На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...

Что рассказала дворянка-долгожительница о жизни в Москве XVIII-XIX века

Бабушка, рассказывающая внуку о своей жизни – это нечто настолько знакомое и привычное большинству из нас, что и в голову не приходит превратить эти рассказы в летопись прошедших десятилетий. А вот Пимену, в миру Дмитрию Благово, внуку Елизаветы Петровны Яньковой, пришло - и записи его бесед с бабушкой теперь читают и историки, и ценители исторической прозы, и просто любители хорошей книги. Маловероятно, чтобы автор записок хотел таким образом прославить свое имя, скорее, стремился поделиться с другими сокровищницей знаний и воспоминаний, в которые посвятила его бабушка. Нет, она не совершила ничего выдающегося или исторически ценного - просто жила, наблюдала, общалась, ценила и запоминала.

Елизавета Петровна Янькова, урожденная Римская-Корсакова

Г. Озеров. Портрет Елизаветы Яньковой в возрасте 26 лет
Г. Озеров, портрет Елизаветы Яньковой в возрасте 26 лет, 1794 год.

Конечно, до того, как стать бабушкой, Елизавета Петровна успела исполнить все подобающие женщине ее круга роли. Родилась она в 1768 году в семье офицера Семеновского полка Петра Михайловича Римского-Корсакова. Семья гордилась принадлежностью к русскому дворянству на протяжении пятисот лет, состоя в родстве с Милославскими, из рода которых происходила первая жена царя Алексея Михайловича; прадедушкой Елизаветы был историк В.Н. Татищев.

К молодой девице Римской-Корсаковой сватался Дмитрий Александрович Яньков, но трижды получал отказ от ее отца: то возраст невесты был слишком мал, то мешало дальнее родство семьи девушки с семьей претендента на ее руку. Но на четвертый раз отцу пришлось сдаться – «верно, на роду ей написано быть за Яньковым», и в 1793 году двадцатипятилетняя Елизавета вышла замуж.
К.А. Трутовский. Разъезд гостейК.А. Трутовский. Разъезд гостей

В браке родилось семеро детей, до взрослого возраста из них дожили три дочери – Аграфена, вышедшая замуж за Дмитрия Благово, Анна, ставшая женой офицера, и Клеопатра.
Долгая, в 93 года, жизнь Елизаветы Петровны прошла во многих московских домах, имениях и особняках, которые в разное время принадлежали ее семье или семьям ее детей.

Рассказы о московских домах и усадьбах Яньковых

Т.Е. Мягков. Семейство за чайным столикомТ.Е. Мягков. Семейство за чайным столиком

В детстве она бывала в калужском имении Боброво, имении Покровском в Тульской губернии, а московский дом родителей Яньковой располагался неподалеку от Остоженки. После замужества она некоторое время жила с Яньковым в его подмосковной усадьбе «Горки», а также в довольно старом доме в Неопалимовском переулке. Он, правда, не слишком долго прослужил супругам – Елизавета Петровна убедила мужа переехать в другой, на углу Пречистенки и Мертвого переулка (сейчас он носит название Пречистенский).Особняк Яньковой на Пречистенке (восстановленный)

В 1812 году, с приходом наполеоновских войск, семья Яньковых перебралась в имение Елизаветино в Тамбовской губернии, а по возвращении в Москву застала свой пречистенский дом полностью сгоревшим. На его месте было решено строить новый, и закончили его возведение уже после смерти Дмитрия Янькова, в 1818 году. «Долго не могла я решиться побывать на Пречистенке и посмотреть на то место, где был наш дом; наконец я отправилась с Дмитрием Александровичем: на углу переулка, называемого Мертвым, где был дом наш, увидала я совершенно пустое выгорелое место, и только в углу двора на огороде схитил себе кое-как наш дворник Игнат маленькую лачужку из остатков дома и строений. Очень грустно и обидно было видеть, что дом, в котором мы не жили и года, сгорел дотла».
Аграфена Дмитриевна Янькова, портрет конца XVIII векаАграфена Дмитриевна Янькова, портрет конца XVIII века

