Не так давно мне попался музыкальный эпизод, благодаря которому я много чего вспомнила. Предлагаю его вашему вниманию.
В связи с этим отрывком мне вспомнился фильм "Большой вальс" и то, как об этом фильме рассказывал Глеб Скороходов (советский и российский писатель, драматург, журналист, киновед), когда выступал на сцене ДК, где я работала администратором и организовала Кинолекторий "Золотой век Голливуда". Одним из фильмов был представлен "Большой вальс".
Старшему поколению хорошо известно это имя Милицы Корьюс. В конце 1938 года на экраны вышла музыкальная кинолента Жюльена Дювивье (1896—1980) «Большой вальс» — романтизированная биография Иоганна Штрауса (1825—1899), в которой роль певицы Карли Доннер блестяще сыграла красавица Милица Корьюс. Критики, в частности, отмечали, что большой успех картина имела еще и потому, что Европа жила предчувствием страшной войны, и, по-видимому, великая сила искусства, красота человеческих чувств, показанная с большим мастерством творцами «Большого вальса», так проникновенно обращались к уму современников остановить темные силы, которые несли с собой горе и слезы.
Ну, а в моей жизни фильм «Большой вальс» — особая статья. Именно благодаря этому фильму я и "заболела" старым кино... еще в детстве. Увидела я его, как ни странно это будет слышать, по телевизору в Грузии. Там была программа, кажется называлась Кинопанорама, не возьмусь утверждать с точностью, но один раз в неделю в этой рубрике показывали вот такие фильмы, многие из которых у нас и не покупались для показа, а часть шла как трофейное кино. Как они умудрялись это делать - я и понятия не имею, но в детстве я посмотрела много фильмов такого плана (что в моем будущем сыграло свою большую роль). А этот поразил меня, девчонку, в самое сердце. Красивые наряды, сказочная история, удивительные по своей красоте актеры, которых я в то время считала живыми персонажами, ну и, безусловно, завораживающая музыка Штрауса, музыка над всем этим, радостная, сияющая, красивая музыка!
Милица Корьюс и Фернан Граве из фильма "Большой вальс"
Фернан Граве — фамилия артиста с прекрасными глазами, о каких Лев Толстой сказал неповторимо — «как мокрая смородина». Карлу Доннер, эту шикарную обольстительницу, умеющую так страстно любить: «О-о, Шани!» — и красиво страдать, играла Милица Корьюс.Милица Корьюс, Фернан Граве и Луиза Райнер
Совсем не играла, а жила подлинной жизнью, преданная, все понимающая и все прощающая жена композитора Польди с бархатно-проникновенным голосом и обволакивающим взглядом — Луиза Райнер. Нашел их всех, объединил в «Большом вальсе» режиссер Жюльен Дювивье, снял на студии «Метро-Голдвин-Майер» Джозеф Руттенберг, у которых я больше ни одной картины не помню. Да больше и не надо. Хватило и этой. На всю жизнь.
Я много раз смотрела кинокартину «Большой вальс» и пересматривала с удовольствием.
Такое завораживающее впечатление оказывал фильм не только на меня.…Я знала всю закадровую музыку. Она ночами звучала в ушах. Я ворочалась, я не могла заснуть. Ну как можно спать после «Большого вальса»? Первый раз после этого фильма я поняла, что мама была права, когда говорила папе, что «Люся девочка некрасивая». Да, она права. Все так. Карла Доннер мне показалась такой чудесной! Я поняла несовместимость своих «полетов» и реального отражения в зеркале…
Людмила Гурченко "Мое взрослое детство".
Разве могла маленькая Люся предположить, что далекая и недосягаемая Карла Доннер - почти наша, родная?
Долгое время Милица Корьюс жила в старом московском переулке со смешным названием – Лялин.Вера Марецкая
Училась в соседнем, Большом Казенном, в знаменитой елизаветинской гимназии, а ее одноклассницами были будущие звезды советского кино Вера Марецкая и Елена Тяпкина. Но обо всем по порядку.
