Жизнь - театр

462 подписчика

Последние комментарии

  • Alexandr Shishkan
    Настороженное отношение части поляков к СССР существовало ещё тогда, в книге есть очень интересный эпизод (глава 34),...Четыре танкиста и собака
  • Николай Берлизов
    Неплохой в целом материал.  Вот только интересно, почему из поста в пост об этом великолепном фильме гаденькая сентен...Четыре танкиста и собака
  • Татьяна Толстова
    🐕 Очаровательные у нас друзья!Лучший собачий фотограф 2019

Валентин Александрович Серов. 30 портретов и история их создания, ч.1

Валентин Серов (1865 – 1911) – ключевая фигура русского искусства рубежа XIX – XX веков.

Он принадлежит к числу тех немногих художников, которые всегда вызывали повышенный интерес. И этот интерес с годами не ослабевает. Его искусство, по словам Ильи Репина, «подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования».

Современники называли его «Львом Толстым русской живописи».

Серов был как бы естествоиспытателем в качестве художника, чья пытливость направлена на постижение сути, природы искусства и художественности.

По его словам, «Формулы натуры иные, чем формулы живописи, и только в формулах, присущих живописи, полная ее выразительность... И это... это только и есть искусство».

Григорий Александрович Серов, внук художника, архитектор:

«...персонажи, которых он изображал. В них ведь – вся Россия того времени. И конечно его личность. Я только недавно заметил, какой же он был революционер в живописи.». 2015г.

В.А. Серов: «У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь, каждую пору на теле. Это гадость». «У меня аппарат фо-то-гра-фический... Глаз дрянной! Да-с!».

Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932), поэт, художник:

«Люди, написанные Серовым, характерны, и жесты их характерны, но они беспокойны... Серов ищет выразительного и трудного жеста для своего портрета».

Одним из «выразительных и трудных»жестов, при композиционном многообразии, в портретах повторяется чрезвычайно многозначительный жест - рука на груди или возле груди, около сердца, причём житейские мотивировки его различны:

- Орлова играет ожерельем,

- Гликерия Федотова придерживает шаль,

- Шаляпин держится за лацкан фрака,

- Владимир Гиршман достает из нагрудного кармана часы и т.д.

Повторение подобного движения рук из картины в картину и создает ощущение «беспокойства», т.к. суть его –эмоциональный сплав:- инстинктивной защиты - рука тянется к груди, когда человек испытывает боль, тревогу, страх, смущение;

- утверждения ценности собственного «Я»;

- знак, концентрирующий внимание на личности (что особенно очевидно в графическом портрете Гиршман), стремление портретируемого «выразить себя», предъявить зрителю не только лицо, внешность, но и внутреннюю сущность;

- невербального диалога, человека, откликающегося на зов (портрет Горького), или признательного.

Столь же многозначительны в портретах Серова «молчащие» руки, лежащие на коленях или опущенные вниз,

- это отказ от диалога, нежелание комментировать собственную персону, варианты душевной открытости (Девушка, освещенная солнцем, портрет Михаила Морозова) или душевней пустоты (портрет Софьи Боткиной).

Серов В.А. (1865-1911) Девочка с персиками. 1887. Холст,масло.91×85. ГТГ

Картина художника Валентина Серова «Девочка с персиками» знакома даже тем людям, которые весьма далеки от искусства. Те люди, которые увлечены творчеством художника, осведомлены о том, что картина написана с 11 летней Веры Мамонтовой, дочери знаменитого промышленника и мецената, который являлся большим другом Валентина Александровича.

«Девочку с персиками» Серов написал, когда ему еще не исполнилось 22 года, а четверть века спустя, после смерти гениального художника, Грабарь издал монографический труд о нем, заявив, что и сам мастер до конца не осознавал огромной значимости своей работы не только для современников, но и для всех последующих поколений.

По мнению Грабаря, данному этюду удалось стать одним из наиболее значимых произведений искусства, которое отметило целый пласт великой культуры России. Уже спустя пару лет после трагической кончины художника сложно было найти настолько оригинальную модель, как девочка-подросток Вера Мамонтова, обладающая невыразимыми, чудесными и поистине русскими чертами лица.

Одного взгляда на знаменитую картину Серова для людей, более менее разбирающихся в искусстве, будет вполне достаточно для того, чтобы определить наверняка, что действие, описанное на картине, происходит в имении богатого помещика. Многие предметы, изображенные на картине, обладают особым символизмом.

