На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 172 подписчика

Свежие комментарии

История одной песни. Тачанка

Пулеметная тачанка была грозной "боевой колесницей" в годы гражданской войны. А
сегодня ее можно увидеть разве что в музеях да в фильмах, рассказывающих о легендарных событиях тех лет. Отлитые в бронзе, застыли тачанки в степи под Каховкой и при въезде в Ростов-на-Дону - в тех местах, по которым пролегли когда-то боевые маршруты буденовцев -первоконников. Но думаю этим памятникам я посвящу отдельную тему, а тут мы поговорим о песне.

Известна и памятна всем картина М. Грекова "Тачанка", которая открывает пост, запечатлевшая для потомков мгновение жаркого боя: рвущуюся вперед четверку разгоряченных коней, горящие беззаветной отвагой и решимостью глаза молодого пулеметчика.

Кажется, именно эта картина и вдохновила в далеком уже 1936 году поэта Михаила Исааковича Рудермана (1905-1984) на создание стихов о тачанке. Сам поэт не отрицал этого, но уточнял, что были еще и незабываемые впечатления детства, когда у себя на родине, в Харькове, четырнадцатилетним мальчиком он увидел впервые красную конницу: одна за другой проносились по улице, мимо их дома, пулеметные тачанки - бойцы спешили на юг, добивать Деникина...

...Бои шли по всей стране, перекатывались через тысячи городов и сел. Не обошли они и Харьков. В девятнадцатом выбила Красная Армия белогвардейскую нечисть из города. По улицам победным маршем прошли части, проехала артиллерия и лихие тачанки.

Стала налаживаться в городе новая жизнь. Но время было тревожное. Надо было обучать молодых бойцов военному делу, готовить красных командиров. Родился тогда в Харькове журнал «Красный курсант», и одним из сотрудников журнала стал пятнадцатилетний паренек Миша Рудерман. Днем готовил статьи в очередной номер, а вечером, надев солдатскую шинель и взяв винтовку, уходил на дежурство.

Миша был начинающим поэтом, и первое опубликованное его стихотворение красовалось в «Красном курсанте». Много гневных строк родилось в голове молодого солдата. Война разорила его родную Полтавщину. Она отняла у него старшего брата — красноармейца.

С тех пор прошло много лет. Приближалась двадцатая годовщина Советской власти. Страна готовилась достойно отметить праздник.

Нельзя было обойтись без песни, без тех заветных слов, в которых раскрывается все пережитое страной и народом. И тогда был объявлен всесоюзный конкурс на лучшую песню.

Михаил Рудерман решил в то лето съездить в родные места, на Полтавщину. Очутившись в тихой деревне, он много писал, подумывал об участии в конкурсе.

Однажды, выйдя в поле и окинув взглядом бескрайнюю голубую даль, он вдруг увидел... свою песню. Она мчалась на него, дикая и вихревая. Образ был найден.

Скоро в «Правде» вместе с другими стихами, которые тоже должны были стать песнями, появилось новое стихотворение Рудермана «Тачанка».

Теперь слово было за композиторами. Они не заставили себя ждать. Текст Рудермана оказался чуть ли не самым популярным. Не было, пожалуй, композитора, который не написал бы к нему музыку.

И вот подведены итоги, розданы премии. Но среди отмеченных нет песни на стихи Рудермана. Может быть, плох текст? Нет, просто никому не удалось раскрыть душу стихотворения в песне. Это мог сделать лишь человек, который очень глубоко почувствовал, что стоит за словами этого стихотворения.

Композитор Константин Листов не участвовал в конкурсе. Но однажды он случайно развернул тот самый номер «Правды» (по другой версии оен прочитал стихи в сборнике), в котором была напечатана «Тачанка». Листов прочитал стихи, и сразу ожили воспоминания...

Стихотворение опубликовали в "Правде". Несколько композиторов написали к нему музыку. Но песни не получалось, пока не прочел случайно эти стихи композитор Константин Яковлевич Листов (1900-1983) в книжке "Песни Страны Советов". Строки и образы, запечатленные в стихотворении, пробудили дорогие и его сердцу воспоминания юности, когда Листов был бойцом, а потом политруком в красной коннице, воевал в гражданскую под Царицыном.

