На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Золотой век Голливуда. Грета Гарбо

Ну вот. Выполняю обещанное. Первая тема цикла об актерах Голливуда так называемого "Золотого века". Начну с Греты Гарбо. Однако, сразу предупреждаю. Некоторые биографии содержат много текста. Так что темы именно для терпеливых и любознательных.Грета Луиза Густафсон, известная под псевдонимом Гарбо, родилась 18 сентября 1905 года. Ее отец, Карл Альфред, сначала работал помощником мясника, потом ушел в дворники, позже служил в булочной. В 1896 году он женился на Анне Ловизе, подарившей ему трех детей. В Первую Мировую войну он получил ранение и вернулся домой с пенсией по инвалидности. Грета любила читать отцу повести и романы, особенно им нравилась Сельма Лагерлеф. Она выросла в бедности и бросила школу в 14 лет, после смерти отца.Сестра Греты умерла в молодости от туберкулеза. Позже ее страдания Гарбо перенесла на экран, снимаясь в «Даме с камелиями».

В середине фото 1920 года
В 1920 году Грета устроилась помощником продавца в шляпный отдел крупнейшего магазина в Стокгольме. Как-то владельцы магазина заказали плакаты для рекламы новой коллекции шляпок и, чтобы не тратить время и деньги на профессиональных моделей, попросили самых молодых и симпатичных продавщиц продемонстрировать товар. Грета справилась с этим лучше всех, она, несмотря на застенчивость, оказалась самой фотогеничной. Ей предложили попробовать себя в качестве модели в рекламе. Ее дебютом в 1921 году стал рекламный ролик.
Говорят, когда она впервые пришла на съемки, оператор, приверженец модного в те годы экспрессивного верхнего освещения, посоветовал ей подстричь необыкновенно длинные ресницы, бросающие слишком глубокие тени на глаза. Пройдет не больше пяти лет, и он будет вспоминать о своем дерзком предложении со священным ужасом.
А пока Грета выглядела в ролике настолько хорошо, что ее позвали демонстрировать купальники, потом дали еще несколько ролей в рекламе и короткометражной комедии «Бродяга Петер» (1922), в котором она исполняла маленькую роль одной из дочерей мэра.
еще пока Грета Ловиса Густафссон

Малозаметная за прилавком девушка чудесным образом превращалась в красавицу. За одну из ролей ей присудили стипендию на обучение в студии «Драматен» при Королевском Стокгольмском театре драмы. И девичьи мечты об актерской стезе стали воплощаться в жизнь.
Среди экзаменаторов был шведский кинорежиссер Мориц Стиллер. Стиллер был самым маститым шведским режиссером, местным кинобожеством. И сразу разглядел в неуверенной дебютантке Актрису. Он же предложил ей сменить фамилию на звучную и загадочную - Гарбо, оттолкнувшись от имени норвежской актрисы оперетты Эрики Дарбо, блиставшей в Стокгольме в начале 20-х годов.
Грета Гарбо с режиссёром Морицом Стиллером. 1924 год.

40 летний Стиллер стал учителем Гарбо, придумал ей образ, желая сделать из нее звезду, ввел ее в круг своих друзей и занялся всеми ее делами. В Стокгольме их называли «Красавица и Чудовище» или «Пигмалион и Галатея».
1923 и 1926 годы

В 1923 году Стиллер снял ее в небольшой роли в фильме «Сага о Йесте Берлинге». Премьера первой серии картины состоялась 10 марта 1924 года в Стокгольме. 2-ю серию показывали неделю спустя. Газеты писали, что в молоденькой Гарбо чувствуется «таинственность и вечная женственность», «естественность и слитность с манерами века».
Кадр из фильма "Сага о Йесте Берлинге"

Стиллер был одержим сделать из Гарбо звезду мирового кинематографа. Он уговорил Георга Пабста пригласить Гарбо на роль в фильме «Безрадостный переулок», в котором снималась знаменитая Аста Нильсен. Именно в этой картине, мрачном этюде послевоенного общества, чувственность Гарбо впервые нашла свое воплощение на целлулоидной пленке.
Весной 1925 года глава одной из крупнейших студий Голливуда «Метро Голдвин Майер», Луис Б. Майер, предложил Морицу Стиллеру контракт. Режиссер согласился приехать в Америку только при условии, что Грета поедет с ним. Майер был не в восторге от работ Гарбо, но пошел на уступки (говорят, он пробормотал: «В Америке мужчины не любят толстушек» - в юности Грета была пухленькой). Вскоре Майер понял, что главным его приобретением была именно Гарбо с ее красотой, загадкой и умением завораживать зрителей. 6 июля, в понедельник, Гарбо прибыла в Нью-Йорк. Она любила все начинать в понедельник, хотя отличалась суеверием и всю жизнь боялась тринадцатого числа.
«Метро-Голдвин-Майер» бросила их одних в Нью-Йорке, и так продолжалось до тех пор, пока фотосеанс у Гента не помог Гарбо пробиться на страницы журнала «Вэнити базар». И тут Майер вспомнил о своем приобретении. Гарбо вызвали в Голливуд и оказали прием, подобающий настоящей звезде.
Результаты пробных съемок оказались потрясающими. Ее лицо обладало пропорциями, которыми руководствовались античные скульпторы, а тело соответствовало пропорциям Венеры Милосской (правда, некоторые ее поклонники утверждали, что широкими плечами, узкими бедрами и длинными ногами она напоминала античного мальчика). Словом, Гарбо была одинаково хороша, что в роскошном бальном платье с открытыми плечами, что в мужском костюме. Она немного сутулилась, но и это придавало особое очарование ее облику. Знаменитый голливудский режиссер Билли Уайлдер писал. «Чудо Гарбо - это чудо целлулоида. На пленке ее лицо полностью преображалось, становилось ликом звезды, на котором зритель пытается прочесть все тайны женской души. Эмульсионный слой пленки невероятным образом сообщает плоскому изображению глубину и таинственность. Случай Гарбо - это случай рождения звезды на пленке».
И правда, природа наделила Грету исключительными внешними данными. Совершенный овал лица с прелестной ямочкой на подбородке. Густые вьющиеся волосы. Высокий чистый лоб и нос такой благородной формы, какую можно встретить на портретах царственных особ. И огромные синие глаза с фиолетовым осадком печали в самой глубине. «Когда Гарбо закрывала глаза, ее длинные ресницы цеплялись друг за дружку. Слышался явственный шорох - словно рядом пролетела бабочка, - писала о ней поэтесса Айрис Гри.
Гарбо оказалась еще и превосходной драматической актрисой. Она могла без всякой подготовки изобразить любую эмоцию. Позднее оператор Дэниэлс (снявший 20 из 27 фильмов Греты) сокрушался: «Это моя трагедия, что мне не удалось снять Гарбо в цвете».
Зато у нас есть возможность посмотреть ее в цвете, благодаря Кимберли.