К примеру, тарелка нарисована как дань тем пристрастиям, которыми был охвачен Савва Мамонтов, увлекавшийся прикладными и гончарными видами искусства.

Кленовые листья, в свою очередь, изображены потому, что художник начал работу над полотном в разгар лета, а закончил только в сентябре.

Помимо этого, кленовые осенние листья создают особый контраст в сравнении со спелыми персиками, напоминающий о быстротечности всего сущего и о том, что необходимо радоваться солнцу, как впрочем и всему вокруг происходящему.

В работе над данной картиной молодой Серов использовал некоторые приемы, позаимствованные им у импрессионистов, такие, к примеру, как свободная вибрация мазка.

С огромным профессионализмом мастеру удалось отобразить игру света и тени, однако наиболее существенным является то, что у него получилось посредством одного произведения поведать зрителю целую историю о чувствах и характере чистой и светлой девушки, дальнейшая судьба которой, впрочем, была весьма трагической...

Эта работа стала самой известной за всю творческую деятельность Серова, а мастер считается одним из лучших портретистов своей эпохи. На сегодняшний день картину можно увидеть, посетив Государственную Третьяковскую галерею.

Белла Ахмадулина

"Девочка с персиками"

Сияет сад, и девочка бежит,
ещё свежо июня новоселье.
Ей весело, её занятье - жить,
и всех любить, и быть любимой всеми.

Она, и впрямь, любима, как никто,
семьёй, друзьями, мрачным гимназистом,
и нянюшкой, воззревшейся в окно,
и знойным полднем, и оврагом мглистым.

Она кричит: "Я не хочу, Антон,
ни персиков, ни за столом сиденья!"
Художник говорит о том,
что творчество, как труд крестьян, -
вседенно.

Меж тем, он сам пристрастен к чехарде,
и сам хохочет, змея запуская.
Везде: в саду, в гостиной, в чердаке -
его усердной кисти мастерская.

А девочке смешно, что ревновал
угрюмый мальчик и молчал сурово.
Москву давно волнует Ренуар,
Абрамцево же влюблено в Серова.

Он - Валентин, но рекло он отверг
и слыл Антоном в своеволье детства.
Уж фейерверк, спех девочки - наверх:
снять розовое, в белое одеться.

И синий бант отринуть до утра,
она б его и вовсе потеряла,
он - надоел, но девочка - добра,
и надеванье банта повторяла.

Художника и девочки - кумир:
Лев золотой, Венеции возглавье.
Учитель Репин баловство корил,
пост соблюдая во трудах, во славе.

А я люблю, что ей суждён привет
модистки ловкой на мосту Кузнецком.
... Ей данный вкратце иссякает век.
Она осталась в полдне бесконечном.

Ещё сирень, уже произросло
жасминное удушье вкруг беседки.
Серьёзный взор скрывает озорство,
не сведущее в скуке и бессмертье.

Пусть будет там, где персики лежат,
пусть бант синеет, розовеет блуза.
Так Мамонтову Верочку мне жаль:
нет мочи ни всплакнуть, ни улыбнуться.

В ночь на 4 марта 1999 года Ахмадулина Б. Влечёт меня старинный слог. - М, 2004.- С. 517-518.

Серов В.А. (1865-1911) Автопортрет. 1883г. ГРМ

В. Брюсов писал: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».

Серов В.А. (1865-1911) Автопортрет.1880-е гг. Частное собрание

Серов В.А. (1865-1911) Портрет Саши Серова. 1897г. Темпера,бумага. Частное собрание

Серов В.А. (1865-1911) Портрет Сергея Павловича Дягилева (1872-1929). 1904г. ГРМ

Идея написать портрет Дягилева возникла у Серова летом 1904 года, когда он присутствовал при начале работы художника Л.С.Бакста над его известным «Портретом С.П. Дягилева с няней».

Осенью Серов начал писать Дягилева в Петербурге, в его квартире, где тогда помещалась редакция «Мира искусства», но вскоре охладел к работе и портрет остался незавершенным. Эта незаконченность и эскизность письма становятся приемом романтизации образа.

Дягилев Сергей Павлович (1872-1929), выдающийся деятель русской культуры, инициатор создания журнала, выставок и художественного объединения «Мир искусства», организатор русских музыкальных и балетных сезонов в Париже (с 1907).

