На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

«Долгий старт» Виталия Вульфа

Его путь к званию чуть ли не самого авторитетного искусствоведа страны был не только нелегким, но и довольно необычным. Юрист из Баку, он к тому же обладал довольно специфической (по крайней мере, для телеведущего) дикцией. Однако стал автором одной из легендарных передач российского ТВ — правда, слава к нему пришла уже в шестьдесят.

Виталий Вульф родился 23 мая 1930 года (хотя сам он позже рассказывал, что рано окончил школу и «состарил» себя на два года, чтобы поступить в университет) в Баку, в семье известного юриста. По словам самого Вульфа отец детей не хотел. У ребенка была няня, отец не подходил к его кроватке до четырех лет. Но однажды случилось так, что никого из взрослых не было рядом, ребенок плакал, и отец впервые взял его на руки. И что-то в нем перевернулось. Он стал сумасшедшим еврейским папой. Он приезжал из адвокатуры чтоб лично накормить сына - Виталик плохо ел и был очень худеньким. Отец хотел, чтобы сын поступил на юрфак и получил «солидную специальность» а сын мечтал о ГИТИСе, причем со школьных лет, но поступил на юридический факультет МГУ — отец настоял.
Родители В. Вульфа и Виталий в 1947 году

Последнее слово, разумеется, осталось за родителями: они привезли ребенка в Москву, поручили его родственникам, сняли ему комнату неподалеку, и отбыли в Баку. Виталик горько плакал, расставаясь. У него была серебряная медаль, он без экзаменов поступил на юридический факультет и закончил его с одной четверкой. Хотя юриспруденция, как и прежде, его не интересовала. Но его очень интересовал театр, которому он отдавал все свободное время. Свободного времени было много: в течение четырех лет он нигде не мог найти работу. Эти годы он считал счастливейшими в своей жизни: он запоем читал, заводил знакомства в артистическом мире и не пропускал ни одной московской премьеры. Когда Виталий окончил вуз, устроиться в Москве по специальности с его «происхождением» шансов не было, и он вернулся к родителям. Но и в Баку пришлось поначалу два года проработать учителем.

Каждый год Вульф ездил в Москву сдавать экзамены в аспирантуру во Всесоюзный институт юридических наук. В 1955 году даже получил три пятерки. Но его так и не приняли. Он сохранил справку: «Выдана Виталию Вульфу в том, что он вступительные экзамены сдал на „отлично“. Администрация не считает возможным зачислить его в аспирантуру».Этот «исторический документ в январе 1956 года насмерть сразил его отца. В январе 1956 года его не стало.

Виталий вернулся в Баку - он не мог оставить мать одну. Один год он проработал в бакинской адвокатуре, и окончательно убедился, что профессия адвоката - не для него. Однако, он все-таки поступил в заочную юридическую аспирантуру, и в 1962 году защитил кандидатскую диссертацию в Москве.Вульф стал бакинским адвокатом, очень быстро начал хорошо зарабатывать. Но его мама всё равно настояла, чтобы он поступал в аспирантуру в Москве, и в 1957 году его наконец приняли. Учился он заочно, жил на два города. В эти годы он познакомился с легендарной актрисой Марией Бабановой. Природная страсть к театру определила его судьбу. Виталий любил театр. Почти каждый день он ходил на спектакли МХАТа, в театр Вахтангова, в театр им. Маяковского, в Малый театр. Когда он был студентом, его тетя, втайне от родителей, высылала ему деньги на посещение театров.

Она и ввела его в театральный мир, из которого Вульф уже не захотел уходить. Он продолжает адвокатскую практику, даже защищает диссертацию, но каждый вечер проводит в театре. Знакомится с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Леонидом Эрманом. И однажды он просто не вернулся в Баку.

