературное общество «Зеленая лампа». Шампанское поэт явно обожал.

«Евгений Онегин» (наполненный упоминанием различных марок настолько, что сегодня автора обвинили бы в продакт-плейсменте) им прямо брызжет несколько глав подряд. Вот Пушкин хвалит вино урожая легендарного 1811 года:

«…Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток».
Вот использует его для характеристики хандры главного героя:
«…Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой».

Социальное положение Лариных автор подчеркивает тем, что у них пьют не настоящее игристое из Франции, а отечественное, из южных губерний:

«Да вот в бутылке засмоленной
Между жарким и бланманже
Цимлянское несут уже».

Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.
Оно сверкает Ипокреной;
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и веселых снов!

Но изменяет пеной шумной
Оно желудку моему,
И я Бордо благоразумный
Уж нынче предпочел ему.
К Аи я больше не способен;
Аи любовнице подобен
Блестящей, ветреной, живой,
И своенравной, и пустой...

(«Евгений Онегин», гл. 4, 1828)

Не забывает Пушкин шампанское и в других произведениях:

«кипишь ли ты, златая чаша?»,
«вино струится, брызжет пена» и т.п.
Цимлянское он то хвалит:
«Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих»,
то упоминает в проклятии:
«Да будет проклят дерзновенный…
Пускай не в силах будет пить
Или, стаканами владея
Лафит с цымлянским различить!»
Наконец, он формулирует актуальную до сих пор мудрость:
«Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».Поэты пушкинского времени знали, что шампанское — одна из ценнейших вещей на этом свете — и на том. Молодой Дельвиг в день своего рождения писал так:

Я пирую, други, с вами,
И шампанское в стекло
Льется пенными струями.
Дай нам, благостный Зевес,
Встретить новый век с бокалом!
О, тогда с земли без слез,
Смерти мирным покрывалом
Завернувшись, мы уйдем
И, за мрачными брегами
Встретясь с милыми тенями,
Тень аи себе нальем.

(«В день моего рожденья», 1819)Любовь к шампанскому заметна и у Боратынского:

«Гоненьям рока, злобе света
Смеюся я:
Живет, не здесь, в звездах Моэта
Душа моя!»
Каким-то образом шампанское становится символом свободы. Цензура запретила стихотворение Боратынского «Пиры» (1826), в частности, из-за сравнения шампанского сорта аи, которое
«свободою кипит»,
с «гордым умом, не терпящим плена».
Так сильны в то время были воспоминания о декабрьском восстании.

Полный влагой искрометной,
…Зашипел ты, мой бокал!
И покрыл туман приветный
Твой озябнувший кристалл...
<…>

Чем душа моя богата,
Всё твое, о друг Аи!

(«Бокал», 1835–1836)

Да, кстати, ведь и в «Путешествии Онегина» декабристы ведут дружеские споры «между Лафитом и Клико»... Веневитинов прямо пишет в 1825 году, что шампанское ему внушило предчувствие: его друзьям суждено «для свободы созреть, как вино». Когда Чацкого в «Горе от ума» подозревают в вольнодумстве, то один из пороков, который ему приписывают, — тоже оказывается любовь к этому вину:

«Шампанское стаканами тянул.
- Бутылками-с, и пребольшими.
— Нет-с, бочками сороковыми».

Середина XIX века

Со временем, благодаря лавинообразному росту импорта французских вин, а также возникновению большого количества отечественных виноделен, игристые вина перестают быть прерогативой аристократов — и, соответственно, мечтой поэта. Их практически нет у Лермонтова (разве что «В стекле граненом дар земли чужой / Клокочет и шипит аи румяный» в малоизвестной поэме «Сашка»). А к середине века шампанское становится чуть ли не синонимом пошлости. Недаром «Бесприданница» Островского начинается с того, что купцы пьют его поутру — причем из чайника (потому что в чайных алкоголь по закону не продавали).Шампанское в русской поэзии_1

Шампанское в русской поэзии_1
Шампанское в русской поэзии_1Никаких восторгов нет, например, у Некрасова:

Я герой!..
Припеваючи жить
И шампанское пить,
Завираться!
Жребий мой:
Вечеринки давать,
И себя восхвалять,
И стишки издавать,
И собой
Восхищаться!