Первой американской картиной Греты стал посредственный «Поток», вышедший на экраны в рождественские праздники 1925 года. Перед началом съемок фильма «Поток» заболела исполнительница одной из главных ролей. Заменить ее в авральном порядке назначили Гарбо, заставив ее изменить прическу и выщипать брови. Собственно, и играть ей пришлось именно крестьянку, полюбившую богатого юношу.
Однако критики отметили дебютантку: «Мисс Гарбо отнюдь не обладает совершенной красотой, но она потрясающая актриса». Кадр из фильма "Поток"

Гарбо сыграла ее так, что после премьеры пресса говорила о ней уже не иначе как о «самой прекрасной актрисе Голливуда». Крестьянка обернулась роковой женщиной, разбивательницей тысяч мужских сердец, красавицей-вамп, способной на большую и пылкую любовь.Кадр их фильма "Поток"
Но для самой Гарбо это было трудное время. «Я боюсь жизни, я пытаюсь получить разрешение уехать домой хотя бы на время, но мне все советуют этого не делать», - писала Грета в Швецию.
Следующий фильм с участием Гарбо назывался «Соблазнительница» (1926) и очень точно обозначил ее будущее амплуа. Грете было суждено стать одной из самых знаменитых «фатальных женщин» американского экрана. Ее исполнительская манера отличалась богатством драматических оттенков, психологизмом и волнующей искренностью. Картину начал снимать Стиллер, а заканчивал Фред Нибло.
Кадр из фильма "Соблазнительница"

Американцам понравилась холодноватая, застенчивая, оживлявшаяся лишь во время съемок, нездешняя красавица. И фирма заключила с Гретой Гарбо пятилетний контракт, после чего фильмы с ее участием начали выходить один за другим.
С первых же лет появления Греты в Голливуде ее личная жизнь для окружающих была покрыта тайной. Она приходила на съемочную площадку всегда в одиночестве, сумрачная и молчаливая, сосредоточенная исключительно на работе. «Кто она? Это не женщина, а какой-то сфинкс!» - таковым было единодушное мнение окружающих. Между тем, внешний облик «загадочной и непостижимой» Гарбо возник не вдруг - над ее имиджем изрядно потрудился некий Гарри Эдингтон. Очарованный исключительной красотой Греты, он стал ее агентом и, по существу, полноправным хозяином ее судьбы. Эдингтон запретил ей несанкционированные фотосъемки, всячески ограничивал контакты с прессой. Гарбо, плохо владеющую английским, постоянно сопровождали две женщины-негритянки, преданные и молчаливые. Подобный стиль поведения Гарбо как нельзя лучше отвечал ее интересам, став ее визитной карточкой.
Сама же звезда утверждала, что «загадочная Грета Гарбо» - всего лишь иллюзия. «Иллюзия, которая меня тяготит». Какой же, тогда, она была на самом деле? Некоторый свет на этот непростой вопрос проливает любопытный эпизод из жизни актрисы. Однажды «нордическая принцесса» произвела настоящий фурор на одной вечеринке в Голливуде. Аскетичная красавица, в повседневной жизни не пользовавшаяся косметикой и предпочитавшая носить свитера и брюки из магазина для военнослужащих, на сей раз явилась в черном платье с пикантным вырезом на спине. Но настоящая бомба взорвалась тогда, когда оркестр заиграл модное танго, и Грета пригласила на танец... девушку! Все присутствующие заворожено следили, как эта непостижимая женщина обнимает свою партнершу...
Не менее откровенны и строки из письма Греты своей подруге по театральной школе Мими Поллак. «Не странно ли, что я никогда не смотрю на мужчин, да и на женщин тоже. Меня они совершенно не интересуют». Поразительно! Во всех фильмах Гарбо вдохновенно играла любовь, а представители сильного пола, получается, ее совсем не волновали??! Как бы не так!
Когда она только появилась в Голливуде, мужчины ходили за ней толпами. Первым, с кем у Греты закрутился настоящий роман, был состоятельный шведский промышленник Макс Гумпель. Подаренное им золотое кольцо с бриллиантами она носила долго - даже когда из-за сословных различий их помолвка расстроилась. Наверное через несколько лет он понял, что сословные различия она не только перешагнет, а и сама станет не меньше королевы.
Самый страстный любовный роман связывал актрису с красавчиком артистом и знаменитым плейбоем Джоном Гилбертом. К моменту встречи ему было 29 лет, ей - 22. Романтическое сотрудничество между Гарбо и Джоном Гилбертом началось с картины «Плоть и дьявол» (1927) и продолжалось до появления звука в кино. Кадр из фильма "Плоть и дьявол"

