На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...
  • Светлана Митленко
    Жалко, но малолеток нашли, так же как и ангела у одного из них дома.Московские прогул...

Береза белая, подруга

В славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (семицкая береза) . Ученые предполагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева связано с развитием земледелия. Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, cпособное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени березку «кормили» в каждом доме. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

В других местах в этот день в селение вносили распустившуюся березy, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне как олицетворение юности, весны. Или ее как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза - символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала. Н.Фомин Берёза

Славяне и березу иногда считали главным, мировым древом, опорою всей земли, о чем говорится в старинном заговоре: «На море на Океане, на острове Буяне, стоит белая береза вниз ветвями, вверх кореньями...» Чтили в сем дереве и женского духа Березу, покровительницу юных дев.

Наши предки – славяне верили, что с помощью березового веника можно изгнать в бане нечисть с человека. Но, следует отметить, что и ведьмы в славянских легендах тоже летали на березовых метлах. Оказывается, данная древесина многогранна и не всегда служит добрым силам. Магические свойства березы давно известны нашим предкам. Она имела особое религиозное значение не только у славян, но и у других народов мира.

Мистические свойства березы

Данную древесину всегда уважали в тех местностях, где она росла. Это вполне логично, так как из нее производили множество полезных предметов быта: одежду, дома, веники для бани. Кроме того, на бересте писали, она служила розжигом для костра. При горении береза выделяет особое вещество – деготь. Его широко применяли древние славяне и продолжают использовать современные люди.

Скандинавы ассоциировали березу с богиней Нертус, которая представляла собой Матерь-Землю. Жители Швеции по сей день в конце апреля-месяца устраивают торжества в честь вышесказанной древесины. Кельты сравнивали светлую кору березы с Солнцем. Когда они хоронили человека, ему на голову надевали специальную шапочку, изготовленную из бересты, которая успокаивала душу усопшего.

Азиаты производили из березы центральную опору своих шатров, поэтому считали данную древесину символом бесконечной жизни. Манси и ханты верили, что богиня Калташ своим основным символом называла золотую березу с серебряными ветвями. С двумя березками в руках явилась людям богиня тюрков Умайя.

Народы Севера всегда считали березу шаманской древесиной. Она якобы служила соединительным элементом между землей и небом. Шаман делал на стволе березы отметки, изготавливая ступени, ведущие к высшим или божественным мирам. Самая известная священная береза росла на возвышенности возле речки Вымь. Возле нее стояло огромное капище, куда различные народы приходили молиться, совершать разнотипные обряды, просить помощи у высших сил.Мистические свойства и религиозное значение березы у славян и других народов мира В 1379 году вышеописанное священное дерево срубили и сожгли православные миссионеры, которыми руководил Стефан Пермский (изначально Степан Храп). На месте святыни язычников он соорудил церковь «в честь Архангела Михаила». Постепенно возле храма образовался городок и первый в Коми монастырь для мужчин.

Неоднозначное отношение к березке – в чем оно заключалось

К священной древесине относились неоднозначно, хоть и уважали ее. У березы имелось два основных значения. Ее считали символом невинности и чистоты. Одновременно и этим она служила вместилищем и хранилищем для злых духов. Также березу очень любили русалки, которые постоянно ночами сидели возле нее либо на ее ветвях.

На ветвях березы проводились шабаши ведьм и прочей нечисти. Ведьмы изготавливали из нее метлы. Они могли летать не только на классических метлах, но и на ступах и даже обычных березовых палках.

В некоторых славянских легендах говорилось, что черти могут подарить человеку прекрасных белых лошадей (взамен на душу, конечно же), которые на утро превращались в кривые ветки березы. Подаренный нечистью хлеб наутро становился берестой. Таким образом, можно предположить, что березу использовали не только в хороших целях, но и для совершения злодеяний.Мистические свойства и религиозное значение березы у славян и других народов мира Жители северной России старались не сооружать дома в березовых рощах, так как верили, что в ветках этих прекрасных растений обитают души умерших. Ночью они спускаются на землю и губят прохожих.

