По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного.
На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А.Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I. Воронихин быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.
Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.
Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.
Казанский собор на карте города и первоначальный план собора.
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа.Проектируя собор, зодчий решил важную градостроительную задачу, оформив не только значительную часть Невского проспекта, но и прилегающие улицы и площади. Имеющему в плане форму латинского креста зданию, обращённому к Невскому проспекту боковым фасадом, примыкает грандиозная дуга колоннады из четырёх рядов коринфских каннелированных колонн (девяносто шесть штук) и шестиколонным портиком в центре. Концы дуги завершены мощными объёмами порталов с аттиками, оформляющие проходы на боковые улицы. Эта дуга образует торжественную площадь, Казанскую, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Глубокие портики с фронтонами отмечают каждый из рукавов креста. Над средокрестием возвышается стройный и лёгкий купол на прорезанными окнами барабане. Наружные колонны, облицовка и многочисленные барельефы исполнены из жёлтоватого известняка. Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.Бронзовые статуи в нишах собора (И. П. Мартос, Пименов С. С., Демут-Малиновский В. И.) и бронзовые створы северных дверей (копия “Райских врат флорентийского баптистерия” Гиберти Л.) дополняют богатое скульптурное здание собора.Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудожским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м.Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.Внутренне пространство храма членится рядами гранитных колонн на три нефа. Длина главного нефа – шестьдесят девять метров.Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.В соборе погребён генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1813 год), и хранятся трофеи Отечественной войны 1812-1815 годов. В этот период собор стал памятником русской военной славы: 25 декабря 1812 года кавалергарды и конные лейб-гвардейцы торжественно перенесли в собор первые двадцать семь трофейных французских знамён (всего 115 знамён и 94 ключа от восьми крепостей и семнадцати городов Европы, взятых русскими войсками).Так были запечатлены похороны русского генерала Михаила Кутузова в 1813 году у Казанского Собора. Кутузов похоронен в Казанском соборе.Анализируя живопись Казанского собора, отметим, прежде всего, что все живописные работы в храме выполнялись художниками академической школы, но начавшими творить в разные эпохи. Поэтому по своему характеру их работы заметно отличаются друг от друга.
По общепринятой оценке наиболее значительными художниками, из числа работавших в соборе живописцев, являются Боровиковский, Шебуев, Бессонов, Угрюмов, Иванов, Кипренский и Брюллов.
В 1837 году перед северным фасадом храма установлены памятники героям этой войны – Кутузову М. И. и Барклаю де Толли М. Б. работы скульптора Орловского Б. И.
Самыми характерными для времени и стиля Казанского собора являются живописные работы кисти В.Л.Боровиковского, которому принадлежит иконопись Царских Врат Главного Иконостаса и четыре больше иконы, изображающие Святую Великомученицу Екатерину, Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Царя Константина и Царицу Елену. В настоящее время в храме находятся его работы на Царских Вратах и образ Святой Екатерины.
Надо сказать, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Даже самые лучше, талантливые живописцы и скульпторы той эпохи, при всей своей несомненной религиозности и любви к религиозным сюжетам, были художниками светскими и переносили этот светский дух в свои творения, украшавшие храмы.Боровиковский. Архангел Гавриил (Благовещение). Евангелисты (Матфей, Марк, Лука и Иоанн). Шесть круглых медальонов в створках Царских врат.
Наконец, отмечу шедевр религиозной живописи в Казанском соборе — запрестольный образ К.П.Брюллова "Взятие Богоматери на небо".
Карл Павлович Брюллов — величайший русский художник первой половины XIX в.
Богоматерь Казанского собора, написанная Брюлловым, это его Мадонна. Ее образ возник в его сознании задолго до 1836 г., когда ему было поручено написать Ее запрестольный образ. И хотя сам художник остался недоволен своей работой, однако в ней можно видеть то, что он сам сказал о Сикстинской Мадонне: "Грация соединена со строжайшим стилем…". Вознесение Богородицы тематически близко к православному Успению. Но какая огромная разница в манере художественного воплощения этого сюжета в старых русских иконах и в картине гениального русско-европейского художника!
Высоко над землею на легком облаке стоит брюлловская Богоматерь. Два Архангела в виде бесплотных духов поддерживают Ее. Херувимы несут на главах своих облако кверху. Вся живописная группа выражает стремительное движение в высь. Богоматерь благоговейно скрестила руки на груди и подняла глаза "горе". С радостью и смирением взирает Она на видимого Ее одной Всемогущего Творца. Навстречу Ей сверху стремятся новые Силы Небесные. Православный человек, взирая на этот шедевр Брюллова, так же как и на другие образы и картины-иконы Казанского собора, не должен забывать, что искусство, в том числе и храмовое, имеют тенденцию к развитию. В 1876 году перед собором прошла первая в России политическая демонстрация, на которой выступил Плеханов Г. В. Рабочий же Яков Потапов развернул красное знамя. Результат - несколько десятков лет каторги. В 1929 году собор, как культовое здание, был закрыт, а в 1932 году здесь разместили музей Истории религии. Во время ВОВ в соборе, у могилы Кутузова М. И. проводились торжественные воинские ритуалы – клятвы на верность Родине и Ленинграду. Тысяча шестьсот пробоин и следов от снарядов насчитали реставраторы на крыше, стенах и колоннах.