Костя Листов узнал войну в семнадцать лет. Это была гражданская война. Он только что закончил музыкальное училище в Царицыне, но пришлось воевать. Не раздумывая, Костя вступил добровольцем в красный кавалерийский полк. Комиссаром в этом полку был его отец — царицынский рабочий-большевик.

Многое перевидел в эти огневые годы молодой кавалерист. Терял друзей, едва успев подружиться, знал радость побед и горечь поражений. Но сильнее всего запомнился ему из тех времен один трагический эпизод.

Навсегда врезался в память Листова один фронтовой эпизод, про который он рассказал много лет спустя, знакомя с историей создания "Тачанки":

"Под Камышиным наша часть была в резерве. По безлюдной, опустевшей степи продвигались осторожно, минуя сожженные хутора. Опасались вражеских засад.

Однажды я был послан в разведку. В нескольких верстах от нас виден был, как на ладони, горящий хутор, окруженный белыми. Казалось, никому уже не суждено было вырваться оттуда. И вдруг послышались дробные звуки пулеметной очереди, и прямо на позиции белых вылетела тачанка. Вихрем мчалась она по степи. Вдогонку ей сыпал град пуль. А в ответ поливал врага пулеметным огнем приникший к стволу "максима" светловолосый пулеметчик. Красивый парень! - я его до сих пор не могу забыть. Он весь был изрешечен пулями, но прорвался к своим. Смертельно раненный, лежал он, обняв ствол своего пулемета. И таким торжествующим и счастливым был его взгляд... Довез! Добрался!"...Потом политотдел 10-й армии, зная, что я сочиняю песни, откомандировал меня в Саратовскую консерваторию. Окончив ее, я приехал в Москву. А когда прочитал стихи Рудермана, мне сразу же вспомнился тот смелый, молодой парень - героический боец революции, верный ей до последнего вздоха. Только в стихах он не мертвый, а бесмертный, живой...Я мгновенно написал музыку и понес ее в Краснознаменный ансамбль. Александру Васильевичу Александрову песня про тачанку так понравилась, что он тут же сказал:

- Будем петь ее не меньше пяти лет... Ее запоют все!" 18 декабря 1937 года краснознаменцы исполнили "Тачанку" в Большом зале Московской консерватории. Успех был огромный: песню трижды бисировали. Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и парадах. На мелодию песни ставили хореографические композиции. Распространению песни способствовал и выпущенный Ленинградской студией кинохроники короткометражный фильм "Песня о тачанке" - один из первых опытов создания фильма-песни с участием Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. "Тачанка" - ярчайший образец удивительного проникновения в характер эпохи (к сожалению на ютубе фильма я не нашла).

Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи!
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди!
И с налета, с поворота,
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемета
Пулеметчик молодой.

Припев:
Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!

Эх, за Волгой и за Доном
Мчался степью золотой
Загорелый, запыленный
Пулеметчик молодой.
И неслась неудержимо
С гривой рыжего коня
Грива ветра, грива дыма,
Грива бури и огня.

Припев:
Эх, тачанка-киевлянка,
Наша гордость и краса,
Комсомольская тачанка,
Все четыре колеса!

По земле грохочут танки,
Самолеты петли вьют.
О буденновской тачанке
В небе летчики поют.
И врагу доныне снится
Дождь свинцовый и густой,
Боевая колесница,
Пулеметчик молодой.

Припев:
Эх, тачанка-полтавчанка,
Наша гордость и краса,
Пулеметная тачанка,
Все четыре колеса!

У входа в Большой зал Московской консерватории, откуда транслировался концерт Ансамбля песни и пляски Красной Армии под управлением А. В. Александрова, кипел людской прибой. Желающих попасть на концерт было больше, чем мест в зале. И среди безбилетников был автор музыки «Тачанки» Константин Листов. Как он ругал себя, что постеснялся взять контрамарку на концерт! Понадеялся, что пропустят, ведь как-никак автор. Но билетерша только подозрительно посмотрела на него: кто, мол, тебя знает, что ты автор, и решительно загородила дорогу. Махнув рукой, помчался Константин Листов к своему товарищу, который, к счастью, жил неподалеку от консерватории. Успеет или нет? И только благодаря необычайному успеху песни — Ансамблю пришлось исполнять ее три раза подряд — Листов услышал, правда, по радио, первое исполнение «Тачанки».

А там, в зале, сидел другой счастливый автор песни — Рудерман.

