На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Желание написать эту статью появилась, когда в очередной раз по кругу прозвучало, бездумно повторяя попугаями, что строки принадлежат Лермонтову:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ...

Я уверена, что эти строки не могли принадлежать М. Лермонтову. И делала об этом тему. Стихи были опубликованы в 1873 года (через 32 года после смерти поэта, вдруг "нечаянно" обнаруженные). И они периодически всплывают в информационном поле.

В ответ на эти строки мне захотелось показать какие люди заселяли эту "немытую Россию" в этот период, творение их рук и возвышенность их устремлений, выраженных в красоте русского зодчества. Такое чудо не могли творить "рабы" и "тупые"!

Восьмое чудо светаРусь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками (в том числе и иностранными гост ями) «Восьмым чудом света». Пусть он и новодел, но восстановлен-то по оставшимся историческим материалам и обмерам, которые сделали при разборе дворца во времена Екатерины.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Черепица деревянная, материал - липа.

К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни. Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Домовая резьба

В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном. Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри.

В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба.

В домовой резьбе нашли применение практически все виды деревянной резьбы:

- глухая рельефная (барочная) резьба. Такой резьбой со сплошным "глухим" фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон;

- прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы выпиливаются (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой.

Барочная или рельефная резьба.

Считается, что такая резьба взяла начало от украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. В те времена суда — бáрки было принято украшать резными досками с узорами в виде орнаментов и диковинных существ. Но сама традиция вырезать травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.
Известны археологические находки деревянных коней-охлупеней, украшавших жилища древних славян.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Кадры из Музея Фонд дерева ГИМ.Резчик Сергей Соколов за работой по восстановлению домовой резьбы в г. Городец

Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца.

Ивановская обл

Применение такой резьбы с раскрашиванием яркими масляными красками в украшении дома в Ивановской области.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.) (фот. Побединский Владимир)фот. Побединский Владимир

Нижегородская область

Археологические раскопки, сделанные в Новгороде, датируются началом XI века и служат доказательством того, что рельефная резьба применялась еще в древнерусском зодчестве.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Нижний Новгород. Берегини Птицы-Сирин, 1864Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Нижегородская область. Колосово. Глухая резьбаРусь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба

Архангельская областьРусь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Архангельская область Черевково, Красноборский район. Фото Николая Телеги.Там же

Ажурная (пропильная) резьбаРусь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири. На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков — наиболее яркие памятники архитектурной резьбы.

В 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.

Ивановская область

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)

Нижегородская область

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Набережная революции, дом 11, г. Городец. Автор снимка: Бобылькова Ирина

Пенза

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.
Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Томск

Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Деревянное кружево — тончайшая резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.По сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, их мастерство истоками восходит к искусству древних славян, что нашло отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов
Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска
Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Дом на Плеханова, 5а
Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Преображались дома не только купцов, мещане тоже стремились к красоте. Позволить резьбу могли себе не только богатые люди.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Резьба, украшающая дома XIX века на улицах ТомскаРусь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Дом жилой А. Москова (ул. Татарская, 46)

Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Дом на Кузнецова, 27 Позволить резьбу могли себе не только богатые люди. Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Некоторые здания поражают роскошной резьбой дворцовой стилистики. Например, такие здания есть на Шишкова, на Пушкина, на Татарской.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Особняк ХомичаРусь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Особняк Хомича.

Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями. Традиции - это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Ансамбль домов купца Л.Д. Желябо (ул. Красноармейская, 67, 67а)Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Тюмень.

Визитной карточкой тюменского купеческого дома является объемная «иконостасная» резьба. Тюменские мастера — «сницари» еще с XVII столетия славились изготовлением резных иконостасов на Урале и Сибири.

Широкое распространение в тюменской домовой резьбе имеет геометрический орнамент — круг, крест, квадрат и ромб. Все эти знаки весьма архаичны. Время их появления можно отнести к периоду каменного века.

Круг или полукруг являются обозначением солнца, ромб — земли. Прямые вертикальные или волнистые линии обозначают дождь. Многозначно изображения креста - символа жизни, огня.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Дом купцов Чираловых. Володарского, 9 (ул. Семакова, 8/9)

В дальнейшем элементы иконостаса вышли на улицы Тюмени в виде резных цветочно-плодовых гирлянд и виноградной лозы.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.К концу XIX века на первый план выходит декоративность наличника, в связи с этим усложняются и увеличиваются в размерах верхняя и нижняя его части, боковины. Поверхность навершия становится плоскостью, где размещаются резные панно, то же происходит и с подоконной доской, которая также становится местом размещения декора.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Именно поэтому на тюменские дома, созданные с любовью, можно смотреть часами и не уставать, а только поражаться мастерству и искусности умельцев.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Особенное значение в декоре зданий придавалось украшению окон. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов дома, именно наличник в этом отношении является наиболее значимым.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Резьба очень разновысокая, подчеркивает игру света и тени, и при этом не выглядит массивной. Наличники выполнена из кедра, а кедровое масло — фитонцид, так что обитатели дома открывали окно, вдыхали кедровый запах — и были здоровыми.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Преобладающими видами в тюменской домовой резьбе являются глухая и объемная, меньшее распространение получила пропильная резьба.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин. К наиболее древнему типу наличников относятся валютные с гладким полем навершия и слаборазвитой подоконной доской, в более скромном виде повторяющей мотив верхней его частиРусь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.ам термин «наличник» на Руси начинает использоваться уже с XV века.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Однако только в XIX веке, с расцветом домовой резьбы, он приобретает особенную архитектурно-декоративную ценность в украшении всего здания.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Так, у наличника, как и у дома, выделяют: фронтон, карниз, фриз, консоль и другие конструктивные части. Как и дом, наличник отражает представления человека о строении Вселенной.

Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.

Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники — под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.

Сибирь - край, полный чудес. Главное - уметь их увидеть.

О современных мастерах уральской глубинки

Изучая памятники народного деревянного зодчества, мы видим не только красоту построек, но и можем понять смысл труда и быта самих строителей — плотников-крестьян как того далекого времени, когда зарождалось строительное искусство Урала. так и совсем недавнего.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.Терем кузнеца Кириллова находится в старинной деревне Кунара в 20 км от города Невьянска Свердловской области, но известен и за ее пределами, да и тема об этом доме у нас есть. Можно глянуть вот тут: Самые красивые русские избы часть 1Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.В 1999 году по итогам всероссийского конкурса самодеятельного деревянного зодчества дом Сергея Ивановича Кириллова был признан лучшим в России.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.СССР, кресты и купола церквей, всадники на коне, женихи с невестами, дети, голуби, котята, сотни кованых цветов и тысячи каких-то симпатичных завитушек – такое ощущение, что этот дом создавала рука ребенка.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.В городе Берёзовский Свердловской области есть красивый домик «Дом Вольхина» который тематикой своего орнамента напоминает домик в Кунаре, кузнеца Сергея Кириллова.Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.

Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.
г. Березовский Свердловской обл.
И вот после этого пусть продолжают недалекие люди говорить о "немытой России".

http://fishki.net/36295-kolome...

http://www.shushara.ru/windows/item.php?ID=21

Картина дня

наверх