На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.7

23. Гоголевский бульвар, дом 31 – Отель «Руссо-Балт»
 
Отель "Руссо-Балт".
 
Пятиэтажный красивый дом издали привлекает внимание цветочной мозаикой на фасаде и роскошным оформлением нижнего этажа деревом. Так и хочется подойти ближе и рассмотреть каждую его деталь в подробностях. Самое удивительное состоит в том, что дом – НОВОДЕЛ. Это построенный в 2007 году отель «Руссо-Балт». Нечасто встретишь в Москве современное здание, столь тщательно проработанное, стилистически выверенное и выполненное на безоговорочно высоком уровне. Стиль здания отеля представляет собой изящную вариацию на тему ар-нуво.
 
Дом возведен в результате тотальной реконструкции доходного дома 1879 года постройки (автор дореволюционного дома – архитектор П.П. Зыков). Изначально трехэтажное строение было надстроено еще двумя этажами, фасад и внутренняя часть здания претерпели серьезные изменения. Экстерьеру и интерьерам были приданы черты стиля модерн. И хотя, строго говоря, это лишь игра в модерн, она весьма и весьма достоверна.
Отель "Руссо-Балт". Фрагмент фасада.
Отель "Руссо-Балт". Декор фронтона и верхних этажей.
Отель "Руссо-Балт". Вход в здание.
 
Отделка здания очень элегантна и гармонична. Стены второго и третьего этажей отделаны палевой керамической плиткой, имитирующей знаменитый «кабанчик». Говорим «имитирующей», т.к. производители современных плиточных материалов лишь пытаются повторять рецептуру и технологические процессы изготовления дореволюционного кабанчика, эксплуатационные характеристики которого уникальны, а срок службы измеряется столетиями.
 
Гладко оштукатуренный пятый этаж украшает пестрый майоликовый фриз из плиточек от светло-мятного до сумрачно-голубого оттенка. Узкие панно из той же керамики можно увидеть и под окнами второго этажа. Между окон второго и третьего этажа – превосходные мозаичные панно, изображающие цветы в золотистых тонких рамочках. Очень элегантная деталь декора. Полукруглый фронтон украшен белоснежным панно с растительным орнаментом. Рельефные панно над окнами третьего этажа тоже имеют флористический рисунок.
Отель "Руссо-Балт". Скульптурное панно.
Отель "Руссо-Балт". Мозаичные панно.
Отель "Руссо-Балт". Мозаичное панно первого этажа.
Отель "Руссо-Балт". Отделка первого этажа резными деревянными панелями и мозаикой.
 
Некоторые окна декорированы коваными французскими балкончиками. На парапете крыши тоже можно заметить кованые решетки. Великолепны фонари, размещенные на фасаде и на остекленных козырьках над входами в здание: те, что в верхней части здания, – с белыми шарами плафонов, те, что при входах, - с оранжевыми. Кронштейны фонарей тоже кованые, выполнены в том же стиле, что и французские балкончики и решетки.
 
Интересна отделка первого этажа деревянными резными панелями и мозаичными панно. Темного и насыщенного оттенка дерево придает зданию респектабельности и шика. В резьбе, как и во всем декоре, прослеживаются цветочные мотивы. Рисунок больших мозаичных панно сложнее рисунка малых, но перекликается с ним: здесь тоже распустившиеся цветы с замысловатыми изгибами листьев, та же золотистая канва по контуру. Размещенные поверх деревянных панелей, панно выглядят, словно картины в дорогих рамах. На золотистой тяге, протянувшейся почти во всю длину фасада, надпись «Гоголевский бульвар, 31». Это одновременно и адрес дома, и название занимающего первый этаж здания кафе.
 
Кстати, интерьеры отеля и кафе заслуживают не меньшего внимания, чем внешняя отделка дома. Так что желающие продолжить путешествие в прекрасный мир модерна, столь превосходно воссозданный авторами этого здания, вполне могут это сделать, попав внутрь.
24. Далее по Гоголевскому бульвару смотрим дом 29 – Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья
Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья.
 
