1 апреля 1951 года саратовская областная комсомольская газета «Молодой сталинец» опубликовала заметку студента индустриального техникума Вениамина Бурыгина «Саратовская гармонь»: «Четыре года назад я первый раз попал на концерт в Дом культуры Трудовых резервов. На сцене выступали воспитанники разных училищ. Лихо отплясывали они русские танцы, громко распевали колхозные частушки. Всё это очень нравилось мне. Но вот на сцене появилось несколько ребят с музыкальными инструментами, которые я видел впервые.
– Что это у них? – спросил я у своего соседа.
– Саратовские гармошки…
Я смотрел на них, как зачарованный. Мне захотелось научиться играть. Вскоре я пришёл в кружок инструменталистов и стал аккуратно посещать занятия.
В этом году на мою долю выпало большое счастье – я участвовал в заключительном конкурсе городского смотра художественной самодеятельности. На саратовской гармошке исполнил «Волжские напевы» и «Колхозную польку». Мне хочется сказать, что на смотре саратовская гармошка была забыта. А жаль. Пусть она в самодеятельности займёт своё достойное место».
Вениамин Бурыгин
Через полгода судьбоносная встреча перевернёт жизнь автора этой заметки. Вот что рассказывает в альманахе «Литературная губерния» его внук Роман Рыжов: «В октябре 1951 года ансамбль саратовских гармонистов при Доме культуры трудовых резервов, где играл второкурсник индустриального техникума Бурыгин, вызвали в Москву на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности. Выступали в концертном зале им. П.И. Чайковского, Колонном зале Дома Союзов, состоялся концерт и в Большом театре Союза ССР. В его правительственной ложе были И. Сталин, К. Ворошилов, С. Будённый, другие представители высшей власти. Специальная комиссия для этого ответственного концерта отбирала самородков по всей России. В их число попал и саратовский студент В. Бурыгин, виртуозно игравший на гармони. Три минуты выступления перед И. Сталиным Вениамин Петрович запомнил на всю жизнь.
Строгие кураторы концерта из МГБ (всесильного в ту пору ведомства) строго-настрого запретили артистам во время выступления смотреть туда, где сидел великий «вождь и учитель». Однако в конце выступления В. Бурыгин не удержался и поклонился И. Сталину. Генералиссимус три раза хлопнул в ладоши – знак одобрения талантливого саратовского гармониста. И весь легендарный зал Большого театра, где выступали многие выдающиеся артисты, разразился аплодисментами. После памятного концерта В. Бурыгину выделили премию: деньги на покупку саратовской гармошки. Предание гласит, что именно после этого концерта великий «вождь и учитель» спросил окружающих: «Почему это народные хоры есть в Воронеже, Омске, а на Волге вот – нет?» Вскоре свой хор появился и в Куйбышеве, куда и был в июне 1952 года вызван недоучившийся технолог В. Бурыгин».
4 июня 1952 года саратовская комсомольская газета «Молодой сталинец» напечатала заметку М. Кулагина «Волжский народный хор», она извещала читателей, что «Совет Министров РСФСР вынес решение о создании в Куйбышеве профессионального Волжского народного хора в количестве 100 человек (хор, оркестр и танцевальная группа)». Газета приглашала земляков попытать счастья: «В Саратовском Доме народного творчества начался отбор лучших участников художественной самодеятельности города и области, желающих вступить в государственный Волжский хор». Вениамин Бурыгин, игре которого аплодировал сам товарищ Сталин, надо полагать, прошёл без конкурса. Весной 1958 года он гастролировал в Саратовской области: 5 марта газета «Заря молодёжи» поместила снимок Вадима Земляниченко и заметку «Волжский народный хор в Саратове»: «С большим успехом проходят в городах нашей области концерты государственного Волжского народного хора»…
Осенью 1951 года в индустриальный техникум поступил смоленский паренёк Юра Гагарин. Вениамин и Юрий подружились, к тому времени Бурыгин уже виртуозно играл на саратовской гармонике, и жадный до всего нового и необычного Гагарин, конечно же, не мог пройти мимо: его старший товарищ (Бурыгин родился 17 сентября 1932 года в селе Шепелевке Турковского района) стал разучивать с ним саратовские переборы, и у них даже получалось играть в паре.
С Гагариным судьба свела его ещё раз в августе 1962 года, когда Волжский хор гастролировал в Гурзуфе, а Гагарин с семьёй и только что вернувшийся из космоса Павел Попович в то время отдыхали там. Космонавты пришли на концерт. В тот вечер звучала гармошка Вениамина Бурыгина, и Юрий Алексеевич после выступления сокурсника вышел на сцену, обнял его и поблагодарил под аплодисменты артистов и зрителей.