В полесских селах перед похоронами умершую женщину накрывали веточками березы, а мужчину – тополиными ветками. В Костромском крае верили, что умирающие молодые девушки или девочки превращаются в березки. В Белоруссии умерших представительниц прекрасного пола тоже считали березками, а мужчин - «зялеными кусточками». На Троицу дома украшали березовыми прутиками, которые должны были утешать и развлекать души умерших родных.

Следует отметить, что наши предки ко всему относились неоднозначно. Именно это делает их религию особенной, эксклюзивной и очень интересной. С березой связаны различные поверья: добрые, злые, безобидные и пугающие. Именно о них речь пойдет дальше.

Поверья, связанные с березками

Самым известным праздником, обязательным атрибутом которого являлась вышеописанная древесина, принято считать славянский «Семик». В современном мире его тоже празднуют, но именуют иначе – «Зеленые святки» или «Русалочья неделя». Данный праздник припадает на начало июня, когда лето окончательно побеждает весну.

По сей день считается, что на протяжении всей «Русалочьей недели» русалки выходят из своих домов-водоемов и собираются большими группами в лесах, на полянках, в березовых рощах. Там они водят хороводы, поют песни, развлекаются. Иногда, если повезет, они заманивают молодцев к себе на праздник, но, к сожалению, парни потом от них не возвращаются. Поэтому считается, что в «Русалочью неделю» парням нельзя купаться в водоемах.Мистические свойства и религиозное значение березы у славян и других народов мира Картина Константина Васильева "Русалка".
А разве не с ветвей дерева - как правило, березы, - спускаются русалки в Троицыну неделю? Русалки - души умерших от несчастной любви девушек, не с помощью ли березы они являются из царства мертвых?

Этот праздник славяне отмечали по определенным правилам. Начинался он в четверг. Утром все жители деревни собирались вместе и отправлялись на кладбище для того, чтобы украсить веточками березы могилы родных и друзей. После этого люди расходились по домам и устраивали семейные обеды. К вечеру все снова собирались и устраивали массовые гуляния, которые не прекращались всю неделю. Главным обрядом праздника являлось изготовление венков из березовых тонких веточек. Венки плели только девушки и женщины, так как этот обряд был связан с Матерью-Землей (женщиной). Мужчинам запрещали даже наблюдать за тем, как прекрасные девицы занимаются своеобразным рукоделием. Считалось, что взгляд мужчины мог забрать у венка магические свойства. Также в обряде не имели права участвовать рожавшие женщины.Мистические свойства и религиозное значение березы у славян и других народов мира К слову, выражение «заломати березу» пошло именно от вышеописанной традиции. Девушки отправлялись плести венки в березовую рощу либо лес. Чтобы задобрить русалок, которые могли находиться на березе, выбранной для плетения, они украшали ее бусами, лентами и прочими девичьими штучками. Во время украшения березы девушки старались сесть в ее тень. Та, которой удавалось сделать это первой, в следующем году должна была выйти замуж. После украшения березки девушки стелили скатерть под ней и трапезничали. В меню обязательно присутствовали: квас, пирожки, творожок, пиво, яйца. Только после этого можно было приступать к обрядам. Сначала девушкам предстояло поводить хороводы. Для этого они свивали три пары березок «воротами», после чего ходили под ними гуськом. Таким образом, девушки пытались установить контакт с русалками, которые, в свою очередь, могли раскрыть им будущее и нагадать женихов.Мистические свойства и религиозное значение березы у славян и других народов мира Потом уставшие натанцевавшиеся красавицы плели венки, о которых говорилось выше. С их помощью можно было нагадать себе суженого или судьбу. Венки опускались в речку или озеро, после чего за ними наблюдали. Если березовый венок доплывал до берега, изготовившая его должна была в скором времени выйти замуж. Если тонул, то это предвещало скорую смерть.

Вечером к девицам присоединялись парни. Они рубили молодые березки или ветки, наряжали их в платья, надевали им на «голову» украшения и называли «девичьей красой». Также такие березки именовались «кумой», «гостейкой», «семиком», «бабой», «красотой». Святки заканчивались проводами русалок. Когда «волшебная неделя» завершалась, украшения с берез люди убирали, венки распускали, создавали чучело русалки, с которым потом носились по селу, после чего отправляли его в лес и сжигали.

