Как снимали "Тот самый Мюнхгаузен "

1 января 1980 года празднующие Новый год советские граждане впервые увидели на телеэкранах один из лучших фильмов Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». В тонкой, лирической комедии со свойственными захаровскому кино парадоксальными диалогами блистала целая россыпь звезд: Леонид Броневой, Олег Янковский, Инна Чурикова, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Семен Фарада, Игорь Кваша.
Это грустная и трогательная история об «Икаре и мудрецах», о «неправильном» человеке, который никак не может жить «как все» и пытается заставить Землю вращаться в другую сторону – кажется, еще чуть-чуть, и ему бы это удалось.

Вначале было слово

Точнее, сначала была пьеса Григория Горина, созданная благодаря Владимиру Зельдину, мечтавшему сыграть Мюнхгаузена. Горин был в моде, в то время с большим успехом шли его спектакли «Забыть Герострата!» в Ленинградском театре имени Комиссаржевской и «Тиль» в нынешнем Ленкоме. И вот драматург написал пьесу, основанную на сюжетах приключений легендарного барона из «Лживых или вымышленных историй» Рудольфа Эриха Распе. Называлась она «Самый правдивый».
«Тот самый Мюнхгаузен» начался для меня с замечательной пьесы Григория Горина, когда я увидел премьерный спектакль по ней в Театре Советской Армии. Мюнхгаузен – мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали», – рассказывал Захаров.

Как снимали фильм

Изначально Захаров думал отдать эту роль Андрею Миронову, игравшему в его «Двенадцати стульях» и «Обыкновенном чуде». Миронов оказался занят, и режиссер остановился на кандидатуре Олега Янковского, с которым тоже работал уже не первый раз. Кроме Захарова мало кто поверил в этот выбор с самого начала. Дело в том, что у Янковского сложилось свое актерское амплуа, и совсем не комедийное – он играл суровых, жестких, бескомпромиссных людей, а тут – фантазер и сказочник. К тому же, если театральному «Мюнхгаузену» Владимиру Зельдину на момент постановки спектакля было около 60 лет, что соответствует литературному источнику, то Янковскому было 35. Однако режиссер отстоял перед худсоветом его кандидатуру, и актер доказал многогранность своего таланта.Фотопроба Олега Янковского
«Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей – волжские характеры, выдающие его происхождение, – в последствии говорил Горин. – Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»

Сам Янковский называл эту роль одной из самых любимых: «Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы».

Хиппующая фрау Марта

В фильме совсем мало женских персонажей. По сути они ограничиваются возлюбленной Мюнхгаузена Мартой, роль которой досталась Елене Кореневой, и его формальной женой Якобиной Мюнхгаузен, которую блестяще сыграла Инна Чурикова. Сложись все немного иначе, Мартой, скорее всего, стала бы Татьяна Догилева, именно ее хотел снимать Захаров. Но худсовет отклонил кандидатуру Татьяны Анатольевны. Помимо Догилевой, на эту роль претендовали Ирина Мазуркевич, Галина Золотарева, Елена Коренева. Актрису выбрали по фото, притом что Коренева в то время носила стрижку «под мальчика».
«Я тогда хипповала, носила стрижку «ежиком», и мой внешний облик абсолютно не соответствовал моей героине. Гримерам пришлось изрядно потрудиться», – вспоминала актриса.
Для Кореневой это была уже не первая заметная роль. Еще на втором курсе института она сыграла главную роль в картине «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского. Тогда у молодой актрисы и режиссера случился роман, который продлился несколько лет.
Актриса Инна Чурикова позже вспоминала про съемки, что «за границей для нас все было в новинку — я тогда первый раз попробовала йогурт». Съемки «Мюнхгаузена» в основном проходили в Германии, Инна Чурикова появлялась наездами, и большую часть времени Коренева проводила в мужском коллективе, испытывая на себе полушутливый натиск мужчин, то предлагающих руку и сердце, как было с Ярмольником (хотя потом он утверждал, что брал актрису на "слабо"), то уговаривающих на дерзкие розыгрыши. Годы спустя Ярмольник будет говорить: «Я думаю, что отчасти я попал в картину, потому что подходил по своей дури». Атмосфера на площадке была теплой и дружеской, шутки и розыгрыши между актерами не прекращались, и заводилой, как правило, был Абдулов. Это приподнятое бурлескное настроение сохранилось и в фильме.
«Когда шутки с пивом и эксперименты с немецким языком исчерпали себя, наступила пора маеты романтическо-сексуального свойства», – писала актриса.
Иногда к ухаживаниям подключался Янковский. Говорят, что как-то раз он подошел к молодой актрисе и томным голосом начал: «Смогу ли я когда-нибудь гордиться, что имел честь притронуться... испытать... прочувствовать...».

