- распашная женская просторная одежда с рукавами и застежкой спереди, в 20-30-е годы 19 в. - верхнее женское платье для улицы, с 40-х годов - только домашняя одежда.
Словарь моды (Т.А. Терешкович, 2000)
В теплом капоте и шали Маша в «Метели» Пушкина едет на тайное венчание, капот надевает и Лизавета Ивановна в «Пиковой даме» перед поездкой с графиней.
Иногда капотом именовалась верхняя мужская одежда, похожая на халат.
К концу ХIХ века капоты носить перестали.
Домашний капот. Россия 1899 год
Дамский домашний капот. Конец 19 века. Мог шиться из тканей: пике, фуляр, муслин, хлопко-шелковых легких тканей.Еще из разных источников:
…сыщем капот — в первой половине XIX века капот был верхней женской одеждой; с середины века капот превращается в домашнюю одежду — что-то среднее между халатом и платьем.
КАПОТ от (фр. capote) -
1. Домашняя женская одежда (распашная) широкого покроя, род халата.
2. Согласно Захаржевской накидка, стеганная на вате, подбитая лебяжьим пухом и крытая атласом, оберегала от холода (носили в первой половине XIX века).
Капот - широкая распашная одежда с рукавами, без перехвата в талии. Были домашние и уличные, теплые капоты. К концу 19 века капоты носить перестали.
ПЕНЬЮАР (фр.) – в начале 19 в, во Франции утреннее женское платье, род капота из легкой ткани; в настоящее время домашняя кружевная одежда.
Утренние дамские капоты:
"Хороший вкус — если верить российским модным журналам 1890-1900 гг. — отличало также умение подбирать ткань и фасон в соответствии с предназначением будущего наряда.
Русская дворянка вполне могла принимать гостей в «парадном неглиже», но ее «неприбранность» должна была быть тонко продуманной.
В утреннем капоте или шлафроке, сшитом из легкой, светлой ткани, позволительно было выйти к завтраку и даже принять в раннее время неожиданного гостя.
Однако и капот, и шлафрок считались неуместными после полудня."ист: Р.М.Кирсанова "Сценический костюм."Капот императрицы Александры Федоровны Капот утренний императрицы
Капот носили только женщины, поэтому упоминание о нем в связи с мужской одеждой звучало комично. Например, в гоголевской «Шинели»: «Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновников; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом».
Пожалуй, особой женской одеждой для дома в первой половине дня был капот.
Это название распространялось на несколько элементов женского костюма — верхнюю, домашнюю одежду и даже на шляпку, известную как капот.
Капот был просторной одеждой с рукавами и сквозной застежкой спереди. В 20 — 30-е годы XIX века капотом называли верхнее женское платье для улицы.
Именно в таком смысле употребляет слово « капот » Пушкин в «Пиковой даме»:
«Лизавета Ивановна вошла в капоте и шляпке.
— Наконец, мать моя! — сказала графиня. — Что за наряды! Зачем это?.. кого прельщать?»
В модных обзорах 20-х годов встречается упоминание о капотах для улицы: «...гроденапль в большой моде: из него делают сборки на платье и зимние капоты для прогулки в экипаже».
Позднее, к 40-м годам, капот становится только домашней одеждой.
Гоголь неоднократно употребляет слово « капот » для того, чтобы подчеркнуть бесформенность, неопрятный облик своего героя. Например, Плюшкин в «Мертвых душах» описан следующим образом:
«Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот ».
Черчение и кройка прилегающего капота 1915 г.
Из книги Левитануса "Школа кройки" за 1915 год.
конец 19 века капот:
Свежие комментарии