Дом был построен в 1892 году как доходный одним из популярных московских архитекторов того времени А.С. Каминским для Иерусалимского Патриаршего подворья. Здание было спроектировано в модном тогда эклектичном стиле.
 
Подворья православных монастырей – это их удаленные представительства, находящиеся в других городах и даже странах. Крупнейшие монастыри еще со времен Древней Руси строили в Москве подворья, которые выполняли представительские, жилые и торговые функции. Для своего материального обеспечения подворья приобретали в столице различные коммерческие объекты или выкупали земельные участки и самостоятельно возводили на них здания, позволявшие в дальнейшем получать доход: при продаже имущества, сдаче его внаем и размещении в построенных помещениях торговых лавок и магазинов. Доход от таких сторонних «бизнес-проектов», как правило, превышал размеры пожертвований и прибыль от торговли церковными товарами. Примером такого «бизнес-проекта» является и доходный дом, который мы видим перед собой. Он возведен Иерусалимским подворьем неподалеку от собственной «штаб-квартиры» – храма Воскресения Словущего на Арбате (находящегося в Филипповском переулке).
Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья. Фотография 1900-1904 годов. Первоначальный эклектичный вид здания. И фото от 1950 года.
 
В 1905 году изначально четырехэтажный дом (этажность приведена без учета полуподвального этажа) был надстроен еще одним этажом и частично перестроен архитектором Георгием Павловичем Евлановым. В процессе перестройки фасады здания были переработаны в стиле модерн. Постройка была хорошо прорисована в целом, а ее детали свидетельствуют о таланте автора как декоратора.
Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья. Вход в здание и эркеры.
Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья. Лепной декор эркера.
 
Эркеры дома после перестройки приобрели характерную для этого модерновой стилистики волнообразность. Облицовка стен выполнена керамической плиткой, также в отделке использована абрамцевская «акварельная» керамика, создающая живописные переходы нежных перламутрово-голубых оттенков. О принадлежности к модерну говорят и другие декоративные элементы: изящные изгибы металлических решеток балконов, выразительность ковки арочных ворот, форма и обрамление центрального дверного проема, поддерживающие эркеры скульптурные кронштейны, лепнина с растительными мотивами в стиле Сецессион. Не совсем характерная для модерна стрельчатость окон пятого этажа, повторяющая формы оконных проемов четвертого, обусловлена желанием архитектора гармонично соединить надстройку и ее основание.
Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья. Фрагмент фасада: балкончики и стрельчатые окна.
Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья. Балкон на крыше эркера.
Доходный дом Иерусалимского Патриаршего подворья. Элементы скульптурного декора.
 
В 1930 году здание повторно надстраивалось еще на один этаж, и, к огромному сожалению, при этом был утрачен верхний силуэт здания.
 
В 2004 году в рамках строительства ЖК «Русский модерн» была проведена капитальная реконструкция здания бывшего доходного дома Иерусалимского Патриаршего подворья. От прежнего строения осталась только фасадная стена. Вся внутренняя часть здания была перестроена, был также надстроен еще один этаж и мансарда, укреплен фундамент, полуподвальный этаж переоборудован в паркинг, заменены все несущие конструкции, произведен монтаж современных инженерных систем и коммуникаций. Фасад дома после реконструкции сохранил знаменитую керамическую плитку-кабанчик, абрамцевскую цветную керамику и все декоративные элементы. Цоколь здания был отделан натуральным гранитом. На основании дореволюционных эскизов и имевшихся фотографий воссозданы рисунки переплетов окон, дверей и решеток балконных ограждений.
 
25. Большой Афанасьевский переулок, дом 32/9 - Доходный дом О.О. Вильнера (Н. Калиновского)
 
Доходный дом О.О. Вильнера.
 