При строительстве Казанского собора возникла площадь. В 1899-1900 годах на площади разбили сквер (0.47 га, садовый мастер Катцер Р. Ф.) В 1924 на площади открыли памятник Плеханову, который вскоре был демонтирован. В 1934 году на площади смонтировали гранитный фонтан, который был сделан в 1809 году по проекту Тома де Томона и находился на Пулковском шоссе. В период блокады район вокруг площади подвергался ожесточённым артобстрелам и бомбардировкам. В 1942-1944 годах на площади разбили огороды.В работе над проектом собора Воронихину Андрею помогал Алфёров Николай.
Сооружение храма приравнивалось к важнейшему делу государеву. Был объявлен конкурс на лучший проект. В конкурсе приняли участие такие мэтры как Камерон Чарльз, Кваренги Джакомо, Тома де Томон Жан и др. Победил молодой и неизвестный архитектор - Воронихин Андрей Никифорович. И это не случайно: Воронихин был питомцем графа Строгонова, президента Академии художеств, куратора стройки. Андрей Воронихин был крепостным графа. Заметив способности мальчика к живописи и архитектуре, граф направил его учиться в Москву; его учителями были архитекторы Казаков и Баженов. В 1785 году граф дал вольную Андрею, и отправил юношу продолжить обучение в Швейцарию и во Францию.
У Василия Екимова не было рядом консультанта, и сюжеты из Ветхого завета мастер расположил произвольно. Однако это не страшно, т. к. сам маэстро Гиберти не соблюдал хронологию Ветхого завета. Главное, что и Лоренцо Гиберти, а вслед за ним и Василию Екимову удалось передать перспективу.В 1809 году Пименов С. С. закончил работу над скульптурой святого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко.Над решёткою к могиле генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова работал сам Андрей Никифорович Воронихин.
Сейчас в Казанском соборе хранятся шесть ключей от европейских городов, шесть трофейных французских знамён и + жезл маршала Франции - Даву. Остальные ключи и знамёна ещё при царе были вывезены в Москву и выставлены в Историческом музее.
Но вот о чем дейсвительно не перестаешь жалеть, так это о самом иконостасе К.А. Тона. В 1922 г. он был разобран и переплавлен в серебряные слитки. Трудно найти архитектора, творческому наследию которого повезло бы меньше, чем наследию Тона. Почти все храмы Петербурга, сооруженные этим зодчим, с которого начался в нашем искусстве переход от подражания западным стилям к национальным истокам, были уничтожены.
А ведь на создание иконостаса пошло серебро, которое французы пытались вывезти из России, а казачки атамана войска Донского, графа Матвея И. Платова (генерал от кавалерии. Приравнивается к генералу армии в СССР и в нынешней России) у них отняли.
В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.После процесса по реквизиции церковных ценностей в 1922 году, в процессе коего был расстрелян Митрополит Вениамин (Казанский), интерьер собора также сильно пострадал. Из него было изъято одного серебра весом около 2 тонн, в результате чего в горниле переплавки погиб уникальный серебряный иконостас. Меня удивило, что вопреки увеличивающимся репрессиям здесь до 1925 года всё же существовала богадельня для престарелых женщин, да и приход оставался многочисленным. Не прекращались миссионерская и благотворительная деятельность.С 1928 года храм отдан в руки «обновленцев», а с начала 1932 года – закрыт.
В подвалах храма ГПУ устроило склады. На мой взгляд, настоящим кощунством было то, что в соборе, так много значившем для России, новые власти решают создать ни что-нибудь, а именно Музей истории религии и атеизма, в назидание, так сказать.В начале 90-ых годов XX века собор стал постепенно возвращаться к своему истинному предназначению. А осенью в 1990 году в хранилищах Музея атеизма и религии, расположенного в Казанском соборе, были обретены утраченные в годы репрессий против церкви мощи преподобного Серафима Саровского. Торжественное богослужение по случаю их нахождения возглавил Патриарх Алексий II. Из Ленинграда 6 февраля 1991 года святые мощи были отправлены на поезде «Красная стрела» в Москву. В то время власти всё ещё пытались не допустить широкой огласки произошедшего, но, тем не менее, на проводы преподобного Серафима собралось огромное множество людей.Хочу отметить, что вход в собор свободный.
Собор открыт каждый день: в будние с 7:00 утра, в воскресенье и праздники с 6:30
Доступ посетителей в храм прекращается после завершения вечерней службы, около 21:00.
Казанский собор — один из самых замечательных памятников архитектуры и изобразительного искусства не только России, но и всего мира. Как отмечает архитектор А.Аплаксин: "Весь восемнадцатый век мы учились у Европы ее искусствам и только в начале девятнадцатого столетия вполне уже самостоятельно выдержали испытание по знанию европейского искусства.Казанским собором Россия сравнялась с Европой, поднявшись на уровень познаний и изображения прекрасного".
Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Соглашаясь с тем, что Казанский собор действительно имеет черты этого господствовавшего в то время в России стиля — колонны, портики, треугольные фронтоны, отметим и специфику архитектуры собора, которая роднит его с другими архитектурным стилями.
https://turizm.mirvokrugnas.com/1337095896088185797/monastyr...
http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/kazanskiy-sobor
Свежие комментарии