На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

«Вы – подлинность, вы – обаянье, вы вдохновение само…»

Мы с детства знали эту актрису как исполнительницу ролей сказочных старушек, разнообразных «тётушек» классической литературы и простых деревенских бабушек. Коробочка в «Мёртвых душах», бабка Марфа в «Живёт такой парень», бабка Лизавета Григорьевна в «И снова Анискин», знаменитая сказительница в сказках Александра Роу... Тем, кто сегодня помнит её по этим ролям, может быть трудно представить, что стихотворение Бориса Пастернака «Актриса» посвящено именно Анастасии Платоновне Зуевой. 

Великолепная актриса Анастасия Зуева запомнилась советским детишкам, как забавная сказительница замечательных сказок Александра Роу: «Варвара-Краса, длинная коса»,

«Огонь, вода и... медные трубы»,

"Золотые рога"

«Морозко»...

Ребята с нетерпением включали телевизор и ждали, когда же наконец-то откроются ставни и выглянет бабушка в кокошнике да начнет свой волшебный рассказ: «В некотором царстве…» Но в реальной жизни «киношная веселунья» была совсем иным человеком, израненным изменами и подлостью.
Анастасия Зуева родилась в 1896 году в зажиточной крестьянской семье в тульском селе Спасское. В раннем детстве Анастасия и ее сестричка Елизавета остались без отца. Но их овдовевшая мать недолго горевала и вскоре вышла замуж за жандармского полковника. А своих маленьких дочурок отдала на воспитание тетке в поместье.

Лиза была веселой и озорной, а вот Настя любила одиночество. Она обожала ходить на рыбалку и проводить долгие часы в раздумьях. Чтобы племянницы из Тульской губернии получили хорошее образование, тетка отдала их в московскую гимназию. Да и сама переселилась в столицу, дабы присматривать за девчушками.Муж с вагоном

После гимназии юная Анастасия твердо решила стать актрисой и пошла на пробы в театральную студию. Узнав об этом, ее тетка заявила, что не даст ни копейки на учебу, мол, «в нашем роду актрисы быть не может!» Но девушке и не понадобились деньги, ведь она поступила на «бюджет».

В 1915 г. 19-летняя Анастасия окончила Школу драматического искусства и поступила во 2-ю Студию МХТ. А в следующем году она уже стала актрисой МХАТа. Анастасия сразу же начала играть старух. Критики отметили ее исполнение характерной роли старухи-хозяйки в «Истории лейтенанта Ергунова» по Тургеневу. Это произошло в 1918 году, когда Зуевой было всего-то 22 года. И тогда Константин Сергеевич Станиславский, полушутя, напророчил начинающей актрисе «быть на сцене вечной старухой». И ведь оказался прав! И как в воду глядел! Но такое будущее не испугало молодую актрису, даже наоборот, сослужило добрую службу — принесло всесоюзное признание.

В тридцать лет она сыграла Матушку в «Унтиловске», затем — Матрену в «Воскресении». Максим Горький сказал о ее работе: «Лучше, чем в жизни». А вскоре Зуева сыграла роль, которая вошла в мировую театральную летопись. Это Коробочка — помещица с умом ребенка из гоголевских «Мертвых душ».

Для своих старушечьих ролей Анастасия Платоновна сама придумывала бутафорские детали. Шила из шелка перчатки, набивала их ватой, сидела на сцене в кресле, не вставая, сложа эти самые руки на бутафорском же животе, потихоньку шевеля короткими жирными култышками.

Настя радовалась жизни, ведь в ней появилась не только заветная большая сцена, но и трепетная любовь. Она вышла замуж за железнодорожного инспектора-красавца. К его высокому чину и званию «почетный гражданин Москвы» прилагался персональный вагон!

Но семейное счастье длилось недолго. Муж совсем не уважал свою супругу и относился к ней, как к вещи. А когда у них родился сын Костя, то и вовсе озверел (однажды намотал косу жены на руку и выволок ее на улицу). Он постоянно изменял Насте, разъезжая в своем вагоне по всей стране с любовницами.

Любимый предатель

Зуева ушла от мужа. Но тот за это жестоко наказал ее — отнял сына. Костя до студенческих лет воспитывался без матери... Однако потом с ней сблизился. Костя до студенческих лет воспитывался вдали от влияния матери... Позже, когда сын, военный инженер, женился, наступили новые осложнения. В кругу близких Анастасия Платоновна именовала невестку, которая "любит считать деньги", Наташей - по одной из героинь чеховской пьесы "Три сестры".