Здание этого доходного дома возведено в 1905-1906 годах по проекту очень популярного в те времена архитектора Николая Ивановича Жерихова, по заказу домовладельца Осипа Осиповича Вильнера.
 
Н.И. Жерихов – признанный мастер эпохи модерна. Его авторству принадлежит 46 доходных домов в самых престижных районах Москвы. С некоторыми из них нам уже приходилось сталкиваться и в этих прогулках. Выходец из бедной крестьянской семьи, он не получил полноценного архитектурного образования, но это не помешало ему в период с 1902 по 1915 годы стать одним из самых востребованных архитекторов столицы. Большинство построенных им зданий до сих пор играют заметную роль в панорамах московских улиц. Среди них особенно выделяется несколько домов, построенных для домовладельцев О.О. Вильнера, Г.Е. Бройдо и П.П. Зайченко, отличающихся оригинальным керамическим и скульптурным декором. Путь становления Жерихова от простого «ученого рисовальщика» (вероятнее всего, Жерихов закончил Строгановское училище и получил именно такую квалификацию) до преуспевающего и модного архитектора практически не изучен. Имеются предположения, что его карьера связана с одним из его основных заказчиков – О.О. Вильнером, который был инженером-строителем и, скорее всего, самостоятельно возводил свои дома для их последующей перепродажи или сдачи в наем, т.е. фактически выступал и застройщиком, и домовладельцем. Вероятно, Жерихов состоял при конторе Вильнера штатным архитектором. Как бы там ни было, один из плодов сотрудничества архитектора Н.И. Жерихова и заказчика О.О. Вильнера – перед нами.
Доходный дом О.О. Вильнера. Эркеры.
Доходный дом О.О. Вильнера. Скульптурные кронштейны карниза с женскими маскаронами.
Доходный дом О.О. Вильнера. Лепной декор фронтона.
Доходный дом О.О. Вильнера. Рельефный фриз с русалками.
 
Этот доходный дом является отражением фирменного стиля Жерихова, предпочитавшего в декоре обилие лепнины и скульптурных форм. Структура здания рациональна и проста, а вот внешнее оформление, выполненное в стилистике декоративного модерна, весьма разнообразно. Расположение здания на перекрестке двух переулков акцентировано тремя широкими эркерами в три этажа высотой, которые архитектор разместил на углу дома. Карниз, сделанный с большим выносом над стенами, сообщает зданию монументальности, А его форма, следующая за контурами прямоугольных эркеров, зрительно делает силуэт дома уступчатым и графичным. Над эркерами – сложной формы аттики, над фасадом, протянувшимся вдоль Малого Афанасьевского переулка, - циркульный фронтон. Окна дома различны по форме и размерам, имеют темно-коричневые рамы.
Доходный дом О.О. Вильнера. Элементы лепного декора: панно с цветущими маками (вверху) и горельеф из маковых листьев, коробочек и завитков (внизу).
Доходный дом О.О. Вильнера. Маскарон, изображающий дремлющего лешего.
 
В декорировании фасадов использована керамическая облицовочная плитка-кабанчик: матовая серо-бежевая и глазурованная темно-зелено-синяя. Часть стен оштукатурена и рустована. Углы эркеров оформлены прямоугольными полуколоннами, гармонирующими по форме и стилю с карнизом. Карниз поддерживается двумя видами кронштейнов: основательными скульптурными, с женскими маскаронами, и более изящными коваными. Но главным украшением здания, безусловно, является лепнина. Особенно оригинален фриз с изображениями обнаженных русалок с развивающимися волосами, запечатленных на фоне морских раковин и неведомых растений. В оформлении фронтона над фасадом по Малому Афанасьевскому переулку использованы мужские маскароны, изображающие, вероятно, леших – лесных духов. Все прямо по Пушкину: «там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» Остальные лепные элементы имеют флористический рисунок. На больших панно между окнами второго и третьего этажа – россыпь цветущих маков, на панно поменьше – картуши, обрамленные листьями. Горельефы на стенах эркеров представляют собой комбинацию маковых листьев, цветов, их плодов-коробочек и причудливых завитков.
В 1996-1997 годах здание бывшего доходного дома О.О. Вильнера - Н. Калиновского было подвергнуто реконструкции. Работы выполнялись под руководством широко известного ныне архитектора Александра Рафаиловича Асадова. Фасад здания был сохранен в первозданном виде, его лишь немного подновили. Внутри здания были заменены перекрытия, восстановлены камины, в подвальной части устроен паркинг, все оборудовано для комфортного проживания в соответствии с тенденциями времени. Дом был надстроен на несколько этажей. Его крыша теперь имеет футуристически-сложную многоуровневую конструкцию. Сразу и не разберешь, сколько же там этажей. Кажется, их 4, т.е. 8 в сумме с существовавшими ранее. Кстати, именно подобного рода деконструктивистские надстройки и пристройки и снискали громкую славу А.Р. Асадову.
 
