Светлана Митленко предлагает Вам запомнить сайт «Жизнь - театр»
Вы хотите запомнить сайт «Жизнь - театр»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Шекспир "весь мир - театр" сказал. Он явно в цирке не бывал

Знакомый незнакомый Пушкин

развернуть

7f71f0024c16f4b61d62c1a2689ccd0dКазалось бы, что нового можно сказать о Пушкине? О нём написано огромное количество книг. Впрочем, именно в таких случаях и становится актуальной поговорка: «Новое – это хорошо забытое старое». О Пушкине хочется писать. О Пушкине нужно писать, потому что, как это ни парадоксально, сегодняшним читателям о нём известно очень мало…

«Не мысля гордый свет забавить...»

Пушкина знают все. Его имя звучит везде. Улицы Пушкина, памятники Пушкину, библиотеки имени Пушкина и т.д. И произведения его вроде бы всем известны. Они любимы таким количеством людей, что уже наполовину ушли в фольклор.

Из-за этого Пушкин воспринимается не так, как другие классики. Он изначально кажется знакомым каждому до такой степени, что читатели приписывают ему собственные мысли и верят, что это Пушкин сказал.

Вот, например, вопрос, присланный Борису Гребенщикову на сайт aquarium.ru:
– Как вы думаете, прав ли был Пушкин, говоря об обратной пропорциональности любви к женщине и её любви к нам?
– «...тем легче нравимся мы ей».

Пушкин всегда прав – но нужно внимательнее читать.afac65b3694b924f54b8d86ab0a85c48_XLЛегче – не значит больше, так что обратной пропорциональности нет.
Да, и в самом деле:

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.

Тем не менее, вариант с «больше» вместо «легче» очень популярен и то и дело цитируется под видом пушкинского.

А помните, как начинается роман «Евгений Онегин»? В народе ходит миф, будто бы он начинается со знаменитого: «Мой дядя самых честных правил…».

На самом деле так:

Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;

Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, лёгких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.


«Солнце нашей поэзии»

Общаясь с разными людьми и гуляя по Интернет-форумам, я не раз слышала: «Ну что это за фраза: "солнце русской поэзии"? А Лермонтов тогда кто? "Луна"?»

Да, эту метафору можно встретить, наверное, во всех учебниках литературы, её часто (и неточно) повторяют на уроках по Пушкину. Она давно воспринимается как штамп.Знакомый незнакомый ПушкинХотя метафора блестящая. Это слова В.Одоевского из некролога Пушкина, из единственного сообщения о его смерти, появившегося в печати 30 января 1837 г.:

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».

Именно из этой публикации Россия узнала о смерти Пушкина. Забудьте советскую интонацию учебников, забудьте всё, что слышали на эту тему. Просто представьте морозную зиму 1837 года, потрясение, которое вызвала смерть Пушкина, реакцию его друзей, его читателей – и эти слова, выразившие всеобщие чувства. Поразительно точная метафора!

Именно «солнце», тут передано всё – и гениальность Пушкина, и значимость, и радостная лёгкость, сияние его стихов – и потрясение от его смерти…

Кстати, если хотите подробнее узнать об этом, посмотрите фильм «Последняя дорога» (Ленфильм, 1986). Он великолепно воссоздаёт атмосферу тогдашнего Петербурга. Показывает окружение Пушкина, его дом, обстоятельства, связанные с дуэлью, а главное, всю противоречивость отношения к Пушкину – от любви до ненависти и презрения. И то, какую бурю самых разных эмоций вызвал этот короткий некролог в газете и, в частности, формулировка «солнце нашей поэзии».

Мойка, 12

Никогда не забуду свой первый визит на Мойку, 12, в музей-квартиру Пушкина. Прозрачное июльское небо, ручных воробьёв во дворе (да, именно воробьёв, а не голубей) и необычное ощущение времени. В Петербурге время вообще идёт по особым законам, иногда меняется, иногда исчезает. В доме Пушкина я ощутила это отчётливо, как никогда.Знакомый незнакомый ПушкинКогда я вошла туда, возникло удивительно тёплое чувство, словно этот дом давным-давно мне знаком. Конечно, захотелось побродить здесь в одиночку, без экскурсии, вслушаться в атмосферу. Хотя с экскурсоводом нам повезло.

Я стояла у окна, слушая рассказ, и представляла себе, как выглядел этот дом тогда, в XIX веке. Шелест платьев, голоса, шаги, детская беготня... Представить всё это оказалось нетрудно, потому что из окна не было видно ничего, напоминающего о нашем времени. Ни одного автомобиля, пустая улица, река, стены домов.

