На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.4.

13. Стоящее на углу Глазовского и Денежного переулков сооружение (Глазовский пер., д. 4) тоже нельзя не отметить. Это здание городской усадьбы П.А. и Н.П. Павловых, стоящее на участке, когда-то принадлежавшем «Товариществу мануфактур, основанных И.И. Скворцовым», владельцами которого являлись хозяева усадьбы – отец и сын Павловы.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Здания городской усадьбы П.А. и Н.П. Павловых.
 
Довольно миниатюрная постройка, имеющая декоративные и композиционные черты творений Венского сецессиона (венский вариант югендстиля, т.е. модерна), похожа на особняк. Построено это здание в 1905 году русским архитектором польского происхождения Станиславом Доминиковичем Кучинским, мастером модерна. Дом облицован глазурованной керамической плиткой двух приятных оттенков: песочного и ярко-бирюзового, последний отличает это сооружение от остальных модерновых зданий, ведь такой цвет нечасто встретишь в оформлении московских фасадов. Угловой объем здания увенчан эффектным гранёным куполом в форме перевернутой чаши. Глянцевые стены контрастируют с более матовыми цинковым поверхностями купола, балкончика эркера и декоративных гирлянд над карнизом. Интересно, что все металлические детали декора дома (за исключением перил парапета карниза и балкона и ограды) сделаны методом выколотки, или дифовки, то есть способом холодной обработки металла специальными выколоточными молотками; ограда участка и парапет над карнизом – кованые.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Городская усадьба П.А. и Н.П. Павловых. Купол дома.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Городская усадьба П.А. и Н.П. Павловых. Ограда.
 
Очень своеобразно выполнен остеклённый балкон второго этажа в эркере, сам балкон сооружён из клёпаных металлических конструкций, а фигурные переплёты его окон сочетают в своем рисунке простые геометрические формы – пересекающиеся круги, треугольники и квадраты.
 
Главное огорчение при осмотре здания в том, что разглядеть его полностью, а в особенности тот наиболее интересный фасад, что смотрит во двор, довольно проблематично: перед ним расположен небольшой одноэтажный флигель, который загораживает обзор со стороны обоих переулков. Можно было бы сказать, что это серьёзный недостаток композиции здания, если бы не одно обстоятельство: дело в том, что тот особняк, что мы видим перед собой сегодня, это и не особняк вовсе, а часть постройки куда большей по размерам и носящей совершенно иные функции, нежели проживание хозяев! Это здание перед нами – часть целого единого комплекса, когда-то включавшего в себя конюшни, сарай для карет, кузницу, этот вот дом и сторожку (последняя – тот самый отдельно стоящий одноэтажный флигель, загораживающий сейчас обзор).
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
С.Д. Кучинский. План городской усадьбы П.А. и Н.П. Павловых. Вид фасадов по Глазовскому переулку.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
С.Д. Кучинский. План городской усадьбы П.А. и Н.П. Павловых. Общий план участка.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
С.Д. Кучинский. Проект городской усадьбы П.А. и Н.П. Павловых. Вид фасадов по Денежному переулку и планы построек.
 