Доходный дом О.О. Вильнера. План реконструкции дома. Архитектурное бюро А.Р. Асадова.
 
Несмотря на экстравагантность, надстройка, к счастью, выполнена довольно корректно (насколько это вообще возможно в такого рода проекте). Ее основная часть не видна с большинства обзорных точек в переулках и потому не вступает в открытый конфликт с историческим зданием. Видимая же часть неплохо сочетается с внешним обликом жериховской постройки и отдельными декоративными элементами перекликается с ней, где-то дополняя, где-то подчеркивая, где-то заимствуя. (В схожей манере Асадов реконструировал и надстраивал дом №8 в Хлебном переулке). Например, весьма органично сосуществуют два карниза: графичный Жерихова и плавно перетекающий, как бы обрисовывающий его контуры, Асадова. Аттики приспособлены в качестве скульптурных балконных ограждений. Балконные кованые перила пятого этажа не противоречат ограждениям нижних балкончиков и кронштейнам, и «заочно», с некоторых ракурсов, выполняют функцию решеток парапета. Окна надстройки, хоть и панорамные, тоже различны по форме и остеклены аналогично окнам нижних этажей. Словом, все не так плохо, как могло бы быть в эпоху агрессивного градостроения Ю.М. Лужкова.
 
Сегодня реконструированный бывший доходный дом О.О. Вильнера – Н. Калиновского считается одним из лучших элитных жилых комплексов в районе Арбата.
 
26. И последний на сегодня адрес по улице Арбат, дом 23, строение 1 – Гостиница А.К. Ечкина
 
Гостиница А.К. Ечкина.
 
До 1901 года на месте ныне существующего дома находилось другое здание – небольшой особняк. В 1830-х годах им владел государственный деятель, историк и археограф Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский, автор фундаментального «Словаря достопамятных людей Русской земли» и других исторических и не только произведений. Кстати, Бантыш-Каменский консультировал по историческим вопросам А.С. Пушкина. И неоднократно приглашал поэта в гости. Тот, правда, так и не воспользовался ни одним приглашением – то ли не сложилось, то ли были личные мотивы.
 
В 1840-х в доме проживал с семейством Алексей Хомяков, философ, один из основоположников славянофильства. Хомяков много общался с Гоголем, и Николай Васильевич, в отличие от Пушкина, часто посещал особняк на Арбате, где во время своих визитов обсуждал с хозяином дома актуальные проблемы общества.
 
С 1879 по 1901 год особняком владел известный адвокат Владимир Михайлович Пржевальский. Он был одним из самых сильных и именитых юристов России того времени, имел обширную клиентуру, редкое крупное дело обходилось без его участия. Среди защищаемых им на суде были знаменитые «Червонные валеты», игуменья Митрофания и множество других маститых обвиняемых. В гостях у Владимира Михайловича бывали его не менее знаменитые братья: Евгений Михайлович – математик, автор «Пятизначных таблиц логарифмов» и других математических пособий, неоднократно переиздававшихся впоследствии, - и Николай Михайлович – отважный путешественник, ученый-натуралист, исследователь Средней Азии.
 