«Когда шутки с пивом и эксперименты с немецким языком исчерпали себя, наступила пора маеты романтическо-сексуального свойства,  рассказывала она в своих мемуарах. — Пару раз я была схвачена возбужденными юношами в коридоре гостиницы, доставлена на руках в номер к главному герою и брошена на кровать как пленница, но, кроме хохота и щекотки, ничего не случилось».Не до шуток Захарову стало в тот момент, когда на съемки из капиталистического Гамбурга приехал близкий друг Кореневой, эмигрировавший из СССР, и они провели вместе пару дней. За актерами за границей непременно присматривали люди из КГБ, и случись что — режиссеру бы не поздоровилось.

Сама Коренева вспоминала: «Он предложил мне: «Давай сбежим! Посадим тебя в машину и махнем через границу». Я задумалась: «А кино как же? Надо досняться». Тогда задумался он: «Да, нехорошо ребят подводить. А то бы махнули в Голливуд, вставили бы зубы с бриллиантовой крошкой… но картину бросать нельзя».
Режиссеру между тем приходилось иметь дело не только со своими актерами, но и с немецкой массовкой. «Они люди исполнительные, слушались. Но их было так много, что в какой-то момент я понял, что теряю контакт и переводчик бессилен мне помочь. И неожиданно для себя гаркнул что-то типа «хальт, этеншен!» От крика в таком гнусном тембре на площадке все мгновенно организовались».

Старинный город, в котором разворачивается действие фильма, вовсе не бутафорский. Вообще-то барон Мюнхгаузен жил в городе Боденвердер под Ганновером, но он находился на территории ФРГ, поэтому организовать съемки проще было в социалистической ГДР. Большая часть картины снималась в старинном городе Вернигероде, почти не пострадавшем в годы Второй мировой войны. На его улицах сохранились старая ратуша, замок и старинные фахверковые дома. В массовку привлекали местных актеров. Однажды Абдулов решил помериться силами с немецким каскадером – на пальцах.
«Вдруг слышу хруст, смотрю, палец Абдулова как-то неестественно вывернут, – описывал «турнир» актер Владимир Долинский, сыгравший пастора. – Я ему говорю: «Кажется, он тебе его сломал. Не кажется, а точно», – отвечает Абдулов. Как потом ругался Захаров! Александру наложили незаметный гипс, с ним он продолжил съемки. Но на этом его приключения не закончились. Прямо на съемках Абдулов еще и палец на ноге умудрился сломать». На самом деле палец на руке актер все-таки не сломал, а вывихнул.
«Абдулов – очень азартный человек и уговаривал меня разрешить ему прыгнуть с четырехметрового забора без дублера. Второй режиссер – человек более опытный – сказал, что нужно сделать специальную яму, смягчающую удар о землю, еще что-то. Я отнесся к этому легкомысленно. В результате Александр Гаврилович сиганул и повредил себе ногу. Я очень сожалел, что уступил ему. Был еще один эпизод, сопряженный с риском для Янковского, когда его герой лезет по веревочной лестнице. Я сам сначала попробовал, ступеньки из-под ног уходят, страшно. Но Янковский без дублера и страховки поднялся на приличную высоту», – вспоминал уже сам Захаров.

