На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...
  • ВераВерная
    Да, Светочка, помню, были темы.Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка.Гифки 81

Великие истории любви. Две женщины в жизни Репина

Вера Шевцова, которая в 18 лет вышла замуж за Илью Репина, была, по его же критериям, идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей – именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Однако через 15 лет их брак распался. Говорили, что Вера Репина превратилась из музы в бледную тень художника.Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И.Е. Этюд. В. А. Репина, лежащая в постели, 1872

Когда они впервые встретились, Вере было 9 лет, а Илье 19. Она была сестрой его приятеля, в доме которого молодой художник проводил достаточно много времени, и девочка охотно соглашалась ему позировать. А в 18 лет она стала его женой. По воспоминаниям современников, Вера была молчаливой, внимательной, серьезной и замкнутой, хотя и дружелюбной, участливой, к тому же благодарной слушательницей.

Искусствовед Александра Пистунова, рассказывая о портрете юной невесты Репина, написанном в 1869 году, отмечала, что девушка смотрит на художника так, будто ждёт приглашения на танец:

Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле.Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И.Е. Слева – Портрет Веры Репиной, 1878. Справа – Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869

Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки — сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков…». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл».

На следующий год после свадьбы и рождения ребенка Репины уехали за границу и провели там три года. За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Репин писал восторженные письма о своем счастье, Вера же никогда не любила писем, поэтому сравнить их впечатления от путешествий не представляется возможным. Впрочем, можно предположить, что Вера тоже чувствовала себя счастливой – у них родилось еще трое детей, и она все свое время посвящала их воспитанию.Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И.Е. Слева – Отдых (набросок), 1882. Справа – Отдых. Портрет жены художника, 1882

Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемСлева – И. Е. Репин. Справа – И. Репин в кругу семьи, 1883. В кресле – Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла – Вера Ильинична

Однако по возвращении в Россию Репины уже никому не казались идеальной парой. Илья Ефимович каждый вечер собирал гостей – писателей, ученых, художников, а его жена, обремененная домашними хлопотами, не любила этих собраний, не умела вести светских бесед, избегала шума и суеты. Биограф Репина С. Пророкова пишет: «Никто точно не скажет, когда в доме поселился раздор, но виноваты в нём были одинаково оба. Репин был человеком горячим и вспыльчивым, увлекающимся всем: искусством, людьми, природой, книгами. Он никогда не был примерным супругом и своими частыми увлечениями доставлял немало горя жене».

Разрыв отношений произошёл в 1887 году; при разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга:
"Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?"Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И.Е. Слева – Портрет сына художника, Юрия, 1882. Справа – Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве, 1874

Популярность Репина росла с каждым годом, и он не отказывал себе во флирте и романах со своими поклонницами. Одно время Репин был увлечен своей талантливой ученицей Верой Веревкиной, затем он влюбился в молодую художницу Званцеву и писал ей длинные страстные письма, такие же, какие когда-то адресовал жене. Как вспоминала позже дочь художника, атмосфера в их доме бывала настолько накалена, что «за обедом иногда тарелки летали».

По мере роста своей популярности Илья Ефимович все больше отдалялся от своей жены. До жены все чаще доходили слухи о его увлечениях другими женщинами, а она в это время уставала от домашних забот и постепенно стала превращаться из милой хозяйки блестящего художественного салона в блеклую тень художника. Но однако при этом, как пишет В.П.Зилоти, она все же старалась жить интересами своего мужа: "Вспоминаю, как-то раз, в Москве, мы с сестрой Сашей заехали к Репиным. Вера Алексеевна, сидя случайно со мной одной в столовой за столом, говорила мне, как она, после целого утомительного дня, уложив свою ватагу ребят, измученная, садится за этот стол помолчать и прийти в себя в тишине.
«И вот придет Илья, начнет рассказывать о своей работе в тот день над своими картинами - и усталость моя мгновенно исчезает. Ложусь спать счастливая, полная энергии на будущий день. Тогда я забываю и свое, надоевшее мне лицо, которое утром, когда я причесывалась, приводило меня, в зеркале, прямо в отчаяние своей некрасивостью».
А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника
!"
Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И.Е. Слева – Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884. Справа – Портрет Нади Репиной, 1881

Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И.Е. Слева – Девочка с букетом (Вера Репина), 1878. Справа – На меже. В.А. Репина с детьми идет по меже, 1879