Актеров часто видели вместе, но свадьба так и не состоялась. Гарбо убежала прямо из-под венца. Гилберт вскоре женился (правда, уже в третий раз), но продолжал преследовать Грету. Из всех фильмов с участием Гарбо и ее возлюбленного не сохранился лишь один - «Божественная женщина» (1928).
По иронии судьбы, возвышение Греты совпало с закатом карьеры ее учителя. Стиллер не прижился в США. Точнее, MGM, купившая его когда-то, теперь делала все, чтобы от него избавиться. Стиллер догадывался, что он мешает студии «прибрать к рукам» «независимую» Гарбо, но сделать ничего не мог. Окончательно доконало его то, что Грета влюбилась в Джона Гилберта. Стиллер сходил с ума, ревновал, устраивал выяснения отношений, одно из которых закончилось грандиозным скандалом. На MGM были даже довольны таким оборотом дела - теперь уже ничто не мешало им вышвырнуть режиссера из Голливуда.
Стиллер вернулся в Швецию - разочарованный, уставший, слишком поздно осознавший, что не может жить без своей Галатеи. Меньше чем через год, он умер - с фотографией Гарбо в руках. Ему было только 45 лет. Узнав об отъезде учителя, Грета впала в отчаяние. Определенно можно сказать лишь то, что известие о его смерти оказалось сильнейшим ударом для актрисы. И не менее сильным - для недавнего счастливого соперника Стиллера. Подкошенная мрачной новостью и тем, что руководство студии не отпустило ее на похороны, Гарбо не явилась на их с Гилбертом свадебную церемонию, которую с большой пышностью организовала все та же МГМ. Гилберт долго стоял перед алтарем один в ожидании, а потом, согласно легенде, весьма похожей на правду, в сердцах съездил по зубам боссу МГМ, отпустившему неудачную шуточку в адрес сбежавшей невесты. Через полгода Гилберт женился на другой. Этим же ударом актер сломал свою судьбу окончательно. Мейер поклялся уничтожить его карьеру. В 37 лет Гилберт, с тех пор нигде не игравший (кроме одного раза, когда Грета попробует ему помочь), умер от алкоголизма.
А ее тихое неприятие боссов MGM росло с каждым днем. Независимую гордую шведку раздражала царившая на студии атмосфера тотального подчинения: «звезды» должны были быть послушными марионетками, которым разрешалось иногда «пошалить» - при условии, что они будут во всем слушаться «кукловодов» - продюсеров.
С Гарбо, хоть ей и было чуть больше двадцати лет, нашла коса на камень. Если бы они подозревали, какая сила воли таится за невозмутимым фасадом «Снежной Королевы».
Уже в 1927 году она ввела в ступор своих боссов, потребовав прибавки жалования. Грета получала 600 долларов в неделю, тогда как ее любимый Джон Гилберт - 10 тысяч. На просьбу актрисы поднять ставку до пяти тысяч студия ответила отказом. Узнав об этом, Гарбо произнесла фразу, ставшую знаменитой: «Кажется, я возвращаюсь домой». Майер встретил достойного противника. Грета исчезла на семь месяцев - не появлялась на съемках, не приходила за деньгами. Студия, уже начавшая подготовку очередного фильма с Гарбо, несла огромные убытки. Скрипя зубами, MGM пришлось уступить - и тем самым признать, что Грета Гарбо незаменима. После долгих споров с руководством студии Грета Гарбо добилась своего и стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда. В 1932-м она уже настояла на 250 тысячах за каждый фильм и праве выбора ролей и партнеров.
Нередко предлагаемые сценарии оставляли звезду безучастной, и она отвергала один проект за другим, произнося свою ставшую знаменитой фразу о неизменном возвращении домой.
8 ноября 1928 года, когда умер Стиллер, Грета из-за съемок в Голливуде не смогла выехать в Швецию и приехала в Стокгольм только в декабре. Грета Гарбо с матерью во время визита в Швецию

Позади уже была слава и семь кинолент, снятых в студии МГМ. Она посетила могилу Стиллера в еврейской части городского кладбища. Грета знала, что он любил ее, как никого на свете.
Сюжеты ее фильмов большей частью были весьма банальны, но в создаваемых ею образах актриса достигала почти трагедийной высоты. Наступление звукового периода стало поворотным пунктом в творчестве Греты Гарбо. Зрителей волновал вопрос: что будет, когда «таинственный сфинкс» заговорит? Однако звуковой дебют актрисы в фильме «Анна Кристи»(по пьесе Юджина О'Нила) режиссера Кларенса Брауна прошел благополучно. Кадр из фильма "Анна Кристи"

