На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    А.Ф. Керенский - революционер. Сильно хватили.Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста. Да, даже ежика пригрели. Енота можно, а чем ежик не наш енот?🤣 И поддероживаю все-все твои слова, обраще...Некоторые фото с ...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка!Разгадка одного г...

«Страшная Мари». Невероятная судьба скандальной музы Ренуара и Лотрека

О. Ренуар. Слева – *Девушка, заплетающая косу*, 1885. Справа – *Танец в Буживале*, 1883. Фрагмент | Фото: artchive.ruО. Ренуар. Слева – *Девушка, заплетающая косу*, 1885. Справа – *Танец в Буживале*, 1883. Фрагмент | Фото: artchive.ru

Никто не знал, когда она говорит правду, а когда лжет. Никто не догадывался, где она пропадала по несколько дней. Никто не спрашивал, кем был отец ее ребенка. Ее называли «страшной Мари» и обвиняли в расчетливости, эксцентричности и бездушии. Сюзанна Валадон была одной из самых популярных натурщиц Монмартра, она позировала Пюви де Шаванну, Ван Гогу, Стейнлену, Ренуару и Тулуз-Лотреку. Никто не догадывался о том, что она тоже пишет картины и сможет стать успешной художницей.Сюзанна Валадон, фото 1885 и 1890 гг. | Фото: liveinternet.ruСюзанна Валадон, фото 1885 и 1890 гг. | Фото: liveinternet.ru

Мари - Клементин родилась в Бессин-сюр-Гартамп, в Лимузене, в департаменте Верхняя Вьенна, Франция. Она была дочерью незамужней прачки и белошвейки Мадлен Куло, родившейся от неизвестного отца . Она не была единственным ребенком, но её мать отдала всех детей, кроме Сюзанны. Причинами для этого была бедность и пережитая война. Кто был ее отцом, Сюзанна так никогда и не узнала.
Мать привезла дочь в Париж, когда ей не было еще пяти лет. Жили они, с трудом сводя концы с концами, на то, что мать зарабатывала уборкой квартир.
После недолгого пребывания в какой-то религиозной школе девочка в одиннадцать лет поступила в швейную мастерскую. Потом она работала нянькой, прогуливая ребятишек в Тюильрийском саду, была подавальщицей в рабочем бистро, торговала овощами на Батиньольском рынке.
Ее очень привлекал цирк, и когда ей было пятнадцать лет, она поступила на службу в любительский цирк Молье и стала там цирковой акробаткой, но через несколько месяцев, исполняя очередной номер, сорвалась и упала с трапеции на арену. На этом ее цирковая карьера окончилась.Слева – Т.-А. Стейнлейн. Портрет Сюзанны Валадон. Справа – С. Валадон, фото 1887 г. | Фото: artchive.ru и liveinternet.ruСлева – Т.-А. Стейнлейн. Портрет Сюзанны Валадон. Справа – С. Валадон, фото 1887 г. | Фото: artchive.ru и liveinternet.ru

У Мари-Клементины Валадон была изящная фигурка, красивое, пикантное лицо. С детства она увлекалась рисованием - она рисовала всюду, даже на стенах домов, на тротуарах, пользуясь куском угля, мелом, огрызком карандаша, - она мечтала проникнуть в среду художников. Эта мечта ее сбылась. Ее мать к тому времени открыла прачечную в тупике Гельма, и Мари-Клементина, хотя и не очень охотно, помогала ей - разносила белье художникам, среди которых был Пюви де Шаванн, живший на площади Пигаль, обративший на нее внимание.

Как-то, разнося по домам белье, которое гладила мать, она позвонила в дверь художнику Пюви де Шаванну. Тот сразу увидел в этой девочке с сильным крупным лицом и скульптурным телом идеальную модель и любовницу. По совету подруги Сюзанна становится профессиональной натурщицей. Де Шаванн стал первым, но далеко не последним поклонником Мари. Кокетка с аппетитными формами в Городском танце и в знаменитом Танце в Буживале Огюста Ренуара, широкоплечая девица, заплетающая волосы в его же Косах, задумчивый женский профиль наедине с бутылкой вина в Похмелье Анри Тулуз-Лотрека — все это Сюзанна Валадон.