Экскурсовод произнесла:
– К дому подъехал экипаж... – и тут в полной тишине раздался цокот лошадиных копыт. Под окнами проехала пролётка и остановилась около дома.
Все замерли. Было полное ощущение, что сейчас сюда войдёт кто-нибудь из друзей Пушкина и скажет, что желает его видеть.
– Это специально организовано? – спросил кто-то.
Экскурсовод развела руками.
– Нет...
Знакомый незнакомый Пушкин
Осень

Всем известно, что из времён года Пушкин больше всего любил осень. Любовался ей, много писал о ней, да и осенью ему писалось лучше. Но мне не раз приходилось видеть удивление по этому поводу. Большинству людей не нравится осень (впрочем как и мне), и любовь поэта к этому времени года обычно объясняют странностью гения.

А некоторые полагают, что осенью поэту легче писать стихи, потому что осень грустная, и стихи тоже… но только не стихи Пушкина! Между прочим, в осенние дни, которые на многих наводят уныние, были написаны «Повести Белкина», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Домик в Коломне» и многое другое, что никак не назовёшь тоскливым и печальным.Знакомый незнакомый ПушкинСловно отвечая на это удивление, Пушкин писал:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.


Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Но всё-таки причина любви к осени здесь не названа, а только обозначена метафорой. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной»… Но что?Знакомый незнакомый ПушкинЯ сама не очень люблю осень. У меня и осень как таковая, и осень пушкинских стихов всегда ассоциируется с другими его строками, из «Пира во время чумы» (кстати, тоже написанного осенью):

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

Может быть тут как раз кроется разгадка его привязанности к осени? Посмотрите — они глубоко созвучны его стихам о поздней осени.
Умирание, угасание природы, приближение зимнего холода каждым человеком невольно воспринимается как метафора и собственной жизни, и вообще всего временного.

Это напоминание о том, что всё рано или поздно заканчивается и уходит, каким бы тёплым и прекрасным оно ни было. Отсюда и традиционная осенняя грусть. Но Пушкину осень приносила радость, глубочайшую радость, которой он не находил в других временах года! Почему?

Потому что уйти, исчезнуть, прекратиться может только временное. И только когда уходит временное, когда исчезает всё лишнее, становится возможным высочайший взлёт духа. Именно в эту пору легче всего увидеть и воплотить то, что времени не подвластно.

Если осенью смотреть только на угасающую природу, то не почувствуешь ничего, кроме тоски. А если увидеть за этим свет, который выше времени, то осень вызовет совсем другие чувства и прилив вдохновения. «Бессмертья, может быть, залог», напоминание о нашей истинной сущности, о предназначении, которое мы нередко забываем в потоке времени.Знакомый незнакомый ПушкинВот она, эта «мечта своенравная» — мечта о бессмертии. И твёрдая вера в бессмертие — ведь если бы этой веры не было, то осень нагоняла бы беспросветную тоску, как любая несбыточная надежда.

Поэтому стихи Пушкина об осени обладают таким удивительным магнетизмом. В них нет уныния, напротив, в них мерцает глубокая внутренняя радость.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

Малоизвестные факты о Пушкине

Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году.

И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором – маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Алексанрда I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку – это няня.

А в знаменитый лицей Пушкин, оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик – всего 30 человек, но у Пушкина был дядя – весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским.Знакомый незнакомый ПушкинУж не знаю как чувствовал себя дядя впоследствии, но в списке успевающих учеников, который подготовили к выпускному вечеру, Пушкин был вторым с конца.

Зато в лицее Пушкин в первый раз влюбился. Очень любопытно почитать даже не список его побед, а отзывы о нем разных людей.

Его брат, например, говорил, что Пушкин был собою дурен, ростом мал, но женщинам почему-то нравился. Что и подтверждается восторженным письмом Веры Александровны Нащокиной, в которую Пушкин тоже был влюблен: "Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности".

Впрочем, тот же брат Пушкина признавал, что, когда Пушкина кто-то интересовал, он становился очень заманчив. С другой стороны, когда Пушкину было неинтересно, разговор его был вял, скучен и просто несносен. Количество побед Пушкина на любовном фронте равно 113!Знакомый незнакомый ПушкинПервая дуэль Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца – например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой.

Еще у Пушкина были карточные долги, и довольно серьезные. Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие-то задержки, он писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой скандал.