Подобные народные массовые праздники остались в далеком прошлом. Несмотря на это, мы продолжаем восхищаться красотой березы, без которой не может обойтись русский классический пейзаж.Мистические свойства и религиозное значение березы у славян и других народов мира

На самом деле невозможно представить Россию без березы. Так же как невозможно представить Россию без женской красоты.
Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Олег Шестинский

Не случайно береза — один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза - символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой пушистой, веселой,
часто это юная девушка в зеленой косынке, всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.

Невеста в последний вечер перед свадьбой, собрав девишник, причитала:
Погляжу я, красна девица,
Погляжу на свою красоту —
Вкруг чего она обвилася:
Вкруг осинушки ли горькия,
Вкруг березоньки ли белыя,
Аль вкруг яблоньки кудрявыя?
Если ты обвилась, красота,
Вкруг осинушки-то горькия, —
мне житье-то будет горькое
мне замужье, красной девице,
нехорошее, печальное.
Если ты обвилась, красота,

Вкруг березоньки-то белыя —
мне житье-то будет ровное,
Житье будет долговечное.

из песен и стихов о березе можно составить большой поэтический сборник, начиная с древнейших авторов.

Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.

Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку.. .

Как светло-то на просторе.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит.. .

Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую.. .
Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.
На краю села.
На обрыве-то, над кручей,
Как же ты мила!

А весною.. . Боже правый!
Красивее нет!
Молодых листочков нежен,
Изумруден цвет!

Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!

"Печальная берёза... "

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Если почитать разнообразные стихотворения про берёзу, то мы будем видеть, что ей добавляют качества человека. Олицетворяют её! Но ведь дейтсвительно - берёза столь красива, мила, женственна - вот её и сравнивают с девушкой!! ! Молодой, красивой, милой, прекрасной!!!

Помните у Есенина: ...И утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую обнимал березку...

***
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.

Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.

На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
С. Есенин

НЕ КЛОНИСЬ, БЕРЕЗА.. .

Не клонись, берёза, долу.
Не рыдай над родником.. .
К изумрудному подолу
Подойду я босиком.

Ах, берёза, белоствольна.
Ветви клонятся к земле.
То поникнут, вдруг, безвольно,
То потянулся ко мне.. !

Ствол могуч и ввысь уходит
Чёрно-белою стрелой.
Сразу на тоску наводит
Гул ветвей над головой.

Сумрак стелется туманно.
Холодок струит к ногам.
Пятна, трепетно и странно,
Светятся то тут; то там, .

Грустно здесь, душе приятно.
Песню звонкий соловей
Вдруг заводит громко, внятно,
Ах, для любушки своей!

И берёза, наклонившись,
В грёзах слушает певца.. .
Ухожу я, вытирая
Слёзы с мокрого лица!

1998 г. Татьяна Герасимова

Хотела уже закончить... но вот еще интересный материал.

В столице Мордовии в посадках около медсанчасти "Резинотехника" на одной из берез проявился лик Богоматери. Примечательно, что дерево растет напротив окон молельной комнаты, расположенной в больнице.
Первыми это заметили сотрудники и пациенты лечебного учреждения. Береза стала местом паломничества горожан. Некоторые даже рассмотрели на дереве маленьких ангелочков.
Остается только предполагать, что это – чудо природы или, действительно, вмешались высшие силы. В любом случае, люди рассматривают это как добрый знак.
Когда именно на дереве появился лик неизвестно, но обнаружили его 31 августа 2016 года. Сейчас пациенты пытаются угадать, что же стало причиной такого необычного явления.
«Может быть это природные процессы, которые протекают в дереве. Но то факт, что лик проявился напротив молебной комнаты, заставляет задуматься», - комментирует пациентка больницы.
А возможно это чудо, посланное свыше.
Стоит отметить, что многие горожане заинтересовались необычным явлением и приходят посмотреть на лик Богоматери.

2.

3.

Картина дня

наверх