(«Стихотворение, заимствованное из Шиллера и Гете», 1845–1846)Славянофилы, нелюбимые Некрасовым, у него

«В Петербурге шампанское с квасом
Попивали из древних ковшей».

У Апухтина:
«Притворяются гости, что весело им,
И плохое шампанское льется рекою...».

Бенедиктов же считает, что:
«Если ж кто в страхе над жизненным морем
Дух врачевал свой кипучим клико,
― Други, поверьте, тот хвастал лишь горем,
Скорби не знал, не страдал глубоко».

Серебряный век

Но наконец — время реванша! Вторая волна великой русской поэзии в начале XX века воспевает шампанское так же сладко, как и первая веком ранее.Недаром «король поэтов» Игорь Северянин восклицает:

«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!».
В другом месте Северянин пишет:
«Шампанским пенясь, вдохновенье
Вливалось в строфы — мой бокал».

Для него оно также символ чистоты:

Шампанского в лилию! Шампанского в лилию!
Ее целомудрием святеет оно.
Mignon с Escamilio! Mignon с Escamilio!
Шампанское в лилии — святое вино.

Шампанское, в лилии журчащее искристо, —
Вино, упоенное бокалом цветка.
Я славлю восторженно Христа и Антихриста
Душой, обожженною восторгом глотка!

(«Шампанский полонез», 1912)Шампанское в русской поэзии_2

Шампанское в русской поэзии_2
Шампанское в русской поэзии_2

Александр Блок в ресторане послал:

«черную розу в бокале золотого, как небо, аи»,
а также знает, что
«хмельней золотого аи… были страшные ласки твои...».

Цветаева взывает:

«Шампанское вероломно,
А все ж наливай и пей!»

Георгию Иванову «шампанское взоры туманит»,

а Вертинский, продолжая ботаническую тему Блока и Северянина, сыплет «в шампанское цветы».

Революция

Разумеется, после победы большевиков шампанское отправляется туда же, куда фарфоровые слоники и кружевные салфетки. Прочь.Шампанское в русской поэзии_3

Шампанское в русской поэзии_3
Шампанское в русской поэзии_3
Шампанское в русской поэзии_3

Резкий Маяковский осуждает капиталистический дирижабль Умберто Нобиле, зазря погибший в северных льдах: Настоящему советскому человеку эта роскошь не нужна, считает Маяковский:

«Не карты полюсов он вез с собой, а крест,
громаднейший крестище... и шампанское!»

От трудов
своих
почив,
занавесившись с опаскою,
выдували
нэпачи
зашипевшее шампанское.

(«Итоги», 1929)

В СССР

Со временем отношение к шампанскому (тем более что теперь появилось и «Советское») смягчается. Впрочем, теперь это — не просто алкоголь, а поэтический символ, унаследованный у предыдущих веков. Так, Евтушенко в «Памяти Ахматовой» сетует, что ее пальцы забыли «холодок Аи, и поцелуи в Ницце, Петербурге». А вот Окуджава, прося не обещать «деве юной любови вечной на земле», обязательно еще напишет, что у кавалергардов 1812 года «течет шампанское рекою и взгляд туманится слегка».Шампанское в русской поэзии_4


Шампанское в русской поэзии_4
Шампанское в русской поэзии_4И действительно, пусть шампанское в последние десятилетия — напиток легко доступный и демократический. Но все равно, для нас оно остается символом вдохновения, праздничного настроения, гусарских гулянок и аристократических пиров. Во многом — благодаря восторгу и восхищению русских поэтов.

https://www.culture.ru/materials/75687/shampanskoe-v-russkoi...

http://knigi.mirtesen.ru/blog/43458060100/SHampanskoe-v-russ...

Картина дня

наверх