Да, а вот что пишут о Пушкине иностранцы. Оказывается, Евгений Онегин – это вообще первый русский роман (хотя и в стихах). Так написано в "Британской энциклопедии" редакции 1961 года. Там же написано, что до Пушкина русский язык был вообще не пригоден для художественной литературы.

Кстати, в России в 1912 и 1914 годах выходили сборники стихов Пушкина, которые теперь стали библиографической редкостью: составителем сборников был некий В. Ленин, а предисловие написал А. Ульянов. Ленин – был псевдоним издателя Сытина (его дочку звали Еленой), а литературовед Ульянов был просто однофамильцем.

У Пушкина было четверо детей: две дочери и два сына. Никто из них литературой не занимался. Только младший сын Григорий Александрович порой делился воспоминаниями об отце. Правда, в год, когда Пушкина убили, Григорию исполнилось только 2 года.

'Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться'. А. С. Пушкин - П. В. Нащокину. 1836

Знакомый незнакомый ПушкинН. И. Фризенгоф. Дети А. С. Пушкина. 1839

В настоящее время число потомков Пушкина в мире превышает две сотни человек. Потомки Пушкина живут не только в России, но и во многих других странах мира.

Знакомый незнакомый Пушкин

Знакомый незнакомый ПушкинВ Санкт-Петербурге есть Пушкинский дом. Это не место, в котором жил поэт, а Институт русской литературы РАН. Изначально он был создан как центр сбора, хранения и изучения рукописей и реликвий, которые относятся к жизни и творчеству А. С. Пушкина и писателей пушкинской эпохи. Кроме этого, в Пушкинский дом стекались материалы по русской литературе и культуре разных исторических периодов, от древности до современности, и в 1930 г. он был преобразован в Институт русской литературы Академии наук СССР, сохранив при этом в качестве второго названия и историческое имя.Знакомый незнакомый ПушкинВ Русском центре в Усть-Каменогорске (Казахстан) готовят серию изданий по следам донжуанского списка А.С.Пушкина. Стоит отметить, что книга на такую тему впервые была выпущена небольшим тиражом еще в 1923 году П. К. Губером. Она представляла собой небольшое издание из семи глав.

Обновленную же версию, которая называется "Пред мощной властью красоты", планируют выпустить в девяти томах. В книгах развенчивается миф о взаимоотношениях А. С. Пушкина с Е. К. Воронцовой; представлена оригинальная концепция отношения А. С. Пушкина к императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра I, и императрице Александре Федоровне, жене Николая I, и др.

В "Путешествии в Арзрум" Пушкин зафиксировал свою встречу с грузинами, которые перевозили тело покойного А. С. Грибоедова из Тегерана в Тифлис. Реальная встреча произошла 11 июня 1829 г. по дороге из Тифлиса в Карс у перевала через Безобдальский хребет.Знакомый незнакомый ПушкинПушкин и Грибоедов периодически встречались в 1817 г., когда Пушкин после окончания Лицея жил в Петербурге, а также в 1828 г., когда Грибоедов некоторое время находился в столице в связи с заключением Туркманчайского договора, однако последняя их встреча оказалась трагичной.

Раньше на вступительных экзаменах в университет вопрос: "Где и при каких обстоятельствах встречались Пушкин и Грибоедов?" - был одним из часто задаваемых абитуриентам "на засыпку".

Пушкин на протяжении шести лет готовил предисловие к "Борису Годунову" (текст драмы был окончен в 1825, а опубликован только в 1831 году). Причем и после издания трагедии автор добавлял новые комментарии к своей новаторской драме, пытался как можно доступнее разъяснить отдельные моменты, вызывающие нарекания у публики и критиков.

Изначально роман "Евгений Онегин" Пушкин начинал писать как "Альбом Онегина" от первого лица. Потом понял, что полное сближение автора с героем ему не очень нравится, и разделил две ипостаси: вывел себя среди действующих лиц как Автора, а Онегина как героя. В каноническом тексте остались следы "Альбома": отрывок "Мой дядя самых честных правил…" взят именно из первого варианта. Пушкин только добавил строчку: "Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых…" - и закавычил реплику.Знакомый незнакомый ПушкинИ – напоследок – наверное, самый забавный факт, который, правда, не имеет отношения к, собственно, биографии Пушкина. В Эфиопии несколько лет назад так поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: "Нашему поэту".