Олень безрогий и другие звери

Один из самых запоминающихся моментов приключений барона Мюнхгаузена – история про оленя с цветущим вишневым деревом вместо рогов. Когда съемки дошли до эпизода с оленем, выяснилось, что настал сезон, когда эти животные уже сбросили свои рога, поэтому бутафорию крепить просто не к чему. Вот тут команде пришлось поломать голову.
«Пробовали снимать чучело, но у него были пустые глаза. Тогда прибегли к комбинированной съемке. На зообазе студии «Центрнаучфильм» нашли марала, которого можно было выдать за оленя, задекорировали решетку вольера под лес, положили дерн. Выпустили марала, а он вместо того, чтобы пройти перед камерой, начал кататься по земле. Тогда мы решили попробовать приманить марала лакомством. Сработало», – рассказывал оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович.
Но это было еще полдела. На биостанции МГУ достали ствол вишни, к которому прикрепили искусственные цветы. Затем балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем.
Комбинированная съемка использована и в сцене проезда Марты и баронессы Якобины в карете. "Снимали этот эпизод в павильоне "Мосфильма", и в окно кареты нужно было поместить городской немецкий пейзаж, – рассказывает Всеволод Якубович. – Оказалось, что кадры, снятые в Германии, не подходят: камера была поставлена на высокий штатив, и окна кареты оказались на уровне второго этажа. Пришлось сильно увеличить изображение и использовать только нижнюю часть кадра"

Еще одна техническая сложность возникла в эпизоде, когда слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак. Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. «По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры, а чтобы они летели в другую сторону – ни одного, – отмечал Якубович. – Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».
«Тот самый Мюнхгаузен» почти не пострадал от цензуры — из него перед премьерным показом вырезали всего две сцены. В сцене с охотником, которому все говорили, что учатся по его книгам, усмотрели намёк на «Малую землю» Леонида Брежнева. Книга недавно вышла в печать и была внесена в школьную программу. Вторая правка касалась «Песенки пастушки» в исполнении Любови Полищук. Актриса тогда была в опале на телевидении и фрагмент с её участием вырезали. "Режиссер Марк Захаров поставил передо мной задачу написать слова к песне о Мюнхгаузене, которую должна будет петь героиня Любови Полищук, – рассказывает поэт Юрий Энтин. – Записала ее Жанна Рождественская. Когда фильм выходил на экран, я сел у телевизора в надежде услышать свою песню, смотрю первую серию, вторую – песни нет, хотя в титрах указана моя фамилия. Потом выяснилось, что песню запретили из-за Полищук, которая в то время по каким-то причинам была в опале на телевидении. Я смирился, не стал включать «Того самого Мюнхгаузена» в свою фильмографию, но через несколько лет песню вернули в фильм"
Пела за Полищук певица Жанна Рожденственская. Позже «Песенку пастушки» вернули на место.

 
Сам режиссер считает, что обязан таким везением тому, что сдавался фильм в преддверии Нового года, и у принимавших картину чиновников от кино было уже предпраздничное настроение, вследствие чего они не так придирчиво отнеслись к его новому творению.
Еще одна правка случилась гораздо позже. В 1990-е годы была вырезана часть диалога Мюнхгаузена и пастора из первой серии. Диалог звучал так:
— Я читал вашу книжку… Что за чушь вы там насочиняли, барон?!
— Я читал вашу — она не лучше.
— Какую?
— Библию.

В новой версии диалог заканчивается на фразе Мюнхгаузена: «Вы, служитель церкви, предлагаете мне жить во лжи?» — после чего пастор уезжает.
Знаменитая фраза барона Мюнхгаузена: «Умное лицо ещё не признак ума…» — в сценарии звучала как «Серьёзное лицо ещё не признак ума…» Олег Янковский случайно оговорился, но новый вариант очень понравился Марку Захарову. Он оставил его в фильме, несмотря на протесты сценариста Григория Горина.
 Марк Захаров всегда был одним из немногих отечественных режиссеров, кто относился к телефильмам не как к халтуре между нетленками для большого экрана, но как к особому искусству. Для них он изобрел собственный метод съемок: чтобы создать нужное настроение в кадре, постановщик включал на площадке музыкальную фонограмму.

Пусть черновой звук и не входил в финальный монтаж, но это все равно давало удивительный эффект. И зритель отвечал ему искренней любовью: все телепроекты Захарова вошли в золотой фонд советского кино, и притча про барона-фантазера, который никогда не врал, — конечно, среди них.

В подцензурном советском кино было принято говорить об актуальных событиях эзоповым языком, и, глядя на бюрократов и филистеров, окружавших барона, зрители сразу же считывали каждый полунамек как отсылку к своему собственному бытию. Захарову удалось сохранить легкую, радостную, ироничную интонацию, даже когда речь шла о событиях весьма трагических.