Одиночество, разочарование, последняя гордость, жажда человеческого тепла - все это было близко Гарбо. «Нью-Йорк таймс» назвала фильм величайшим в истории кино и связывала этот успех с участием в нем шведской актрисы. На фильм шли толпами и с замиранием сердца ожидали, когда она произнесет первую фразу и она не обманула ожидания зрителей. Помимо красоты, таланта исполнительницы у нее оказался слегка «усталый», но такой завораживающий голос, полный скрытого эротизма. В фильме зрителя глубокий грудной скандинавский голос Гарбо, буквально, околдовал.
Ее голливудская карьера стремительно шла в гору. Низкий, «утомленный» голос Греты только усиливал притягательность ее героинь. Торопясь использовать успех, МГМ заставила Гарбо сняться в длинной череде мелодрам: «Роман» (1930), «Вдохновение» (1931), «Сюзанна Ленокс: ее падение и возвышение»(1931), «Мата Хари» (1931), «Гранд Отель» (1932), «Какой ты меня желаешь» (1932)... (все фото - кадры из фильмов)

Из фильма в фильм актрисе поручали роли соблазнительниц. Она устала от них, ей хотелось воплотить на пленке насыщенные драматизмом классические образы: Жанну д'Арк, Гедду Габлер, Машу в «Трех сестрах».
«Гений Гарбо совмещает в себе чистоту и тайну, силу и нежность, жестокость и страсть. Вот почему миллионы тех, кто ранее не знал актрисы, осаждают кинотеатры от Парижа до Лос-Анджелеса, чтобы насладиться ее искусством», - писал американский еженедельник «Ньюсуик». Спустя несколько лет Кеннет Тайней писал, что: «... то, что вы видите в других женщинах, будучи пьяным, в Гарбо вы видите трезвым».
С приходом звука в кино творческий диапазон актрисы существенно расширился, хотя репертуар изменился мало. В одном из немногочисленных интервью она заметила: «Я была похожа на корабль без руля и ветрил - испуганная, потерянная и одинокая. Я неуклюжа, застенчива, боязлива, вся издергана, и мне стыдно за мой английский. Именно поэтому я возвела вокруг себя непробиваемую стену и живу за ней, отгородившись от всего мира. Быть звездой - нелегкое дело, требующее уйму времени, и я говорю это со всей серьезностью».
В 1931 году Грета познакомилась с писательницей Мерседес де Акостой, приехавшей в Голливуд для работы над сценарием для Полы Негри. Акоста могла убедиться, что Гарбо - незаурядная актриса. Хотя Грета не утруждала себя чтением сценария, она умела тонко подметить его суть. Например, у себя в Швеции она ни разу не бывала при дворе или на балу, однако точно знала, как сыграть подобную сцену. Она ни разу не сходила на предварительные просмотры. Невероятная интуиция вела ее, подсказывая то, чего не знали ни сценаристы, ни режиссеры, ни она сама. Впрочем, это случалось не только на съемках. В тридцатые годы Голливуд посетил шведский кронпринц. И, разумеется, пожелал отобедать в компании Гарбо. Обед организовали по-королевски: Гарбо сидела по правую руку от коронованной особы и совершенно не представляла, какими приборами пользоваться. Около тарелки громоздилось множество диковинных инструментов, большую часть которых Грета сроду не видела. Актриса решила следить за кронпринцем и брать те же ножи и вилки, что и он. Собравшиеся приступили к трапезе... Светские обозреватели потом умирали со смеху: потрясенный красотой и обаянием Гарбо кронпринц перепутал приборы и взял вовсе не те, что полагались к первой перемене блюд. А Грета Гарбо как раз забыла на него посмотреть. И безошибочно выбрала те, которые следовало!
31 декабря 1931 года состоялась премьера фильма «Мата Хари».
В фильме всей этой истории предали, разумеется, романтический окрас. Тут Мата Хари, хотя и шпионка, но при этом, сильно любящая женщина.Наряды Греты Гарбо вызывают искренний восторг даже спустя 80 лет после их создания. Сам Адриан признавался, что придумывал их под впечатлением от русских балетов начала века. Адриан за свою долгую работу в МГМ создал костюмы для 125 фильмов. Но тут важна одна оговорка: чаще всего, он одевал не всю картину, как это делают сегодня художники по костюмам, а одну героиню. Именно женщину. Звезду. МГМ платили Адриану большие деньги, но зарабатывали на нем целые состояния. Те фильмы, на которых он работал, давали большую кассу, а особенно полюбившие зрителям платья и шляпки потом дублировались и продавались в универмагах Macy's. Выпустили даже такую серию платьев «Адриенна» - это были копии его самых популярных нарядов.Вот «русское влияние» в этом фильме очевидно. Даже сложный головной убор, который носит Гарбо в первой сцене, трансформируется в нечто, весьма напоминающее кокошник.Мерседес де Акоста особо выделила заключительную сцену расстрела: «В длинной черной накидке, с гладко зачесанными назад волосами, с напряженным выражением лица, она никогда еще не выглядела столь прекрасно и столь трагично».
Акоста делилась своими наблюдениями: «Чтобы понять Грету, вам надо понять Север. И пусть оставшиеся годы она проведет в южном климате, все равно останется северянкой, со свойственными Северу трезвостью ума и замкнутостью. Чтобы понять ее, вы должны по-настоящему понять ветер, дождь, угрюмое, низкое небо. Она создана именно из этих стихий, в прямом и переносном смысле. В этой своей инкарнации она до конца своих дней останется «ребенком викингов», которому не дает покоя мечта о снеге».
Во время экономического кризиса Гарбо потеряла все свои сбережения и была вынуждена экономить буквально на мелочах. Именно тогда она переехала к Мерседес.
Мерседес была известна своими лесбийскими наклонностями. В 1960 году она опубликовала мемуары, в которых были слова: «Как я могу описать эти шесть недель, проведенных в горах с Гретой? Только шесть недель, но они значат больше, чем вся жизнь». Гарбо страшно разозлилась на подругу и больше никогда с ней не встречалась. Издатели предлагали Акосте опубликовать их переписку, но она благородно отвергла предложение и сдала письма на хранение. И только в 2000 году эти письма были обнародованы. И ожидавшие скандальных новостей и каких-либо откровений или раскрытия тайн из личной жизни Легенды - увы! были разочарованы. В письмах не было никакого подтверждения всем этим досужим вымыслам. Богиня осталась так же недосягаема, как и была.
Кадр из фильма "Гранд Отель"