Ключевые слова: Пушкин
Опубликовала Светлана Митленко , 11.07.2017 в 16:09

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
сергей water
сергей water 12 июля 17, в 15:49 Пушкин наше ВСЁ!!!!
--------
Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Львовича и Надежды Осиповны Ганнибал. Родители поэта приходились друг другу дальними родственниками: Сергей Львович был троюродным дядей Надежды Осиповны. В их браке родилось восемь детей, но выжили только трое. Александр Сергеевич всегда уделял огромное внимание своей родословной, что нашло отражение и в его произведениях. Впрочем, порой он откровенно легендировал биографии своих предков, дабы произвести большее впечатление. Так, он утверждал, что его дед Лев Пушкин был одним из немногих, кто остался верен Петру III и не присягнул Екатерине, за что попал под арест. А потом в припадке ревности повесил некоего венецианского преподавателя, которого заподозрил в связях с супругой — её он запер в домашней тюрьме и уморил. Однако на самом деле Пушкин очень сильно приукрасил имевший место скандал. Его дед не вешал венецианца, а просто побил, и не запирал жену в тюрьму. Что касается отказа от присяги Екатерине, то и эта история не подтверждается документально.
По материнской линии его предком был Ганнибал, по отцовской — ещё один знаменитый сподвижник Петра адмирал Головин (также являвшийся предком Льва Толстого). Поскольку Ганнибал был выходцем из Африки, до сих пор весьма широко распространено убеждение, что и сам Александр Пушкин был темнокожим.
В действительности это было не так. Сохранилось немало прижизненных портретов Пушкина и описаний его внешности, сделанных разными людьми. Пушкин имел немного смуглый оттенок кожи и голубые (по другим описаниям — серо-синие) глаза. В юности же поэт и вовсе имел светло-русый цвет волос, но с годами они потемнели. Младший брат Пушкина, Лев, по описаниям современников, был блондином.
Надежда Осиповна довольно холодно относилась к старшему сыну — всеобщим любимцем семьи был младшенький, Лев, родившийся шестью годами позже. Каждое лето юного Александра отправляли к бабушке по материнской линии, Марии Алексеевне. В действительности именно она сильно повлияла на Пушкина в первые годы жизни. Однако уже после смерти поэта эту заслугу стали приписывать Арине Родионовне — няне, — а в советские времена это утверждение окончательно превратилось в не оспариваемый канон, поскольку няня из народа, оказавшая огромное влияние на гения национальной литературы, для пропаганды была более предпочтительна, чем богатая аристократка.
Вот к примеру, стихотворение "Наперсница волшебной старины" ошибочно интерпретируется как посвящённое Арине Родионовне, тогда как Пушкин явно пишет о своей бабушке, что становится ясно, если дочитать до конца:
"Вся в локонах, обвитая венком, // Прелестницы глава благоухала; // Грудь белая под жёлтым жемчугом // Румянилась и тихо трепетала..."
Но вот совершенно очевидно, что дворовая женщина (разряд крепостных крестьян, не имевших земли и выполнявших функции прислуги) точно не имела возможности носить украшения из жемчуга, а вот аристократка — легко. Тем более что няню Пушкин точно не мог видеть в молодости, а бабушкины портреты — вполне.
Кроме того, в стихотворении есть и другие строки, которые позволяют уверенно идентифицировать бабушку, а не няню:
"Я ждал тебя; в вечерней тишине // Являлась ты веселою старушкой..."
В ранние годы Пушкина Арина Родионовна была ещё относительно молодой женщиной — ей исполнился всего 41 год, когда он родился. Она ещё кормила грудью его старшую сестру. А вот Мария Алексеевна была старше на 13 лет. Конечно, "старушка" здесь может быть лишь фигурой речи, но логичнее предположить, что речь всё же идёт о бабушке, которая тогда была в соответствующем возрасте.
Что касается Арины Родионовны, то она была лишь одной из нянь в доме Пушкиных и в большей степени занималась воспитанием его сестры Ольги. Была ещё няня по имени Ульяна Яковлевна, но она не оставила следа в творчестве поэта.
С Ариной Пушкин сблизился только в годы ссылки в Михайловском. Именно тогда Пушкин пишет два знаменитых стихотворения: "Зимний вечер" и "Няне".
Текст скрыт развернуть
2
сергей water
сергей water 12 июля 17, в 15:57 Лицей...
В 12-летнем возрасте Пушкина отправили учиться в Царскосельский лицей. Прежде он получал домашнее "французское воспитание". В те времена французский язык был обязателен для любого образованного человека. Он был не только языком межнационального общения, но и "окном в мир". Если человек хотел знакомиться с произведениями европейских писателей, он обязан был знать язык, чтобы читать их на французском, поскольку именно в этой стране была наиболее развитая на тот момент литература, а русских произведений и переводов в принципе было очень мало.