Сколько раз обрушивались на него аплодисменты! (в первые годы работы в хоре – восемнадцать плановых концертов в месяц!). Вениамин играл на гармошке, жалейке, пел в хоре, танцевал, вёл концерты и сочинял песни, которые звучали из уст таких певиц, как Екатерина Шаврина, Ольга Воронец и Людмила Зыкина. Среди сотен его песен (а только в соавторстве с Григорием Пономаренко – около ста песен) двум посчастливилось стать поистине народными: «Эх, Волга-речка, не боли, сердечко», и написанная в 1959 году на гастролях в Пензе для солистки ансамбля Валентины Михайловой, жены Бурыгина, «Расцвела под окошком белоснежная вишня», её ещё называют «Засиделась одна» по строке песни:
Все подружки по парам
В тишине разбрелися,
Только я в этот вечер
Засиделась одна.
А по первой строке самой знаменитой песни Вениамина Петровича Бурыгина в 2005 году, через год после смерти поэта, земляки-самарцы назвали песенный фестиваль «Расцвела под окошком белоснежная вишня». И она будет «цвести» на сцене до тех пор, пока есть у нас гармонисты и исполнители русских народных песен.
Владимир ИВАНЧУК
Газета "Русская речь" № 4 - 2014 год. Саратов.
Советский актёр, вокалист и поэт Вениамин Бурыгин, уроженец села Шепелевка Саратовской области, на вопросы о своем творческом пути всегда отмечал, что вся его сознательная жизнь была связана с Волжским народным хором. Работая в хоровом коллективе, он был сначала гармонистом, играл на жалейке, потом исполнителем, и даже ведущим концертов. Там же Вениамин Петрович встретил и свою будущую супругу, солистку хора, Валентину Михайлову.
А начиналось всё с участия в местной художественной самодеятельности, и выступления на одном из Всесоюзных смотров, где присутствовала вся политическая элита того времени. По заверениям очевидцев, услышав, как играет на саратовской гармошке молодой паренёк Вениамин Бурыгин, Сталин распорядился организовать народный хор в городе Куйбышеве, а одарённого парня наградил денежной премией для покупки собственной гармони.
Более тридцати лет (с 1952 по 1983 год) Волжский хор был основным рабочим местом музыканта и поэта Бурыгина. За этот период времени им было написано немало стихотворных произведений, ставших текстами песен. К патриотическим можно отнести «Величальную – строителям ГЭС», «Ой, ты, Волга, край морской», «Пораскинулись русские степи», «Волгари поют», где что ни слово, всё о родине, о земляках. Где звучит приглашение для всех, любоваться красотой милых сердцу Жигулёвских просторов.
Стихи «Волга-речка, не боли сердечко», «Гармонь певучая», «Расцвела под окошком белоснежная вишня» стали песнями о любви. Это тонко прочувствованные страдания влюблённой души, иногда подёрнутые лёгкой дымкой юмора, иронии в отношении объекта воздыханий. Самой узнаваемой работой поэта стала упомянутая выше песня о вишне, которая дала название «Белоснежная вишня» фестивалю песни в Самаре.
Вениамин Петрович создал около полутысячи песенных текстов. Большое количество их было записано на радио, выпускались пластинки, миньоны. Среди этих песен около десятка шлягеров. И, несмотря на это, поэт-песенник не входил в Союз писателей СССР. Имея напечатанным один сборник стихов, Бурыгин обратился с просьбой о принятии его в ряды писателей, однако, в этом ему было отказано. Правда, Союз писателей пригласил поэта в свой «коллектив», когда у того уже было выпущено 3 сборника, но на это приглашение уже Вениамин Петрович ответил отказом.
Соратники Вениамина Петровича Бурыгина отмечали, что стихи его не рождались в муках творчества, а наоборот, создавались легко и быстро. И была изюминка текстов его песен, и залог их популярности в простоте слов и сюжета, в темах, близких слушателю.
Вениамин Бурыгин ушёл из жизни в 2004 году, оставив потомкам прекрасные тексты песен, многие из которых по праву считаются народными сочинениями.
Людмила Зыкина
Ольга Воронец
ансамбль русской песни ХМЕЛЬ (любопытная обработка)
Рок-Острова - Белоснежная вишня (ну уж больно "современно")
Волжский народный хор
Надежда Бабкина и ансамбль "Русская песня"
https://www.perunica.ru/video/klipi/8110-rascvela-pod-okoshk...
http://drinking-songs.ru/avtory-tekstov/burygin-veniamin-pet...
Свежие комментарии