В апреле 1932-го в кинотеатре «Астор» состоялась премьера фильма «Гранд Отель». После «Анны Кристи» Гарбо считала роль в этой картине своей лучшей работой. Знаменитый продюсер Талберг писал: «Я обожаю ее уставшее, трагическое лицо, ее необыкновенную живость и умение быть на экране не только несчастной, но и счастливой женщиной». Трон «королевы экрана» принадлежал ей безраздельно.
Фильм «Какой ты меня желаешь» (1931) - творческая удача Гарбо. Ее признают крупнейшей актрисой века, сравнивают с Сарой Бернар и Элеонорой Дузе. Рецензенты посвящали Грете первые страницы журналов и газет, ее фотографии печатали на обложках еженедельников, открытки с ее изображением выходили огромными тиражами.
Грета уехала в Нью-Йорк, а затем в Швецию. Это было первое из ее знаменитых путешествий домой. Окончание в 1932 году контракта Гарбо с фирмой МГМ предоставило ей некоторую свободу действий. Грета Гарбо в середине 30-х сумела сыграть три интересовавших ее роли: королеву Кристину, Анну Каренину и Маргариту Готье.
Уже и тогда Гарбо не терпела вмешательства в свою жизнь. Друзья шутили, что она делает тайну даже из того, что ела на завтрак. Лишь под нажимом боссов студии Гарбо соглашалась фотографироваться и давать интервью. А чуть позже, еще прибавив в звездности, не соглашалась вовсе. Гарбо постоянно приглашали на всевозможные приемы, но она предпочитала уединение. Одни называли ее «Таинственной леди», другие - «Сфинксом», третьи «Снежной королевой». Талула Бэнкхед заметила, что загадочность Греты «густа, как лондонский туман». Иногда Гарбо поддавалась безотчетной веселости и на считанные мгновения становилась душой компании.
Ее имя уже тогда окружали легенды. Одну из историй рассказывают практически все биографы актрисы. Богатейший фермер, некий Эдгар Донн, постоянно писал ей письма, приезжал в Голливуд, чтобы увидеть ее, но ничего не выходило. В 1936 году он написал завещание: «Моя земля, мои владения, все мое состояние завещаю Грете Луизе Густафсон, звезде кино, известной в мире как Грета Гарбо, и больше никому». Спустя десять лет он умер. Ему было около 70-ти. Его адвокаты пытались связаться с актрисой. Через пять месяцев они получили от нее коротенькое письмо о том, что она принимает наследство, но просит передать его в Фонд милосердия. Вспомнить человека по фамилии Донн, писавшего ей письма, она не смогла, ей писали миллионы. Впоследствии Фонд милосердия продал этот участок за баснословные деньги: в земле оказалась нефть...
Картина, вырвавшая Гарбо из оков образа роковой соблазнительницы, называлась «Королева Кристина» (1933). В мужском костюме актриса была едва ли не более привлекательна, чем в женском платье. Постановщиком фильма стал ученик Вахтангова и один из крупнейших американских режиссеров того времени - бывший тбилисец Рубен Мамулян. А главным партнером актрисы... Джон Гилберт. Кадр из фильма "Королева Кристина"

Чтобы помочь отвергнутому когда-то возлюбленному поправить карьеру, Гарбо личной властью, данной ей новым контрактом, сняла с роли не кого-нибудь, а великого Лоуренса Оливье. Проект оказался весьма успешным как у зрителей, так и у критиков.
Съемки фильма "Королева Кристина"

В конце 1935 года Гарбо снова обратилась к классике. «Анна Каренина» позволила ей во всем блеске проявить свое дарование трагедийной актрисы. 77-летний король Швеции Густав V заявил после просмотра картины: «Гарбо - гений».
Венгерский киновед Бела Балаш, анализируя истоки ее славы, замечал: «...популярностью она обязана своей красоте... Но красота Гарбо не только в гармонии линий, не просто орнамент. В красоте Греты Гарбо выражается определенное душевное состояние. Мимика Греты Гарбо менялась во время игры. Она смеется и грустит, удивляется и сердится, как это предписывает ей роль. Также и ее облик: то это королева, то опустившаяся проститутка. Но в каждом ее движении и в мимической игре постоянно проступает почти уже анатомически зафиксированное, неизменяемое выражение «Гарбо», которое пленило мир...»
Кадр из фильма "Дама с камелиями"

Вершиной периода увлечения трагедией было суждено стать «Даме с камелиями» («Камилла»,1937). За исполнение главной роли в этом фильме актриса получила премию шведского короля и нью-йоркских кинокритиков.
«Разумеется, она чувственная женщина, и если захочет, то не остановится ни перед чем - если положит глаз на мужчину, заманит его к себе в постель, а затем выставит за дверь за ненадобностью, - однако свою чувственность она всегда приберегает для кинокамеры», - говорил режиссер «Камиллы» Кьюкор.
Сложные отношения связывали Гарбо с дирижером Леопольдом Стоковским.
Грета Гарбо и Леопольд Стоковский