Серов В.А. (1865-1911) «Портрет И.А.Морозова» 1910 г. Картон, темпера.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Серов В.А. (1865-1911) «Портрет С.М.Боткиной» 1899 г. Холст, масло. 189 x 139,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Серов Валентин Александрович (1865-1911) Портрет Иды Львовны Рубинштейн (1883-1960). 1910г. Холст, темпера, уголь. РМ

Современниками картина была принята весьма неоднозначно, и многие критики выдавали комментарии вроде «Тело стальное и худощавое, напоминает кузнечика. Обаяние девушки, изображенной на полотне, очень странное, красота граничит с уродством, а очарование является ядовитым».

Многие также называли портрет «Зеленой лягушкой» или «Грязным скелетом», однако сам автор был иного мнения о собственном творении.

Будучи реалистом, работая над картиной он нарочито придавал многим элементам чуть ли не карикатурные черты, не слишком присущие его стилю. Однако делал он это для того, чтобы максимально точно передать для следующих поколений образ женщины-бунтарки, оказавшей влияние на многие умы и перевернувшей с ног на голову устои и правила своей эпохи.

Ида Рубинштейн не имела балетного образования. Фокин, к которому она явилась с просьбой дать ей несколько балетных уроков, взялся сделать из нее балерину, так как увидел в ней прекрасный материал для балетов «la Бёрдсли» (англ. график Обри Бёрдсли был одним из кумиров эпохи модерна). Он нашел амплуа, тип ролей и образов на сцене, сделавших её легендой.

Это вечный парадокс актерства - актер отдает себя для чужих образов, и они срастаются с ним.

Но живой человек на этой парадоксальной грани между «сном искусства» и «театром жизни» оказывается беззащитным, «голым» - и это самая пронзительная нота портрета.

Очерк зеленой шали, опутывающей ноги танцовщицы, создавая ассоциацию - Клеопатра со змеей, как бы невзначай, вписывает тему смерти, последнего мгновенья, а взор балерины - это взор, посылаемый в мир человеком, который в следующий миг обречен превратиться в изваяние, взор в сторону почитателей, которые сделали её беззащитной, возвеличив в качестве эмблемы, кумира современного эстетства.

Редкий для Серова случай – художник был портретом не только доволен, но гордился им.

Серов В.А. (1865-1911) Портрет И. Ю. Грюнберг. 1910г. Бумага, акварель, белила, карандаш. 66 x 42 см.

Частное собрание.

Серов В.А. (1865-1911) Портрет вл.кн. Михаила Александровича в детстве (1878-1918)

Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века — в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина — этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти.

Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Император отметил: «Мишенька как живой». ...

Справка: вл.кн. Михаил Александрович (1878-1918)

Генерал-лейтенант, генерал-адъютант, генерал-инспектор кавалерии, член Гос.совета 1901–1917гг.

В 1912г. вступил в морганатический брак с Натальей Сергеевной, урож. Шереметьевской (1880-1952).

Сын: Георгий (1910-1931). (Её муж No1 1902-1905гг. (разв.): Сергей Иванович Мамонтов (1877-1938). Дочь: Наталья (1903-1967). Муж No2 (разв.): Владимир Владимирович Вульферт (1879-1937), поручик.)

После женитьбы был уволен со всех должностей и постов с запретом возвращения в Россию.

С начала Первой мировой войны, получив разрешение вернутьсяв Россию, возглавил Кавказскую туземную конную дивизию.

В марте 1917г. вслед за отречением императора Николая II от престола за себя и за цесаревича Алексея отказался от престола.

В 1918г. был выслан в Пермь и расстрелян

Серов В.А. (1865-1911) Портрет Николая II в тужурке. 1900г. ГТГ

(На царе повседневная форма лейб-гвардии Преображенского полка, которую Николай в обычное время и носил)

Портрет был предназначен в подарок императрице и находился в ее кабинете. В 1917 году был уничтожен ворвавшимися в Зимний дворец солдатами ...

Что же в таком случае мы видим? Видим вполне настоящее авторское повторение. Зачем Серов его написал?

Не исключено, что и сам был доволен своей работой, но при этом понимал, что «одолжить» его у императрицы для демонстрации на какой-нибудь выставке вряд ли станет возможным.

