На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Золотой век Голливуда. Милица Корьюс

Не так давно мне попался музыкальный эпизод, благодаря которому я много чего вспомнила. Предлагаю его вашему вниманию.

В связи с этим отрывком мне вспомнился фильм "Большой вальс" и то, как об этом фильме рассказывал Глеб Скороходов (советский и российский писатель, драматург, журналист, киновед), когда выступал на сцене ДК, где я работала администратором и организовала Кинолекторий "Золотой век Голливуда". Одним из фильмов был представлен "Большой вальс".

Старшему поколению хорошо известно это имя Милицы Корьюс. В конце 1938 года на экраны вышла музыкальная кинолента Жюльена Дювивье (1896—1980) «Большой вальс» — романтизированная биография Иоганна Штрауса (1825—1899), в которой роль певицы Карли Доннер блестяще сыграла красавица Милица Корьюс. Критики, в частности, отмечали, что большой успех картина имела еще и потому, что Европа жила предчувствием страшной войны, и, по-видимому, великая сила искусства, красота человеческих чувств, показанная с большим мастерством творцами «Большого вальса», так проникновенно обращались к уму современников остановить темные силы, которые несли с собой горе и слезы.

Ну, а в моей жизни фильм «Большой вальс» — особая статья. Именно благодаря этому фильму я и "заболела" старым кино... еще в детстве. Увидела я его, как ни странно это будет слышать, по телевизору в Грузии. Там была программа, кажется называлась Кинопанорама, не возьмусь утверждать с точностью, но один раз в неделю в этой рубрике показывали вот такие фильмы, многие из которых у нас и не покупались для показа, а часть шла как трофейное кино. Как они умудрялись это делать - я и понятия не имею, но в детстве я посмотрела много фильмов такого плана (что в моем будущем сыграло свою большую роль). А этот поразил меня, девчонку, в самое сердце. Красивые наряды, сказочная история, удивительные по своей красоте актеры, которых я в то время считала живыми персонажами, ну и, безусловно, завораживающая музыка Штрауса, музыка над всем этим, радостная, сияющая, красивая музыка!
Милица Корьюс и Фернан Граве из фильма "Большой вальс"

Фернан Граве — фамилия артиста с прекрасными глазами, о каких Лев Толстой сказал неповторимо — «как мокрая смородина». Карлу Доннер, эту шикарную обольстительницу, умеющую так страстно любить: «О-о, Шани!» — и красиво страдать, играла Милица Корьюс.Милица Корьюс, Фернан Граве и Луиза Райнер

Совсем не играла, а жила подлинной жизнью, преданная, все понимающая и все прощающая жена композитора Польди с бархатно-проникновенным голосом и обволакивающим взглядом — Луиза Райнер. Нашел их всех, объединил в «Большом вальсе» режиссер Жюльен Дювивье, снял на студии «Метро-Голдвин-Майер» Джозеф Руттенберг, у которых я больше ни одной картины не помню. Да больше и не надо. Хватило и этой. На всю жизнь.

Я много раз смотрела кинокартину «Большой вальс» и пересматривала с удовольствием.

Такое завораживающее впечатление оказывал фильм не только на меня.…Я знала всю закадровую музыку. Она ночами звучала в ушах. Я ворочалась, я не могла заснуть. Ну как можно спать после «Большого вальса»? Первый раз после этого фильма я поняла, что мама была права, когда говорила папе, что «Люся девочка некрасивая». Да, она права. Все так. Карла Доннер мне показалась такой чудесной! Я поняла несовместимость своих «полетов» и реального отражения в зеркале…
Людмила Гурченко "Мое взрослое детство".

Милица Корьюс (Карла Доннер) в фильме «Большой вальс», 1938 год.

Разве могла маленькая Люся предположить, что далекая и недосягаемая Карла Доннер - почти наша, родная?
Долгое время Милица Корьюс жила в старом московском переулке со смешным названием – Лялин.Вера Марецкая

Училась в соседнем, Большом Казенном, в знаменитой елизаветинской гимназии, а ее одноклассницами были будущие звезды советского кино Вера Марецкая и Елена Тяпкина. Но обо всем по порядку.

