На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Согласен, лихо сюжет закручен.Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...

Питерский дом "Пять углов"

Около «Достоевской» есть место, где Загородный проспект пересекается аж с тремя улицами: Рубинштейна, Ломоносова и Разъезжей. Узнать перекресток можно по треугольному дому Иоффа с башенкой. Пять углов – это много, но ничего фантастического в этом нет. На площади Восстания, например, улицы образуют еще больше углов, а подобных мест в городе и мире еще много. Но это не мешает перекрестку, существующему уже более 250 лет, быть любимым для многих петербуржцев. Перекресток, на который «смотрят» фасады 5-ти домов и который со временем стали называть площадью, начал образовываться в 1740-х годах. Его история — это история четырех улиц и пяти домов.

Доходный дом Ш.-З. Корфа - Доходный дом Ш. З. Иоффа                    Неоклассицизм1913-1914  - архитектор Лишневский Александр ЛьвовичФото 1900-18903 гг.

XIX в. на месте этого здания находился трёхэтажный дом купцов Лапиных. В 1825 г. они просили "вместо черепицы крышу покрыть железом, в заборе сделать лавочку для продажи хлеба и сбитня". Некоторые помещения торговцы сдавали в аренду под пансион Бенецкого для мальчиков.

В пансионе после переезда в Петербург преподавал правописание, историю и арифметику начинающий поэт Николай Некрасов. Эта работа в каком-то смысле спасла молодому человеку жизнь, так как у него были финансовые трудности: Некрасов пренебрег волей своего отца (тот хотел, чтобы сын был военным), отказался от материальной помощи и усердно готовился к поступлению в Петербургский университет.

Экзамены Некрасов хоть и провалил, однако стал вольнослушателем на филологическом факультете. С 1839 по 1841 год будущий народный герой днем пребывал в университете, а остальное время тратил на поиски заработка (будучи потомком богатой семьи, он не каждый день мог полноценно пообедать).

Жизнь Некрасова наладилась спустя несколько лет, когда он начал давать уроки и увлекся литературой. Лишения, пережитые в первые годы после переезда в Северную столицу, только сильнее повлияли на вектор творчества писателя.

Свои впечатления о пребывании в пансионе Некрасов выразил в детских водевилях «Великодушный поступок» и «Федя и Володя».

Дом простоял без изменений до 1913 г., когда его купил у наследников Лапина богатый комиссионер Ш. З. Иофф. Он имел аукционный зал на Загородном пр., 6, где торговал антиквариатом и мебелью.

В 1913 году купец второй гильдии Шнеер-Залман Иофф выкупил особняк у Лапиных. За год вместо трехэтажного было построено самое примечательное здание Пяти углов – дом с башенкой. Архитектором выступил знаменитый Александр Лишневский (он построил около 20 домов в Петербурге).Иофф зарабатывал на жизнь торговлей антиквариатом, мебелью и ювелирными изделиями. Дом с башенкой, видимо, стал для него неким вложением средств: небольшое количество просторных квартир и помещения под сдачу, богатые убранство и фасад, лифт.

На пятом этаже дома жил сам хозяин дома, на четвертом этаже – банкир Голант. Другие квартиры занимали именитые и состоятельные горожане. Первый этаж сдавался в аренду различным магазинам, а дверь с угла дома вела в автомобильный салон «Шапиро».

В 1915 году на втором этаже с витринными окнами открылся кинотеатр на 300 мест и кафе при нем. Автор проекта тот же – Лишневский. Кстати, наверху башни, похожей на жилище астронома, установлены пять декоративных ваз. Они довольно высокие и их можно увидеть с земли.В новом  доме было всего шесть квартир, по две на каждом этаже, предназначенных для состоятельных людей. На верхнем этаже по Загородному пр. жил сам домовладелец с семьёй. Под ними квартиру занимал банкир Я. В. Голант, председатель совета Петроградского общества взаимного кредита. В нижних этажах были размещены несколько магазинов. Так, с угла был вход в автомобильный салон Шапиро, рядом продавались меха, шляпы, обувь, корсеты, вещи для дороги, ноты, вино и фрукты. На втором этаже по Троицкой улице архитектор А. Л. Лишневский в 1915 г. устроил кинотеатр на 300 мест.В доходном доме Иоффа в свое время жили астрофизик Матвей Бронштейн и его жена Лидия Чуковская (дочь писателя Корнея Чуковского). В годы репрессий Бронштейн был арестован, а 18 февраля 1938 года – расстрелян. Супруге же сообщили, что его отправили в лагерь на «десять лет без права переписки». Чуковская два года ходила по различным инстанциям, чтобы в итоге выяснить, что мужа давно нет в живых.Со стороны Загородного проспекта на здании установлена мемориальная доска, посвященная выдающейся супружеской паре. Работы советского ученого по квантовой теории до сих пор остаются актуальными. Помимо узконаправленных работ для специалистов, Бронштейн стал автором популярных изданий, в которых рассказал о физике простым языком.

После смерти мужа Чуковская продолжила жить в доме с башенкой и время от времени занималась редакционной работой. Опыт у нее был большой: окончив Ленинградский университет в 1928 году, она несколько лет работала в редакции детской литературы «Госиздата» под руководством Самуила Маршака. Печатала под псевдонимом Алексея Углова детские книги. К сожалению, в 1937 году редакцию ленинградского «Детиздата» разгромили, а многих сотрудников уволили или арестовали (например, Тамару Габбе). Чуковская и сама еле-еле избежала ареста: с этим помогли влиятельные друзья.

У нее в гостях часто бывала поэтесса Анна Ахматова. В те годы ее сын Лев Гумилев был в пятилетней ссылке в норильских шахтах. Ахматова и Чуковская даже вместе навещали Гумилева в лагере и передавали ему теплые вещи.