слова Художника Константина Алексеевича Коровина (1861-1939):

«Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность императора...».

Тогда, ещё в 1900-м , Валентин Серов определенно испытывал симпатию к своей высокопоставленной модели.
Работая над этим портретом, Серов заступился за Мамонтова (Савва Иванович находился под следствием), и император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест.

Серов попросил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал.

Серова подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, он явно пребывал во власти его обаяния. Этим и продиктована композиция картины. Предназначенная в подарок императрице, она начисто лишена бравурности и пафоса парадных портретов.

Николай II в повседневной военной форме, в его позе (к слову, моментально оживляющей в памяти знаменитую серовскую «Девочку с персиками») нет ни самолюбования, ни высокомерия, в глазах светится ум.

Известный искусствовед Абрам Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах». 

***

" С «Портретом Николая II в тужурке» связаны три происшествия, можно сказать, три исторических анекдота. Александра Федоровна, которая в юности училась живописи, нашла портрет неоконченным и стала показывать, где надо подправить; Серов молча протянул палитру императрице, государь рассмеялся, та покраснела вся, топнула ногой и удалилась. Царь побежал за нею, воротился; он не снизошел до упреков, он был очень воспитанный человек.
Серов забрал портрет, чтобы заключить в раму, и с ним забрел в помещение редакции журнала «Мир искусства», - в комнате с длинным столом никого не было; он развернул холст и навесил на спинку кресла, при этом руки царя, казалось, лежат на столе, и встал в сторонку; входит Бакст, видит царя за столом и ретируется в испуге; далее - Бенуа, Дягилев и другие члены редакции и гости, здесь были и Мережковские, - все выказали вполне себя при первой догадке: «Он?!»

В дни революции солдаты в Эрмитаже накинулись на изображение царя, проткнули глаза штыками, - холст, говорят, не подлежит реставрации. Удивительно, Серов сделал копию со своего портрета царя, возможно, опасаясь, что его подправят по желанию государыни, если не она сама, но иная судьба его ожидала. Таким образом, сохранилось авторское повторение «Портрета Николая II в тужурке», несомненно одного из шедевров Серова...."
Петр Киле "В.Серов"

Серов В.А. (1865-1911) Портрет кн.Зинаиды Николаевны Юсуповой

Серов В.А. (1865-1911) Портрет кн.Зинаиды Николаевны Юсуповой (1861-1939). 1902г. ГРМ

Богатейшая наследница древнего аристократического рода, княгиня, которую при дворе называли не иначе как «Сияние», Зинаида Николаевна Юсупова прославилась не только своей красотой и богатством, но и активной благотворительной деятельностью: на ее средства были построены школы, церкви и госпитали.

Александр Николаевич Бенуа (1879-1960) пишет :

«...в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты»

Серов В.А. (1865-1911) Портрет композитора П.И. Бларамберга 1888, 59×49 см

Серов В.А. (1865-1911) Портрет И.Е.Репина.1901г. Бумага, акварель, белила. 34,6 х 35 Государственный Русский музей Ильи Репина

В 1874 году в Париже Серов становится учеником Репина, тогда еще молодого художника, пансионера Академии художеств. Более десяти лет - в Париже, Москве, Абрамцеве, Петербурге - Репин вел систематические занятия с Серовым, выявляя его уникальную и богатую творческую личность и готовя к поступлению в Академию художеств.
Осенью 1880 года Серов поступил вольнослушателем в Академию. Репин рекомендовал его своему бывшему учителю, профессору П.П. Чистякову, в частной мастерской которого молодой художник получил гораздо больше, чем в академических классах. Помощь Репина не ограничивалась творческой сферой, и даже впоследствии, когда они расходились во взглядах на творческие проблемы, каждый из них оставался верен этой дружбе ученика и учителя.

Серов пишет своего учителя в стиле самого Репина: темпераментными, броскими, размашистыми мазками акварели.

Прищуренный взгляд,взлохмаченные длинные волосы, характерный жест руки, поднесенный к лицу-все выдает человека пылкого, увлекающегося. любящего поспорить. На этом портрете Серов изображает Репина слегка задумчивым, прекрасно передает его эмоциональное состояние, особенности нрава и темперамента.

Больше текста в тему не вмещается, поэтому продолжим завтра.

Популярное

))}
Loading...
наверх