Он был старше ее на 23 года. «Стоки» (так называла его Гарбо) сопровождал ее на съемки фильма «Покорение» (1937), в котором актриса играла роль Марии Валевской. Кадр из фильма "Покорение"

Гарбо считала эту картину посредственной. Это действительно была неудача, но неудача фильма - не Гарбо Толпы по-прежнему жаждали видеть «лицо века».
После развода с женой Стоковский в декабре 1937-го уехал в Италию. «Стоки» и Гарбо провели в совместном путешествии несколько месяцев, после чего задержались на какое-то время в Швеции, в поместье Гарбо. На все предложения выйти замуж она отвечала отказом. «Смешно думать, что я могу пойти с кем-то к алтарю», - заявила актриса журналистам. Друзьям Грета поясняла: «Стоковский - мой друг». Гарбо в это время получила приглашение Гитлера посетить Германию. Фюрер был поклонником ее таланта. После смерти актрисы в ее архивах была обнаружена запись: «Следовало отправиться в Берлин, захватив с собой пистолет, спрятанный в сумочке. Я могла убить его очень легко. Это разрешило бы все проблемы, и, может быть, не было бы войны, а я стала бы героиней масштаба Жанны д'Арк. Хотя я не политик и, наверное, война началась бы при всех обстоятельствах».
Рассекреченный архив шведской военной разведки внезапно открыл абсолютно неизвестную сторону жизни звезды. В 40-е годы Гарбо была... шпионом союзников, она выезжала в Европу с тайной миссией. Гарбо попросили привлечь к сотрудничеству с разведкой самых влиятельных шведов - членов королевской семьи, ученых, промышленников. Она блестяще справилась с заданием. При активном участии кинозвезды была разработана обширная агентурная сеть, благодаря которой удалось провести операцию по выводу из строя завода в Норвегии, производившего «тяжелую воду» - необходимый ингредиент для цепной реакции. Гарбо дружила с королем Швеции Густавом Пятым и с датским королем Христианом Десятым. Монархам и бывшей кинозвезде удалось спасти Нильса Бора от рук нацистов и подпольщиков и организовать бегство ученого Нильса Бора из Дании в Швецию, а оттуда - в Шотландию.
Тогда же, подобно Шиндлеру, ей довелось участвовать в спасении датских евреев, которых нацисты готовились вывезти в лагеря смерти. Благодаря Гарбо и членам королевских семей несчастных за одну ночь переправили на лодках в нейтральную Швецию. Во многом благодаря ее связям и влиянию удалось наладить агентурную сеть, которая помешала созданию фашистами атомной бомбы.
А со Стаковским они разъехались: Гарбо уехала в Швейцарию, а Стоковский улетел в США и вскоре женился на молодой Глории Вандербильт, наследнице миллионов.
В октябре 1938 года Гарбо вернулась в Америку, а в ноябре следующего на экраны вышла комедия «Ниночка», сценарий для которой написал Билли Уайлдер. Она исполнила роль советской железной «комиссарши», которая приехала в Париж, чтобы вернуть домой отступников, торговых представителей. Мерседес де Акоста ужасно досадовала, что на киностудии МГМ не сумели раньше распознать комедийный дар актрисы.
Последней работой Гарбо стал фильм «Двуликая женщина» (1941). Она темпераментно исполняла современные танцы, плавала в бассейне, бегала на лыжах и демонстрировала тело, но это не спасло картину от провала в прокате. Неудача с фильмом совпала со смертью матери.
Последующие проекты Гарбо остались неосуществленными. А после того как в 1949 году план Уолтера Вангера привлечь Гарбо на главную роль в экранизации романа Бальзака «Герцогиня де Ланже» потерпел фиаско, она окончательно решила уйти из кино.
За 19 лет работы в кино снялась в 27 фильмах.
«Я устала от Голливуда, никогда не любила свою работу, - призналась актриса. - Бывали дни, когда я просто заставляла себя идти на студию. По сути дела я снималась даже дольше, чем планировала. Остановиться раньше мне не позволял контракт. Я ведь никогда не чувствовала себя настоящей актрисой. Меня часто приглашали выступить на Бродвее. Но сама мысль, что на меня будут смотреть тысячи глаз, приводила меня в ужас». «Я хочу побыть одна», - сказала Гарбо директорам и продюсерам. Это было последнее, что от нее слышали в Голливуде. Таким образом, Гарбо просто воспользовалась удобной возможностью покончить с делом, которое ей порядком надоело. В 36 лет на пике блестящей карьеры Грета Гарбо, одна из самых ярких звезд Голливуда, внезапно и безо всяких видимых причин оставила кино. И не только кино - весь мир. Под вымышленным именем «мисс Гарриетт Браун» она укрылась в гостиничных апартаментах в Нью-Йорке, чтобы навсегда превратиться в призрак, легенду, миф.
Что же заставило актрису навсегда порвать с волшебным миром Голливуда, с лучами славы, массой поклонников, баснословными гонорарами? Кинокритики до сих пор бьются над этой загадкой. Неужели ее расстроила судьба последнего посредственного фильма «Двуликая женщина»? Вряд ли. Причина разрыва, похоже, лежала в другой плоскости, но в какой? Наверно эту тайну не удастся раскрыть никогда.
Знаменитая, богатая, независимая, она могла теперь делать все, что хотела. Ее жизнь после кино любят описывать как одинокой, а она не была одинокой. Она была непубличной.
Лишь в 1970-е стало известно, что большая часть торгового центра на Родео Драйв в Беверли-Хиллз (самой респектабельной части Лос-Анджелеса) принадлежит именно Гарбо. Кроме того, она владела домами в Нью-Йорке и в родной Швеции. По совету друзей-бизнесменов, среди которых были Ротшильды и Онассис, Грета покупала картины. Левая верхняя - Гарбо и Онасис, левая нижняя - Гарбо и Джордж Шлее, правя - Гарбо и Сесиль Ротшильд На парижских улицах в 1979.