Родилась Милица в семье офицера кадетского корпуса Артура Корьюса из Эстляндии. Он был обрусевшим шведом – служил в русском полку в Варшаве. Мать, дворянка Анна Гинтовт, потомок древнего литовского рода Гинтовтов-Дзевалтовских. В Первую мировую войну корпус перевели в Москву, где Мила (православное имя актрисы) поступила в Елизаветинскую гимназию.Дети Корьюс в 1914 году (слева направо): первый ряд - Милица, Таня, Аня; второй ряд- Нина, Тамара, Николай.Свое редкое имя она получила в честь великой княжны Милицы Николаевны – жены брата императора Николая II. Остальные четыре сестры, носили славянские имена - Нина, Тамара, Анна, Татьяна. Был еще брат Николай. Все шестеро детей Корьюсов были крещены в православие.Елена Тяпкина в фильме "Веселые ребята"

Елена Тяпкина дружила с Ниной, старшей сестрой Милицы и позже писала в своих воспоминаниях:
«Сначала Корьюсы жили спокойно, тихо, но вскоре в семье разыгралась трагедия. Среди тех преподавателей, которых перевели из Варшавы в Москву, был очень известный математик (немец). Он влюбился в мать Милицы. Между ними возник бурный роман. Она бросает мужа, и с пятью дочерьми и сыном переезжает с этим немцем в Киев».

Дальше случилось худшее: любовник матери стал ухаживать за Ниной, сестрой Милицы. После страшного скандала страстный немец вынужден был оставить Корьюсов и навсегда уехать в Германию.
Семья осталось почти без средств и девочки начали подрабатывать: Нина играла в киевском симфоническом оркестре, а Милица сначала в капелле «Думка», а затем в хоре Григория Веревки, где пела и танцевала.

О жизни и творчестве нашей современницы Милицы Корьюс до недавнего времени имелись весьма скупые сведения в основном из энциклопедических изданий. О ней ходили различные легенды. Говорят, что она увлекалась мистикой и выдавала себя то за венгерскую принцессу, то называлась дочерью шведского генерала. Неизвестно как она попала в Киев, когда познакомилась с Городовенко. В биографических источниках зафиксировано только то, что Милица училась здесь у профессора О. Муравьевой, но, преимущество отдавала самообразованию. Но теперь мы точно знаем, что ее становление как певицы проходило на Украине, а свое вокальное мастерство она впоследствии совершенствовала в Эстонии, а потом в Германии.

Из интернет-изданий стало известно, что с 1998 по 2001 годы Чрезвычайным и Полномочным Послом США в Эстонии была Мелиса Фолш Уэллс. Она не без волнения сошла тогда впервые на эстонскую землю с парома «Регина Балтика», который прибыл из Стокгольма. В Таллинне она в 1932 году родилась, а ее матерью была... Милица Корьюс.

Дед Мелисы Уэллс Артур Корьюс, швед по происхождению, был коренным таллиннцем, отличался большой работоспособностью и настойчивостью в достижении поставленной цели. У него были природные таланты — владел несколькими языками, любил музыку и мастерски играл на скрипке. Эти черты отца унаследовала и его самая любимая дочь Милица. Она считала его своим первым учителем музыки. Отец рано обратил внимание на удивительные вокальные способности Милицы, потому что у той был абсолютный слух, блестящая музыкальная память. Девочка мечтала стать балериной.

По некоторым версиям, Артур Корьюс хорошо научил немецкому языку сына одного из великих князей династии Романовых, за что в знак благодарности получил действительно царский подарок — скрипку работы знаменитого итальянского мастера ХVII века Николо Амати, на которой часто любил музицировать. Впоследствии Артур Корьюс поступил добровольцем в российскую армию. Служил во Владикавказе, учился в Одесском юнкерском училище. Женился в Варшаве, служил в Московском военном округе, где командовал пехотным батальоном. И здесь в жизни Корьюсов произошла драма, которую Милица почувствовала на себе. Это случилось в начале Первой мировой войны. В круговерти Октябрьской революции, гражданской войны, разрухи когда-то дружная семья была разбросана по различным местам России. Отец Мелисы не захотел служить большевикам, вернулся в Эстонию. У ее матери, полячки по происхождению, появился второй муж. Им стал преподаватель математики Московского кадетского корпуса. С ним и четырьмя дочерьми она переезжает в Киев. Сын остался с отцом. Но спустя некоторое время отчим Милицы бросает их и уезжает навсегда в Германию, откуда был родом. По-видимому, не захотел обременять себя заботами о большой семье. Впоследствии мать Милицы вернулась в Эстонию, где и умерла.

Средств для существования почти не было. Заботу о семье взяла на себя старшая сестра Милицы Нина (похоронена в Киеве). Она хорошо играла на скрипке и этим зарабатывала на жизнь, а Милица пела в одной из церквей Киева.