С первого же показа по телевидению фильм стал пользоваться большой популярностью, и сейчас, по прошествии уже более тридцати лет со дня премьеры, он, приобретя статус культовой картины, остается любимым огромным количеством зрителей.Поразительно, но любовь к картине не угасает, несмотря на то что времена уже не те, и страна не та… Наверное, потому, что прошло 40 лет, а люди все те же, и мы по-прежнему слишком редко улыбаемся.

Немного цитат (выбрать - крайне сложно, согласитесь!):
" ―Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
―Обязательно. Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать. "
" ― Может быть, тебе не стоило начинать с Софокла? И с уткой в этот раз ты тоже перемудрил.
―Хотелось его развеселить. Мне сказали: умный человек.
―Ну мало ли что про человека болтают. "
" ―Нет оснований? Человек разрушил семью, выгнал на улицу жену с ребенком.
―Каким ребенком? Я офицер!
―Выгнал жену с офицером. "
"―Неужели нельзя арестовать одного единственного человека? Конь устал!
―Все в порядке, Ваше Высочество. Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту. Просил передать, чтоб не расходились."
" ―О чем это она?
―Барона кроет.
―И что говорит?
―Ясно что, подлец, говорит. Псих ненормальный, врун несчастный.
―И чего хочет?
―Ясно чего, чтоб не бросал.
―Логично. "
"― Все шутите?
―Давно бросил. Врачи запрещают.
―С каких это пор вы стали ходить по врачам?
―Сразу после смерти. "

Рассказы о животных 18

Слониха рыла яму 11 часов: узнав зачем у людей не было слов

Большие и неуклюжие на первый взгляд слоны — это одни из самых умных животных, живущих на планете. Этим животным не чуждо чувство любви, ответственности за своего детеныша, преданности и верности.Расскажу историю необычной верности и преданности большой мамы-слонихи к своему детенышу, попавшему в беду.

Эта история произошла недалеко от небольшого индийского селения. Слониха вместе со своим детенышем путешествовала по известным только им маршрутам.

Казалось, что ничего не предвещало беды. Но неожиданно, наступив на нетвердое место, маленький слоненок провалился в старый заброшенный колодец и застрял в глубокой яме, полной вязкой, мокрой грязи.

Выбраться самостоятельно детеныш не мог. Мокрая вязкая трясина затягивала его все глубже и глубже.Находчивая мамаша не оставила своего детеныша в беде, она стала вытаскивать его, как только могла. Слониха всячески старалась подобраться поближе к слоненку, чтобы ухватить его за хобот и помочь выбраться из грязи на твердую поверхность земли. Но под тяжестью ее огромного тела, края ямы обваливались еще сильнее, детеныш погружался на еще большую глубину, положение становилось катастрофическим, жизни детеныша угрожала опасность.Слониха боролась за жизнь своего малыша больше 11 часов, пока люди не обратили внимания на эту трагедию. Но как помочь огромной, обезумевшей от горя матери и ее ослабленному неравной борьбой детенышу? Слониха не отходила от ямы ни на минуту и не подпускала к ней спасателей.

Тогда люди пошли на хитрость. Они перегородили проход к колодцу банановыми деревьями и слонихе пришлось отойти в сторону. Спасатели быстро прорыли небольшой проход к старому колодцу. Теперь самоотверженная мамаша смогла по нему беспрепятственно подойти к трясине и вытащить своего многострадального, и уже ослабевшего малыша на волю.Благодаря помощи людей и героизму слонихи-мамы, история закончилась благополучно, все остались живы и здоровы. Семейство радостно продолжило свой путь, поблагодарив своих спасителей победным кличем.Хорошо, что на свете есть неравнодушные люди, готовые прийти на помощь всякому, попавшему в беду.

Она спасла нас от голодной смерти.

В середине 1960-х годов в Ленинграде в районе Парголово сносили деревянные дома, освобождали место для нового жилого строительства. Во дворе расселённого дома рабочие обнаружили удивительный объект — могилку, над которой возвышался обелиск с прикреплённой фотографией. С фотографии смотрел пёс с большими умными глазами — помесь «двортерьера» с гончей. Подпись гласила: «Дорогому другу Трезору (1939 — 1945 гг.) от спасённых им хозяев». Было понятно, что памятник как-то связан с событиями блокады, и сносить его не стали, а через паспортный стол начали искать бывших жильцов дома.