В ее коллекции были работы Ренуара, Боннара, Модильяни...
Изредка ее встречали с принцем Зигвардом, бароном Эриком Ротшильдом-Гольдшмидтом, Уинстоном Черчиллем. Но жила она одиноко. Зимой - в Нью-Йорке, на Ист-Сайд, а осенью - в Швейцарии, в местечке Клестерс. Самой близкой подругой была жена сына шведского короля Керстин Бернадот. Гарбо была желанной (хотя и очень редкой) гостьей на виллах Уинстона Черчилля, Аристотеля Онассиса, Ротшильдов. Участники тех «закрытых» обедов, пикников и круизов с Гретой Гарбо свидетельствовали, как мила, общительна и остроумна была эта женщина. Вернее, могла быть. Точнее всего описал это в письме другу один английский аристократ: «Она уже не так хороша, как прежде, и к тому же порой невообразимо скучна. Она увлекается диетами, доморощенным богоискательством и прочей дребеденью. Но вдруг происходит нечто - и ты физически ощущаешь ее обаяние, красоту и величие. Словно нажатием кнопки она включает тайный механизм своей былой власти».
Среди друзей Гарбо был Сесил Битон - знаменитый фотограф, создавший в 1950-е годы серию ее фотопортретов.
Фотография Сесиля и Гарбо, сделанная неизвестным репортером в то время, когда они покидали резиденцию английского премьер-министра (1956 г.).

Пикантность этой связи в том, что Сесил был гомосексуалистом. Когда же Битон имел неосторожность рассказать о своих отношениях с актрисой, она порвала с ним, как когда-то и с Акостой. На прогулке с Сесилом Битоном

Но с Битоном перед его смертью она все-таки помирилась.
На рубеже 1940-х годов Гарбо тесно общалась с Валентиной Николаевной Саниной, известной владелицей знаменитого дома моделей «Валентина». Ее муж, «бумажный король» Джордж Шлее, сыграл огромную роль в жизни Гарбо. В течение двадцати лет Грета пользовалась его расположением.
Гарбо много путешествовала, бывала в Европе, Азии, Африке. Долгое время после войны Гарбо жила в Европе и только в сентябре 1953 года вернулась в Нью-Йорк. Фото 1951 года.
Фото 1959 Г.

В 1954 году ей был присужден специальный Оскар «за незабываемые роли в кино» (как ни странно, за всю свою карьеру она не получила ни одного, хотя и номинировалась за «Анну Кристи», «Роман», «Даму с камелиями» и «Ниночку»). Нечего и говорить, что она не явилась на церемонию вручения. Имена Феллини и Антониони ни о чем ей не говорили. Однажды в круизе по Средиземноморью ей преподнесли только что вышедшую книгу о ней. Пробормотав слова благодарности, Гарбо повернулась и выбросила подарок за борт... Близкие друзья всегда находили ее похожей на ребенка. Она была по-детски эгоистична и жестока, считая, что ее обязан любить весь мир. И ничего не отдавая взамен. Она не являлась на встречи, не отвечала на письма. Когда кто-то из поклонников прислал ей корзину роз с бутылкой вина и запиской, Гарбо вытащила бутылку и пару понравившихся цветов. Остальное приказала вернуть, не читая послания.Вилла Ле Рок на юге Франции, где Шлее и Гарбо проводили летние месяцы с конца 50-х до начала 60-х годов.

В поездках ее сопровождал Джордж Шлее. Формально оставаясь мужем Валентины, он редко покидал Гарбо. Связь с Джорджем продолжалась около 20 лет. Многие поражались, что связывает красавицу-актрису с этим невзрачным мужчиной, одетым в плохо сшитые костюмы, в то время как его женой была знаменитый модельер Валентина. По-видимому, Грете он напоминал Стиллера, бога и наставника ее юности. Всю жизнь она тяготилась своей инертностью, пыталась прислониться к тем, кто мог подталкивать ее вперед, взять на себя ее заботы. Гарбо передала Шлее право распоряжаться своими деньгами, делать вложения, покупать антиквариат. После смерти Шлее в 1964 году актриса по завещанию получила все его громадное состояние, в том числе акции бумажной промышленности, дома в Италии и Южной Франции. Капитал Гарбо продолжал увеличиваться, даже помимо ее воли.
Фото 1965 и последнее фото 1990 года