По некоторым сведениям, Милица принимала в 1927 году участие в отборочном конкурсе и была принята в «Думку» Городовенко. Бесспорно, что ее редкий голос среди сопрановых партий украшал капеллу. С ней Милица провела поездки по городам и селам Украины (выступали на Волыни, на Подолье, в Одессе, на Херсонщине). Следующий год прошел в напряженной подготовке выступлений «Думки» во Франции.

Милица прожила в Киеве более 10 лет и, конечно, не могла не полюбить этот красивый, утопающий в зелени древний город с его монастырями, церквями и соборами. Полюбила Милица и украинский язык. Когда она пела в «Думке», он ей стал еще ближе, потому что основной репертуар капеллы составляли произведения украинских композиторов и их обработки. Украинская песня помогла Милице лучше понять душу нашего народа, глубинные истоки его духовной силы, которые впитывала эта песня на протяжении веков.

Переписка с отцом (он очень проникался жизнью дочерей на Украине) усиливала ее ностальгические настроения. В конце 1928 года Милица решается ехать в Эстонию, где раньше не была. Сообщила о своем решении Н. Городовенко. Как пишет в своих воспоминаниях Ф. Федоренко, тот дал ей денег и благословил в дальний путь, не надеясь, что они когда-то увидятся... Останься Милица и далее в «Думке», неизвестно как бы сложилась ее дальнейшая судьба. В 1937—1938 годах в капелле произошла большая «чистка» и не исключено, что энкаведисты легко узнав о «буржуазном» происхождении Милицы, в лучшем случае, отправили бы ее в лагерь. Одобрив намерения Милицы вернуться на родину, Н. Городовенко, по существу, спас ее от репрессий....В тихом Таллинне жизнь шла спокойно и размерено. На родине отца Милица несколько пришла в себя после пережитого ею в Украине, где она увидела в свои юные годы немало горя, принесенного разрушительной революцией и гражданской войной. В Таллинне Милица продолжала профессионально изучать вокальное искусство в частной музыкальной школе-студии. Ее учителями были два русских педагога — выпускница Петербургской консерватории В. Маламье и бывший концертмейстер Большого театра С. Мамонтов.Дебютировала Милица в Таллинне и Нарве. Ее партнером был Карл Отс (отец знаменитого певца советских времен Георга Отса). А впоследствии она вышла замуж за талантливого инженера, красавца, барона Гуно Фальца. Он получил образование в одном из технических университетов Германии. После свадьбы счастливые супруги поехали в Европу. В 1933 году Милица навсегда оставила Эстонию. Она оказалась «тесной» для ее большого таланта. К тому же в местных художественных кругах ее холодно приняли, не считая «своей».

Милица не знала эстонского языка и это стало одной из причин недоброжелательной критики ее выступлений в Таллинне. В Европе началась стремительная творческая карьера наделенной небывалым вокальным талантом певицы. С большим триумфом она выступала в Берлинский опере, в Венской. У Милицы рождается дочь Мелиса. Вскоре поступает предложение выступить в Вене. Выходят пластинки с записями песен Милицы Корьюс… Почти на всех концертах дочери был ее отец Артур Корьюс. Он плакал, слушая ее. Когда отца не стало, Милица на его памятнике выгравировала слова: «Первому учителю».

Блестящим был дебют певицы и в партии Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, с которой она выступила в Магдебургской опере. Милицу считали лучшим колоратурным сопрано Германии.

В 23 года Милица дебютировала на сцене Берлинской оперы. С родными связь прервалась.Нина была арестована за «контакты с заграницей». А мама и родная сестра Тамара умерли в блокаду в Ленинграде.

«Редкий талант, прекрасный голос, бриллиантовая техника», — писала об одном из выступлений Милицы газета «Берлинер цайтунг». — Остается только пожелать, чтобы новая звезда не осталась на долгое время неизвестной нашей публике».В 1936 году Милицу приглашают в Америку — сниматься в музыкальных лентах Голливуда. Она быстро изучила английский язык. Кстати, когда задумывался «Большой вальс», никак не могли подобрать актрису для роли Карли Доннер. Узнав о новой звезде оперной сцены в Европе, которая была к тому же наделена и большой красотой, Жюльен Дювивье направил ей телеграмму, в которой умоляюще просил дать согласие сняться даже в одной киноленте. Милица согласилась и с увлечением работала на съемках «Большого вальса». Успех ленты обеспечили не только высокопрофессиональная режиссерская работа, безупречное музыкальное оформление, но и прекрасная игра интернациональной труппы, среди которой были Луиза Лайнер, Фернан Гравье (он выполнил роль Иоганна Штрауса), Хью Герберт, Генри Халл.Для наиболее приемлемого сочетания творчества короля вальса Иоганна Штрауса с драматургией фильма продюсер киностудии «Метро-Голдвин-Мейер», которую основал выходец из Одессы, пригласил известного композитора и аранжировщика Дмитрия Темкина, который приехал в Америку из России. Он мастерски превратил нотные тексты Штрауса в музыку неповторимого звучания, замедлив темп и ритм знаменитых вальсов композитора и придав им выразительные вокальные формы. Это он сделал с помощью талантливого поэта Оскара Хаммерстайна.Фильм вышел на экраны в 1938 г. и имел оглушительный мировой успех. В 1939 году фильм номинировали на три «Оскара».
Дали один – за лучшую операторскую работу. Тут надо опять-таки сказать, что тот приз получил "наш человек"-- Джозеф Руттенберг, американский кинооператор, родившийся в Санкт-Петербурге, в семье российских евреев.