Пушкин рос на французской литературе и свои первые стихи в юношеском возрасте писал именно на этом языке.
Царскосельский лицей был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Поначалу даже предполагалось, что в нём будут учиться младшие братья императора, но этого не случилось. Ученикам давали всестороннее образование для последующей государственной службы. Это было одно из немногих учебных заведений в мире на тот момент, где запрещались физические наказания учеников.
Уникальность этого учебного заведения заключалась также в том, что его полный курс приравнивался к университетскому и был гораздо более насыщенным, чем в других школах и гимназиях.
Ученики жили в лицее на полном пансионе, не уезжая домой даже на выходные и каникулы. Находясь без присмотра родителей, лицеисты, разумеется, предавались всевозможным шалостям.
Став постарше, лицеисты много времени проводили в компании гусар, расквартированных неподалёку от лицея. С юных лет Пушкин стал завсегдатаем публичных домов и даже весьма откровенно описывал их быт в стихах ("Сводня тихо за столом…";).
После завершения учёбы 18-летний Пушкин в чине коллежского секретаря поступил на службу чиновником Коллегии иностранных дел. Но работал он не слишком охотно, предпочитая развлекаться на всю катушку.
Приятель Пушкина по литературном обществу "Арзамас", Тургенев писал их общему другу Вяземскому: "Пушкин простудился, дожидаясь у дверей одной б..., которая не пускала его в дождь к себе для того, чтобы не заразить его своею болезнью. Какая борьба великодушия, любви и разврата!"
А также лицейский товарищ Пушкина барон Корф, также вспоминал: "В лицее он превосходил всех чувственностью, а после в свете предался распутствам всех родов, проводя дни и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий. Должно дивиться, как здоровье и талант его выдержали такой образ жизни, с которым естественно сопрягались и частые гнусные болезни, низводившие его часто на край могилы. У него господствовали только две стихии: удовлетворение чувственным страстям и поэзия; и в обоих он ушёл далеко.Вечно без копейки, вечно в долгах, иногда почти без порядочного фрака, с беспрестанными историями, частыми дуэлями, в близком знакомстве со всеми трактирщиками, непотребными домами и прелестницами петербургскими, Пушкин представлял тип самого грязного разврата".
Впрочем, надо отметить, что Корф всю жизнь питал к поэту стойкую неприязнь, так что вполне мог сгустить краски.
Сам Пушкин в описании своих похождений был краток. В письме Мансурову он написал: "Исторически буду говорить тебе о наших — всё идёт по-прежнему; шампанское, слава богу, здорово, актрисы также, — то пьётся, а те е... — аминь, аминь, так и должно".
В конце концов в 1820 году в связи с неподобающим поведением государственного чиновника (дело было не только в "гусарстве", но и в едких политических эпиграммах) Пушкина перевели на службу в Кишинёв. Впрочем, там он тоже не утруждал себя государственной службой.
Как и многие выдающиеся русские писатели, Пушкин имел слабость к азартным играм. Это роднит его с Некрасовым и Достоевским. Но если Некрасов свою слабость превратил в преимущество и играл очень расчётливо, порой выигрывая сотни тысяч рублей у незадачливых соперников, то Достоевский и Пушкин себя сдерживать не умели.
Достоевский в своей лудомании дошёл до того, что проигрывал вещи жены и даже те деньги, которые занимал на выплату старых игорных долгов. Пушкин проигрывал не только деньги, но и свои собственные рукописи, которые ставил на кон, когда у него не оставалось денег.
Своему приятелю Никите Всеволжскому Пушкин умудрился проиграть свою первую книгу, уже готовую к продаже. В те времена книжный бизнес действовал по другим законам и книги распространялись по подписке. То есть читатели заранее оплачивали книгу, а автор печатал её в нужном количестве экземпляров и рассылал покупателям. 21-летний Пушкин проиграл в карты рукопись, уже готовую к изданию. Только через пять лет он смог выкупить её обратно.
В письме Вяземскому Пушкин жаловался: "Вместо того чтобы писать седьмую главу Онегина, я проигрываю в штос (популярная карточная игра) четвёртую". Впрочем, позднее он отыграл её назад.
В отличие от Некрасова, сколотившего за карточным столом целое состояние, Пушкин был неудачлив в картах. Необузданный азарт зачастую приводил к тому, что, пытаясь отыграть небольшую сумму, он проигрывал огромную и часто вынужден был немало хлопотать, чтобы расплатиться по долгам. Однажды Пушкин проиграл в карты колоссальную по тем временам сумму — 25 тысяч рублей. После этого он несколько охладел к картам и остепенился, став играть реже.
Текст скрыт развернуть
2
сергей water