В 1901 году владение на Арбате, 23 выкупил предприниматель А.К. Ечкин, владелец торгово-промышленного товарищества «Ечкины» по изготовлению, продаже и сдаче в наем различных экипажей, бричек и повозок. Фирма была известная, преуспевающая, линейки и экипажи Ечкиных курсировали по всей Москве и «дачному» Подмосковью. Помимо руководства конторой, А.К. Ечкин подвизался еще и на рынке недвижимости – выступал в роли домовладельца нескольких зданий. Особняк на Арбате он приобрел под снос, а на его месте планировал построить многоэтажную гостиницу. Так и возникло здание, которое предстает перед нами сегодня.
 
Четырехэтажная гостиница А.К. Ечкина была построена в 1902 году по проекту архитектора Никиты Герасимовича Лазарева. Заказчик, желавший превзойти по богатству соседские дома, не скупился на финансирование и пожелал построить здание в модном тогда стиле модерн, с обилием эффектной лепнины и других элементов декора.
 
Н.Г. Лазарев был, как и многие зодчие той эпохи, и архитектором, и художником. Поэтому за выполнение пожеланий заказчика принялся с увлечением. При строительстве гостиницы в полную силу проявился его неординарный талант декоратора. Его авторская печать незримо присутствует не только в облике постройки в целом, но и в каждой ее отдельной детали. Лазарев самостоятельно прорабатывал каждый элемент: рисовал эскизы лестниц, перил, балконов, светильников, дверей, ручек и даже витражей окон и дверей. В оформлении здания он обращался к приемам и мотивам различных направлений модерна: французского, бельгийского Ар Нуво и венского сецессиона. И несмотря на некоторую компилятивность, облик здания получился удивительно гармоничным.
 
Здание расположено на участке не прямоугольной формы, поэтому его торцевые стены скошены с целью протяжения фасада вдоль всей длины лицевой части участка. Фасад симметричен, его пластика определена пилястрами, которые зрительно выделяют центр здания и боковые его части, трактуемые как ризалиты, а также равномерными «стежками» парных оконных проемов и балконами.
Гостиница А.К. Ечкина. Верхний и мансардный этажи. Круглые окна студий. Купол на крыше.
 
Проектируя четырехэтажное здание, Лазарев встроил в его чердак три мансардных помещения без удобств, предполагая их как студии для художников. В мансардах архитектор предусмотрел большие, пропускающие много света круглые окна, выходящие на улицу, а также отдельное окно, дающее верхний свет, столь важный в работе скульпторов и художников. Мысль добавить в проект мансарды-студии возникла не случайно. Дело в том, что по соседству с будущей гостиницей располагались классы популярной московской частной художественной школы, руководителем которой был Константин Юон, так что идея со студиями была вполне рациональной.
 
Наличие мансард в доме и необходимость создания дополнительного освещения в них обусловило появление на крыше здания большого металлического купола. Жаль, что его плохо видно с улицы. Он граненый, четырехугольный в основании, изящным изгибом сужается кверху и украшен кованой решеткой. Он как бы венчает центральную часть дома, выделенную пилястрами, и тем самым еще больше обособляет ее от остального объема здания.
Гостиница А.К. Ечкина. Оформление окон второго, третьего и четвертого этажей.
Гостиница А.К. Ечкина. Декор окон третьего этажа.
 