Именно тогда таланты Вульфа раскрылись в полной мере. Это был, во-первых, талант дружить с людьми, а во-вторых, талант впитывать ту информацию и атмосферу, которая была вокруг него. Впечатления от встреч с людьми театра в те годы он использовал потом в своих книгах, статьях, эссе и телевизионных передачах.Сначала Вульфу приходилось скитаться по квартирам знакомых. Даже после окончания аспирантуры, уже «остепененный», он пять лет нигде не мог найти работу, и едва сводил концы с концами. «Солидная профессия» обернулась хронической безработицей. Бесправовому государству не нужны были адвокаты. Спас его случай. Он увидел объявление: Институт международного рабочего движения при Академии наук СССР (см. выше) объявляет о вакансии младшего научного сотрудника. Он подал документы и был принят. Он понятия не имел, что он будет делать в этом Институте, но вскоре понял, что под его крышей можно беспрепятственно и даже с пользой для дела заниматься театром. Он являлся «в присутствие» два раза в неделю, по-прежнему много читал, начал заниматься переводами Теннесси Уильямса. Так понемногу, в процессе работы совершенствуя свой английский, он перевел пьесы Моэма, Юджина О’Нила. Но Уильямс был его любимым автором. Ему удалось скопить немного денег, и купить однокомнатную квартиру в Волковом переулке. Его забавляло это совпадение: Вульф (Волк, на идиш) живет в Волковом переулке.

В этой квартирке он собирал своих друзей, там они с мамой счастливо прожили семь лет. В канун нового 1974 года Елена Львовна, украшая новогоднюю ёлку, упала. Виталий был в шоке. Он не открывал дверь и не отвечал на телефонные звонки. Ефремов забрался в квартиру, открыв окно через форточку, благо квартира была на первом этаже, и привел его в чувство. Он очень любил мать, и эта рана долго не заживала. Она занималась только его делами, хозяйство вела домработница. Оставаться в квартире, где все напоминало о матери, он не мог. Помог с приобретением жилья Олег Ефремов — ввел Виталия Яковлевича в состав худсовета «Современника», и это дало ему возможность получить квартиру в кооперативном доме театра.

«А через месяц меня вызвал к себе завотделом института и сказал, что мне необходимо написать заявление об уходе. Такой работник, как я, им не нужен. Вышел я от него, стою в коридоре, глаза полны слез. И идет Мераб Мамардашвили, сегодня он известен как знаменитый философ. <...>
Когда Мераб узнал, что меня хотят уволить, то удивился: «Ты что, с ума сошел? Зачем уходить? Ты чем хочешь заниматься? Театром? Так и занимайся. Просто, когда будешь писать тему работы, присобачь слово „социальный“. Скажем, „Театр и социальная реальность“. И работай себе спокойно».
Из книги И. Оболенского «Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия»

Со временем Вульф даже стал руководителем отдела и возглавлял его 30 лет.

«Хотя руководитель я был никакой, ничем, по сути дела, не руководил. Но ко мне хорошо относились Тимофеев, его жена. Я часто бывал у них дома. „Виталий, как вы работаете? У вас же нет планов“, — журил меня директор. Я что-то отвечал, потом приходил в отдел и просил сотрудников, чтобы они меня не подводили и вовремя сдавали планы. Так на легком обаянии и работал.
В это же время я написал первую статью о движении хиппи. Помню, как один из недоброжелателей спросил меня, как я могу писать о хиппи, если я их ни разу не видел.
На что я ему ответил: „Простите, а как же пишут о революции? Вы ведь тоже ее не видели?“ Принес статью в журнал „Театр“. Там проходил практику молодой выпускник ГИТИСа. Звали его Миша Швыдкой. Статья имела большой резонанс».
Из книги И. Оболенского «Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия»

Его спрашивали друзья в тот период, сможет ли он прожить один после смерти мамы, он ответил, что один он не будет. Говорили, что он молодости был женат. Предполагают, что это был фиктивный брак - он помог приятельнице выехать в Израиль. Его сексуальную жизнь связывают с известным режиссером Борисом Львом-Анохиным. В Нью-Йорке он увидел по телевизору «парад гордости» гомосексуалистов. Он брезгливо поморщился и сказал: «ну зачем они так». Он предпочитал не афишировать свою сексуальную ориентацию, этому его научили в России.