К огромному сожалению, основная часть здания, ранее включавшая конюшню и каретный сарай, была перестроена до неузнаваемости и надстроена по высоте (сейчас это оштукатуренное здание слева по Денежному переулку от осматриваемого нами дома, в нём расположена детская библиотека), часть комплекса и вовсе была разрушена, и таким образом одно большое строение разделилось на два совершенно не похожих друг на друга дома, настолько разные, что сложно даже предположить, что когда-то они представляли собой единое гармоничное сооружение. Постройка, возведенная в 1905 году С.Д. Кучинским, являлась, вероятно, конюшенным комплексом обширной городской усадьбы Павловых. В пользу этого предположения говорит тот факт, что третье по счету здание влево по Денежному переулку (его адрес – Денежный пер., д. 16, в нём сейчас расположено посольство Габона) – большой роскошный особняк в неогреческом стиле – тоже принадлежал Н. П. Павлову, был построен в 1900 году и являлся, по всей видимости, главным домом усадьбы, которую спустя несколько лет решили дополнить еще и конюшенным двором.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Денежный пер., д. 16, в нём сейчас расположено посольство Габона
Это также объясняет, почему все эти три дома объединены однотипной кованой оградой. Да и в защиту этого предположения скажем, что вряд ли столь богатые люди, как текстильные фабриканты из Костромской губернии Пётр Александрович и Николай Петрович Павловы, могущие себе позволить жертвовать колоссальные суммы на науку, образование и церковь, стали бы жить в одном здании со своими лошадьми, сколь бы ни любили их (Павловы были заядлыми охотниками и ездоками), скорее они построили бы для содержания своих любимцев отдельное здание, включающее все необходимые хозяйственные части, саму конюшню и дом для обслуживающего лошадей персонала, – обширное, пышное, выполненное в модном стиле и полностью соответствующее амбициям заказчиков и их статусу.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Особняк Н.П. Павлова в Денежном переулке (Денежный пер., 16).
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Здание детской библиотеки в Денежном переулке.
 
После 1917 года усадьба Павловых была национализирована, её постройки отданы под административные нужды. С 1963 года и по сей день в рассматриваемом нами доме располагается Информационный центр Организации Объединенных Наций.
 
14. Пройдём ещё немного по Денежному переулку до перекрёстка с Сивцевым Вражком, далее двинемся по Сивцему Вражку и с него свернём направо в Староконюшенный переулок, где обратим своё внимание на дом № 18, построенный в 1901-1904 годах архитектором И.С. Кузнецовым. Это здание бывшей мужской гимназии имени И.Л. и А.К. Медведниковых – одного из самых известных средних учебных заведений дореволюционной Москвы. Официальное название Медведниковской гимназии – «9-ая классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых». В настоящее время это школа № 59 имени Н.В. ГоголяМужская гимназия им. И.Л. и А.К. Медведниковых в Староконюшенном переулке.
 
Иркутский купец Иван Логгинович Медведников, заработавший свое состояние на продаже пушнины и золотодобыче, деятельно занимался благотворительностью как в родном Иркутске, так и в Москве, в которую он переехал в 1850-е годы: строил храмы, гимназии, больницы, помогал неимущим гимназистам и студентам. После смерти Ивана Логгиновича в 1889 году его вдова, Александра Ксенофонтовна, продолжила благотворительную деятельность и даже состояние своё и мужа завещала на благие дела: часть средств была отпущена на конкретные цели, например, миллион рублей на постройку больницы для неизлечимо больных, остальной же капитал – несколько миллионов рублей – на благотворительные цели, которые счёл бы нужным реализовать её душеприказчик Николай Алексеевич Цветков. Н.А. Цветков после кончины вдовы Медведниковой решил, что лучшим способом увековечить память о ней и её муже станет создание средней общеобразовательной школы нового, прогрессивного типа. И вот по высочайшему императорскому повелению 8 июня 1901 года была учреждена гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых. В сентябре того же года было заложено здание новой гимназии в Староконюшенном переулке, занятия же в образованном школьном учреждении начались в октябре 1901 года и первое время, до окончания постройки здания в Староконюшенном, проводились в здании на Поварской улице, 40.Первое здание гимназии, Поварская 40
Новое здание гимназии строилось по проекту архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова и было закончено в 1904 году. Оно сразу обратило на себя внимание архитектурной общественности, которая по достоинству оценила простую и ясную структуру его фасада, сдержанность архитектурного декора и великолепное функциональное построение и оснащение, сразу же ставшее образцом для аналогичных по назначению сооружений. Это было поистине передовое учебное заведение своего времени: на строительство здания ушло 300 тысяч рублей, а вместе с мебелью, оборудованием, инвентарем и иной внутренней обстановкой цена приблизилась к миллиону рублей – это просто колоссальная сумма для того времени!
По проекту Кузнецова декор здания выполнен в стиле модерн, но отличительными особенностями его являются лаконичность и умеренность, что довольно редко для модерна, который мы привыкли представлять затейливым и даже пышным.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Мужская гимназия им. И.Л. и А.К. Медведниковых. Центральные окна.
 