В каждом персонаже картины «Священная роща» угадываются черты Мари-Клементины.П. де Шаванн. Священная роща, 1889 | Фото: artchive.ruП. де Шаванн. Священная роща, 1889 | Фото: artchive.rФ. Зандоменеги. Беседа | Фото: artchive.ruФ. Зандоменеги. Беседа | Фото: artchive.ru
Позже девушка стала натурщицей также для Ф. Зандоменеги и О. Ренуара. В 1883 г. Валадон родила сына, отцом которого называли каждого из художников, с которыми она работала. Девушка не отличалась пуританскими взглядами и вела свободный образ жизни. В том же году натурщица позировала для двух картин из танцевальной серии Ренуара. «Страшная Мари» в его исполнении – само очарование, мягкость и женственность. Возможно, сотрудничество Сюзанны с Ренуаром продолжилось, если бы у Ренуара не было его любимой жены и модели Алины, а Сюзанна не познакомилась бы с Дега.С. Валадон с сыном, 1890 и 1894 гг. | Фото: liveinternet.ruС. Валадон с сыном, 1890 и 1894 гг. | Фото: liveinternet.ru

Сюзанной ее назвал Тулуз-Лотрек за то, что она позировала голой стареющим мэтрам. Но пока блудница проводила с ним бурные ночи на Монмартре, ему было все равно, перед кем она позирует днем. Он же первым увидел ее рисунки. По его совету она показала их Эдгару Дега, повлиявшему на нее больше остальных.О. Ренуар. Слева – Сюзанна Валадон, 1885. Справа – портрет Сюзанны Валадон, 1885 | Фото: artchive.ruО. Ренуар. Слева – Сюзанна Валадон, 1885. Справа – портрет Сюзанны Валадон, 1885 | Фото: artchive.ruДля этих картин Ренуару позировала С. Валадон: *Танец в Буживале*, 1883, *Танец в городе*, 1883, *Зонтики*, 1886 | Фото: artchive.ruДля этих картин Ренуару позировала С. Валадон: *Танец в Буживале*, 1883, *Танец в городе*, 1883, *Зонтики*, 1886 | Фото: artchive.ru
Совсем по-другому видит ее Тулуз-Лотрек. В своих работах художник не льстит девушке, заостряя внимание на тех чертах, которые выдают в ней вздорный характер. Исследователь жизни и творчества Тулуз-Лотрека А. Перрюшо писал: «В портретах Лотрека у Мари резкие, жесткие черты лица, такие, какими они станут, когда она утратит прелесть своих двадцати лет. У нее не по возрасту печальное лицо, сжатые губы, мрачный, устремленный в пространство отсутствующий взгляд».А. де Тулуз-Лотрек. Девушка за столом, 1887. Фрагмент | Фото: liveinternet.ruА. де Тулуз-Лотрек. Девушка за столом, 1887. Фрагмент | Фото: liveinternet.ruА. де Тулуз-Лотрек. Портреты Сюзанны Валадон 1885 и 1887 гг. | Фото: artchive.ruА. де Тулуз-Лотрек. Портреты Сюзанны Валадон 1885 и 1887 гг. | Фото: artchive.ru

По совету Тулуз-Лотрека Мари-Клементин взяла псевдоним Сюзанна, и именно под этим именем позже ее узнал весь мир. В ту пору у натурщицы с художником начался бурный роман, в котором А. Перрюшо видит не только страстное увлечение друг другом, но и творческий союз двух талантливых людей: «Мари нравилась любовь. Она занимала в ее жизни большое место. Вид Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнули ее, а скорее наоборот – привлекли. Она стала любовницей Лотрека. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта плебейка и потомок графов де Тулуз были абсолютно свободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво смотрели на действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучиться у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его неумение писать "красиво", его зачастую бичующие карандаш и кисть».Анри Тулуз-Лотрек. Гладильщица 1884 - 88.