Он начал заниматься американским театром. Публиковал статьи и книги о театре. Переводил пьесы Юджина О’Нила, Эдварда Олби, Сомерсета Моэма, Теннесси Уильямса.

Пьесы в его переводе идут на сценах известных московских театров. Он перевел около 40 пьес, большая часть из них — в соавторстве с Александром Чеботарем.
В 1992-м Вульф уехал в США, где два года преподавал на театральном факультете Нью-Йоркского университета — читал лекции на тему «Чехов и театр», «История русской драматургии», «Сталин и театр». Вот так карьера для бакинского адвоката! Была возможность жить в США, но ему не хватало московских театров и друзей — без этого он не мыслил своей жизни. Он вернулся.

В начале 1990-х Виталий Яковлевич записал несколько программ на телевидении. Увидев их, Владислав Листьев предложил делать постоянную передачу — он был потрясен, увидев, что Вульф говорит «без бумажки», всегда импровизируя. Так появился «Серебряный шар».

Много было нападок от недоброжелателей — мол, кто он такой, чтобы рассказывать о театре, не имея театрального образования?! Но популярность его передачи была необыкновенной. Вульф рассказывал о великих людях так, как умел только он: создавая ощущение своей причастности к судьбе того, о ком он говорил. Сначала его передачи были посвящены актерам и писателям, потом к ним добавились политические деятели — Черчилль, Рузвельт, Шарль де Голль. И все равно казалось, что со всеми своими героями Вульф был знаком лично.

Он сам говорил о том, что успех пришел к нему поздно, что у него был «долгий старт». Наверное, именно поэтому, несмотря на пожилой возраст, он не щадил себя, хотел успеть больше. Телепередачи, книги, руководство радиостанцией «Культура» — до последних дней он был занят работой постоянно.

«Виталий Вульф, личная жизнь» — закрытая тема для многих. Почти в каждой программе «Мой серебряный шар» он подробно рассказывал о личной жизни своих героев. А о своей — говорить отказывался, ссылаясь, что «личное — это есть личное».
Детей у Вульфа не было, но это его никогда не тяготило. Женат он был однажды и недолго, по молодости. Фиктивным браком добродушный джентльмен помог одной из своих знакомых сбежать за границу. Незамужним дамам в те годы выезд за рубеж был практически запрещен.
Вульф был достаточно закрытым человеком, но не был одинок. Его сердце, как заверяли знающие люди, на протяжении длительного времени принадлежало знаменитому режиссеру и балетоведу Борису Львову-Анохину, который скончался в 2000 году и похоронен на Троекуровском кладбище. На этом же кладбище недалеко от Анохина похоронен Виталий Вульф согласно его воле.
Все те, кто знал Вульфа и Анохина лично, утверждают, что они были очень отзывчивыми, исключительно порядочными людьми, всегда готовыми помочь ближним. А мы с вами, собственно, не имеем права осуждать чужую собственную жизнь, тем более, что они свои ценности никому не навязывали!
Виталий Яковлевич был совершенно непрактичным человеком, никогда не гнался за деньгами и жил довольно скромно: была двухкомнатная квартира в центре Москвы и не слишком дорогой автомобиль «Опель Корса» 2003 года выпуска. Дачи не было. Главное богатство — это книги, картины, рукописи, редкие документы.
Наш герой любил красивую одежду, элегантность. Ему это удавалось, у него был безупречный вкус. Он ценил в людях мужество жить, умение хорошо выглядеть, «держать спину», никогда не жаловаться, не ныть, скромно и с достоинством нести свой крест, не стараясь переложить его на чужие плечи. Он и сам так жил и такие же качества ценил в людях.

Друзья
Вульф был очень избирательным в своих друзьях, мало с кем общался. Для него так было комфортнее, но всегда готов был помочь каждому, кто нуждался в его помощи.
Ближайшим кругом общения были: Олег Ефремов, Николай Цискаридзе, Александр Чеботарь с дочерью Серафимой, Александр Лазарев и Светлана Немоляева. Очень близким для него человеком был Влад Листьев. А после его гибели — жена Альбина.