Родилась Милица в семье офицера кадетского корпуса Артура Корьюса из Эстляндии. Он был обрусевшим шведом – служил в русском полку в Варшаве. Мать, дворянка Анна Гинтовт, потомок древнего литовского рода Гинтовтов-Дзевалтовских. В Первую мировую войну корпус перевели в Москву, где Мила (православное имя актрисы) поступила в Елизаветинскую гимназию.Свое редкое имя она получила в честь великой княжны Милицы Николаевны – жены брата императора Николая II. Остальные четыре сестры, носили славянские имена - Нина, Тамара, Анна, Татьяна. Был еще брат Николай. Все шестеро детей Корьюсов были крещены в православие.Елена Тяпкина в фильме "Веселые ребята"
Елена Тяпкина дружила с Ниной, старшей сестрой Милицы и позже писала в своих воспоминаниях:
«Сначала Корьюсы жили спокойно, тихо, но вскоре в семье разыгралась трагедия. Среди тех преподавателей, которых перевели из Варшавы в Москву, был очень известный математик (немец). Он влюбился в мать Милицы. Между ними возник бурный роман. Она бросает мужа, и с пятью дочерьми и сыном переезжает с этим немцем в Киев».
Дальше случилось худшее: любовник матери стал ухаживать за Ниной, сестрой Милицы. После страшного скандала страстный немец вынужден был оставить Корьюсов и навсегда уехать в Германию.
Семья осталось почти без средств и девочки начали подрабатывать: Нина играла в киевском симфоническом оркестре, а Милица сначала в капелле «Думка», а затем в хоре Григория Веревки, где пела и танцевала.
О жизни и творчестве нашей современницы Милицы Корьюс до недавнего времени имелись весьма скупые сведения в основном из энциклопедических изданий. О ней ходили различные легенды. Говорят, что она увлекалась мистикой и выдавала себя то за венгерскую принцессу, то называлась дочерью шведского генерала. Неизвестно как она попала в Киев, когда познакомилась с Городовенко. В биографических источниках зафиксировано только то, что Милица училась здесь у профессора О. Муравьевой, но, преимущество отдавала самообразованию. Но теперь мы точно знаем, что ее становление как певицы проходило на Украине, а свое вокальное мастерство она впоследствии совершенствовала в Эстонии, а потом в Германии.
Из интернет-изданий стало известно, что с 1998 по 2001 годы Чрезвычайным и Полномочным Послом США в Эстонии была Мелиса Фолш Уэллс. Она не без волнения сошла тогда впервые на эстонскую землю с парома «Регина Балтика», который прибыл из Стокгольма. В Таллинне она в 1932 году родилась, а ее матерью была... Милица Корьюс.
Дед Мелисы Уэллс Артур Корьюс, швед по происхождению, был коренным таллиннцем, отличался большой работоспособностью и настойчивостью в достижении поставленной цели. У него были природные таланты — владел несколькими языками, любил музыку и мастерски играл на скрипке. Эти черты отца унаследовала и его самая любимая дочь Милица. Она считала его своим первым учителем музыки. Отец рано обратил внимание на удивительные вокальные способности Милицы, потому что у той был абсолютный слух, блестящая музыкальная память. Девочка мечтала стать балериной.
По некоторым версиям, Артур Корьюс хорошо научил немецкому языку сына одного из великих князей династии Романовых, за что в знак благодарности получил действительно царский подарок — скрипку работы знаменитого итальянского мастера ХVII века Николо Амати, на которой часто любил музицировать. Впоследствии Артур Корьюс поступил добровольцем в российскую армию. Служил во Владикавказе, учился в Одесском юнкерском училище. Женился в Варшаве, служил в Московском военном округе, где командовал пехотным батальоном. И здесь в жизни Корьюсов произошла драма, которую Милица почувствовала на себе. Это случилось в начале Первой мировой войны. В круговерти Октябрьской революции, гражданской войны, разрухи когда-то дружная семья была разбросана по различным местам России. Отец Мелисы не захотел служить большевикам, вернулся в Эстонию. У ее матери, полячки по происхождению, появился второй муж. Им стал преподаватель математики Московского кадетского корпуса. С ним и четырьмя дочерьми она переезжает в Киев. Сын остался с отцом. Но спустя некоторое время отчим Милицы бросает их и уезжает навсегда в Германию, откуда был родом. По-видимому, не захотел обременять себя заботами о большой семье. Впоследствии мать Милицы вернулась в Эстонию, где и умерла.
Средств для существования почти не было. Заботу о семье взяла на себя старшая сестра Милицы Нина (похоронена в Киеве). Она хорошо играла на скрипке и этим зарабатывала на жизнь, а Милица пела в одной из церквей Киева.