сергей water 12 июля 17, в 16:04 В советское время было чрезвычайно распространено убеждение, что Пушкина убил "царизм", и это совершенно не так. Император Николай был покровителем Пушкина, поэт был одним из немногих людей, кто имел прямой канал связи с императором, и мог легко обратиться к императору через шефа жандармов Бенкендорфа
В 1824 году Пушкин был отправлен в имение своей матери по распоряжению императора Александра. Там он провёл почти два года. После коронации Николая к Пушкину прибыл фельдъегерь со срочным повелением императора немедленно явиться к нему.
Пушкин ехал, одолеваемый сомнениями. Совсем недавно закончилось следствие по делу декабристов, по которому проходили в том числе и несколько его приятелей. И Пушкин подозревал, что его вызвали ко двору по этому делу.
Но император Николай оказал Пушкину радушный приём, с глазу на глаз пообщавшись с поэтом, пообещал ему своё покровительство и поддержку. Когда Пушкин пожаловался на то, что цензоры чинят препятствия некоторым его произведениям, Николай сказал, что будет личным цензором всех его произведений, и попросил присылать каждое новое произведение ему. Это была высшая честь, которую мог получить автор в то время. Пушкин был настолько тронут таким вниманием первого лица государства, что вышел от императора в слезах счастья и пообещал оставить старые привычки. Император сдержал слово и стал покровителем Пушкина, которому позволялось больше, чем другим.
Пушкин вернулся в Москву в качестве звезды, и был принят на службу придворным историографом. Даже если в произведениях Пушкина цензоры находили излишнее вольнодумство, эти дела закрывались без последствий для поэта.
Император даже помог Пушкину устроить личную жизнь, когда тот без памяти влюбился в юную звезду московских балов Наталью Гончарову, уже имевшую множество поклонников. Однако её мать рассчитывала на более выгодную партию, учитывая красоту дочери. А Пушкин имел в те годы весьма скандальную славу. Поэтому первая попытка сватовства поэта к Гончаровой провалилась. Её мать уклонилась от окончательного ответа, но Пушкин всё понял.
В отчаянии он даже уехал на Кавказ, где пытался попасть в армию. Но прославленный Паскевич ужаснулся, узнав, что на фронт приехал любимец императора, и, не желая нести ответственность за гибель знаменитого литератора, всеми правдами и неправдами добился того, чтобы Пушкин уехал.
Узнав об этом, Николай решил помочь любимцу и через Бенкендорфа порекомендовал Пушкину ещё раз попытать счастья, намекнув, что на этот раз Гончаровы будут более благосклонны к нему. И действительно, после того как сам Николай замолвил за жениха слово, будущая тёща согласилась на брак.
Текст скрыт развернуть
2
сергей water
сергей water 12 июля 17, в 16:14 Александр Сергеевич имел славу заядлого дуэлянта и по любому случаю нарывался на дуэль. Известно о более чем 20 дуэлях с участием Пушкина, в большинстве из которых он был инициатором. Впрочем, почти во всех случаях дело до стрельбы не доходило и завершалось примирением или же сознательной стрельбой мимо.
Поводы для дуэлей Пушкин находил разнообразные. Так, в 20-летнем возрасте он вызвал на дуэль майора Денисевича. Поводом для этого стало замечание, которое ему сделал военный. Пушкин любил ходить в театр и нередко встречался с актрисами, но в этот раз постановка ему не понравилась и он начал откровенно хулиганить: издавал различные громкие звуки, выкрикивал с места всё, что он думал об этой постановке, шумел и мешал смотреть соседям.
Сидевший рядом с ним Денисевич пытался его успокоить, но Пушкин продолжал хулиганить. После спектакля он выяснил у военного место его жительства и на следующий день явился с двумя приятелями вызывать его на дуэль за то, что тот посмел сделать ему замечание. Ошеломлённый Денисевич не знал, что сказать, но один из соседей объяснил ему, что этот молодой человек — Александр Пушкин, любимец самого Жуковского, и дуэль с ним станет концом карьеры Денисевича. Майор даже извинился перед Пушкиным за то, что сделал ему замечание, и пытался пожать руку, но довольный моральной победой Пушкин убрал её и гордо удалился.
Уже через год, будучи в Кишинёве, Пушкин вновь нарвался на скандал с офицерами. С полковниками Орловым и Алексеевым, а также сопровождавшим его Липранди (Липранди можно считать отцом жандармской провокации) Пушкин пошёл играть в бильярд. За игрой они начали пить жжёнку (разновидность пунша, очень популярная в то время), Пушкин опьянел больше всех и начал дурачиться и мешать играть остальным. Полковники назвали Пушкина школьником, что ему не понравилось, и он вызвал обоих на дуэль. На следующий день все трое помирились благодаря Липранди.
В 1822 году он не поладил с молдавским чиновником Балшем. Пушкин поспорил с его женой, после чего направился к Балшу и вызвал его на дуэль — на том основании, что с женщиной он стреляться не может. Балш расспросил жену и вернулся в недоумении, поскольку она сказала, что Пушкин первый начал грубить. Пушкин решил перевести конфликт в другое русло и попытался ударить его, но их разняли. За это Пушкин был посажен под домашний арест.