Через неделю в тот двор пришёл седой мужчина и бережно снял фотографию собаки с обелиска. Сказал обступившим его строителям:

— Это наш Трезорка! Он спас нас и наших детей от голода. Я его фотографию повешу в новой квартире.

Мужчина рассказал удивительную историю.

Осенью 1941 года окраины северных районов города сравнительно мало страдали от обстрелов и бомбёжек, основные удары немцев приходились на центральную часть Ленинграда. Но голод пришёл и сюда, в том числе, и в деревянный дом на четыре семьи, в каждой из которых были дети.

Общим любимцем двора был Трезорка — игривый и смышлёный пёс. Но в одно октябрьское утро в собачью миску, кроме воды, налить было нечего. Пёс постоял, видно, подумал. И исчез. Жители вздохнули с облегчением — не нужно смотреть в голодные собачьи глаза. Но Трезорка не пропал без вести. К обеду он вернулся домой, неся в зубах пойманного зайца. Его хватило на обед для всех четырёх семей. Требуху, лапы и голову отдали главному добытчику…

С тех пор Трезорка начал приносить зайцев почти ежедневно. Пригородные поля опустевших совхозов были заполнены неубранным урожаем — в сентябре к городу подступил фронт. Капуста, морковка, картофель, свёкла остались в грядах. Зайцам раздолье. Их расплодилось очень много.

В семьях двора регулярно варили бульоны из зайчатины. Женщины научились шить из шкурок тёплые зимние варежки, меняли их на табак у некурящих, а табак обменивали на еду.

Охотничьи походы Трезора подсказали ещё один спасительный маршрут: дети с саночками ходили на засыпанные снегом поля и выкапывали картофель, капусту, свёклу. Пусть подмороженные, но продукты.

Во время блокады в этом доме никто не умер. В новогодний вечер 31 декабря детям даже установили ёлку, и на ветках вместе с игрушками висели настоящие шоколадные конфеты, которые выменяли у армейских тыловиков на пойманного Трезором зайца.

Так и пережили блокаду. Уже после Победы, в июне 1945 года Трезор, как обычно, с утра отправился на охоту. А через час пришёл во двор, оставляя за собой кровавый след. Он подорвался на мине. Умный пёс, видимо, что-то почуял, успел отскочить, поэтому не погиб сразу. Умер уже в родном дворе.

Жители дома плакали над ним, как над ушедшим из жизни близким человеком. Похоронили его во дворе, поставили памятник. А когда переезжали в новое жильё — в суматохе забыли о нём.

Тот мужчина попросил строителей:

— Если сможете, не застраивайте могилу Трезора. Посадите на этом месте ель. Пусть у ребятишек-новосёлов зимой будет ёлка. Как тогда, 31 декабря 1941 года. В память о Трезорке.

Жители высотной новостройки уже привыкли, что возле одного из подъездов растёт большая красивая ель. И немногие знают, что она посажена в память о блокадной собаке. Спасшей от голода шестнадцать ленинградцев.

 
Еще несколько случаев, который произошли совсем недавно и тоже теперь уже в Санкт-Петербурге.
В Сестрорецке пожарные спасли замурованного кота
Первый.
Хвостатый находился в «плену» не менее двух месяцев. Все это время он громко мяукал и звал на помощь. 
По словам местных жителей, хвостатый находился в нежилом помещении неподалеку от железнодорожного вокзала не менее двух месяцев. Все эти долгие дни напуганный котик громко мяукал и звал на помощь. Выжить пушистику помогли неравнодушные петербуржцы: они подкармливали бедолагу и неоднократно пытались вызволить его самостоятельно, но у них ничего не получалось. Тогда горожане вызвали спасателей. И они достали бедолагу. Теперь с ни м все в порядке.
Второй случай.
В Ленобласти трех медвежат спасли от обморожения. Мать бросила их в берлоге, испугавшись лесорубов.

Малышей перевезли в Центр спасения медвежат-сирот. Чтобы после реабилитации вернуть медвежат в дикую природу, им нельзя контактировать с людьми и слышать человеческую речь
Медвежата остались в берлоге, их «чудом удалось вытащить» из леса живыми — накануне ночью в Ленобласти прошли заморозки, и земля заледенела. «Земля ледяная, снега практически нет, а до ближайшего населенного пункта 2 часа по лесной дороге… Оперативно связались с уже знакомым нам Центром спасения медвежат-сирот, у них на попечении на сегодняшний день было 9 медвежат этого года, среди них и Машенька с Гатчинского района (о ней ниже), теперь будет 12», — рассказали в Комитете по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области.