По некоторым сведениям, Милица принимала в 1927 году участие в отборочном конкурсе и была принята в «Думку» Городовенко. Бесспорно, что ее редкий голос среди сопрановых партий украшал капеллу. С ней Милица провела поездки по городам и селам Украины (выступали на Волыни, на Подолье, в Одессе, на Херсонщине). Следующий год прошел в напряженной подготовке выступлений «Думки» во Франции.
Милица прожила в Киеве более 10 лет и, конечно, не могла не полюбить этот красивый, утопающий в зелени древний город с его монастырями, церквями и соборами. Полюбила Милица и украинский язык. Когда она пела в «Думке», он ей стал еще ближе, потому что основной репертуар капеллы составляли произведения украинских композиторов и их обработки. Украинская песня помогла Милице лучше понять душу нашего народа, глубинные истоки его духовной силы, которые впитывала эта песня на протяжении веков.
Переписка с отцом (он очень проникался жизнью дочерей на Украине) усиливала ее ностальгические настроения. В конце 1928 года Милица решается ехать в Эстонию, где раньше не была. Сообщила о своем решении Н. Городовенко. Как пишет в своих воспоминаниях Ф. Федоренко, тот дал ей денег и благословил в дальний путь, не надеясь, что они когда-то увидятся... Останься Милица и далее в «Думке», неизвестно как бы сложилась ее дальнейшая судьба. В 1937—1938 годах в капелле произошла большая «чистка» и не исключено, что энкаведисты легко узнав о «буржуазном» происхождении Милицы, в лучшем случае, отправили бы ее в лагерь. Одобрив намерения Милицы вернуться на родину, Н. Городовенко, по существу, спас ее от репрессий....В тихом Таллинне жизнь шла спокойно и размерено. На родине отца Милица несколько пришла в себя после пережитого ею в Украине, где она увидела в свои юные годы немало горя, принесенного разрушительной революцией и гражданской войной. В Таллинне Милица продолжала профессионально изучать вокальное искусство в частной музыкальной школе-студии. Ее учителями были два русских педагога — выпускница Петербургской консерватории В. Маламье и бывший концертмейстер Большого театра С. Мамонтов.Дебютировала Милица в Таллинне и Нарве. Ее партнером был Карл Отс (отец знаменитого певца советских времен Георга Отса). А впоследствии она вышла замуж за талантливого инженера, красавца, барона Гуно Фальца. Он получил образование в одном из технических университетов Германии. После свадьбы счастливые супруги поехали в Европу. В 1933 году Милица навсегда оставила Эстонию. Она оказалась «тесной» для ее большого таланта. К тому же в местных художественных кругах ее холодно приняли, не считая «своей».
Милица не знала эстонского языка и это стало одной из причин недоброжелательной критики ее выступлений в Таллинне. В Европе началась стремительная творческая карьера наделенной небывалым вокальным талантом певицы. С большим триумфом она выступала в Берлинский опере, в Венской. У Милицы рождается дочь Мелиса. Вскоре поступает предложение выступить в Вене. Выходят пластинки с записями песен Милицы Корьюс… Почти на всех концертах дочери был ее отец Артур Корьюс. Он плакал, слушая ее. Когда отца не стало, Милица на его памятнике выгравировала слова: «Первому учителю».
Блестящим был дебют певицы и в партии Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, с которой она выступила в Магдебургской опере. Милицу считали лучшим колоратурным сопрано Германии.
В 23 года Милица дебютировала на сцене Берлинской оперы. С родными связь прервалась.Нина была арестована за «контакты с заграницей». А мама и родная сестра Тамара умерли в блокаду в Ленинграде.
«Редкий талант, прекрасный голос, бриллиантовая техника», — писала об одном из выступлений Милицы газета «Берлинер цайтунг». — Остается только пожелать, чтобы новая звезда не осталась на долгое время неизвестной нашей публике».В 1936 году Милицу приглашают в Америку — сниматься в музыкальных лентах Голливуда. Она быстро изучила английский язык. Кстати, когда задумывался «Большой вальс», никак не могли подобрать актрису для роли Карли Доннер. Узнав о новой звезде оперной сцены в Европе, которая была к тому же наделена и большой красотой, Жюльен Дювивье направил ей телеграмму, в которой умоляюще просил дать согласие сняться даже в одной киноленте. Милица согласилась и с увлечением работала на съемках «Большого вальса». Успех ленты обеспечили не только высокопрофессиональная режиссерская работа, безупречное музыкальное оформление, но и прекрасная игра интернациональной труппы, среди которой были Луиза Лайнер, Фернан Гравье (он выполнил роль Иоганна Штрауса), Хью Герберт, Генри Халл.Для наиболее приемлемого сочетания творчества короля вальса Иоганна Штрауса с драматургией фильма продюсер киностудии «Метро-Голдвин-Мейер», которую основал выходец из Одессы, пригласил известного композитора и аранжировщика Дмитрия Темкина, который приехал в Америку из России. Он мастерски превратил нотные тексты Штрауса в музыку неповторимого звучания, замедлив темп и ритм знаменитых вальсов композитора и придав им выразительные вокальные формы. Это он сделал с помощью талантливого поэта Оскара Хаммерстайна.Фильм вышел на экраны в 1938 г. и имел оглушительный мировой успех. В 1939 году фильм номинировали на три «Оскара».