Потом Елизавета Петровна поселилась у своей незамужней дочери Клеопатры, а после ее смерти стала жить с семьей другой своей дочери, Аграфены, в замужестве Благово. Именно здесь долгие годы к рассказам бабушки будет прислушиваться Дмитрий Благово, чтобы потом украдкой сохранять истории на бумаге. «Я несколько раз пытался предлагать бабушке диктовать мне ее воспоминания, но она всегда отвергала мои попытки при ней писать ее записки и обыкновенно говаривала мне: «Статочное ли это дело, чтоб я тебе диктовала? Да я и сказать-то ничего тебе не сумею; я давным-давно все перезабыла, а ежели что я рассказываю и тебе покажется интересным, так ты и запиши, а большего от меня не жди, мой милый». Так мне и приходилось делать: записывать украдкой и потом приводить в порядок и один рассказ присоединять к другому».

Дмитрий прожил под одной крышей с бабушкой десять детских лет и двенадцать - после наступления совершеннолетия.Д.Д. Благово в 1850 г.Д.Д. Благово в 1850 г.

Дмитрий Благово

Дмитрий Дмитриевич Благово, внук Яньковой, появился на свет в 1827 году. Он рано потерял отца и воспитывался матерью и переехавшей к ним бабушкой. Образ Елизаветы Петровны сохранился в памяти Дмитрия уже с раннего детства: «Бабушка была маленькая худенькая старушка с весьма приятным бледным лицом; на ней тюлевый чепец с широким рюшем надвинут на самый лоб, так что волос совсем не видать; тафтяное платье с очень высоким воротом и около шеи тюлевый рюшевый барок; сверху накинут на плечи большой темный платок из легкой шерстяной ткани или черный шелковый палатин.». Мальчик получил домашнее образование, он был начитан, знал несколько иностранных языков, рано начал сочинять стихи и прозу, был тихим и послушным. В восемнадцать лет он поступил на юридический факультет Московского университета, а после его окончания служил в ведомстве московского генерал-губернатора Закревского.

Нина Услар

Потом Дмитрий женился – на баронессе Нине Петровне Услар. В браке родились двое детей. Но вскоре начинается черная полоса. Умирает старший сын, жена убегает с гусарским офицером, оставляя на руках у Дмитрия четырехлетнюю дочь Вареньку – ей и суждено будет стать наследницей отца. Благово тяжело переживал эту утрату. Мать Дмитрия умерла, как говорили, не выдержав переживаний за сына. Все это приблизило его к тому пути, что стал для Благово главным в жизни – в 1867 году он избрал для себя монашеское служение и стал послушником Николо-Угрешского монастыря, а в 1882 году принял постриг под именем Пимен. Спустя два года он стал архимандритом монастыря, последние же годы жизни провел в Риме, будучи настоятелем церкви российского посольства.Архимандрит ПименСлева Дмитрий с дочерью Варей, справа - архимандрит Пимен

Публиковать «Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово» Дмитрий начал еще в 1878 году, они выходили в журнале «Русский вестник» в течение двух лет. Потом, в 1885 году, появилось на свет единое издание – книга, выпущенная в свет в издательства А.С. Суворина, дополненная материалами из семейного архива Благово.

«Все члены рода Корсаковых жили весьма долго, - писал Дмитрий, - но бабушка Елизавета Петровна всех превзошла своим долгоденствием. Она живо помнила все предания семейства, восходившие до времен Петра I, и рассказывала с удивительною подробностью, помня иногда года и числа: кто был на ком женат, у кого было сколько детей, словом сказать, она была живою летописью всего XVIII столетия и половины XIX».

Почти до самой смерти Янькова сохранила ясный ум и феноменальную память
Почти до самой смерти Янькова сохранила ясный ум и феноменальную память

Само собой, огромное количество задействованных в повествовании лиц, исторических событий, происходивших за время долгой жизни Елизаветы Петровны и сказывавшихся на ее повседневном времяпрепровождении, стали предметом обсуждения и среди читателей, и в рецензиях критиков. В «Рассказах бабушки» было бесполезно искать общее описание исторической действительности, они содержали лишь видение мира с ее собственной позиции, мира домашних дел и семейных забот, тесного круга родственников и домочадцев и выездов в общество, визитов, театров, прогулок. Находились и те, кто обвинял автора в «художественном вымысле», дописывании к рассказам Елизаветы Яньковой своих собственных измышлений.К. Маковский. Разговоры по хозяйствуК. Маковский. Разговоры по хозяйству

