На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Слова, которые пришли к нам «из литературы»

Слова, которые пришли к нам «из литературы»Авторский неологизм — это слово или значение слова, созданное писателем (поэтом, публицистом) для обозначения новых или выдуманных явлений, предметов или понятий.

Чаще всего такие изобретения остаются только в том произведении, для которого были придуманы. Представляете, в каком интересном мире мы бы жили, если бы в русском языке прижились «испавлиниться», «быкоморда», «верблюдокорабледраконьи» и другие очаровательные окказионализмы, придуманные Маяковским. Но некоторые слова всё же входят в словарный состав языка, да так органично, что уже через сто лет трудно поверить, что привычное понятие добавлено в «великий и могучий» конкретным человеком. Вот несколько интересных примеров.

Слова «робот» и «робототехника» были придуманы писателями-фантастами

«Робота» нам подарил в 1922 году чешский писатель Карел Чапек, впервые употребив это слово в пьесе «R.U.R.».

Понятие «робототехника» (так перевели авторское «robotics») было впервые использовано в печати Айзеком Азимовым в научно-фантастическом рассказе «Лжец», опубликованном в 1941 году.

Лилипутов изобрёл Джонатан Свифт

Слово «лилипут» увидело свет в 1727 году, когда были напечатаны «Путешествия Гулливера».

Слова, которые пришли к нам «из литературы»Джонатан Свифт (Jonathan Swift). Портрет кисти Чарльза Джервеса (Charles Jervas), 1710

Сверхчеловека придумал Ницше

Слово «сверхчеловек» — возможно, не вполне корректный перевод немецкого слова Übermensch, впервые употреблённого немецким философом Фридриком Ницше в книге «Так говорил Заратустра». Изначально слово означало не человека, обладающего сверхспособностями, а существо нового типа, в которое должен превратиться человек так же, как homo sapiens произошел от обезьяны.

Василий Тредиаковский и «искусство»

Неизвестный художник

Василий Тредиаковский, учёный и поэт, избавил нас от слова «арт» — в то время, когда он жил, дело шло к тому, чтобы всё прекрасное называлось именно так. Впрочем, кажется, сейчас история повторяется. Именно Тредиаковский стал употреблять слово «искусство», выведенное им из старославянской «искуси».

А ещё благодаря Тредиаковскому у нас есть «общество», «достоверный», «вероятный», «беспристрастность», «благодарность», «злобность», «почтительность», «недальновидность», «гласность»: не факт, что он лично всё это выдумал, но именно он сделал эти слова общеупотребительными. И, кстати, это он начал использовать слово «любовник» для распространённого в высшем свете явления.

Бездари и самолёты Северянина

Романтичный эстет — поэт Серебряного века Игорь Северянин ввел в обиход два слова, которые никак не вяжутся ни с лирикой, ни с романтизмом. Аэропланы с его легкой руки стали называть «самолетами», а бесталанных людей — «бездарями».

Достоевский гордился авторством слова «стушеваться»

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872.

«В литературе нашей есть одно слово — „стушеваться“. Ввел и употребил это слово в первый раз — я. Появилось оно 1-го января 1846 года» — писал Ф. М. Достоевский.

Слово впервые прозвучало в повести «Двойник». Образовал его Федор Михайлович от слова «тушевать», т.е. накладывать тени на чертеже, делая незаметным переход от линии к линии. Слово это, Достоевский, конечно, знал и часто использовал — ведь он учился черчению в Петербургском Главном инженерном училище. Придуманный же им глагол означал «незаметно исчезнуть, удалиться». Значение «оробеть, смутиться» добавилось позже — возможно, и сам Достоевский не знал, что слово прочто войдёт в обиход именно с таким смыслом.

«Влюблённость» и другие слова, придуманные Карамзиным

Историк, публицист, прозаик, поэт и статский советник Николай Карамзин обогатил нашу лексику множество слов. Раньше таких понятий в русском языке просто не было, а теперь кажется, что они существовали всегда.

«Впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и даже «влюблённость» — впечатляющий список, не правда ли?Портрет Н.М. Карамзина Художник: Алексей Гаврилович Венецианов

Салтыков-Щедрин придумал много слов, без которых нам было бы сложно описать действительность

Портрет Салтыкова-Щедрина работы Ивана Крамского 1879г.

Великий сатирик придумал слова «головотяп» и «мягкотелость», а также «благоглупость», «пенкосниматель» и «злопыхательство». К сожалению, актуальность произведений Михаила Евграфовича не убывает, и обозначенные им явления по-прежнему распространены. Остаётся только мечтать о временах, когда неологизмы писателя покинут наш язык.

Интеллигент — изобретение Петра Боборыкина

С именем журналиста и писателя Петра Боборыкина принято связывать появление в шестидесятых годах позапрошлого века слов «интеллигент», «интеллигенция», «интеллигентный».

Слово Intelligent, конечно, существовало и раньше, но употреблялось преимущественно как синоним «разумности».

Боборыкин определял интеллигенцию как «совокупность представителей высокой умственной и этической культуры, а не просто работников умственного труда».

С тех пор под интеллигентностью мы понимаем нечто довольно трудноопределимое: сочетание ума, образованности, хорошего воспитания, такта, культуры и высоких моральных качеств. Позже это слово перешло во многие европейские языки, где стало обозначением загадочного, сугубо русского явления.

Споры об авторстве этого фундаментального для России понятия не утихают по сей день, но можно сослаться в качестве источника на Большую Советскую Энциклопедию. Если же кто-то захочит углубиться в вопрос,желательно почитать «Кто придумал интеллигенцию» Абрама Фета.

Не только писатели

М.В.Ломоносов, Неизвестный художник

Появлению огромного количества слов мы обязаны Ломоносову — ему постоянно приходилось давать имена вещам, которых до этого просто не существовало. Как писал сам ученый, делать это было необходимо для «именования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей».

Хотя сам Михаил Васильевич считал придуманные им слова немного странными, он всё-таки надеялся, что они приживутся и станут привычными. Так и вышло. «градусник», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «микроскоп», «формула», «вещество», «квадрат», «минус», «чертёж», «автограф», «нелепость», «тленность», «окружность» — мы постоянно пользуемся этими словами, как и понятиями «земная ось», «гашёная известь», «удельный вес», «предложный падеж» и т.д.

А за «отсебятину» мы должны благодарить Карла Брюллова. В «Толковом словаре» Даля так и написано: «Слово К. Брюллова: плохое живописное сочинение, картина, сочинённая от себя, не с природы, самодурью».

http://izbrannoe.com/news/eto-interesno/slova-kotorye-prishl...

Картина дня

наверх