На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 243 подписчика

Свежие комментарии

История царской шапки.

ВЕНÉЦ, древнейший символ славы и величия. Его истоки – языческие венки из цветов, употреблявшиеся в праздничных и др. ритуальных обрядах разных народов. Со времён Древней Греции и Древнего Рима пошла традиция возлагать венок из ветвей лавра и оливы (по латыни – corona) на голову человека, достигшего высшего пика славы – победителя в Олимпийских играх, поэта-победителя в творческом состязании, отличившегося на войне полководца и победителя-императора, а также верховного лица в государстве (этот венец был не только символом власти, но и символом божественности её носителя).

В поздние годы Римской империи венец был непременным атрибутом императорской власти. Со временем слово "венец" стало символическим обозначением миссии её носителя (царский венец), аллегорией судьбы (мученический венец), оценкой высшего достижения (венец творения) и т.п.

До 17 века слово "венец" на Руси не употреблялось. Но по своему символическому значению венцом являлась древнерусская "княжья шапка"; роль венца в 10–13 веках играл парадный, нередко украшенный золотом, эмалью и чеканкой шлем князя-воина; такую роль играли наиболее древние, носившиеся князьями в торжественных случаях, головные повязки в виде шнура с украшениями (в том числе вислыми).Древнерусская княжья шапка к 13 веку уже имела устоявшуюся форму – матерчатая тулья, чаще красного или зелёного цвета (иногда разноцветная) с опушкой из меха или с обрамлением из кожи. Её носили князья в торжественных случаях, её надевали на князя при "поставлении на княжение".Великий князь московский и владимирский Иван III Васильевич (княжил в 1462–1505) под влиянием идеи "Москва – Третий Рим", то есть идеи духовного главенства Руси как православного государства после Византии (она пала в 1453), стал перенимать византийские обрядовые церковные традиции и традиции верховной власти, в том числе регалии верховной власти. В частности в 1498 он применил венец, называвшийся шапкой Мономаха, при обряде венчания внука Дмитрия в качестве своего соправителя на "великое княжение Владимирское, Московское, Новгородское и всея Руси". Шапка Мономаха была создана по образцу головного убора византийского царя (кесаря, или василевса), называвшегося "скиадий". Скиадий имел в основе форму европейской стеммы (стемма представляла собой золотой обруч, надетый на матерчатую шапочку, над которой сходились два полуобруча, увенчанные крестом). Шапка Мономаха впервые упомянута в завещании Ивана Калиты (14 век) как княжеская регалия. Иван III велел сделать к шапке опушку из соболя, благодаря чему эта регалия соединила в себе образ древнерусской княжьей шапки и византийской скиадии.Шапкой Мономаха венчались почти все русские цари. Слово "венец" впервые появилось в государственной бумаге в конце 17 в., в описи Государева Большого наряда. Так был назван Грамотинский венец, изготовленный под присмотром думного дьяка Грамотина в 1670-х гг. Этот венец использовался в обряде венчания на царство в 1676 Фёдора Алексеевича – единственного из русских царей, венчанного не Шапкой Мономаха. Грамотинский венец был столь богато украшен камнями и золотом, что весил более 5 кг.; он был трёхярусным и своим видом напоминал корону европейских монархов.Все остальные головные уборы, используемые русскими царями для ношения в торжественных случаях, назывались "царскими шапками".

Царские шапки были разнообразны. Так, у царя Ивана IV после его Казанского похода 1552 появилась так называемая Казанская шапка.Как и ханский трон, получивший позже название "Трона Бориса Годунова", она была изготовлена татарскими мастерами и привезена Иваном Грозным из Казани. Вместе с Шапкой Мономаха Казанская шапка – вторая из самых старых царских шапок (до 17 века), сохранившихся до наших дней.

Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Есть версия, что её изготовили ювелиры покоренного ханства. В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.В 1627 в мастерских Московского Кремля под присмотром думного дьяка Е. Телепнева для царя Михаила Федоровича была изготовлена царская шапка Большого наряда (она же Астраханская шапка) – одна из самых больших из сохранившихся царских шапок (высота 30 см).

Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.В 1684 для царя Ивана Алексеевича была сшита шапка из алтабаса – похожей на парчу дорогой ткани (отсюда название – Алтабасная шапка), из неё сделана тулья. Она же имеет название и Сибирская.

Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.

На тулье – узор из ажурных золотых запон, расцвеченных эмалями и драгоценными камнями. Некоторые из этих запон были сняты, как утверждают источники, с несохранившейся Алмазной шапки царя Фёдора Алексеевича. Все упомянутые царские шапки хранятся ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Цари Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич имели по собственной Алмазной шапке.Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.Первый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Видимо, считал немодным.
Обе были изготовлены в 1680 в мастерских Московского Кремля. Их тульи сплошь покрыты алмазами. Шапка малолетнего Петра несколько меньше. Оба царя – Иван и Пётр – стали последними, кто был венчан на царство "царской шапкой".Запасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра. Судя по всему, надевал он ее один раз – на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном – на том, правда, был оригинал шапки Мономаха. Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 грамм. Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один единственный раз.

В 1721 Пётр I принял титул императора, и в дальнейшем все русские императоры венчались на царство короной.

В имперскую эпоху лавровый венец как символ величия использовался в изобразительном искусстве и в художественной литературе. Русских императоров нередко изображали не в короне, а с лавровым венком на голове, например, венком украшено чело Петра I на Медном всаднике и чело Екатерины II на памятнике в Екатерининском садике в Петербурге. На том же памятнике Екатерина также держит лавровый венок в руке, словно готовясь возложить его на достойного славы героя.

Императорские короны до 1917 в символическом смысле продолжали называть венцами, причём не только в литературе, публицистике и т.п., но нередко и в официальных бумагах.

http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=1094152

http://russian7.ru/post/7-shapok-russkojj-monarkhii/

Картина дня

наверх