Спустя некоторое время Настя начала встречаться с композитором Виктором Оранским, которого знала давно, — он заведовал музыкальной частью во 2-й Студии МХТ. Они поженились. И Анастасия вновь поверила в любовь. Но судьба готовила ей очередные испытания.

В 1938 г. случилось непредвиденное. Как-то раз Зуева повстречала девушку в спортивном платьице и ракеткой в руках, разговорилась с ней, и оказалось, что спортсменка мечтает стать актрисой. Добродушная и наивная Зуева привела ее к себе домой и стала готовить к поступлению в театральное училище. Но девица очень скоро позабыла о своей заветной мечте и… выскочила замуж за любимого человека своей наставницы – Виктора Оранского! Однажды они вместе покинули радушный дом Анастасии Платоновны.

Однако в 1943 г. «спортсменка и актриса», оставив дочь, упорхнула от бедного, тогда еще никому не известного композитора к какому-то богатенькому «дяденьке». Зуева, узнав об этом, забрала Виктора вместе с дочуркой к себе. Несмотря на предательство, она продолжала его любить! Спустя какое-то время объявилась мамаша девочки, забрала ее да еще и алименты потребовала от бывшего муженька, который на то время уже начал зарабатывать приличные деньги!

Прах на полке

В кино актриса впервые снялась в 1932 г. в фильме «Просперити». Затем были небольшие роли в картинах «Светлый путь», «Пир в Жермунке», «Васек Трубачев и его товарищи». Началась Вторая мировая война. Анастасия Платоновна радушно принимала в своем доме постояльцев. Война распахнула его двери ещё шире, чем в мирные годы. Одиннадцать раз актриса МХАТ А.П.Зуева выезжала на фронт со своим неизменным партнёром, превосходным актёром Николаем Ивановичем Дорохиным... Зуева для бойцов была больше, чем актрисой, вызывающей восторг фронтовой аудитории. Эта женщина умела вызвать улыбку солдата в общении с ним вне сценической площадки... С ней хотелось сдружиться, и те, кто получал приглашение посетить её квартиру в Москве, при случае пользовались этим правом. Койкой служили стулья, установленные по четыре в ряд, - получалось целое общежитие с самостоятельным ложе для каждого из гостей.
   Почти все фронтовые поездки Зуевой были северными, более чем некомфортными. Она, едва ли не единственная из актёров, была награждена за участие  в Великой Отечественной войне высшим орденом - Ленина...
   Со временем, чувство к мужу затмила лишь маленькая внучка Леночка. С появлением в жизни Анастасии Платоновны этого существа появились свет и смысл. Она, наконец, обрела полноту счастья. Воспитывала сама, только сама. Сажала за общий стол, иной раз ставила перед ребенком крохотную рюмочку с молдавским вином...

Война закончилась, а вместе с ней ушла и боль от измен и предательства. Зуева вновь была вместе со своим мужем Оранским. Скончался В. А. Оранский 27 сентября 1953 года в Москве в возрсте 54 лет. И вот тут выяснилось, что после смерти супруги Оранский и Зуева не могут быть похороны рядом. Оказывается, по рангу актриса Анастасия Зуева как лауреат Сталинской (потом переименованной и названной Государственной) премии второй степени (1952) (а потом, уже после смерти мужа — в 1957 г. народная артистка СССР), должна была упокоиться после своей кончины на престижном Новодевичьем кладбище, а композитор Оранский, автор музыки к 30 фильмам и 60 спектаклям, подобных наград не имел — не удостоился, а, следовательно, не имел право на престижное захоронение.

Тогда Анастасия Платоновна вообще не позволила его хоронить, забрав урну с прахом домой. Впрочем, до этого не было никому никакого дела. Только после вмешательства подруги по сцене Аллы Константиновны Тарасовой власти выделили место на Новодевичьем кладбище.  

Но Анастасия продолжала любить его и после его смерти.

В 1954 г. Зуевой присвоили звание народной артистки СССР. На то время она была уже известна не только своими ролями на сцене и в кино, но и эстрадными выступлениями. Но все же главным в своей жизни она считала театр. Зуева до конца своих дней жила им, написала о нем много статей и стала истинной хранительницей мхатовских традиций.