"Страшная Мария", как называл ее Дега, находилась с Лотреком в интимных отношениях. Пошла ли она на это с какими-то определенными намерениями или нет - трудно сказать. Кто мог разгадать побуждения этой изворотливой женщины, которая легко увиливала, когда ее пытались изобличить? Чего она добивалась?
Она заставляла Лотрека выполнять все ее капризы, позировала ему только тогда, когда ей вздумается, иногда надолго исчезала, потом появлялась снова; объясняя свое отсутствие, сочиняла всякие небылицы, раздражавшие Лотрека. "Вображения у нее предостаточно, ей ничего не стоит солгать", - с горечью говорил он.
Вскоре Лотрек подружился с тулузцем Гози, своим товарищем по мастерской Кормона. Их дружба еще больше окрепла, после того как Гози снял мастерскую на улице Турлак, по соседству с мастерской Лотрека.Однажды днем, когда Гози работал над этюдом, в мастерской раздался резкий звонок. Не успел художник положить палитру, как позвонили еще раз, более требовательно. Гози бросился к двери, отворил ее. Перед ним с искаженным лицом стоял запыхавшийся Лотрек.
"Иди скорее. Мария хочет покончить с собой".
- "Да что ты! Это, наверное, шутка!"
- "Нет, дело серьезное. Скорее, иди за мной".
И Лотрек торопливо заковылял вниз по лестнице.
На втором этаже Лотрек и Гози толкнули приоткрытую дверь в квартиру Валадон и застыли на месте - из кухни, которая находилась у самого входа, доносились голоса. Разговаривали в повышенном тоне. Судя по всему, между Валадон и ее матерью вспыхнула ссора.
"Ну что ты натворила! Он испугался и больше не вернется. Вот все, чего ты добилась!"
Лотрек, мертвенно-бледный, слушал. Потом раздался озлобленный голос Валадон:
"Он не шел на это. Я пустила в ход крайнее средство".
"Могла потерпеть еще немного!" - ответила мать.
Лотрек, а за ним Гози прошли на кухню. Застигнутые врасплох, женщины сразу замолчали.
"Вот так история! - воскликнул Гози. - К чему эта комедия?" И обращаясь к Лотреку, добавил: "Бедный друг, ты же видишь, над тобой посмеялись!"
Лотрек смотрел на женщин. Они на него. Никто из них не произнес ни слова. Потом Лотрек резко повернулся и молча вышел. С того дня он больше не виделся с Сюзаной.
На лестничной площадке он протянул руку Гози: "До свидания, до завтра!" Гози был огорчен. Он догадывался, что сейчас сделает его друг. И не ошибся. Войдя в свою мастерскую, Лотрек бросился на диван, чтобы вдали от всех выплакать свое горе.А. де Тулуз-Лотрек. Похмелье, 1889 | Фото: artchive.ruА. де Тулуз-Лотрек. Похмелье, 1889 | Фото: artchive.ru
Сюзанне Валадон нравилось рассказывать о себе небылицы, что подтверждал Тулуз-Лотрек: «Воображения у нее предостаточно, ей ничего не стоит солгать». Но об одном она никогда не говорила – о своем серьезном увлечении живописью. Тулуз-Лотрек однажды случайно увидел ее работы и был поражен незаурядным талантом художницы. Он показал ее картины Эдгару Дега, и тот воскликнул: «Вы – наша!».

Дега дает ей уроки гравюры и знакомит с галеристами. Пока она совершенствовала свое владение кистью, ее малолетний сын спивался, став алкоголиком едва ли не в 13 лет. Ситуация усугублялась психическими проблемами, и Сюзанна решила пристрастить его к живописи. Так у Утрилло стало две главные страсти в жизни — алкоголь и виды родного Монмартра.С. Валадон. Обнаженная, 1926 | Фото: allpainters.ruС. Валадон. Обнаженная, 1926 | Фото: allpainters.ruС. Валадон. Слева – автопортрет, 1917. Справа – Адам и Ева, 1901 | Фото: liveinternet.ruС. Валадон. Слева – автопортрет, 1917. Справа – Адам и Ева, 1901 | Фото: liveinternet.ru
После того, как она разыграла спектакль с самоубийством, терпению художника пришел конец, и больше они не встречались. Позже она вышла замуж (за кого - рассказ ниже), а в 44 года ушла от мужа к 23-летнему любовнику, с которым прожила почти 30 лет.С. Валадон. Забрасывание сети 1912г.С.Валадон. Приоткрытое будущего или Гадалка. 1912г.С. Валадон. Портрет семьи. 1912г.С. Валадон. Голубая комната, 1923 | Фото: liveinternet.ruС. Валадон. Голубая комната, 1923 | Фото: liveinternet.ru

Заслуживает внимания история любви Эрика Альфреда Лесли Сати (1866 - 1925) - французского композитора и Сюзанны Валадон, которая продлилась год для нее и тридцать лет для него.
В 1893 году молодой Сати встретил Сюзанну в ресторане, в котором он работал вторым пианистом. Она пришла туда с очередным любовником. На этот раз банкиром. Что произошло с Сати, что он, не обращая внимание на партнера поразившей его женщины, наплевав на все приличия подошел к ней в тот же вечер, история умалчивает. Сати предложил Сюзанне руку и сердце, и Сюзанна безыскусно и просто - так, как это могла сделать лишь донельзя изысканная благородная леди - их приняла. Они прошли к выходу, оставив Пауля одного.
Подойдя к мэрии с двумя негритятами, бьющими в бубны, которых Сати в баре находчиво нанял, они обнаружили, что ночью все, кроме их распахнутых по направленью друг к другу сердец, было закрыто, и мэр - толстый плешак и остряк в перхотной шляпе - премирно посапывал в уютной постельке.
Момент женитьбы и счастья был безвозвратно упущен. Сюзанна стала жить с Сати, они вели совместное хозяйство.
Несмотря на молниеносность союза, Сюзанна жила с Сати в комнате, куда он прежде никого не пускал, штопая ему носки и готовя обед - то есть проделывая все то, чем прежде так восхищала Тулуз-Лотрека и Ренуара. Сати увлеченно рисовал Сюзаннин портрет, а она - его, карикатурный, с большим носом, с очками. Неизвестный, вошедший в сперто пахнувшую одиночеством комнату после смерти Сати, заглянул за диван - и там нашел оба бездыханных и мертвых портрета.
На второй день знакомства Сати и Сюзанна пошли смотреть фильм под названием "Девочка, отпилившая себе руки ножовкой". За фильмом последовал ресторан и обед: Сати питался исключительно пищей белого цвета (белок, сахар, жир, соль, кокосы, рубленые кости), а Сюзанна носила только черные платья, когда была с ним.
Сюзанна намекнула Сати на запасного любовника - "французский артиллерист, капитан Д.". В тот момент вряд ли было известно, что через шесть лет в 1899 году пройдет процесс над экзальтированным эльзасцем Альфредом Дрейфусом, который в 1894 году был обличен в шпионаже, разжалован, граждански казнен и в 1895 сослан на "Дьявольский остров".
Наконец наступила пора расставанья: год спустя Сюзанна ушла, Сати был сражен. Сати продолжал любить ее до конца своих дней - до 1 июля 1925 года.
Шесть лет спустя, двадцать пятого августа 1900 года, они встретились снова. В пять часов пополудни Сюзанна, даже не взглянув на Сати, проехала мимо него в роскошной карете. Впрочем, она делала это часто - назло, да и после разрыва сняла квартиру этажом ниже Сати в том же подъезде. Уходя от любви, органист ордена розенкрейцеров Эрик Сати ударился в мистику. О личной жизни его нам мало известно. Больше известно о нем как о композиторе.Портрет кисти Валандон Эрика Сати.