Главной достопримечательностью фасада стали огромные арочное и полуовальное окна в правой части постройки, они освещают просторные залы. Остальные оконные проёмы, меньшие по размеру, чем два основных, но бо́льшие, чем типичные для строительства того времени, призваны хорошо освещать классные комнаты и также являются ведущей темой фасада. Они отделены друг от друга простенками, облицованными темно-зеленой глазурованной керамической плиткой и украшенными горизонтальными полосками из орнаментальной плитки чуть более светлого зеленого оттенка.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Мужская гимназия им. И.Л. и А.К. Медведниковых. Майоликовое панно.
 
Благодаря тому, что окна трёх верхних этажей имеют схожие обрамления, а окна второго и третьего этажей визуально объединены общими декоративными рамками, простенки между оконными проёмами выглядят как пилястры, это заставляет их удачно дополнять пилястры настоящие, поддерживающие изгиб карниза. В экстерьере здания обращает на себя внимание ленточный руст, украшающий не только нижний этаж, но и всю плоскость правой части фасада, в которой расположены гигантские окна, при этом рустовка подчёркивает арки верхнего окна и входов. Пожалуй, самые изысканные элементы декора в этом здании – рокайльные картуши, украшающие главные окна и одну из рустованных пилястр.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Мужская гимназия им. И.Л. и А.К. Медведниковых. Один из входов в здание.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Мужская гимназия им. И.Л. и А.К. Медведниковых. Картуш.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Мужская гимназия им. И.Л. и А.К. Медведниковых. Картуш над центральным окном.
 