Да, они встретились — Михаил Рудерман и Константин Листов. И хоть один из них был уже сложившимся поэтом, а другой — профессиональным музыкантом, они остались в душе юными бойцами Красной Армии. И секрет успеха песни оказался в том, что символический образ «загорелого, запыленного» молодого пулеметчика, созданный поэтом, вдруг ожил: музыка слилась со словами, и душа песни открылась слушателям. Все увидели героя. Это был тот самый, изрешеченный пулями, парень на тачанке. Дело, за которое он отдал жизнь, победило. Его пулемет не зря строчил по врагу. Красноармеец не был забыт, и ничто из тех пламенных лет не было забыто, потому что все это не умирало в сердцах бывших бойцов, в памяти народной.

Немного о создателях.

Советский композитор Константин Яковлевич Листов (1900—1983)Константин Яковлевич Листов родился 2 октября (19 сентября по старому стилю) 1900 года в Одессе в семье артистов цирка. В цирке будущий композитор приобрёл свои первые музыкальные навыки, выучившись играть на мандолине и выступая на цирковой арене. В 1917-м году Листов окончил в Царицыно музыкальное училище по классу фортепиано у А. Раниец, а в 1922-м — Саратовскую консерваторию по классам композиции у Л. Рудольфа и фортепиано у И. Розенберга. С 1919-го по 1923-й год композитор работал пианистом, а позже — дирижёром Саратовского театра миниатюр. В 1923-м году Листов переезжает в Москву и начинает работать в театре при Всероссийском Пролеткульте. С 1934-го по 1938-й год композитор занимает должность дирижёра Театра обозрений, а с 1938-го по 1940-й — Театра классической буффонады под руководством В. Бебутова. В годы войны (1941—1945) Константин Яковлевич работал музыкальным консультантом Политуправления Военно-морского флота. Перу Константина Листова принадлежат две оперы, одиннадцать оперетт, музыка к спектаклям, оркестровые и инструментальные произведения, однако основная сфера его творчества — песня. Среди наиболее популярных песен композитора можно назвать «Песню о тачанке» (слова М. Рудермана, 1937), «В парке Чаир» (слова П. Арского, 1939), «Если любишь — найди» (слова Л. Ошанина, 1940), «В землянке» (слова А. Суркова, 1942), «Севастопольский вальс» (слова Г. Рублёва, 1955). Во время войны Листов был награждён орденом Красной Звезды и медалями, а в 1973-м году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Константин Яковлевич Листов умер 6 сентября 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Советский поэт Михаил Исаакович Рудерман (1905—1984)Михаил Исаакович Рудерман родился 5 мая 1905 года в Полтаве в семье ремесленника. В 1925-м году окончил Харьковский институт народного образования. С этого же года начал печататься в московских газетах и журналах — «Комсомольской правде», «Правде», «Красной нови», «Новом мире». В середине 1920-х поэт переехал в Москву, и с 1928-го года начал работать в детской литературе, опубликовав детские стихотворные сборники «Субботник», «Эстафета», «На крейсере», «Северный май». Для взрослых им написана книга стихотворений «Звездный пробег», а также книга прозы «Штрафная жизнь». Наибольшую известность Михаил Рудерман получил как поэт-песенник. Среди его соавторов можно назвать композиторов К. Листова (песни «Белые ночи», «Богатырка», «Махорочка», «Зацветали липы»), Б. Терентьева (песни «Молодая рота», «Старшина», «Я море люблю»), И. Дунаевского (песня «На разъезде»), Н. Будашкина (песня «Хорошее утро»), Л. Бакалова (песня «Шёл старик из-за Дуная»). Однако самой популярной песней Михаила Рудермана была и остаётся «Тачанка» на музыку Константина Листова. Михаил Исаакович Рудерман умер 30 мая 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

http://muzruk.info/?p=3296

http://russkaya-sloboda.ru/biblioteka/music/tachanka.html

http://www.norma40.ru/chd/tachanka.htm

А теперь послушаем песню в исполнении Краснознаменного ансамбля Александрова 1954 года

Леонид Утесов, 1937 год

Ренат Ибрагимов

Мультфильм "Тачанка" и звучит песня в исполнении ансамбля Александрова

В исполнении детского хора

Краснознаменный ансамбль, 2018 год, концерт ко дню защитника Отечества и 100-летие образования Красной Армии
 

Картина дня

наверх