Послушник Дмитрий Благово за период жизни в монастыре, а это 13 лет, написал автобиографическую поэму «Инок» (1874), в которой излагает свою собственную судьбу, с одним, правда, несоответствием: бывшая супруга, согласно поэме, тоже уходит в монастырь. Кроме того, он опубликовал глубокое исследование «О значении монашества в истории России» (1869), «Исторический очерк Николаевского Угрешского монастыря» (1872 г.), «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию» (1875-1876 гг.), «Архимандрит Пимен, Настоятель Николо - Угрешского монастыря» (1810-1880 гг.), «Рассказы бабушки» (1878). Подготовил для чтений в Обществе истории и древностей доклады: «Письма иеромонаха Сергия Святогорца», «Письма Иннокентия, епископа Пензенского», «Письма Игнатия, епископа Кавказского».

В 1880 году умирает любимый наставник, духовный отец – преп. Пимен (Мясников). Дмитрий переходит в Толгский мужской монастырь Ярославской губернии. Наконец, спустя 15 лет, Святейший Синод признаёт развод, и в 1882 году Дмитрий принимает монашеский постриг с именем Пимен. В 1884 году иеромонах Пимен был вызван в Петербург, возведен в сан архимандрита и направлен в Рим настоятелем посольской Церкви. Выбор о. Пимена на это места был не случайным: священноначалие всегда внимательно относилось к кандидатам на это место, назначая туда, во-первых исключительно монахов (дипломатический жест в сторону католического целибата) и, во-вторых, ученых монахов.

И здесь в дали от Родины, о. Пимен продолжал труды во благо отечества: строит странноприимный дом, где паломники имели право на безвозмездный недельный постой; собирает книги для библиотеки, в том числе редкие издания для русского археографического института в Константинополе, а также редкие издания для Императорской публичной библиотеке. Окончил свой жизненный путь архимандрит Пимен 9 (21) июня 1897года. Вся его жизнь стала как бы ответом на Евангельский призыв, высеченный на надгробной плите: «Пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обрѣменении, и Азъ упокою вы» (Мф.11,28). Похоронен о. Пимен на кладбище A catholic (Testaccio) в Риме.И вот уже давно нет на свете и внука, и, тем более, его бабушки, а воспоминания о ней, ее рассказы не только становятся приятным времяпрепровождением для новых и новых читателей. И историки обращаются к «Рассказам» как к источнику сведений о России и Москве прошлых веков.
«В самый год кончины государя Александра Павловича был в Петербурге поединок, об котором шли тогда большие толки: государев флигель- адъютант Новосильцев дрался с Черновым и был убит». Такого рода рассказами, с десятками имен и званий на каждой странице, наполнены все «Записки» - память Елизаветы Петровны и впрямь поражает воображение.В. Поленов. Бабушкин садВ. Поленов. Бабушкин сад

Интересна и судьба того самого дома Яньковых на Пречистенке. Елизавета Петровна продала его в 1828 году – с тех пор дом еще несколько раз менял владельцев, а после революции использовался под размещение коммунальных квартир. По рассказам уже новых поколений москвичей, это здание очень нравилось Михаилу Афанасьевичу Булгакову, отсюда писатель взял идею для описания «нехорошей квартиры», во всяком случае, цветных стекол в ней, в романе «Мастер и Маргарита». В семидесятые годы прошлого века особняк снесли. Но уже в 1994 году дом был построен заново – при восстановлении облика переулка руководствовались картиной неизвестного художника «Пожарная команда Пречистенки».Неизвестный художник. Пожарная команда ПречистенкиНеизвестный художник. Пожарная команда Пречистенки

В. Максимов. Все в прошлом

https://kulturologia.ru/blogs/270919/44263/
https://lovers-of-art.livejournal.com/773649.html
https://pravlife.org/ru/content/istoriya-o-neschastlivoy-lyubvi-predatelstve-pokayanii-i-primirenii-s-bogom
https://krsk.au.ru/8926077/
https://poisk-ru.ru/s36650t12.html

Картина дня

наверх