28 января в Гатчинском района спасли новорожденного медвежонка. Малыша в зубах принесла западно-сибирская лайка местных дачников садоводства «Волна» — кроха-сирота был в лесу один, без матери.Как пишет 47news.ru, собака-спасатель пыталась положить медвежонка рядом с собственными щенками в вольере — кроха еще не открывает глаза и помещается в человеческой ладони. Малютке уже дали имя Машенька. «Уже известно, что это девочка, ей не больше двух недель от роду. Скорее всего, собака спугнула мать — медведицы обычно удирают, почуяв чужой запах», — рассказали в Комитете по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. 

Роды медведицы связывают с аномальной погодой — самка вышла из спячки из-за теплого января. Сейчас Машеньку передали в центр спасения диких животных «Сирин», после чего ее отправят для выкармливания и реабилитации в Тверскую область — специалистам Автономной некоммерческой организации по сохранению животного мира «Центр спасения медвежат-сирот».

Третий случай
 
26 февраля со льда Финского залива петербуржец Вемир Вемирович спас умирающего лебедя. Изящная птица получила травму позвоночника и не могла самостоятельного покинуть скользкий покров.

Пленника неравнодушный горожанин обнаружил во время прогулки по берегу в поселке Лисий Нос. Пернатый сидел на льду и практически не двигался. Тогда Вемир Вемирович предположил, что птица повредила крыло и обратился за помощью к спасателям.

Мужчина набрал «112», но получил отказ из-за отсутствия необходимого оборудования, после чего решил действовать своими силами. К спасательной операции подключилась Администрация посёлка и вызвала на место происшествия сотрудников МЧС. Однако Вемир Вемирович оказался быстрее: он надел резиновые сапоги, зашёл в воду и на руках вынес лебедя на берег.

До вечера пернатого пленника спаситель приютил в своей квартире. Затем его забрали специалисты центра помощи диким животным «Сирин».

Ветеринары центра диагностировали у птицы травму позвоночного столба. Сейчас состояние лебедя оценивают как тяжелое, сможет ли он полностью восстановится будет известно в ближайшие несколько дней.
Четвертый случай
На Неве спасли одинокого дрейфующего нерпенка, атакованного воронами

Новорожденная самочка балтийской нерпы путешествовала на льдине и ждала помощи людей

6 марта на Неве заметили одинокого новорожденного нерпенка, дрейфующего на льдине. Первый раз малыша увидели около 13:00. Житель поселка Отрадное позвонил в Центр изучения морских млекопитающих, заметив атакованного воронами детеныша посередине реки. Птицы кружили над нерпой и временами пикировали на маленького путешественника. Однако помощь отложили до тех пор, пока льдина не приплывет к берегу.

Спасательную операцию назначили на 17:00. В этот раз уже из поселка Свердлова поступило сообщение, что нерпенок успешно причалил к берегу. Теперь он сидел на льдине в 20 метрах от земли и людей. Вызволять бедолагу отправили пожарную бригаду МЧС.

- Малыша аккуратно сняли с тающей льдинки из Невы и отвезли в пожарную часть, где поместили в пластиковую емкость подальше от тепла. Чуть погодя, за новым пациентом прибыли специалисты Центра изучения морских млекопитающих. Теперь нерпа находится на территории «Водоканала». Одинокому путешественнику тут же оказали всю необходимую помощь, - рассказывает пресс-служба «Водоканала».

На нового пациента уже готово небольшое досье. Оказывается, балтийская нерпа - самочка. Ей всего лишь один-два дня от роду. Малышка должна была находиться с мамой под снежным укрытием на протяжении почти двух месяцев, но из-за теплой погоды и других неизвестных обстоятельств ее унесло течением. Из Ладожского озера она попала, мягко говоря, в неблагоприятную среду обитания.