Она дожила до 1990-го. Не появившись ни на одном публичном мероприятии, не дав ни одного интервью, единственный раз разрешив журналу «Вог» опубликовать свою фотографию. Где-то в середине 60-х она надумала сходить в музей на выставку, посвященную быту мексиканских индейцев. Пресса отследила ее путь, и все посетители музея, чуть не разметав экспонаты, носились по залам в поисках великой Греты Гарбо . Ее так и не нашли и решили, что репортеры ошиблись. Залы опустели, и тогда на глазах у потрясенного служителя музея Гарбо выбралась... из макета пещеры древних обитателей Мексики. «История моей жизни, - когда-то говорила она, - это история о запасных выходах, боковых дверях, тайных лифтах и других способах входить и выходить так, чтобы меня не беспокоили».
В конце жизни Гарбо стала избегать городской жары и каждое лето уезжала на курорт Клостерс в Швейцарию. Она с удовольствием общалась на родном языке с отдыхавшей там же шведской четой и однажды призналась им в своем сокровенном желании остаться одной. «Я хотела бы быть графиней... жить в деревне, в покое и безопасности». Иногда Гарбо целый день проводила в постели, но, если вставала, то обязательно отправлялась на прогулку. О яхте Аристотеля Онассиса она говорила: «Слишком маленькая, я не могу совершать свои прогулки». Актриса любила тихие, уединенные места: церковные кладбища вокруг Клостерса и гробницу Наполеона в Париже, которую часто посещала.
Со временем квартира Гарбо на 52-й авеню превратилась в «антикварный магазин». Прекрасные картины были запакованы в ящики. Спальня была обставлена мебелью XVIII века, но спала она на современной кровати. Одевалась, как в униформу - мужской жакет или пальто, длинный шарф, низко надвинутая на глаза шляпа, черные очки, туфли на низком каблуке. Любимым времяпрепровождением были пешие прогулки, потому что на улицах ее редко узнавали. Читала мало, предпочтение отдавала телевидению. В конце жизни часто смотрела фильмы со своим участием, но говорила о себе в третьем лице: «Она была хороша...»
В 1987 году Грета Гарбо перестала выходить из квартиры. Еще в Голливуде Гарбо часто болела, а позднее страдала от дивертикула, артрита и воспаления придатков. Единственной ее вредной привычкой было курение, провоцировавшее повторяющиеся приступы бронхита. В 1988 году в Клостерсе она жаловалась на слабость: «Я могу пройти всего несколько шагов... почти все время я провожу в моей комнате... я не могу ничего есть... я буду в бреду... жизнь перестала казаться реальной... мне кажется, я медленно умираю». О смерти Гарбо говорила: «Я бы очень хотела верить в иную жизнь, но не могу. Для меня все кончится, когда наступит смерть. Наверное, я очень прозаична».
В 1988-м перенесла инфаркт. В Нью-Йорке смерть постепенно уносила ее друзей. Посетителями актрисы оставались доктор, медсестра, племянница Грей Рейсфил с мужем Дональдом, их четырьмя детьми и еще некоторые люди. Когда Гарбо споткнулась о пылесос и вывихнула лодыжку, ее традиционные прогулки прервались. В последние одиннадцать месяцев Гарбо три раза в неделю приходилось делать диализ почек. 11 апреля 1990 года она смогла, как обычно, дойти до такси, одетая в слаксы и домашние тапочки. В этот раз в нью-йоркском госпитале актриса наблюдалась у доктора Стюарта Саала. Гарбо умерла через четыре дня в субботу 15 апреля в 11.30 утра. Причина смерти не объявлялась, но, по всей вероятности, виной тому были отказавшие почки. На следующий день тело кремировали в Нью-Джерси. Ее уход тоже был в ее стиле. Прощальные слова на ее панихиде никто не говорил. Выполняя волю умершей, ее останки следовало бы переправить в родную Швецию.
Однако по ряду причин урна с ее прахом 10 лет оставалась в погребальной конторе в Нью-Йорке. И только летом 2000 года все формальности были улажены и урну перевезли в Стокгольм. И снова огромная толпа ожидала Грету Гарбо: теперь на стокгольмском кладбище. И снова ее не дождались. Звезда осталась верна себе и после смерти. В последний момент ее племянница, повинуясь внезапному порыву души, который позже и объяснить-то никак не смогла, перенесла дату похорон. Чтобы на следующий день предать земле прах величайшей киноактрисы уходящего века без посторонних. То есть в одиночестве.
Спустя полгода после ее смерти племянница, наследница громадного состояния, устроила аукцион: продавались коллекция картин и личные вещи актрисы...
Ее называли «Богиней», «Шведским сфинксом» или просто «Лицом». Она остается одной из величайших актрис двадцатого века, хотя большую часть жизни прожила, сторонясь кино- и фотокамер. Одна из самых романтических и одновременно загадочных фигур в мировом кинематографе, эта северная женщина с классическими чертами лица и застенчивой отчужденностью характера, поражавшая на экране силой своей страсти, стала символом той самой вечной женственности, словами о которой старый Гете завершил своего «Фауста».
«Ей нужно лишь мелькнуть на экране, чтобы захватить наше внимание. Это не игра, а что-то чарующее, нечто вроде волшебства. И это волшебство - Гарбо!». Джон Бэрримор, сказавший эти слова, вовсе не был лириком.
Вышло несколько книг о ее мимолетных романах и больших ролях. Ушли из жизни все, кто знал ее лично. А тайна осталась. Зачем Гарбо оставила кино? И что все эти годы творилось в ее душе, пока ни звука не доносилось из-за закрытых дверей и ни разу не колыхались задернутые шторы?

... Грета Гарбо умерла 15 апреля 1990 года - в первый день Пасхи. По христианским канонам, человек, умерший в Пасху, заслужил особую любовь Бога - ему простятся все грехи, он - несудимым - войдет в Царствие Небесное. Гарбо, обожаемая миллионами людей за физическую красоту, сумела заслужить и благоволение небес, оценивших то, что ускользнуло от нашего внимания - красоту и силу души, чистоту и смирение, позволившие актрисе не отравиться «сладким ядом кинематографа» - написала Елена Цимбал.

А вообще на сегодня переведена книга Хьюго Виккерса "Грета Гарбо и ее возлюбленные". Она есть в сети, кому интересно, можно спокойно найти.

Картина дня

наверх