На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

Боттичелли и Рафаэль в Сикстинской капелле

Вчера мы посмотрели интересные факты о Сикстинской капелле. Хотела рассказать о работе Микеланджело, но поняла, что обязательно надо рассказать еще о 2-х титанах того времени, которые принимали участие в работе над капеллой. И начнем мы с Боттичелли.

Фрески Сандро Боттичелли

Думаю, многие из вас знают картину "Рождение Венеры".Так вот этот шедевр есть творение рук выдающегося художника эпохи Возрождения, итальянца – Сандро Боттичелли, настоящее имя которого было Сандро Филипели.Боттичелли (или "бочонок" по-итальянски) – прозвище, доставшееся ему по наследству от старшего брата-толстяка.

Сандро очень быстро снискал себе славу талантливого портретиста и стал известен не только во Флоренции, но и за ее пределами. Папа Сикст IV, впечатлившись его работами, распорядился поставить художника во главе проекта по росписи Сикстинской капеллы, которую к тому моменту уже успели достроить.

И вот в 1481 году группа мастеров под предводительством Боттичелли прибыла в Рим. Компания была небольшая, всего-то 3 художника: Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, и сам "Бочонок". Плюс несколько их помощников. Еще один, четвертый и последний "фигурант" этого дела, Пьетро Перуджино из Умбрии, прибыл в Рим раньше и уже начал работы в капелле.На тот момент Перуджино был одним из самых прославленных мастеров и входил в число лучших художников Италии. Кстати, самым известным его учеником был Рафаэль. Но вернемся к нашей теме.

Задача заключалась в следующем – расписать стены папской церкви фресками, проводящими параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как взаимосвязь Ветхого и Нового завета. Художники рьяно взялись за дело. Работы длились год, и в результате было создано 16 картин, 4 из которых не дошли до наших дней по определенным причинам.

И сейчас мы рассмотрим повнимательней эти настенные росписи, включенные в список всемирного наследия и находящиеся на втором ярусе. Возможно, они несколько блекнут на фоне грандиозного потолка Микеланджело и его сцены "Страшного суда", но поверьте, без этих уникальных изображений капелла не представляла бы из себя такого целостного и потрясающего зрелища.

Я расскажу вам о северной и южной стенах, которые при входе в папскую церковь будут находится слева и справа от вас соответственно.Итак,

Второй ярус

Северная сторона – отдана под цикл истории Спасителя и включает в себя 6 фресок, в том числе и одну фреску Боттичелли, на которой я остановлюсь подробней. Давайте посмотрим на каждую из них, начиная от алтаря и двигаясь по направлению к выходу.

Крещение Христа (Перуджино)Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли)На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия.

Первый (слева вверху) – дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод.
Второй (в центре вверху) – дьявол, под личиной того же отшельника, пытается заставить Иисуса броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите.
Третий (справа вверху) – дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет дьявола, и тогда тот предстает в своем истинном обличье.
На переднем плане мы видим юношу, исцелённого от проказы, который приходит к верховному жрецу Храма, дабы явить это чудо и рассказать о своём очищении. В руках молодой человек держит жертвенную чашу. Две женщины подносят другие ритуальные предметы — жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец символизирует Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь во искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.

Призвание первых апостолов (Гирландайо)Нагорная проповедь (Росселли)Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)Тайная вечеря (Росселли)

Цикл завершался фреской "Воскресение" работы Гирландайо на стене над выходом. Но дело в том, что 1522 г. обрушилась балка, так называемый архитрав, и эта фреска была уничтожена. Пришлось перерисовывать. Правящий на тот момент Папа Григорий XIII сделал заказ на роспись по той же теме другим, малоизвестным художникам.

Южная стена – история пророка Моисея, также состоящая из 6 фресок. Давайте их посмотрим. Направление, как и в случае со стеной северной, от алтаря к выходу.

Путешествие Моисея в Египет (Перуджино)Призвание и испытания Моисея (Боттичелли)

Здесь изображены несколько эпизодов жития Моисея.

Справа пророк убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню.
В центре картины Моисей помогает дочерям священника подойти к колодцу, он прогоняет пастухов, которые не пускали девушек
В левом верхнем углу пророк снимает обувь и слышит глас Божий, приказывающий ему вернуться в Египет и освободить свой народ
В левом нижнем углу – сцена, как Моисей ведёт евреев в Землю Обетованную.

Переход через Красное море (Росселли)Получение Моисеем Скрижалей Завета (Росселли)Наказание восставших (Боттичелли)

Основная тема картины – восстание левитов против правления Моисея и его брата-сподвижника Аарона.

Справа изображены Моисей, мятежники и Иисус Навин (не путать с Иисусом Христом!), преграждающий им путь.
В центре мы видим пророка в папской тиаре, который изгоняет заговорщиков.
Слева земля поглощает предводителей заговора

На мой взгляд, примечательным является тот факт, что эта фреска расположена напротив эпизода «Вручение ключей Святому Петру», который был задуман как символ легитимности папской власти. Таким образом, "Наказание восставших" – это своего рода послание и даже предостережение вероломным, задумавшим посягнуть на власть Святого Престола.

Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли – один из помощников основных мастеров)

Цикл завершался фреской "Спора над телом Моисея" работы Синьорелли на стене над выходом. Но как я уже говорила, в 1522 г. произошел неприятный инцидент с обрушением архитрава и наряду с фреской Гирландайо "Воскресение" была уничтожена и эта сцена из жития Моисея. Впоследствии она также была реанимирована силами других, малоизвестных художников, по заказу Папы Григория XIII.

Ну вот мы с вами изучили второй ярус Сикстинской капеллы и теперь, если вам посчастливится и вы попадете в эту сокровищницу мирового искусства, вам не понадобится даже аудиогид, вы сами будете в состоянии рассказать кому угодно, что изображено на северной и южной части папской церкви.

Третий ярус

Но рассказ будет неполным, если мы не рассмотрим повнимательнее третий ярус, тот, который с арочными окнами. Посмотрите повыше, видите мужские изображения в проемах между окнами?Это портреты первых понтификов, и выполнены они теми же мастерами, о которых я вам только что рассказала – Боттичелли & Co.

Вот для примера портрет Папы Сикста II работы Боттичелли.С каждой стороны имеется по 12 изображений, еще 4 находятся на стене над входом вместе с двумя фресками, о которых я упоминала раньше. Вот как это выглядит:Оставшиеся 4 портрета пап были погребены под фреской "Страшный суд". Но, уверена, мир не скорбит по этому поводу. Эти жертвы оказались оправданы тем бесценным шедевром, который оставил нам в наследство Микеланджело.

Гобелены Рафаэля

Рафаэль Санти, Рафаэль Санцио, Рафаэль Урбинский или просто Рафаэль – уверена, это имя слышал каждый из вас.Универсально одаренная личность, живописец, архитектор, "мастер Мадонн". С его работами ассоциируется возвышенная красота и гармония. Душевная чистота и умиротворение.

Руку Рафаэля не узнать просто невозможно. Вы тоже знакомы с ней по самой известной картине художника, по его потрясающей "Сикстинской Мадонне".Как я уже упоминала выше, этот гений также внес свой вклад в роспись папской церкви. Мало кто знает эту историю, но я вам ее поведаю.

Дело было в Риме, в 1514 году, после того, как Микеланджело закончил роспись потолка Сикстинской капеллы и поразил этим весь мир.

Правящий на тот момент Папа Лев Х пожелал завершить декорирование капеллы и заказал Рафаэлю 10 картонов для изготовления гобеленов. Тема, как обычно, была религиозной – "Деяния апостолов". Эти шпалеры предназначались для первого яруса стен, должны были находиться под фресками Боттичелли, Перуджино и Росселли и стать их логическим сюжетным продолжением. На самом деле это не было каким-то ноу-хау, гобелены существовали тут и ранее, и вывешивались на стенах первого уровня в дни церковных праздников. И тематика была та же самая – жизнь апостолов. По мнению Папы Льва Х, гобелены поизносились, выцвели и перестали служить украшением капеллы, поэтому потребовалась срочная замена. Все так, если бы не одно "но". На этих тканях были изображены гербы Сикста IV и Юлия II и их полное обновление давало возможность Льву Х вписать в историю и свой герб. И здесь не обошлось без тщеславия.

Рафаэлю был заказан целый цикл определенных сцен из жизни апостолов, но при условии сохранения уже имевшегося интерьера капеллы.

И вот тут молодой художник, обласканный Папой, признанный обществом, этот баловень судьбы оказался в затруднительном положении. Безусловно, он прекрасно понимал, как важен для него этот проект, но с другой стороны тягаться с Микеланджело? Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Рафаэль очень уважал мастера, признавал его безграничный талант скульптора, восхищался его великолепными фресками потолка. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Ведь в его задачу входила подготовка просто эскизов, картона для последующего изготовления по ним гобеленов, которые могли в точности и не передать весь замысел, мельчайшие детали, палитру цветов. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно... Но заказ есть заказ.

Великий итальянский живописец работал над рисунками в течение 2 лет, сами гобелены ткались в Брюсселе, в самой лучшей мастерской и имели огромный успех при показе в капелле в 1519 году.Но Рафаэля не подвела его интуиция, на самом деле ничто не могло идти в сравнение с шедевром, созданным даже не художником, а СКУЛЬПТОРОМ!

Как бы там ни было, но гении никогда не создают ничего посредственного, и "эти картоны стали сокровищницей, из которой художники черпали формы для выражения движений человеческой души. Удивление, испуг, страдание, величие и достоинство воплощены здесь с таким совершенством, что иных форм для них Запад не мог себе и представить".

Сейчас шпалеры находятся в Ватиканских музеях, эскизы – в лондонском музее Виктории и Альберта . К сожалению, до нас дошло только 7 картонов из 10, и самым знаменитым является "Чудесный улов".Вот такая история. Ах да, чуть не забыла! На стенах капеллы теперь красуются нарисованные копии этих тканных ковров, которые большую часть времени скрыты от посторонних глаз. Мы же видим только имитацию драпировки.Ну и в следующей теме я расскажу о Микеланджело

http://www.sandrobotticelli.ru/txt/3rim.shtml

http://nearyou.ru/0Sistina/w-iskushenie.html

http://travelask.ru/vatican-city/sikstinskaya-kapella

http://italy4.me/lazio/vatikan/stanze-di-raffaello.html

Картина дня

наверх