Сейчас самочку поместили на карантин. За ней постоянно наблюдают и помогают ей прийти в себя. По словам специалистов Фонда друзей балтийской нерпы, детеныш родился примерно 4-5 марта и должен был находиться рядом с мамой под снежным укрытием на протяжении 40-50 дней. Но, вероятно, быстрое течение Невы вынесло малютку из Ладожского озера в неподходящую для нее среду обитания. При поступлении в центр новорожденная самочка весила 4 килограмма. Она находилась в крайне слабом состоянии и не смогла бы выжить в дикой природе.

Выяснилось, что спасенная нерпа уникальна. «Это самый коричневый из всех когда-либо виданных нами ладожских бельков. Они обычно коричневатые, но вот такой вот экземпляр мы видим впервые», — рассказали зоозащитники.

Напомню, это уже второй пациент Центра изучения морских млекопитающих в 2020 году. Первым стала красавица Ксюша. Возможно, скоро спасенные нерпы будут подругами.

Спасибо отважным спасателям
 

Современные шедевры "скульпторов"

Я специально взяла в кавычки, потому что назвать это скульптурой язык не поворачивается. Сами взгляните на эту умопомрачительную красоту!

Миеонгбеом Ким, 2005Анатолий Кнотек (Эго)

Мехмет Али Уйсаль «Самолет», 2016
15 современных скульптур, которые поражают своей смелостью и оригинальностьюОдна из восковых скульптур Урса Фишера. У дяденьки поплыли мозги.
15 современных скульптур, которые поражают своей смелостью и оригинальностьюБумажная скульптура Александра Лидаговского. Хотелось бы понять, что этим "скульптор" хотел сказать?
15 современных скульптур, которые поражают своей смелостью и оригинальностьюАдам Мартинакис. Кокон, 2017 г.
15 современных скульптур, которые поражают своей смелостью и оригинальностьюТихару Сиота «Неопределенное путешествие», 2016Тодд Грей «Калифорнийская миссия: Лошадь», 2006.
Я бы добавила: после гильотины.Кэти Гриннан «Мираж», 2011
Памятник в Норвегии "Не падай духом"
Вольфганг Стиллер «Спичечные люди»
Скульптура лондонского дизайнера Дэна Хуперта, 2014Вот еще подборка шедевров
25 НЕВЕРОЯТНЫХ СКУЛЬПТУР, УВИДЕВ КОТОРЫЕ, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ В ИХ РЕАЛЬНОСТЬ
Ну это еще куда ни шло...
25 НЕВЕРОЯТНЫХ СКУЛЬПТУР, УВИДЕВ КОТОРЫЕ, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ В ИХ РЕАЛЬНОСТЬНазвали "Хранители времени", а по мне так "Анонимы в парной". А вот еще. Я бы назвала "Сплетники"
25 НЕВЕРОЯТНЫХ СКУЛЬПТУР, УВИДЕВ КОТОРЫЕ, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ В ИХ РЕАЛЬНОСТЬ А это в скале? Пособие для родов?
О! Гвидо Арджентини. Скромное название "Ню". Скорее пособие по расчлененке...
25 НЕВЕРОЯТНЫХ СКУЛЬПТУР, УВИДЕВ КОТОРЫЕ, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ В ИХ РЕАЛЬНОСТЬ В помощь для начинающих. По вопросу куда девать втулки от туалетной бумаги.Не знаю что за плетеный человек.
25 НЕВЕРОЯТНЫХ СКУЛЬПТУР, УВИДЕВ КОТОРЫЕ, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ В ИХ РЕАЛЬНОСТЬА это напоминает, что розовая разбила голубую вдребезги... может за её любовь к мужчине? Иначе почему такой акцент на цвете?
25 НЕВЕРОЯТНЫХ СКУЛЬПТУР, УВИДЕВ КОТОРЫЕ, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ В ИХ РЕАЛЬНОСТЬКолонна людей. Вот как хотите, так и понимайте!
25 НЕВЕРОЯТНЫХ СКУЛЬПТУР, УВИДЕВ КОТОРЫЕ, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ В ИХ РЕАЛЬНОСТЬКабельная леди
25 НЕВЕРОЯТНЫХ СКУЛЬПТУР, УВИДЕВ КОТОРЫЕ, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ В ИХ РЕАЛЬНОСТЬСтеклянное сердце. Наверно, чтоб показать как легко его разбить?
А это зомби на болоте. Ну и как впечатление?

Картина дня

))}
Loading...
наверх