В целом сравнительно скромное наружное убранство постройки искупалось тщательностью проработки внутренней структуры здания, инженерной оснащенностью и повышенным комфортом, что, как мы уже знаем, является характерной чертой архитектуры эпохи модерна. Просторные залы и широкие коридоры, высокие потолки, обширный гимнастический зал, кабинеты химии, физики, биологии, расположенные амфитеатром, на манер университетских аудиторий, отвечающая передовым идеям, способная трижды в час обновлять воздух в классах вентиляция с пылеосадочными камерами, сушилки для шинелей в раздевалке, специально сконструированная школьная мебель и отлично оборудованные мастерские – все отличалось размахом и оригинальностью решений. Планировка здания гимназии следовала принципу разделения младших и старших классов. Для учеников подготовительных и младших классов были предусмотрены специальные помещения и отдельный вход в них, а также рекреационный зал и площадка для игр. Второй и третий этажи отводились под классы старших гимназистов. В нижнем этаже был расположен класс ручного труда с оборудованием для обучения токарному, столярному и картонажному делу. На крыше здания под стеклянным сводом был устроен зал для подвижных игр в ненастную погоду.
Парадная зала Медведниковской мужской гимназии. 1913
Н.А. Цветкову и первому директору гимназии Василию Павловичу Недачину удалось создать абсолютно новый тип гимназического образования в России, и они рассчитывали, что по образцу организованного ими учебного заведения в будущем будет перестроена вся школьная система. Так бы, возможно, и случилось, если бы не помешала революция. Концепция обучения, введенная в медведниковской гимназии, была действительно во многом новаторской, осовремененной и усовершенствованной. Количество часов, отведённых на изучение древних языков, уменьшилось, но при этом были введены в обязательную программу французский, английский и немецкий языки, был расширен курс мироведения, физической географии, естественной истории, анатомии и гигиены. В штате заведения были введены должности преподавателя гимнастики, школьного педиатра и дантиста. Было организовано питание учащихся в школе – всем им ежедневно предлагались горячие завтраки. Родители гимназистов смогли впервые принимать участие в работе педагогического совета. Были также созданы подготовительные курсы при гимназии, на них принимались дети в возрасте 7-8 лет, в течение трех лет они предварительно обучались на подготовительном отделении, прежде чем держать экзамен на поступление в гимназию.
Новшества образовательного процесса гимназии Медведниковых подтвердили свою состоятельность и целесообразность и многими были с энтузиазмом восприняты, поддержаны и взяты на вооружение. К примеру, учебные программы медведниковской мужской гимназии легли в основу программ открывшейся в 1906 году женской гимназии Н.П. Хвостовой в Москве.
Обучение в передовой гимназии было платным, и плата составляла 300 рублей в год. Но это не была бы гимназия имени известных благотворителей, если бы в ней не были введены исключения для некоторых учеников и льготы. Одним из основных условий, поставленных Н.А. Цветковым, являлось бесплатное обучение беднейших детей. Также от платы были освобождены дети преподавателей средних учебных заведений. Число всех освобожденных от платы составляло около 30% от общего числа учащихся гимназии. Помимо этого, в гимназии были учреждены различные стипендии от нескольких благотворителей, одна из стипендий спонсировалась из специального фонда Медведниковых – части завещанных ими средств, отведенных на это.
Задний фасад сегодня
Мужская гимназия им. Медведниковых как таковая перестала существовать весной 1918 года. Сначала в ней было введено совместное обучение девочек и мальчиков. Далее история этого учебного заведения испытывала крутые повороты: школа именовалась то так, то сяк, меняла профиль образования, снова становилась мужской, затем совместной и т.п., пока, наконец, не стала 59-ой школой им. Н.В. Гоголя, какой остаётся и поныне.
Задний фасад сегодня
Интересно, что традиции гимназии им. Медведниковых не оборвались после революции, несмотря на то, что само это заведение перестало существовать и было подвергнуто реформам в духе нового правительства. Бывший директор гимназии Медведниковых В.П. Недачин после революции эмигрировал в Европу и в 1920-х годах создал Русскую гимназию в Париже. Он собрал в ней лучших педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и смог возродить в новых, сложных, незнакомых реалиях славные традиции некогда возглавляемой им московской гимназии. Русская гимназия в Париже по праву считалась лучшим учебным заведением русского зарубежья, и неудивительно, что именно она просуществовала дольше всех образовательных учреждений эмиграции.Учащиеся гимназии им. Медведниковых. Около 1910 года.Зал школы №59

15. Напротив бывшей гимназии Медведниковых (Староконюшенный пер., д. 23) находится желтое здание с протяжённым фасадом, это особняк Н.И. Казакова 1898-1901 годов постройки; архитектор, возводивший это здание – К.К. Гиппиус (в некоторых источниках наряду с К.К. Гиппиусом упомянут еще и архитектор С.Г. Иоффе).
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Особняк Н.И. Казакова в Староконюшенном переулке.
 
Карл Карлович Гиппиус начал своё архитектурное творчество как приверженец эклектики, но со временем стал одним из самых значительных мастеров московского модерна, обладавшим уникальным узнаваемым почерком. Очень много проектировал и строил для купеческих семейств Бахрушиных и Перловых, пожалуй, наиболее прославился благодаря перестройке фасада и интерьеров знаменитого чайного магазина В.Н. и С.В. Перловых на Мясницкой, который он оформил в экзотическом для того времени «китайском стиле». В конце 1890-х годов в предпочтениях архитектора начинают формироваться и утверждаться черты стиля модерн, окрашенные его индивидуальными художественными вкусами и представлениями. Среди разнообразия европейских вариантов нового архитектурного направления он выделяет наиболее декоративно насыщенное франко-бельгийское Ар Нуво и, избрав это течение модерна, он хранит верность его принципам во всех своих модернистских сооружениях. Эта ориентация на франко-бельгийский модерн прослеживается уже и в особняке, который он возводит в 1901 году в Староконюшенном переулке для Н.И. Казакова – купца, делового партнера Перловых. Также особняк Н.И. Казакова, сочетающий принципы эклектики в планировке боковых объемов и фасадов и модерна в орнаментальном оформлении центральной части фасада, как бы является ещё и отражением «эволюции», изменений в творчестве мастера.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Особняк Н.И. Казакова. Декор центрального ризалита.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Особняк Н.И. Казакова. Один из входов в здание.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Особняк Н.И. Казакова. Маскарон.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Особняк Н.И. Казакова. Лепной фриз.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Особняк Н.И. Казакова. Маскарон.
 