После знакомства с Ахматовой Чуковская начала больше писать, только уже на исторические темы. Свой мемуар «Записки об Анне Ахматовой» она составила благодаря частым разговорам с поэтессой.Рядом с доходным домом Иоффе проживали и другие известные люди: писатель Федор Достоевский, а также композиторы Николай Римский-Корсаков, Михаил Глинка, Петр Чайковский и Антон Рубинштейн.

Отели и фотохудожник в башенке

В настоящий момент большинство квартир в доходном доме Иоффа занимают отели. Только одна из них коммунальная. Внутренняя отделка здания за 100 лет изрядно износилась, а серьезной реставрацией, к сожалению, никто не занимается.

Башню с 2007 года у комитета имущественных отношений Петербурга арендует фотохудожник Сергей Сёмкин. Он самостоятельно сделал ремонт в помещениях. До него в башне проживали бездомные. По словам Сёмкина, живет он там только «когда жена разрешает». В основном – приходит поработать.

Узкий двор дома с башнями – излюбленное место для экскурсоводов и гидов по городу.

«В Ленинграде-городе, у Пяти углов»

В 1996 году Константин Кинчев сочинил одну из самых знаменитых российских песен конца 20 века – «Трасса Е-95». По истории, придумал он ее в автобусе в Рязани во время гастролей. В то время такое обозначение имела магистраль, соединяющая Киркенес в Норвегии и Ялту в Крыму. Она же включала участок дороги Москва – Петербург (сейчас уже все поменялось). На написание композиции лидера рок-группы «Алиса» вдохновили переживания и поиск «своего дома»: Кинчев часто бывал в Петербурге и Москве, но не мог выбрать между двумя столицами.В песне упоминаются и знаменитые Пять углов: «Мое солнце горит на стыке ветров, границе семи холмов. Мое небо дождем опрокинули вновь Тени пяти углов. Сколько троп и дорог для меня заплелись в одну. Я иду по своей земле к небу, которым живу».

Перекресток в своем творчестве упоминали другие музыканты, например, Владимир Высоцкий в песне «В Ленинграде-городе, у Пяти углов» и группа Чиж & Co в композиции «Ветер вырывает из рук последние деньги». В 1987 году на крыше дома группа ДДТ сняла клип на песню «Ни шагу назад».

Паровоз, передвигающийся по трамвайным рельсам, на Загородном проспекте в блокадном Ленинграде.

В нем словно отражается кусочек Петроградской стороны, где мы часто видим похожие дома. И башня, и форма окон, и различные архитектурные детали - все это убеждает нас в том, что это здание является памятником архитектуры эпохи неоклассицизма. Высокая башня с пятью окнами-люкарнами царит над Пятью углами, служит ориентиром в городском пространстве.

Фасад дома, выходящий на ул. Рубинштейна, симметричен. Первый и второй этажи строились для размещения торговых залов, поэтому их наружная отделка наиболее скромна: большие окна разделены гранитными простенками, видно, что плиты серого гранита декорируют кирпичную кладку здания. Третий, четвертый и пятый этажи - словно особая постройка. Венецианские окна третьего этажа имеют полукруглые, открывающиеся внутрь фрамуги. Стоящие по сторонам оконных проемов кариатиды поддерживают ложные балконы окон следующего этажа. На четвертом этаже сандрики в виде треугольных фронтонов, опирающихся на кронштейны, в углублении сандриков – что-то похожее на изображение птицы. В сандриках над эркерами размещены увитые змеями кадуцеи Гермеса - символ бога торговли, путешествий и обмана. Карнизы третьего этажа и крыши дома поддерживают мощные модульоны. Все массивно, добротно, и вместе с тем - легко и воздушно. Первые 2 этажа большой высоты предназначались для магазинов. Угол здания оформлен в виде полукруглой башни. Фронтоны эркеров украшены рельефной лепкой.Вот так он смотрится сверхуАрочные окна третьего этажа украшены пилястрами, на которых установлены фигуры кариатид. Кариатиды одной рукой поддерживают гирлянды. На фасаде дома находится 40 кариатид - они установлены по всему периметру здания. Несмотря на свою многочисленность, кариатиды почти незаметны - они небольшого размера.В 20 веке сотрудники КГБ установили за домом постоянное наблюдение, башня дома очень хорошо подходила для маскировки пулемета.

В здании располагались редакции газет «Звезда» и «Днепропетровская правда». Госпиталь для больных мог быть в этом доме, одно время об этом ходило много слухов и разговоров, но власти сочли, что строение слишком неудобное для медицинского учреждения.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  (7802356000).

Судя по фото внутреннего состояния, дом был отделан весьма богато, но теперь мало что сохранилось!Видно, что недовно пытались освежить... но тут не освежать уже требуется, а именно реконструировать!Дворовые фасады
Но делаем скидку, что это фото 2010 года, еще до ремонта.
Вот после ремонтаВход и внутриЭто тоже вид после ремонта...Такой ремонт требует еще и капитальной уборки. Это не претензия к самому городу, так  сегодня почти везде. Тяп-ляп.Кованные перила, но заляпаны краской! Все видите сами

http://www.etoretro.ru/pic34705.htm

https://saint-petersburg.ru/m/history/emtsov/371337/

http://www.cityspb.ru/blog-744162/0/

https://linalina20.livejournal.com/750669.html

http://spb.pinplace.ru/pin/51-dom-u-5-uglov.html

http://www.citywalls.ru/photo2227.html?s=sv3b6grr04cgpisa1nrfon0in5

Картина дня

наверх