Дали один – за лучшую операторскую работу. Тут надо опять-таки сказать, что тот приз получил "наш человек"-- Джозеф Руттенберг, американский кинооператор, родившийся в Санкт-Петербурге, в семье российских евреев.
Корьюс же на время оставила оперную сцену и снялась ещё в ряде кинолент: «Пражский студент», «Рыцарь империи», «Венера в шелках», однако пиком её кинокарьеры так и оставалась Карла Доннер. И вдруг тяжелое испытание. Находясь в 1940 году в Мексике, она попала в автомобильную аварию и больше года провела в больнице. Уже была назначена операция по ампутации ноги, но все обошлось. Впрочем, долгое время Милица не могла передвигаться без костылей. Кинозвезда посвятила себя воспитанию дочери. Потом пела в Метрополитен-опера, выступала с концертами в США, Канаде, сделала много записей классического репертуара на грампластинках. В кино больше не вернулась.Концерт в г. Мехико, слева-дочь Мелисса, 1943 год
Летом в 1949 году Милица приезжала в Монреаль, где у нее произошла волнующая встреча с Н. Городовенко, который уже жил здесь, прибыв в конце 1948 года в Канаду из Германии. Едва дождавшись конца выступления Милицы, он побежал в комнату, в которой она переодевалась. Они говорили до поздней ночи. В честь своего учителя Милица тогда устроила торжественный ужин, на который собрались артисты Метрополитен-опера, выступавшие с ней в Монреале.
Милица очень радовалась успехам своей дочери. Она дала ей блестящее образование. Мелиса овладела немецким и русским языками. Впоследствии изучила французский, итальянский, португальский, испанский. Закончив в 1956 году Джорджстаунский университет, она стала дипломатом. Работала на дипломатической службе в Бразилии, Франции, Великобритании. Была послом США в Мозамбике, Заире. Несколько лет назад Мелиса Уэллс стала послом США в Эстонии.
...Милица Корьюс умерла в 1980 году вблизи Лос-Анджелеса на 71-м году жизни. Ее образ навсегда останется в памяти миллионов людей, которым она дарила красоту своего неповторимого голоса. И те, кому посчастливится увидеть знаменитую ленту Жюльена Дювивье «Большой вальс», наполнят свою душу мощной духовной силой, которую дает только настоящее, высокое искусство.
«Большой вальс» был одним из немногих западных картин, которую допустили тогда на широкий прокат в бывшем СССР. Просмотрев ее, Сталин дал команду художникам создать подобную для советских кинозрителей. За это брались, но никакие ленты, к которым писал хорошую музыку Исаак Дунаевский (1900—1955), не могли сравниться с «Большим вальсом». Он часто выходил на экраны и после войны (в 1948 году лента была продублирована на русский язык), а также в 60-х годах прошлого века.
Милица Корьюс стала кумиром многих людей, символом красоты. Увидев ее на экране, услышав ее несравненный очаровательный голос, люди внутренне просветлялись и на некоторое время забывали о своей нелегкой жизни.
Те, кому посчастливилось увидеть фильм «Друзья и годы» (1966г.), повествующий о войне 41-45 годов, думаю, не забыл песню, которую спел актер Олег Ануфриев в роли капитана Лялина: «Сказки Венского леса я услышал в кино, - это было недавно, это было давно…Песню пела актриса на чужом языке». Капитан Лялин, находясь в освобожденной Вене, на родине великого Иоганна Штрауса, напомнил зрителям чудесный фильм и незабываемую Карлу Доннер…
Дочь актрисы - Мелисса Фолш Уэллс, заместитель генсека ООН 1993-1994, была послом США в Эстонии в 1998—2001 годах, послом США в Заире и других странах.
Свежие комментарии