Буквально через несколько недель Пушкин повздорил с офицером Рутковским. Тот за обедом рассказал, что видел град весом в три фунта (около 1,5 кг). Пушкин в это не поверил и стал громко хохотать. Обиженный офицер спросил, почему другие должны верить Пушкину, если сам он не верит никому. В ответ Пушкин назвал офицера подлецом, а тот его — мальчишкой. Закончилось всё тем, что Пушкина вместо дуэли снова отправили под домашний арест на непродолжительный срок.
Но все эти дуэли не несли серьёзной опасности для Пушкина. Когда он был молод, его соперники охотно шли на перемирие, не желая связываться с почти ещё мальчишкой, к тому же пользующимся расположением известных людей. А в более зрелом возрасте, когда Пушкин уже значительно реже нарывался на неприятности, тем более никто не собирался из-за пустяков стреляться с любимцем императора и хоронить свою карьеру.
Так было, пока Пушкин не сошёлся с Дантесом — фактически последняя пушкинская дуэль с Дантесом была единственной настоящей дуэлью поэта. В конце 1836 года Пушкин получил анонимный "патент на звание рогоносца", который привёл его в ярость. Александр Сергеевич вообще был очень ревнив, а его жена блистала на балах. В светском обществе ходили разные слухи, тем более что ей явно оказывал знаки внимания молодой и красивый Дантес, а точнее Геккерн (в некоторых источниках Геккерен) — именно такую фамилию он носил, после того как был усыновлён голландским посланником в России.
Пушкин сразу же решил, что послание написано Геккерном-Дантесом, и вызвал его на дуэль. В настоящее время большинство исследователей считают, что Геккерн не был причастен к этому письму, хотя настоящий автор послания так и не установлен.
Однако первый конфликт удалось замять благодаря вмешательству Жуковского и самого императора. Дантес-Геккерн даже сделал предложение сестре супруги Пушкина, и теперь дуэль уже была невозможна.
Пушкин смирился, но всем видом давал понять, что Геккернов презирает. Через несколько месяцев конфликт вновь перешёл в горячую фазу. Подлинные причины его описываются по-разному. Одни современники утверждают, что на одном из балов Дантес-Геккерн отпустил по адресу супруги Пушкина некий каламбур, другие, что он "компрометировал её взглядами и намёками". По всей видимости, и сам Пушкин искал повод для нового конфликта, поскольку через несколько дней после этого события отправил Геккернам крайне оскорбительное письмо, в котором называл Дантеса сифилитиком и намекал на его трусость, когда он предпочёл помириться после первого вызова, а также грозился устроить скандал и похоронить карьеру обоих. Письмо было столь грубым, что не оставляло никаких путей для примирения. Поскольку Геккерн-старший был дипломатическим работником, он не мог вызвать Пушкина на дуэль, и это сделал его приёмный сын. Дантес-Геккерн настоял на самом жёстком варианте дуэли — до смерти.
Предотвратить поединок не могло ничто.
8 февраля 1837 года состоялась последняя дуэль Пушкина. Оба дуэлянта не промахнулись, но рана Пушкина оказалась значительно тяжелее. Император прислал поэту своих лучших медиков, однако они оказались бессильны. Пушкин прожил ещё два дня и за это время успел устроить все дела и даже попрощаться с императором, который позаботился о пушкинской семье, взяв их на казенное содержание и выплатил все пушкинские долги.
Текст скрыт развернуть
2
Светлана Митленко
Светлана Митленко сергей water 12 июля 17, в 19:54 Спасибо, конечно, но я все-все это знаю и каждому факту будут посвящены темы. И Арине Радионовне, и Натали, и его друзьям, и его дуэли, и его детям, и его потомкам тоже. Этот цикл у меня надолго. Текст скрыт развернуть
3
сергей water
сергей water Светлана Митленко 13 июля 17, в 06:30 Вот!
А я недавно узнал, что и говорить - темнота дремучая.
А то что надолго и подробно о Пушкине, это замечательно, а то читаешь про какую нибудь личность, а он святей Иисуса, по мнению библиографов.
Буду ждать с нетерпением Света, статьи твои чрезвычайно интересны.
Текст скрыт развернуть
3
Светлана Митленко
Светлана Митленко сергей water 13 июля 17, в 22:09 Дело в том, что именно Пушкиным я интересовалась всегда. Не скажу, что именно углубленно, и стала пушкинистом, но все что попадалось - читала. И книги собирала с юности. Не зря я даже выделила в шапке раздел. Т.е. знаю, что тем будет действительно много. Все по "косточкам" разберу, что знаю)))
И темы с картинами тоже будут. Вышло уже три: портреты поэта, поэт в работах Айвазовского, немножко о черновых его рисунках. А будет еще. Просто не выкладываю все подряд, чтоб не забить интерес.