«Серебряный шар» шел 15 лет, всего Вульф сделал 240 передач. Уже тяжело больной он ездил на съемки и возвращался в больницу. Он записывал свои передачи с одного дубля.
В 2006 году Вульф был награжден орденом «За заслуги перед отечеством» 4-й степени. Путин сказал, что по дороге на работу он смотрит «Серебряный шар», и он ему нравится. Вульф был совершенно счастлив.

Как критик он был достаточно жестким. Находясь в центре московской театральной тусовки, в окружении друзей-актеров и режиссеров, он то и дело задевал кого-то своим острым пером. Театральные люди - народ ранимый. Получить щелчок, или даже просто «фигуру умолчания» от Вульфа было больно и, порой, означало разрыв отношений. На Вульфа обижались многие: великая Майя Плисецкая; Галина Волчек, с которой его связывала дружба длиною в жизнь. И другие. Но он, понимая это, не шел на компромисы.


Болезнь
О своей страшной болезни (рак простаты) он узнал в 2002 году. Виталий Яковлевич стойко переносил болезнь, 15 раз оперировался. В последний год жизни сильно сдал, постоянно лежал в больнице, изредка покидая палату для записи очередной передачи. Он знал, что скоро уйдет из жизни… Виталия Яковлевича не стало 13 марта 2011 года на 81 году жизни. Он похоронен в Москве на Троекуровском кладбище, который является филиалом Новодевичьего кладбища.

Фото: Персональный сайт Виталия Вульфа

С «Серебряным шаром» он оказался в нужное время в нужном месте. На убогом казенном фоне советского телевещания, и пришедшей ему на смену массовой культуры с ее пошлостью, вседозволенностью, сексуальной распущенностью рассказы Вульфа о людях, чье служение искусству выдвинуло их из окружающей среды, не могло не привлекать. Людям хотелось больше узнать об этих небожителях. И как же отличались, талантливые, тактичные рассказы Вульфа от нынешних желтопрессных публикаций, в которых есть последние сведения, кто с кем спит и кто от кого сделал аборт, но нет ничего о творчестве. Вульф рассказывал о личной жизни звезд с любовью и тактом. Он создавал идолов - в этом было его призвание. Советская действительность явно проигрывали в этом отношении Голливуду. На роль идола в советском кино могла претендовать только Любовь Орлова. Валентина Серова, Лидия Сухаревская, Марина Неёлова были талантливыми актрисами, не более, но под пером Вульфа они становились идолами. Он сам верил в это, и заставил поверить телезрителей.
По мотивам своих передач он написал книгу «Идолы, Звезды, Люди», где поместил под одной обложкой Грету Гарбо и Марину Неелову, Элвиса Пресли и Юла Бриннера, Рудольфа Нуриева и Анатолия Кторова, Марину Ладынину и Франсуазу Саган. Можно поспорить с выбором, посетовать об отсутствии тех или иных имен, но нельзя сомневаться, что объемнее и полнее об этих актерах рассказать было трудно. Вульфа было лучше слушать, чем читать. Его эссе теряют в сравнении с прочитанными перед телекамерой. Потому что перед микрофоном вступал в силу его артистизм. «Говорящая голова» Вульфа была самодостаточной и могла обходиться без видеоряда. Он полностью успел реализовать себя в качестве телеведущего. Он поднял целый пласт русской театральной культуры, именуемый Индивидуальным Портретом.

А вот эта запись была сделана в 2010 году за год до смерти, в которой он на встрече со зрителями рассказывал о себе

http://izbrannoe.com/news/lyudi/dolgiy-start-vitaliya-vulfa/

http://damy-gospoda.ru/vitalij-vul-f-lichnaya-zhizn/

http://7iskusstv.com/2014/Nomer1/Ezerskaja1.php

Картина дня

наверх