Элементы декора в центральной части фасада, над двумя главными входами в здание, типично модерновые: филёнчатые, с замысловатым рисунком двери, удивительные по форме переплеты фигурных окон, кованые кронштейны козырьков над дверьми, рельефы женских головок с локонами распущенных волос, растительные орнаменты, обрамляющие маскароны и даже «вплетающиеся» в них, изображения извивающихся змей и наиболее выразительная часть декора – цветок ириса, одного из излюбленных символов модерна.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Особняк Н.И. Казакова. Изображение ириса на фасаде.
Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3
Изображение ириса на мебели ресторана "Люка Картон" - прототип ириса на фасаде особняка Н.И. Казакова.
 
Интересно, что рельеф ириса на стене дома Н.И. Казакова выполнен ботанически точно – с листьями, стеблем и даже корнями и луковицей, он буквально копирует изображения ирисов в интерьерах парижского ресторана «Люка Картон», над которыми работал выдающийся французский дизайнер мебели в стиле модерн – Луи Мажорель, любивший этот цветок и первым среди мастеров модерна использовавший его мотив в декорировании своих работ; ирисы Мажореля не оставляли равнодушными многих архитекторов и художников, и в дальнейшем это растение перекочевало на стены некоторых построек, в том числе и московских, например, помимо особняка Казакова, оно использовано в декоре гостиницы «Альпийская роза» (Пушечная ул., д. 4), построенной архитектором А.А. Остроградским.
К.К. Гиппиус в своем творчестве с упоением погружался в мир новых образов и линий, которые он часто черпал из окружающей природы, его тяга к обильной растительной и частично зооморфной орнаментике была не только и не столько отражением его художественных вкусов и симпатии к работам определенных европейских мастеров, сколько являлась выражением его любознательной натуры и страстного увлечения биологией, зародившегося еще в детстве. В архитектурной деятельности ему всегда помогал его опыт натуралиста-любителя – давал новые идеи и позволял мастерски их реализовывать. Карл Карлович был одним из самых известных и сведущих аквариумистов в Москве. В 1910 году он устроил в своем доме большой аквариум, который открыл для посещения публики, этот аквариум стал дополнительной экспозицией Московского зоопарка. Возможно, благодаря такому сотрудничеству с зоопарком, в послереволюционные годы Гиппиус был назначен его штатным архитектором. После присоединения к зоопарку территории «Морозовского сада», по проектам Карла Карловича там было возведено несколько сооружений, все они – «уединённые острова» и «неприступные скалы» – стали выражением эстетики модерна – стиля, принёсшего архитектору большой успех. Двадцать последних лет жизни зодчего были посвящены Московскому зоопарку, он был бессменный его архитектором до самой своей кончины. Так волею судьбы слились воедино два его главных жизненных интереса: биология и архитектура.
Кстати, К.К. Гиппиус является одним из основателей и автором проекта существующего и поныне в Тимирязевском районе Москвы уникального дачного посёлка «Соломенная сторожка», созданного в 1926 году для профессуры Тимирязевской академии и других московских ВУЗов.
Что же, взглянем в последний раз на творение этого выдающегося зодчего, расположенное в Староконюшенном переулке и ныне украшенное развивающимся канадским флагом (в доме Н.И. Казакова с 1950-х годов находится посольство Канады), и двинемся к последнему объекту нашей сегодняшней экскурсии.
К сожалению больше не позволяет отпущенный нам формат... так что продолжим в следующий раз.
 

Картина дня

наверх