Вера Веревкина полагала, что в этом семейном раздоре была виновна сама супруга, о которой она писала: «Мне было глубоко жаль его жену – блеклую, какими бывают растения и женщины, оставленные в тени. Но моя старая привязанность к виновнику этой тени брала верх».Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И.Е. Портрет молодой жены, сидящей на диване, 1881. Фрагмент

Однажды в письме одному из своих друзей, который недавно женился, художник написал: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе…». И хотя Вера Репина в полной мере соответствовала этому описанию, очень скоро она почувствовала себя ненужной и сама приняла решение уйти. Их брак продлился 15 лет. Все четверо детей после развода приняли сторону матери и долгое время конфликтовали с отцом.Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И.Е. Слева – Автопортрет, 1878. Справа – Портрет В.А. Репиной, жены художника, 1876

Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И. Е. Летний пейзаж. В. А. Репина на мосту в Абрамцево, 1879

Однако собственные частые увлечения прекрасным полом не мешали художнику ревновать свою жену. Однажды он не сдержался и выгнал из дому сына знаменитого художника Перова, у которого случился короткий роман с Верой Алексеевной. Правда, после этого случая многие знакомые изменили своё отношение к жене художника, причём, в худшую сторону.

Валентин Серов даже позволил себе резко охарактеризовать своё отношение к ней: «…нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения». Вероятно, подобные мнения складывались благодаря откровенным рассказам Ильи Ефимовича о непростых семейных отношениях – между супругами, между родителями и детьми.

Неспокойная жизнь в родном доме превратила художника в раздражительного, вспыльчивого человека, с неровным неподатливым характером. Репины то расходились, то соединялись вновь, окончательный разрыв произошёл после переезда художника в Куоккалу под Петербургом, а в 1919 году Вера Алексеевна умерла.

Многие знакомые Репина недоумевали: какие женщины на самом деле нравятся художнику? После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке».

Тем не менее Наталья отличалась оригинальностью мышления, говорила на шести языках, увлекалась фотографией, обожала быть в центре внимания, слыла уникальной женщиной и любила эпатировать публику – например, она была убежденной вегетарианкой и угощала гостей чуть ли не сеном. Возможно, именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке? Впрочем, и этот союз тоже со временем распался.Вера Репина: Не простые годы рядом с гениемРепин И.Е. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой, 1903

Они познакомились в 1900 году в Париже на Всемирной художественной выставке, где Репин был членом международного жюри. Возлюбленная была на девятнадцать лет моложе Ильи Ефимовича.

Не привлекательная, небогатая, умная, она обладала редким свойством внезапно превратиться в очаровательную женщину, наверное, такой её делали любовь и великодушие. Критичный В. Стасов так отзывался о завладевшей сердцем художника даме в письме к брату: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, - ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».

Наталья Нордман – адмиральская дочь, она происходила из обрусевшего шведского рода. В русской литературе известна под псевдонимом Наталья Северова, написавшая немало памфлетов, повестей, трактатов, романов, некоторые из которых публиковались с иллюстрациями Репина.

Литературные способности молодой жены поощрялись живописцем. Н. Нордман была замечательным фотографом, в ту пору для женщин это было редкое занятие. На многих её снимках художник запечатлён в разных видах. Она владела шестью языками настолько хорошо, что переводила Репину зарубежные газеты прямо с листа. Систематического образования Наталья Нордман не имела, о чём постоянно сокрушался великий Репин, признававший её гениальный ум.

Чтобы стать женой стареющего Репина, Наталья порвала со своей семьёй. В первый же год знакомства влюблённые вместе поселились в дачном посёлке Куоккала, а вскоре перебрались в имение Н. Нордман в Финляндии Пенаты. По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская, выходившая в парк.

Здесь создавались живописные полотна Репина, Наталья Борисовна писала свои книги, часто работали и другие художники. В мастерской собирались многочисленные друзья Репиных. Среди русской интеллигенции были популярны репинские «среды», особенно весело проходили они на Рождество.Наталья Нордман была своеобразной женщиной. Она сажала за общий стол прислугу, гостям предлагались блюда исключительно вегетарианской кухни, на столе стояли кушанья, приготовленные из сена, котлеты – из овощей. Гостям за столом не прислуживали, никто, кроме хозяина, не подавал им пальто. В доме повсюду висели плакаты: «Не ждите прислугу, её нет» или «Всё делайте сами» и прочие.