Корьюс же на время оставила оперную сцену и снялась ещё в ряде кинолент: «Пражский студент», «Рыцарь империи», «Венера в шелках», однако пиком её кинокарьеры так и оставалась Карла Доннер. И вдруг тяжелое испытание. Находясь в 1940 году в Мексике, она попала в автомобильную аварию и больше года провела в больнице. Уже была назначена операция по ампутации ноги, но все обошлось. Впрочем, долгое время Милица не могла передвигаться без костылей. Кинозвезда посвятила себя воспитанию дочери. Потом пела в Метрополитен-опера, выступала с концертами в США, Канаде, сделала много записей классического репертуара на грампластинках. В кино больше не вернулась.Концерт в г. Мехико, слева-дочь Мелисса, 1943 год

Летом в 1949 году Милица приезжала в Монреаль, где у нее произошла волнующая встреча с Н. Городовенко, который уже жил здесь, прибыв в конце 1948 года в Канаду из Германии. Едва дождавшись конца выступления Милицы, он побежал в комнату, в которой она переодевалась. Они говорили до поздней ночи. В честь своего учителя Милица тогда устроила торжественный ужин, на который собрались артисты Метрополитен-опера, выступавшие с ней в Монреале.

Милица очень радовалась успехам своей дочери. Она дала ей блестящее образование. Мелиса овладела немецким и русским языками. Впоследствии изучила французский, итальянский, португальский, испанский. Закончив в 1956 году Джорджстаунский университет, она стала дипломатом. Работала на дипломатической службе в Бразилии, Франции, Великобритании. Была послом США в Мозамбике, Заире. Несколько лет назад Мелиса Уэллс стала послом США в Эстонии.

...Милица Корьюс умерла в 1980 году вблизи Лос-Анджелеса на 71-м году жизни. Ее образ навсегда останется в памяти миллионов людей, которым она дарила красоту своего неповторимого голоса. И те, кому посчастливится увидеть знаменитую ленту Жюльена Дювивье «Большой вальс», наполнят свою душу мощной духовной силой, которую дает только настоящее, высокое искусство.

Милица Корьюс (Miliza Korjus, Miliza Elizabeth Korjus) - Роберт Тейлор, Милица Корьюс и Фернан Гравей, 1938 год«Большой вальс» был одним из немногих западных картин, которую допустили тогда на широкий прокат в бывшем СССР. Просмотрев ее, Сталин дал команду художникам создать подобную для советских кинозрителей. За это брались, но никакие ленты, к которым писал хорошую музыку Исаак Дунаевский (1900—1955), не могли сравниться с «Большим вальсом». Он часто выходил на экраны и после войны (в 1948 году лента была продублирована на русский язык), а также в 60-х годах прошлого века.

Милица Корьюс стала кумиром многих людей, символом красоты. Увидев ее на экране, услышав ее несравненный очаровательный голос, люди внутренне просветлялись и на некоторое время забывали о своей нелегкой жизни.

Те, кому посчастливилось увидеть фильм «Друзья и годы» (1966г.), повествующий о войне 41-45 годов, думаю, не забыл песню, которую спел актер Олег Ануфриев в роли капитана Лялина: «Сказки Венского леса я услышал в кино, - это было недавно, это было давно…Песню пела актриса на чужом языке». Капитан Лялин, находясь в освобожденной Вене, на родине великого Иоганна Штрауса, напомнил зрителям чудесный фильм и незабываемую Карлу Доннер…

Дочь актрисы - Мелисса Фолш Уэллс, заместитель генсека ООН 1993-1994, была послом США в Эстонии в 1998—2001 годах, послом США в Заире и других странах.

Картина дня

наверх