Андрей Фролов пригласил Зуеву на одну из главных ролей - эксцентричной супруги тренера по боксу - в "Первую перчатку".Василий Шукшин в картине "Живёт такой парень" предложил ей сыграть бабку Марфу, рассказавшую Пашке Колокольникову историю про голую бабу. Леонид Трауберг перенёс на экран спектакль "Мертвые души", где Зуева сыграла одну из лучших своих ролей - Коробочку.Михаил Швейцер экранизировал "Воскресение" с Анастасией Платоновной в образе Матрёны.Александр Роу предложил актрисе сыграть роль бабушки-сказительнице в целом ряде своих лучших фильмов-сказок. Были и картины "Родные поля",
"Донецкие шахтеры",   "Спортивная честь", "Хождение по мукам","Русский сувенир","Цветы запоздалые","Записки пиквикского клуба","Ну и публика",

"И снова Аниськин"Выступала Анастасия Платоновна Зуева на эстраде и по радио, участвовала во многих передачах для юношества.Сыграла в нескольких сборниках популярного "Фитиля".Но всё же главным в её жизни был театр, она жила им, писала о нём мудрые статьи, была истинной хранительницей театральных традиций.Была Анастасия Зуева настоящей советской актрисой, народной любимицей, и считала естественными для себя любые "шефские", то есть бесплатные, встречи с населением. Была столь же совершенна в простоте с самыми простыми людьми, сколь представительной и светской на официальных приёмах... Охотно и благодарно принимая правительственные награды, даже любя повторять, что "правительство любит её", она ничего общего не имела с типом идеологически послушных и политически ориентированных "подданных".
   Кротость и наивность спокойно и вполне естественно уживались в ней с железной волей, властностью и атакующим бесстрашием, если дело доходило до принципиальных вопросов.
   В компартию Зуева не вступала, да, кажется, её и не особенно туда звали, зная о твёрдом православном вероисповедании...

Анастасия Павловна была лично знакома и дружна с тремя патриархами Московскими и всея Руси: преосвященными Сергием, Алексием Первым, Пименом... Церковь воздала ей своё признание посмертно: её отпевали в патриаршем храме. Затем гроб с её останками, окружённый свечами в тяжёлых золоченых шандалах, оставался в Богоявленском соборе почти сутки.   23 марта 1986 г. великой актрисы не стало. Сейчас она покоится рядом с мужем в Москве на Новодевичьем кладбище.Интересная деталь: в конце 1940-х мультипликаторы увлеклись приемом, названным словом «эклер», когда сначала снимали актеров, а потом по ним рисовали персонажей, копировали движения. Наиболее яркий пример — вечная пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке». Так вот Анастасия Зуева специально для съемок в мультфильме гримировалась! Каждый раз, приходя на студию, тратила на грим столько же времени, сколько в театре.Практически для каждой роли надевала толщинку. В жизни она была изящна. Ее нельзя было назвать красавицей, но она была настолько обаятельной, что у нее всегда была масса поклонников. На улицу выходила в шляпке, перчатках, следила за собой и была очаровательна.По воспоминаниям современников, в ней сочеталось несочетаемое. Любимая актриса всех поколений Политбюро заступалась за репрессированных и дружила с тремя патриархами Всея Руси — Сергием, Алексием Первым и Пименом. Комическая старуха на сцене и на экране, Зуева была модницей, светской дамой и настоящей кокеткой в жизни. Вот такой удивительной женщине и посвятил Пастернак эти строки:

Актриса

Прошу простить. Я сожалею.
Я не смогу. Я не приду.
Но мысленно — на юбилее,
В оставленном седьмом ряду.

Стою и радуюсь, и плачу,
И подходящих слов ищу,
Кричу любые наудачу,
И без конца рукоплещу.

Смягчается времен суровость,
Теряют новизну слова.
Талант — единственная новость,
Которая всегда нова.

Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш.

Он опрокинул все расчеты
И молодеет с каждым днем,
Есть сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в нем.

Для вас в мечтах писал островский
И вас предвосхищал в ролях,
Для вас воздвиг свой мир московский
Доносчиц, приживалок, свах.

Движеньем кисти и предплечья,
Ужимкой, речью нараспев
Воскрешено замоскворечье
Святых и грешниц, старых дев.

Вы — подлинность, вы — обаянье,
Вы вдохновение само.
Об этом всем на расстояньи
Пусть скажет вам мое письмо.

22 февраля 1957 г.

Эти строки высечены на памятнике Анастасии Платоновне Зуевой на Новодевичьем кладбище...

Имеет награды:

Сталинская премия второй степени (1952) за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры»
народная артистка СССР (6.04.1957)
два ордена Ленина (26.10.1948, 27.02.1967)
орден Трудового Красного Знамени (28.12.1976)
орден «Знак Почёта» (3.05.1937)
орден Дружбы народов (12.01.1982)
медали

Картина дня

наверх