А Пушкин он был живым, со своими и радостями, и печалями, и плюсами, и минусами, надо понимать, что каждое движение его жизненных реалий потом, в том или ином виде ложилось на бумагу. Как в рассказе "Выстрел", в основу которого (например безмятежно есть вишню и стрелять в воздух) он положил описание именно своего поведения.

И большое спасибо, что оценил. Значит не зря стараюсь и тщательно отбираю материал по этой тематике.
Текст скрыт развернуть
2
сергей water
сергей water Светлана Митленко 14 июля 17, в 06:32 Конечно не зря Светлана стараешься, это же однозначно. Вот ещё подкину по Пушкину, возможно ты и знакома с этим материалом... но кто его знает, объять необъятное непростое дело.
http://alekseyzayats.livejournal.com/34613.html
Текст скрыт развернуть
3
Светлана Митленко
Светлана Митленко сергей water 14 июля 17, в 21:56 Спасибо. Мне такой материал не встречался. Надо будет вникнуть в него! Там много довольно-таки отсканировано. Текст скрыт развернуть
2
сергей water
сергей water Светлана Митленко 15 июля 17, в 10:00 Да не за что Светлана. Рад что помог.
А вот есть ещё такой малоизвестный поэт из Омска, Аркадий Кутилов. Очень интересные стихи, на Западе он достаточно известен, и как говорят идёт вторым после Бродского.
-----------
...Поэзия - не поза и не роль.
Коль жизнь под солнцем -вечное сраженье, -
стихи - моя реакция на боль,
моя самозащита и отмщенье!
-----------
Судьбинушка конечно непростая у него, судя по...
----------
Вкладыш к моей трудовой книжке
----------
Вот я умру, и вдруг оно заплачет,
шальное племя пьяниц и бродяг... ...
Я был попом, - а это что-то значит!
Я был комсоргом, - тоже не пустяк!
*
Я был мастак с багром носиться в дыме.
Я с топором вгрызался в синий бор.
Я был рыбак, и где-то на Витиме
мой царь-таймень не пойман до сих пор.
*
Я был художник фирмы "Тети-мети".
Я под Смоленском пас чужих коров.
Я был корреспондентом в райгазете
и свёл в могилу двух редакторов.
*
Учил детей и им читал по книжке,
как стать вождём, диктатором Земли...
И через год чудесные мальчишки
мою квартиру весело сожгли!
*
Я был завклубом в маленьком посёлке.
Поставил драму "Адский карнавал"...
И мой герой, со сцены, из двустволки,
убил парторга. В зале. Наповал.
*
Бродягой был и укрывался небом.
Банкротом был - не смог себя убить...
Я был... был... был...
И кем я только не был!
Самим собой?..
А как им надо быть?
Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко сергей water 15 июля 17, в 20:36 И правда: и стихи замечательные, да и биография впечатляет. Не знаю как на Бродского, но вот с Есениным он в ритме. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 11

Последние комментарии

Гордей
Ирина Хотьковская
Светлана Митленко
Ирина Хотьковская
Светлана Митленко
Ирина Хотьковская
Светлана Митленко
Ирина Хотьковская
Светлана Митленко
Ирина Хотьковская