В облицовке стен использована матовая керамическая плитка-кабанчик палевого оттенка и болотно-зеленая майолика. Оконные проемы второго-четвертого этажей обрамлены наличниками. На каждом этаже – своя форма обрамлений. Окна второго и третьего этажей ризалитов композиционно объединены единым наличником. А проемы четвертых этажей, ведущие на маленькие балкончики, оформлены как эдикулы. Аналогично украшено и окно четвертого этажа в центре фасада. Главная лестница доходного дома, по традиции московского модерна, вынесена в лицевую часть здания и расположена по центру фасада. Она оформлена большим, в два этажа, арочным окном и еще одним, поменьше, отделенным от него красивым пластичным наличником.
Гостиница А.К. Ечкина. Центральная часть фасада: балкончик над входом в здание, пластичный наличник светового окна парадного входа, декоративные "стекающие" вниз консоли.
Гостиница А.К. Ечкина. Балкон третьего этажа бокового ризалита.
Гостиница А.К. Ечкина. Декор верхних этажей боковых ризалитов.
 
С точки зрения эстетики наибольший интерес вызывают, конечно же, лепные и металлические элементы декора. Оригинально выполнены капители пиляст – они представляют собой рокайльные картуши. Над ними – небольшие, тонко прорисованные панно с изображениями обнаженных женщин. Одни присели на корточки, другие – на колени. Еще выше – тонкие лепные веточки цветущего дерева. Цветочный орнамент имеют тимпаны наличников окон третьего этажа и подоконные панно на том же этаже. Все это – мотивы модерна. Многогранного, богатого и разнообразного. Очень по-модерновски выполнены и «стекающие» по стене консоли, на которые опираются пилястры центральной и ризалитных частей дома.
 
Невероятно красив и затейлив рисунок кованых решеток балконов. Изгибы его линий просто завораживают. Не менее интересен и изящный рисунок оконных переплетов второго этажа.
Гостиница А.К. Ечкина. Рельефные панно с изображениями обнаженных женщин.
Гостиница А.К. Ечкина. Элементы лепного декора: картуш на пилястре, тимпан наличника окна (вверху) и рельефное подоконное панно (внизу).
 
В 2008 году здание гостиницы А.К. Ечкина было реконструировано, была проведена научная реставрация и восстановление лепнины и росписи по историческим чертежам. К счастью, в отличие от многих перестроенных зданий начала XX века, бывшая гостиница сохранила свой первоначальный внешний вид. Сегодня в доме имеется 8 квартир и несколько нежилых помещений. Вот так она выглядела до реставрации.
 
История гостиницы А.К. Ечкина, как и история ее предшественника – снесенного особняка, - связана с именами многих известных личностей. В начале XX века в мансарде дома находилась мастерская выдающегося художника и скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова – «русского Родена». Во время восстания 1905 года он принимал деятельное участие в его событиях: сооружал вместе с революционерами баррикады на Арбате, в своей мастерской укрывал по ночам мятежников и, более того, позволял им хранить у себя оружие и гранаты. В те беспокойные дни он познакомился с революционеркой Коняевой Таней, ставшей впоследствии его женой.
 
В 1910 году Ечкин продал гостиницу, и ее новым владельцем стал Степан Борисович Веселовский – историк и археограф. Свое приобретение он оформил на супругу Елену Васильевну, дочь и наследницу французского ученого химика и предпринимателя Сифферлена, являвшегося акционером «Общества ситценабивной фабрики Гюнтер». Веселовские жили на четвертом этаже приобретенной ими гостиницы, в просторной квартире.
 
С 1920 по 1934 год в мансарде бывшей гостиницы Ечкина жил и работал известный живописец Павел Дмитриевич Корин. Именно здесь он начал писать свое грандиозное полотно «Русь уходящая». Мастерскую с ним делили его брат, живописец и реставратор Александр Дмитриевич, и дядя, художник и график Алексей Михайлович Корин. В обитель семейного художественного клана часто захаживал Максим Горький, оказывавший покровительство Кориным.

http://peshegrad.ru/articles/moskovskij-modern-3

https://www.booking.com/hotel/ru/d3-4ndud-n-d-nnnd3-4-dddegd...

https://pastvu.com/p/11649

https://www.liveinternet.ru/users/2384045/post424828212/

http://www.mosculture.ru/object/49633/

Картина дня

наверх