фото Сати.

К своим произведениям Валадон относилась куда более серьезно, чем к мужчинам: над одной картиной она могла работать более 10 лет. В 1894 г. Валадон стала первой художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств, и одной из немногих, кто добился признания и финансового благополучия при жизни. Однако в ее живописи в большей степени проявился своеобразный экспрессионизм или, по определению критиков, «психологический реализм».

Своему сыну Морису Утрилло Сюзанна Валадон не дала ни материнской заботы, ни любви, но зато передала любовь к живописи – он также стал художником. Их называли последними наследниками импрессионизма.

На площади Пигаль его дразнили Литрилло: тут все знали буйного пьяницу, который готов продать свои картины за стакан чего-нибудь покрепче. Критики считали, что на него повлиял Писсарро, — Утрилло на это отвечал, что не видел других работ, кроме картин своей матери. Он же познакомил ее с Андре Уттером. 28-летний электрик и художник-любитель, младше Мориса на каких-то три года, позировал Валадон для картины Адам и Ева. Евой была она. Оба, естественно, обнаженные. Дальше последовал развод, скандалы с сыном и тщетные попытки ужиться под одной крышей новым составом: она, Морис и Андре Уттер. Спустя век им наконец-то это удалось.С. Валадон, М. Утрилло и А. Уттер | Фото: liveinternet.ruС. Валадон, М. Утрилло и А. Уттер | Фото: liveinternet.ru

Французский живописец-пейзажист, сын художницы Сюзанны Валадон. Когда парню исполнилось шестнадцать, это был конченый человек.
Заброшенный мальчик в одиночестве добирался из богатого буржуазного дома в свой колледж, и штукатуры по пути ради шутки угощали его рюмочкой абсента.
Все поставили на Морисе крест: изготовитель абажуров, переписчик нот. Чистильщик обуви, и тот прогнал Мориса спустя месяц. А чистильщики пьют побольше сапожников.
Сюзанна никогда не питала к сыну тёплых чувств. Картина, представленная ниже, нарисована, когда Морису было уже 25 лет.
Бабушка и внук.

Морис не получил систематического художественного образования, некоторые принципы ему подсказала мать, что-то он подсмотрел у художников, работавших на Монмартре.
В результате он начал писать городские пейзажи, которые нравились простой публике, но долго оставались непризнанными среди искусствоведов и критиков. В манере Утрилло можно найти черты постимпрессионизма и примитивизма. До 1906 художник подписывал свои работы как Морис Валадон, затем принял фамилию отчима.

Критики оценили работы Утрилло лишь в 1910-х. В 1920-х художник стал знаменитостью международного масштаба. В 1929 г. правительство Франции наградило его Орденом Почетного легиона. В 1935 г. Утрилло женился на Люси Валор и с нею уехал в парижский пригород Ле-Везине. В 1950 году на парижском аукционе американский коллекционер уплатил за пейзаж Утрилло «белого периода» сенсационную сумму – 8 миллионов франков.
Художник скончался 5 ноября 1955 года в Даксе, департамент Ланды. Похоронен на монмартрском кладбище Сен-Венсан.С. Валадон в студии | Фото: liveinternet.ruС. Валадон в студии | Фото: liveinternet.ru

По материалам книги А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц. И.Эренбург. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001. - 272 с., с илл.

Картина дня

наверх