Спектакль разыгрывался только на людях, в жизни же все домашние дела выполняла прислуга. Среди завсегдатаев «странного» дома ходили шутки по поводу оригинальных блюд, создаваемых по воле Натальи Борисовны.

Направляясь к художнику, гости сначала заезжали к кому-нибудь обедать, ели досыта, приговаривая, что у Репина ничего кроме сена не получат. В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом. Н.Б.Нордман-Северова в мастерской мужа, И.Е. Репина

Общественная деятельность Натальи Нордман была суматошной. Она была охвачена поистине страстным стремлением заботиться о слабых, несчастных людях, считала своей семьёй практически чужих ей людей.

С молодых лет она вечно кому-нибудь помогала: сиротам, голодным курсисткам, безработным учительницам. Словно чувствуя в ней спасительницу, вокруг вращались те, кому требовалась помощь любого рода.

Восхищение знаменитого художника неординарной личностью собственной жены осталось во многих портретах Натальи Борисовны: читающей, пишущей за столом, сидящей за роялем…И.Е.Репин. Портрет писательницы Н.Б.Нордман-Северовой, жены художникаН.Б.Нордман-Северова

Они были выполнены рукой мастера, с теплом и любовью. Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный.Оба они были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому супруги часто просто утомляли друг друга. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами.

Однажды после очередной вспышки Нордман решила ненадолго уехать, чтобы прекратить ссору, но оказалось, что расставание получилось навсегда.

Первые признаки чахотки у неё появились ещё в 1905 году, женщина простудилась, исполняя танец босоножки на снегу. Очень скоро развился туберкулёз. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев повёз в Италию на лечение. Болезнь на время отступила, но позже вновь подошла вплотную и избавиться от её тесных объятий не удалось.

Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию.

Вот что по этому поводу сказал Корней Чуковский: “Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов - одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, - удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных…
От денег, которые послал ей Илья Ефимович, она отказалась. Мы, друзья Ильи Ефимовича, попытались было уверить ее, будто ей следует гонорар за первое издание репинской книги, вышедшей некогда под ее номинальной редакцией. Но она не приняла и этих денег. ”

Репин, по воспоминаниям современников, расставался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом. Опекаемая чужой семьёй, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года. Репин опоздал на похороны, пришёл позже на кладбище и в дорожный альбом зарисовал могилу женщины, с которой прожил 15 лет.

«Пусть ее проповедь была порой чересчур эксцентрична, казалась причудой, капризом — самая это страстность, безоглядность, готовность на всякие жертвы умиляла в ней и восхищала. И присмотревшись, вы видели в ее причудах много серьезного, здравого…
Ко всякой пропаганде был у нее огромный талант.… Ее проповедь кооперации положила в Куоккале начало кооперативной потребительной лавки; она основала библиотеку; она много хлопотала о школе; она устраивала народный театр; она помогала вегетарианским приютам — все с той же всепожирающей страстью. Все ее идеи были демократичны….
Когда мне в "Ниве" попалась ее повесть Беглянка, я был поражен неожиданным ее мастерством: такой энергичный рисунок, такие верные, смелые краски. В ее книге Интимные страницы есть много очаровательных мест о скульпторе Трубецком, о разных московских художниках. Помню, с каким восхищением слушали в Пенатах писатели (среди которых были очень большие) ее комедию Деточки . У нее был хваткий наблюдательный глаз, она владела мастерством диалога, и многие страницы ее книг — настоящие создания искусства.
Она могла бы благополучно писать том за томом, как и прочие дамы-писательницы.
Но ее тянуло к какому-то делу, к какой-то работе, где кроме издевательств и брани она не встретила до гроба ничего» .

*К. И. Чуковский

Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. После ранней кончины жены он прожил шестнадцать лет, окруженный друзьями, почитателями, к нему переехали дочери. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу.

Репин до конца своих лет нес груз обязанностей по содержанию не только взрослых детей, но и об их домочадцах, забота о внуках также была возложена на его плечи. Ради удовлетворения материальных запросов многочисленных членов семьи, художник отстранялся от своих больших художественных замыслов и вынужденно брал заказы на портреты.

Обе женщины принесли в дар великому художнику собственную судьбу, доброе имя и иные жертвы, чтобы он мог творить. Появились бы на свет репинские шедевры живописи, не будь рядом с ним тихой Веры Шевцовой и большой оригиналки Натальи Нордман?!

Картина дня

наверх